Россию, по существовавшим в то время законам, был ему воспрещен. Он поселился в Париже, где на rue de Clichy у него был собственный дом, а в окрестностях Фонтенбло прекрасная вилла Belle-fontaine. В противоположность своему религиозно-настроенному мужу, кн. Анна Андреевна любила афишировать свое свободомыслие. В доме Трубецких, по свидетельству Феоктистова, собиралось самое разношерстное общество, от французских иезуитов и крайних ультрамонтанов до людей с революционным прошлым, в роде немецких эмигрантов Оппенгейма и Гартмана, иэ которых первый руководил образованием молодой Е. Н. Трубецкой. Сам Трубецкой отличался крайней неопределенностью и непоследовательностью своих общих взглядов: католик по вероисповеданию, он в то же время считал себя славянофилом (ср. намек на него в стихотворении Некрасова «Недавнее время»); аристократические замашки сочетались в нем с демократическими тенденциями, заставившими его однажды торжественно объявить, что он гнушается аристократией и хочет принадлежать к «среднему сословию». При всем том он был человеком добродушным и простосердечным («Воспоминания» Е. М. Феоктистова, Л. 1929, стр. 49, 57). Некоторые сведения о нем имеются в книге Н. П. Барсукова, «Жизнь и труды М. П. Погодина», т. III, стр. 103—104, 373—375; т. VIII, стр. 414—415; т. XII, стр. 511, 514—519 и др. Н. И. Трубецкой приходился Толстому двоюродным дядей со стороны матери, и потому Толстой, на правах родственника, часто посещал дом Трубецких и нередко обедал у них. Тон, господствовавший в доме Трубецких, напомнил Толстому «Блудовский салон» (см. запись от 18 февраля/2 марта), который он неоднократно посещал во время своего пребывания в Петербурге.
1506. 1151. Она Л. А. в Париже, — Неясный намек, относящийся, повидимому, к кн. А. А. Трубецкой, в которой Толстой нашел сходство с какой-то Л. А. — может быть, с Любовью Александровной Берс (см. прим. 632).
15/27 февраля. Стр. 115.
1507. 1157. Обедал у Труб[ецких] и б. ж. — Предполагаемое чтение: «был жаден» или «был жесток»; последнее чтение находит себе оправдание в записи 22 февраля/6 марта: «Глуп, жесток с К—ом».
16/27 февраля. Стр. 115.
1508. 11511. Honorine; — Роман Бальзака (1843), входящий в серию: «Scènes de la vіе privée».
1509. 11512. Sorbonne. — Сорбонна, знаменитый парижский университет, названный так по имени своего основателя, духовника короля Людовика IX Сорбонна (середина XIII века). Толстой не называет имени профессора, на лекции которого он присутствовал, но, судя по упоминанию о Плинии, возможно, что это был Низар (Desiré Nisard, 1806—1888), читавший в это время в Сорбонне курс римской литературы.
1510. 11512. Остроумие о Плиние. — Было два латинских писателя этого имени; Гай Плиний Секунд, называемый Старшим, автор «Естественной истории», погибший при извержении Везувия в 79 г. нашей эры, и его племянник Гай Плиний Цецилий, называемый в отличие от первого — Младшим (62—120), автор «Писем», представляющих один из лучших образцов римской эпистолярной литературы. Кому из них была посвящена лекция, прослушанная Толстым в Сорбонне, из его записи не видно.
1511. 11513—14. Испанская графиня прелесть. — В рассказе «Люцерн» при перечислении своих сожителей по парижскому пансиону, Толстой упоминает между прочим и «испанскую графиню с романическими приключениями».
1512. 11514. Colonguеs — «Salon Colongues», увеселительное заведение, в котором устраивались публичные балы.
1513. 11516. M-lle Brohan. — Огюстин Броган (1824—1893), артистка «Французского театра», создавшая себе известность в ролях субреток старого и нового репертуара, каковы: Сюзанна в «Свадьбе Фигаро», Дорина в «Тартюфе», Туанета в «Мнимом больном» и многие другие. Впрочем, при личном знакомстве Броган не произвела на Толстого благоприятного впечатления (ср. запись под 17 февраля).
17 февраля/1 марта. Стр. 115.
1514. 11518. P. Dupont. — Пьер Дюпон (1821—1870), французский поэт, автор многочисленных «песен» (chansons) из народной жизни, для которых он сочинял не только слова, но и музыку: «Le Chant du blé», «Les Boeufs», «Le Chien du berger», «Le Noël des paysans» и др.; все они проникнуты глубоким сочувствием к трудовому народу и некоторые из них приобрели большую известность, не уступавшую песням Беранже. После февральской революции 1848 г. Дюпон написал несколько песен, проникнутых политическими и даже социальными тенденциями («Le Chant des ouvriers», «Le Tisserand» и др.), создавших ему репутацию революционера; в качестве такового он был приговорен в 1851 г. к ссылке в Ламбессу, но в виду его популярности помилован президентом Луи-Наполеоном.
В 1854 г. вышло полное собрание его песен, «Les Chants et Chansons» в трех томах. На Толстого Дюпон произвел симпатичное впечатление, причем Толстой даже подметил в нем его демократическое настроение («красный»).
1515. 11519. визиты к Щ[ербатовым], — Возможно, что имеется в виду семья кн. Николая Александровича Щербатова, бывшего в 1850—1857 гг. московским уездным предводителем дворянства; он был женат на кж. Зинаиде Павловне Голицыной и имел двух дочерей: Марию (впоследствии за графом Гудовичем) и Варвару (девица). Но это могла быть также семья кн. Сергея Александровича Щербатова, женатого на кж. Прасковье Борисовне Святополк-Четвертинской и имевшего шесть сыновей и трех дочерей, из которых одна, кж. Прасковья Сергеевна (1840—1924) впоследствии вышла замуж за археолога гр. А. С. Уварова и после его смерти была председательницей Московского археологического общества. С обеими семьями Толстой хорошо был знаком по Москве.
1516. 11520. X[люстиным], — Имеется в виду Вера Ивановна Хлюстина (1783—1879), сестра гр. Федора Ивановича Толстого («Американца»), двоюродная тетка Льва Николаевича, и ее старшая дочь, Анастасия Семеновна (1814—1863), бывшая замужем за французским писателем и общественным деятелем, гр. Сиркуром (Joseph-Albert, comte de Circourt). Графиня Сиркур приняла католичество и постоянно проживала в Париже, где пользовалась большим уважением в светском обществе за свой ум и образование, так что ее даже называли «Коринной Севера». В ее доме близ Елисейских полей собирались по четвергам представители аристократии, дипломаты, деятели науки, литературы и искусства, как, напр., бывший министр Карла X герцог Полиньяк, поэты Ламартин и Альфред де Виньи, художник Деларош, философ Виктор Кузен, историк Минье, Свечина и др., а также проезжие русские путешественники, находившие в ее салоне гостеприимный прием (см. «Воспоминания» акад. Н. И. Кокшарова, «Русская старина» 1890, май, стр. 263—264).
1517. 11521—22. Question d’argent. — Комедия Александра Дюма-сына (1824—1895), впервые поставленная на сцене театра Gymnase 31 января 1857 г. В комедии изображаются быт и нравы современной французской плутократии; в лице главного героя Жана Жиро, ловкого и беззастенчивого биржевого дельца, верующего только в силу денег, автор дал законченный тип представителя финансового капитала эпохи Второй империи; современники узнавали в нем некоторые черты известного в то время парижского банкира Миреса (Mirès). Комедия Дюма имела большой успех среди публики.
18 февраля/2 марта. Стр. 115.
1518. 11524. Парижский Блудовский салон. — Очевидно, гостиная Трубецких в Париже напомнила Толстому общество, собиравшееся в Петербурге у Блудовых, о котором см. прим. 588.
1519. 11525. Grätchen Мельгунова. — Софья Карловна Мельгунова, жена писателя Николая Александровича Мельгунова (1804—1867), немка по происхождению. В 1856—1857 гг. Мельгуновы проживали в Париже, где оба они лечились (см. А. И. Кирпичников, «Очерки по истории новой русской литературы», ч. II, стр. 199—209).
1520. 11525. Орреnhеim. — Генрих-Бернгард Оппенгейм (1819—1880), немецкий писатель-публицист; он принимал участие в германской революции 1848—1849 гг. и после подавления ее принужден был эмигрировать. С тех пор он проживал преимущественно в Париже, состоя корреспондентом немецких газет. Оппенгейм был близок к семье Трубецких, руководя образованием их единственной дочери, Екатерины Николаевны. В 1860 г. Оппенгейм возвратился в Германию и в течение многих лет редактировал журнал «Deutsche Jahrbücher». Впоследствии он примкнул к партии национал-либералов, поддерживавших политику Бисмарка. Из его позднейших трудов обратили на себя внимание «System des Völkerrechts» (1866) и «Der Kathedersocialismus» (1872), (Allgemeine Deutsche Biographie, В. XXIV, 396—399).
1521. 11525. Гуроялицын — Фамилия написана неразборчиво и читается предположительно.
1522. 11528. Одоевск[ій] Алексеев камергер — Вероятно, кто-нибудь из деревенских знакомых Толстого, помещик Одоевского уезда Тульской губ.; в этом уезде действительно были дворяне Алексеевы (Чернопятов, «Дворянское сословие Тульской губернии», IV (XII), М. 1910, стр. 102); однако, к кому именно относится замечание Толстого, неизвестно. В «Списке придворных чинов» на 1857 г. нет камергера с такой фамилией.
19 февраля/3 марта. Стр. 115.
1523. 11531. Получил п[исьмо] от В[алерии]. — Письмо В. В. Арсеньевой не дошло до нас, но, судя по ответу Толстого, написанному им 4 марта, на другой день по получении письма, В. В. Арсеньева спрашивала в нем, какие причины вызвали перемену его отношения к ней. В своем ответе Толстой дает общий очерк истории их отношений и анализ своих чувств к ней, приводящий его к выводу, что настоящей любви у него не было, и в заключение просит у ней прощения зa причиненное огорчение. Это было его последнее письмо к В. В. Арсеньевой, после которого их переписка прекратилась (см. т. 60).
1524. 11532. У Garnier — Гарнье (Adolphe Garnier, 1801—1864) — французский ученый и писатель, с 1845 г. занимавший в Сорбонне кафедру философии. Ему принадлежит книга о Декарте («Oeuvres philosophiques de Descartes», 1835) и кроме того несколько сочинений по вопросам психологии и морали.
1525. 11532. Декарта. — Декарт (René Descartes, 1596—1630) — французский философ, один из основателей новой философии.
1526. 11534. прелестный трио — Вероятно, известное трио Бетховена, ор. 70 (фортепиано, скрипка и виолончель), принадлежавшее по свидетельству C. Л. Толстого, к числу музыкальных произведений, наиболее ценимых Толстым («Лев Николаевич Толстой». Юбилейный сборник Толстовского Музея, под ред. H. Н. Гусева, М. — Л. 1928, стр. 317). Это предположение находит себе подтверждение в вышеуказанном письме Толстого к В. В. Арсеньевой, написанном 3 марта, т. е. на другой день после концерта, на котором он присутствовал: «Французы играют Бетховена, к моему великому удивлению, как боги, и вы можете себе представить, как я наслаждался, слушая эту musique d’ensemble, исполненную лучшими в мире артистами» (см. т. 60).
1527. 11534. Виардо. — Pauline Viardot-Garcia (1821—1910), певица, родом испанка, дочь певца и профессора пения Мануэля Гарсиа, бывшая зaмужем зa французским литератором Луи Виардо. С первоклассным голосом Полина Виардо соединяла крупный сценический талант и проявляла общий интерес к искусству. В 1843—1844 гг. Виардо гастролировала в Петербурге, где с нею и познакомился Тургенев; с тех пор их связывала многолетняя дружба, носившая со стороны Тургенева характер безграничного обожания. Истории их отношений посвящена специальная работа И. М. Гревса «История одной любви», М. 1928. — Толстой два paзa присутствовал на ее концертах, остался доволен ее пением, однако личного знакомства между ними не состоялось, хотя Тургенев и говорил ей о нем, как об одном из лучших современных русских писателей (см. J. Tourguéneff, «Lettres à Madame Viardot». Paris, 1907, p. 181).
1528. 11534. Delsarte. — Вероятно, François Delsarte (1811—1871) оперный певец и преподаватель пения, автор нескольких композиций религиозного