Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 46. Дневник, 1847-1854

стрѣлять черезъ брустверъ. —

5) Общеупотребительныя внутреннія лекарства въ простомъ народѣ суть: сулема, росной ладанъ, имбирь.

6) Широта мѣста опредѣляется мореплавателями секстантомъ по полуденной высотѣ солнца; а долгота разстояніемъ между солнцемъ и луною или звѣздами.

17 Октября 7) Батавія городъ1241 на островѣ Явѣ, 130 гр[адусъ] д[олготы],1242 принадлежащiй прежде1243 Голландцамъ, а теперь Англичанамъ.

8) Аврора — зарница. —

17 Октября. 9) Японцы вмѣсто часовъ употребляютъ брусокъ, на выдолбленномъ желобкѣ котораго насыпается равномѣрно сгорающій порошокъ. Японскій часъ не имѣетъ абсолютной величины, а зависитъ отъ величины дня. Такъ что лѣтній ночной часъ гораздо меньше нашего часа, a зимній больше.

10)1244 Направленій вѣтровъ принимается 41245 главныхъ: Nord, Est, Sud и Ouest.1246 — Между каждымъ изъ этихъ принимается середнее направление: NE,1247 SE, SO и NO. Между каждой изъ 8 половинъ принимается 8 среднихъ: NNE, ENE,1248 NNO,1249 ONO, SSO,1250, OSO, SSE1251и ESE. Между каждой изъ 1/16 принимается среднее направленіе: N 1/4 NE | N 1/4 NO | NE 1/4 N | NO 1/4 N1252 | NE 1/4 Е | NO 1/4 О | E 1/4 NE | O 1/4 NO | S 1/4 SE | S 1/4 SO | SE 1/4 S | SO 1/4 S |1253 SE 1/4 E | SO 1/4 O | E 1/4 SE | O 1/4 SE. Haчиная считать отъ Nord и Sud въ обѣ стороны.

11) Раевскій, корпусный командиръ въ 12 году, замѣчателенъ своей храбростью и случайностью, или афек[та]ціей — спасеніемъ 3 дѣтей. —

12) Военная Географія есть наука, излагающая главныя стратегическія пунк[ты.] Военная статистика. Силы войскъ. —

13) Одинъ ханъ загадалъ загадку: далеко ли правда отъ неправды живетъ? Никто не могъ разгадать. «Ики илли, сказалъ онъ, т. е. два вершка (два, 2 пальца)». Почему? спросили его. Онъ приложилъ руку къ виску, такъ что 4 пальца занимали все пространство отъ глаза до уха. —

14) 3 Койсу1254 (Аварск[ихъ]) впадаютъ въ Сулакъ.

15) Весь край отъ устья Тере[ка] до Каргалинки и отъ Каргал[инки] до Костека и Петровскаго поч[ти] неизвѣстенъ и обитаемъ1255 Вооруженными Нагайцами. —

16) Японія въ первый разъ посѣщена была въ 1/2 16 вѣка Португальцами.

17)1256 Въ Эддо1257 — главномъ Японскомъ городѣ 10,000.000 жителей. —

18) Въ Гринвичѣ находится знаменитая обсерваторія.

19) Взять [я]зыкъ —1258 военный терминъ. —

20) Татары Iерусалимъ [на]зываютъ Байтыллукаддасъ. —

21) Здѣшніе странники (Хаджи), [о]тправляющіеся1259 въ Мекку, ходятъ двумя путями: сухимъ — черезъ Тифлисъ, Требизонтъ, Дамаскъ и Джидда, въ которой они должны снимать обувь и надѣвать саванъ, чтобы войти въ Мекку; или морскимъ1260 — изъ Редутъ1261 мимо Царьграда (Стамбуръ) чрезъ Мраморное море въ Архипелагъ и пристаютъ въ Каирѣ (Миссери). Откуда сухимъ путемъ, перейдя черезъ Суезъ, снова Чермнымъ моремъ ѣдутъ до Джидды. —

22)1262 Здѣшніе Татары Турокъ называютъ Тюрки и тоже Усмамло, а Султана: Хункерь.

23) Шамиль 2 раза имѣлъ переговоры съ Русскими: 1) съ Клюке фонъ Клюгенау въ 37 году въ Ахульго, и 2) съ Пуллою въ 42 году на Л[азаревомъ] Ф[орту].

24)1263 Земля имѣетъ въ окружности 5,400 геогр[афическихъ] м[иль] (7 в[ерстъ]), каждый градусъ имѣетъ около 105 в[ерстъ].

VIII. МЫСЛИ

1264 16 Октября 1853. 1) Испытываемое иногда непреодолимое желаніе замѣнить умственныя занятія физическимъ трудомъ не есть признакъ непостоянства или лѣности, но необходимая потребность отдыха.

2)1265 На охотѣ отдыхаетъ1266 умъ и трудится тѣло; совершенно наоборотъ тому, что бываетъ въ1267 кабинетныхъ занятій, и поэтому-то она такъ и пріятна столько-же увлеченіемъ, сколько и этимъ совершеннымъ отсутствіемъ чувствъ и мыслей.

3) Не можетъ быть, чтобы лекаря и колдуны не вѣрили сами въ свою силу. Они безсознательно стараются заглушить здравый смыслъ надеждой на случай и стараются говорить и дѣйствовать какъ можно необдуманнѣе, надѣясь, что инстинктъ откроетъ и покажетъ имъ истину. —

4) Искусство писать хорошо для человѣка чувствительнаго и умнаго состоитъ не въ томъ, чтобы знать, чтò писать,1268 но въ томъ, чтобы знать то, чего не нужно писать. — Никакія геніяльныя прибавленія не могутъ улучшить сочиненія такъ много, какъ могутъ улучшить его вымарки.

5) Японцы справедливо думаютъ, что сношенія съ иностранцами и долженствующія послѣдовать отъ нихъ заимствованія вредны для народа, неумѣющаго отличать блестящаго отъ полезнаго. Народу нужно пройдти1269 по трудной дорогѣ открытія, что[бы]1270 умѣть цѣнить его и пользоваться имъ. —

6) Во всѣхъ философіяхъ законовѣд[ѣнія]1271 Законы выводять изъ началъ1272 здраваго ума и справедливости. Эти законы1273 составляютъ нераздѣльныя части ду[ши] каждаго человѣка и люди безсознательно исполняли бы и[хъ]. Но мнѣ кажется, что основаніе1274 законовъ должно [быть] отрицательное — неправда. Нужно разсмотрѣть, как[имъ] образомъ неправда проникаетъ въ душу человѣка и уз[навъ] ея причины, положить ей преграды. Т. е.1275 основыва[ть] законы не на соединяющихъ началахъ — добра, а на разъединяющихъ началахъ зла. —

7) Пробный камень яснаго пониманія предмета состоитъ въ томъ, чтобы быть въ состояніи передать его на простонародномъ языкѣ необразованному человѣку. —

8)1276 Такъ называемые порядочные люди, gens comme il faut, ставя себя весьма высоко въ собственномъ мнѣніи, какъ скоро выходятъ изъ своей сферы и входятъ въ сферу, въ которой не цѣнятся1277 условныя достоинства порядочности, падаютъ гораздо ниже людей непорядочныхъ, которые, не гордясь ничѣмъ, стараются пріобрѣтать хорошее. Первые смотрятъ сверху и бездѣйствуютъ, поэтому падаютъ; вторые смотрятъ снизу и1278 трудятся, поэтому влѣзаютъ. —

9)1279 Мнѣніе, которое мы получаемъ при первомъ взглядѣ на человѣка, обыкновенно измѣняется болѣе или менѣе скоро, и до тѣхъ поръ пока не произошло этой перемѣны,1280 всегда будешь или слишкомъ хорошо, или слишкомъ дурно судить о человѣкѣ. Какъ о предметѣ, до тѣхъ поръ пока не привелъ его въ движеніе. —

10) Интересъ Отрочества долженъ состоять въ постепенномъ развращеніи мальчика послѣ дѣтства и потомъ въ исправленіи его передъ юностью.

11) Притомъ внутренняя исторія его должна для разнообразія уступать мѣсто внѣшней исторіи лицъ его окружающихъ, такъ чтобы вниманіе читателя не постоянно было устремлено на одинъ предметъ.

22 Окт. 12).1281————

IX. ПРАВИЛА.

1853. 15 октября.

1) Имѣть при cебѣ всегда карандашъ и тетрадку,1282 въ которой записывать всѣ замѣчательныя1283 свѣдѣнія, наблюденія, мысли и правила, которые приходится пріобрѣтать во время чтенія, разговора или размышленія, и вечеромъ записывать ихъ по отдѣламъ въ особой книгѣ. +

2) Не начинать нетолько новаго сочиненія, совершенно не окончивъ стараго; но даже1284 чтенія, не окончивъ начатаго. —1285

16 октября. — 3) Позволять себѣ физическій трудъ (охоту,1286 гимнастику), съ цѣлью — дать отдыхъ уму, только тогда, когда умъ дѣйствительно много работалъ. — А то апатію, лѣность ума, которыя уничтожить лучшее средство состоитъ въ томъ, чтобы работать, часто принимаешь за усталость. Усталость можетъ быть только послѣ труда; а трудомъ можно назвать только то, что выразилось внѣшно.— +

4) Перечитывая и поправляя сочиненіе, не думать о томъ, что нужно прибавить (какъ бы хороши ни были проходящія мысли), если только не видишь1287 неясности или недосказанности главной мысли, а думать о томъ, какъ бы выкинуть изъ него, какъ можно больше, не нарушая мысли сочиненія (какъ бы ни были хороши эти лишнія мѣста).=

18 октября. 5) = Изъ ложнаго стыда или деликатности не переставать спрашивать о незнакомомъ предметѣ до тѣхъ поръ, пока ясно не увидишь, что человѣкъ, котораго ты спрашиваешь, самъ не знаетъ его, или до тѣхъ поръ пока ты не поймешь его съ такою ясностью, что въ состояніи самъ объяснить его другому. +

6) Не позволять себѣ обдумывать предмета, за который по другимъ занятіямъ ты не можешь приняться. —

7) Не составляй себѣ мнѣнія о человѣкѣ до тѣхъ поръ, пока твой первый взглядъ на него не измѣнится. — +

8) На всякое свое сочиненіе, критикуя его, не забывать смотрѣть съ точки зрѣнія самаго ограниченнаго читателя, ищущаго въ книгѣ только занимательности. ||

9) Не гадать ни объ чемъ. +

10) Всегда имѣть вмѣстѣ съ другими работами одну такую, которая бы не допускала поправокъ и тѣмъ пріучала бы къ обдуманному, аккуратному, сосредоточенному труду, +

22 Октября. 11) Когда приходятъ мысли о измѣненіи образа жизни, то обдумывать, откровенно ли внушаетъ такую мысль разсудокъ, или по внушеніямъ дурныхъ наклонностей, — лѣни, непостоянства. —+

12) Записать все замѣчательное,1288 случившееся со мной и видѣнное на Кавказѣ, и продолжать вести такого рода записки въ дневникѣ, гдѣ-бы я ни находился.

————

X. [ПРАВИЛА И ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ.]

[ДЕКАБРЬ 1853 г. — ЯНВАРЬ 1854 г.]

1 Нравственныя.

a) Нравственныя положительныя.

b) Нравственныя отрицательныя.

α) Нравственныя постоянныя.

β) Нравственныя случайныя.1289

Нравственныя полож[ительныя] постоян[ныя].

Нравст[венныя] — положит[ельныя] случайныя.

12902 Практическія.

Практич[ескія] полож[ительныя].

Практ[ическія] отриц[ательныя].

Практ[ическія] постоян[ныя].

Практ[ическія] случайныя.

Практ[ическія] полож[ительныя] постоя[нныя].

Практ[ическія] полож[ительныя] случай[ныя].

Практ[ическія]1291 отриц[ательныя] постоян[ныя].

Прак[тическія] отриц[ательныя] случайныя.

1) Не обдумавъ поступокъ, будь нерѣшителенъ, обдумавъ будь рѣшителенъ.

2) Каждому дѣлу предавайся вполнѣ, стараясь сдѣлать его наилучшимъ образомъ.

3) Всегда трудись.

4) Не лги.1292

5) Не тщеслався.1293

6) Не гадай.

<7) Не мечтай.>1294

8) Чѣмъ хуже положеніе, тѣмъ болѣе усиливай дѣятельность.

9) Блюди порядокъ въ физическихъ и умственныхъ занятіяхъ.

<10) Въ удовлетвореніи каждаго чувства физическаго и моральнаго будь воздерженъ. —>1295

Основныя правила.

1) Цѣлью каждаго поступка должно быть счастіе ближняго.

<2) Довольствоваться настоящимъ. —

3) Искать случаевъ сдѣлать добро.>1296

Правила исправленія.

<1) Обдумавъ поступокъ, не стѣсняясь мелочными побужденіями, будь рѣшителенъ въ его исполненіи.

2) Каждому дѣлу предавайся вполнѣ, стараясь сдѣлать его наилучшимъ образомъ.>1297

3) Въ тяжеломъ положеніи старайся чаще думать, что оно могло быть еще хуже.

<4) Бойся праздности и безпорядка.

5) Ничего не ожидай отъ будущаго.

6) Бойся лжи и тщеславія которое производитъ ее.>1298

7) Въ минуты сильныхъ ощущеній старайся принудить себя къ бездѣйствію.

8) Блюди порядокъ въ физическихъ и умственныхъ занятіяхъ.

<9) Чѣмъ хуже положеніе, тѣмъ более усиливай деятельность.

10) Бойся тщеславія.>1299

11) Преодолѣвай тоску трудомъ, а не развлеченіемъ.

12) Вѣрь разсудку только тогда, когда убѣдишься, что никакая страсть не говоритъ въ тебѣ. —

Правила практическія.

1) Запоминать и записывать всѣ полезныя свѣденія и мысли.

2) Не начинать ни новаго чтенія, ни новаго сочиненія, не окончивъ стараго. Исключая Р[оманъ] Р[усскаго] П[омѣщика]. —

3) Стараться дѣлать движеніе, какъ можно регулярнѣе.

4) Не составляй себѣ мнѣнія о человѣкѣ до тѣхъ поръ, пока твой первый взглядъ не измѣнится.

5) Поступки людей объясняй не своими чувствами, a тѣми, которыя ты въ нихъ предполагаешь.

6) Не гадай.

7) Дурно-ли, хорошо — всегда работать.

8) Вставать рано — до солнца.

9) По субботамъ пересматривать все сдѣланное въ продолженіе недѣли.

10) <Писать всегда и все четко и ясно.>

11) Быть воздержнымъ въ питьѣ и пищѣ.

<12) Не давать и не занимать денегъ.>

13) Начатое, даже дурное дѣло не оставлять, не окончивъ.

14) Съ утра опредѣлять занятія на день и стараться исполнять ихъ.

15) Не вѣрить мыслямъ, родившимся въ спорѣ.

16) Жить всегда одному.1300

17) Не повторять чужихъ мыслей.

18) Не брать картъ въ руки.

19) Стараться сдѣлать пріятною жизнь людей, связанныхъ со мною.

20) Избегать блядей и пьяницъ.

21) Записывать приходъ и расходъ.

<22) Верить первому побужденію.>

23) Каждый день перечитывать всѣ правила.

24) Каждый мѣсяцъ изъ дневника выписывать правила.

Правила литературныя.

1) Цѣль всякаго сочиненія должна быть польза — добродѣтель. —

2) Предметъ сочиненія долженъ быть высокій.

3) Избѣгать рутинныхъ пріемовъ.

4) Окончивъ сочиненіе на черно,

Скачать:PDFTXT

стрѣлять черезъ брустверъ. — 5) Общеупотребительныя внутреннія лекарства въ простомъ народѣ суть: сулема, росной ладанъ, имбирь. 6) Широта мѣста опредѣляется мореплавателями секстантомъ по полуденной высотѣ солнца; а долгота разстояніемъ между