II Н. И. Тургенев, вместе с другими декабристами, получил амнистию и был восстановлен в правах: однако он не воспользовался этим для возвращения на родину, так как был связан с Францией семейными отношениями, и ограничился только тремя поездками в Россию, жизнью которой он продолжал живо интересоваться. Н. И. Тургенев до конца жизни остался верен либеральным идеям своей молодости и горячо приветствовал реформы Александра II и, прежде всего, отмену крепостного права. В конце 1850-х и начале 1860-х гг. им было написано несколько записок, посвященных обсуждению этих реформ («О новом устройстве крестьян», «О суде присяжных», «Взгляд на дела России» и др.). Толстой познакомился с ним, вероятно, через И. С. Тургенева, находившегося в дружеских отношениях с семьей старика-декабриста (см. статью А. А. Фомина в сборнике «Тургенев и его время», М.—П., 1923, стр. 203—211). Н. И. Тургенев был женат на маркизе Кларе Виарис (1814—1891), дочери Наполеоновского генерала, о которой Толстой отозвался в Дневнике: «жена славная». Судя по Дневнику, Толстой ограничился этим одним визитом к Тургеневым.
1581. 11914. Musard. — Увеселительное заведение «Concerts Musard», основанное в середине 1830-ых гг. композитором и дирижером Мюзаром (ум. 1859 г.). Оно представляло собой нечто в роде общедоступного клуба, в котором ежедневно давались концерты легкой музыки, после которых в некоторые дни устраивались публичные балы, отличавшиеся весьма непринужденным характером, а по субботам — маскарады (bals parés). Один из таких балов-маскарадов происходил у Мюзара в день посещения Толстого в субботу 21 марта. Весной 1856 г. «Concerts Musard» перешли в новое роскошное помещение (Hôtel Osmond) на бульваре Капуцинов, и это событие хроникер «Иллюстрации» счел необходимым отметить в своем еженедельном обозрении («Illustration», 1856, I, p. 199). «Концерты Мюзара» привлекали к себе массы веселящейся публики, в особенности же путешествующих иностранцев, считавших своим долгом посетить их, как одну из достопримечательностей Парижа, производившую на них сильное впечатление роскошью обстановки, комфортом и разнообразием развлечений; см. напр., описание «концертов Мюзара» в Парижских письмах А. А. Фета («Современник», 1857, VIII, стр. 88) и в «Письмах русского туриста» («Северная пчела», 1857, 23 марта).
10/22 марта. Стр. 119.
1582. 11916. Приехал брат — Сергей Николаевич Толстой.
1583. 11916. Оболенской. — Вероятно, кн. Дмитрий Александрович Оболенский (1822—1881). О нем см. прим. 611.
1584. 11917. Манс[уровы]. — Вероятно, Анастасия и Софья Павловны Мансуровы, дочери Павла Александровича Мансурова (1756—1834), сестра которого была замужем зa кн. Иваном Дмитриевичем Трубецким, братом родной бабки Толстого; в письме к Т. А. Ергольской, от 11 апреля 1857 г., Толстой сообщает, что в Париже он нашел многих родственников, в том числе «les dames Mansoroff… cousines à maman» (CM. T. 60).
1585. 11917. Обед y Philippe. — Restaurant Philippe в Палэ-Рояле — один из лучших парижских ресторанов того времени, отличавшийся изысканностью своей кухни и особенно славившийся приготовлением некоторых рыбных блюд (Delvau, «Les plaisirs de Paris», Paris, 1853, p. 241).
1586. 11918. Фигаро. — Комедия Бомарше «Безумный день иль свадьба Фигаро» («La Folle journée ou le Mariage de Figaro», 1784). Роль Марселины исполняла артистка Тенар (m-me Thénard), в последний раз перед своим уходом со сцены. Другие роли были также замещены лучшими силами французского театра; в них выступали: Жофруа, Ренье, Прово, Ансельм, Огюстин Броган, Флери и др.
11/23 марта. Стр. 119.
1587. 11920. Frères Proven[çaux]. — Старинный парижский ресторан в Палэ-Рояле, пользовавшийся большой известностью среди гастрономов.
1588. 11920. Folies Dramatiques. — Парижский театр, ставивший преимущественно водевили и пьесы с приключениями.
1589. 11921. Café chant[ant]. — Кафе с музыкальной эстрадой, на которой выступают певцы и певицы с различными романсами, ариями и т. п.; кафе подобного типа появились в Париже только в эпоху Второй империи, и первые кафе-шантаны находились на Елисейских полях, где преимущественно скопляется гуляющая публика.
12/24 марта. Стр. 119.
1590. 11923. Cour d’assises. — Суд присяжных; см. выше прим. 1577.
1591. 11923. с Львовой. — См. прим. 1487.
1592. 11924. Café des Aveugles, — Помещавшееся под арками Палэ-Рояля и названное так, потому что в нем играл оркестр слепцов; кроме того приманкой для публики служил искусный чревовещатель (ventriloque) и великан-барабанщик с инструментом соответствующего размера (Delvau, «Histoire anecdotique des cafés et des cabarets de Paris», Paris, 1859, p. 153). Григорович, бывший в Париже в 1858 г., упоминает это «кафе» при рассказе о своих парижских впечатлениях (Сочинения Д. В. Григоровича, изд. Маркса, т. IX, стр. 170—171).
1593. 11924. Rigoletto — Опера Верди (1813—1901), на сюжет драмы Виктора Гюго «Le roi s’amuse», впервые поставленная в Венеции в 1851 г. В Париже она была поставлена незадолго до приезда Толстого и шла в Итальянской опере с первоклассным составом исполнителей (Альбони, Фреццолини, Марио, Анджелини и др.). Толстой неправильно отнес посещение оперы к 23 марта, между тем как в действительности опера «Риголетто» ставилась 24 марта (см. «Journal des Débats», 1857, № 81, 24 mars). Это указание позволяет нам исправить ошибочную датировку записей в Дневнике Толстого, который две последовательные записи, относящиеся к событиям двух разных дней, пометил одним и тем же числом: 11/23 марта. Он не сразу заметил свою ошибку и еще в течение следующих трех дней продолжал неправильно датировать свои записи, благодаря чему торжественное заседание Французской академии по случаю приема гр. Фаллу, на котором присутствовал Толстой и которое происходило 26 марта, отнесено у него к 13/25 марта. Только с 15/27 марта в Дневнике устанавливается правильная датировка.
13/25 марта. Стр. 119.
1594. 11927. на бал. С Маргаритой — Кто была эта особа, упоминаемая еще в записях 19 и 20 марта, не установлено.
14/26 марта. Стр. 119.
1595. 11928. Прием Falloux. — Т. е. торжественное заседание Французской академии по случаю приема вновь избранного члена. Гр. Фредерик-Альфред Фаллу (1811—1886) — писатель и политический деятель консервативного направления, бывший в 1848—1849 гг. министром народного просвещения и в качестве такового проведший закон (la loi Falloux), предоставлявший духовенству решающее влияние в деле народного образования. В своих статьях Фаллу защищал принципы так называемого «либерального католицизма», возбуждая против себя неудовольствие со стороны крайних клерикалов. Из его литературных трудов наиболее известным является его двухтомная монография о Свечиной: «M-me Swetchine, sa vie et son oeuvre» (1859). Прием гр. Фаллу в члены Академии происходил согласно установившемуся церемониалу, причем сам он произнес традиционный панегирик в честь своего предшественника, графа Моле (1781—1855), академическое кресло которого он занял, а президент Академии Брифо отвечал ему приветственною речью (см. «Discours de réception de M. le comte de Falloux et réponse de M. Brifaut, Directeur de l’Académie française, le 26 mars 1857». Paris, 1857). Толстой неправильно отнес это заседание Академии, на котором он присутствовал, к 25 марта; на самом деле оно происходило 2 марта, на основании чего и определяется дата записи.
1596. 11928—29. С Трубецким в продажу картин. — В марте 1857 г. в зале Друо (Hôtel Drouot) происходил аукцион картин и др. предметов искусства из коллекции графа Тибодо (Thibaudeau); вероятно, один из сеансов этого аукциона и посетил Толстой с Трубецким.
1597. 11929. Variétés, — Точнее Théâtre des Variétés, см. выше, прим. 1571; в этот вечер на сцене театра ставились две небольшие пьесы: «Les Princesses de la rampe» и «Deux Hommes du Nord».
1598. 11931. 14/26 Марта. Пропустил. — На самом деле, ни один день не был пропущен Толстым без записи; заметив 15/27 марта свою ошибку в датировке, он не заметил, что эта ошибка произошла от того, что он одним и тем же числом (11/23 марта) пометил события двух смежных дней, и решил, что пропустил один день.
15/27 марта. Стр. 119—120.
1599. 11932. Поехал в Версаль. Чувствую недостаток знаний. — Версаль — город в 19 км. от Парижа, с знаменитым дворцом Людовика XIV, построенным архитекторами Лево и Мансаром в 1661—1672 гг., с парком, разбитым по плану художника Ленотра. При Луи-Филиппе дворец был обращен в музей, в котором была собрана богатая коллекция произведений искусства, а также мебель и обстановка XVII и XVIII веков. Через два дня, 17/29 марта, Толстой снова собрался ехать в Версаль, но какие-то причины помешали этой поездке.
1600. 1201. Folies Nouvelles — Театр, основанный в 1854 г. на бульваре du Temple и ставивший пьесы легкого репертуара, преимущественно оперетки и пантомимы. В этот вечер в нем ставилось несколько одноактных пьес.
1601. 1201. Diable ďargent — Феерия в 30 картинах, с большим блеском поставленная на цирковой сцене (Théâtre du Cirque) и пользовавшаяся значительным успехом у публики.
1602. 1202. Император с гусарами. — Вероятно, Толстой видел на улице проезжающего Наполеона III с эскортом гусар.
1608. 1202–3. Шлялся с Рюминым, — В списке отъезжающих за границу в «Московских ведомостях» от 9 октября 1856 г. значится: Гавриил Иванович Рюмин, капитан 7 запасного батальона Суздальского пехотного полка. Это был сын Ивана Гавриловича Рюмина (1800—1849) и племянник Николая Гавриловича Рюмина (1793—1870), московского богача, в доме которого на Воздвиженке в 1840—1850-х гг. собиралось по вечерам многочисленное общество («Воспоминания» С. М. Загоскина, «Исторический вестник», 1900, февраль, стр. 523—524; см. также «Столица и усадьба», 1917, №№ 81—82). Толстой был знаком с Рюмиными и бывал у них в доме на Воздвиженке.
1604. 1203. великанша, песни диких. — Запись Толстого относится, вероятно, к посещению им какого-либо простонародного балагана, которые до сих пор устраиваются в Париже во время местных ярмарок, приурочиваемых обычно к праздникам.
1605. 1203—4. Père Lachaise. — Парижское кладбище Пер-Лашез, названное так по имени духовника Людовика XIV аббата Лашеза, у которого в этой местности был загородный дом, подаренный ему королем. Кладбище было основано при Наполеоне I в 1804 г. На нем похоронены многие знаменитости: государственные деятели, писатели, ученые, артисты и т. д.; в числе их: Абеляр и Элоиза, Мольер, Лафонтен, Бомарше, Бальзак, А. де Мюссе, Россини, Шопен, Кювье, Араго, Лавуазье, Сен-Симон, Тальма, м-ль Марс, Рашель, Ройе-Коллар, Бенжамен Констан, наполеоновские маршалы: Ней, Даву, Макдональд и многие другие. — В мае 1871 г., при подавлении Парижской коммуны версальскими войсками (ген. Галиффе), было расстреляно на кладбище Пер-Лашез несколько сот отступивших сюда во время боя коммунаров; в настоящее время на одной из стен кладбища (так наз. «стене коммунаров») воздвигнута в память этого события мемориальная доска, представляющая барельефное изображение сцены расстрела; ежегодно в день Парижской коммуны, 18 марта, у этого памятника происходят многолюдные демонстрации в честь павших бойцов Коммуны.
16/28 марта. Стр. 120.
1606. 1207. Мармье — Xavier Marmier (1809—1892), — французский писатель и путешественник, автор многочисленных книг, в которых нашли себе оправдание его путевые наблюдения. В 1840-х гг. он посетил между прочим и Россию; впечатления, вынесенные им