Подчаские 11
— — — — Ливен. — 9
— — — — Оболенской 8
— — — — Сухотины 6
— — — — Перфильевы 7
— — — — Сушковы.
— — — — Боткин….
[Ясная Поляна]
Счет М[арьи] Н[иколаевны].
Землю Грец[овскую]….
22 Мая. Утро — сад сер, дорожки голы, сухой лист, незаметный вчера, и стулья, на которых сидела она, так бедно, одиноко, нечасто стоят в аллее.
О Нестере. Чалую кобылу….
Ревендук….
Машина ткани у Вильсона и на большой Никитской в доме Черкасской. — ….
Торговаться за дом….
29 Авг. ….
Фомину в Москву….
12 Окт. бабке женщин[а] в белом. —
Свекровь посовето[вала] не бить жену и потом устыдилась…
24 Окт. Старушки. История о священнике, уронившем дары. Суд архиерея. Помолчали; одна говорит: резолюция накладывается в 3-й день. — Это очень важно. Одна хохлушка за щекой унесла кусочек и положила в улей. Стали сильно роиться. Прикащик купца покупал и услыхал в улье звон. Донесли, разломали и нашли там жертвенник из воску и колокола.
Старики в семейных мужицких домах haben es heraus,130 что чуть бабы заговорили, лупить их всех кнутом через лоб, затихнут и живут тихо, и другие уважают…. —
Ртуть, терпент[инное] масло, деготь, зеленое мыло
2 ф[унта] извести, из нее с водой кашицу, 21/2 ф[унта] поташу, мочи, 3 ф[унта] масла олен[ья] рога, 11/2 ф[унта] дегтю и 100 ф[унтов] мочи, 400 ф[унтов] все[го]….
Казаринов….
Прибить рога….
[1860 г.] Он тебя так обрезон[ит], что умный человек так не обстрамит….
Знать ход истории — спокойно ждать.
Что такое la force?
Ежели человек совершенствуется, отчего он сейчас не совершен?
Деспотизм только невежество.
Орудие образования не может быть орудие невежества.
Средние века соединили власть и образование.
Чем сильнее войско, тем бесполезнее.
Религия искуство
современная история
Защита от внешнего варварства составляет деспотизм государств.
1 — развитие одного общества,
2 — — всего человечества….
О прошении на А. К.
Журн[ал] С[ельского] Х[озяйства]
[Конец февраля.] Письмо Марш[ошникову] и Фету
О воспитании
Проэкт общества….
Тульские Ведом[ости]….
У Н. Моск[овской] заставы в собств[енном] д[оме] № 108 Францу Иван[овичу] Куну.
Тульск[ие] вед[омости]….
Рисунки Л.Н. Толстого в Записной книжке № 1. 1859 г.
Алексей Nик[олаевич] Толстой.
На Завидовской станции Nик[олаевской] желез[ной] дороги.
____________________________________________________________________
[6—14 июля.] bis zum 15 October: —
Rudolph Fränkel, cand. med. Berlin. Adresse auf dem Universitätsgerichte zu erfragen (15 Oct.).
Nach dieser Zeit:
Doct. med. Rudolph Fränkel in Oberglogau in Oberschlesien (bei Herrn J. Fränkel).
____________________________________________________________________
Vorträge übeг Agriculturchemie von Dr. Grouven (1860).
Köln, Eisensche Buchhandlung. Preis — 3 G.131
____________________________________________________________________
23 Августа. [11/23 августа. Киссинген.] «Мне некогда заниматься детьми, некогда искуством, литературой, охотой, некогда жить». — Чем же ты занят?
Печатаю афиши. Хожу в присутствие. Что за непонятная путаница!
24 Августа 1860. В Америке распалось семейство, дом, говорит Риль. Да почему семейство, дом есть единственно возможная единица? Так складываются новые. Какие? Бог знает. И мы на пути. Ворочаться или идти вперед? Сзади известное, но прожитое. Впереди неизвестное, но новое.
Связи семьи, дома и общины были обычные, т. е. лица охотно жертвовали собой для семьи, дома, общины (Риль), но законы, основанные на обычаях, доказали бы, что лица уже не хотят жертвовать, а хотят пользоваться правами, поэтому-то законы невозможны.
13/25 Октября 1860. Иер. — Большая часть знаменитых изречений Фрицов, Петров, Наполеонов основана на исключительно присвоенном праве этих людей быть несправедливым всегда и справедливым, когда им захочется.
Княгиня Д. вчера вечером лежа говорила о искустве, о мелочности людей, нынче ногтями вцепилась за шляпку, которая ей только предлог. —
Упрекает холопа кротко, что он не хочет делать то, что он делает хорошо. —
Старик идеалист, забитый самоотверженной женой и любимцем сын[ом?]
Казик, Николиньки друг.
Все … и полковая командирша.
Поехал верхом в дождь и возвращался — мечта барин Ясной. —
————————————————————————————————————
Брюссель 16/28 Марта [1861]. Я встал рано, здоров, dispos,132 и ни за что до 4 часов не мог приняться. Прошедшее мучит меня, не дает мне идти свободно вперед, а для новой жизни как будто мало впереди, мало надежды. Что будет, то будет. Попытаюсь оторваться и начать сначала. Бросаю все начатые писанья, художественные и филос[офские], и пойду сначала. — Каждое утро философское, вечер — художественное. Цель одна — образованье народа. Одна моя вера (к[оторая], смутно чувствуя, привязала меня к делу воспитания). Мы ничего не знаем. Одна надежда знать — это знать всем вместе — слить все классы в знании науки. — Надо чувствовать в себе Мефистофеля и не давать ему власти. Мефистофель есть сомнение в этой истине.
1/13 Апреля, 1861. Москва. Покуда живешь, надо жить наилучшей жизнью. Тем-то и сильна жизнь возмужалости, что впереди нет ничего, а всё настоящим. —
22 Сентября [Москва].
Надо к Пикулину, к Жемчужникову, за Павловым, к Рачинско[му] и в Университет.
———————————————————————————————————
23 Сент. Головачева. — Шубу. Фотографию, коли останутся деньги.
———————————————————————————————————
Письмо у Шевалье.
———————————————————————————————————
В Комитете. Прожалину. Устав и приглашение, которые послать в Москву. — Дневник для учителей.
———————————————————————————————————
Близ Плющихи, в Тишинском переулке, дом Кочотова. Алексей Серге[евич] Суворин.133
———————————————————————————————————
А. М. говорит: такой оперы, как Роберт, нет и не будет. — Такого времени, как то, в которое он слушал Роберта, нет и не будет.
———————————————————————————————————
27 Декабря 62 [Москва]. Шиллер во сне мне сказал: что бы ты ни был, прах, к[отор]ый будет прахом или рамкой, в кот[ор]ой выразилась одна часть божества единого… дальше не помню, что он сказал. Но разве не это мое последнее убеждение — счастье есть наибольшее захватыванье божества в ширину и глубину.
———————————————————————————————————
3 Января 1863. Тип — студента, профессора — длинные пальцы — очки — уверенность в своей честности и непогрешимости, аккуратность на письменном столе, кошелек продолговатый, — женщин, выпить — любит по-своему. Рассказывает вовсе не необыкновенную вещь таким тоном, что критиковать тут уж нечего. —
———————————————————————————————————
Киевской Губернии в г. Умань. В местеч. Майковку. Харьковского Уланск. полка полк. Алек-др Матв. Меринский.
….3 Марта…..
———————————————————————————————————
Mon ombre passe avec vitesse et ma fin approche avec rapidité.
O! mortel.
Mon134
———————————————————————————————————
Марья Дмитриевна Маслова в Дрездене.
Herr Adolph Reichel in Dresden. — Dipolduswalder Gasse № 3. A. —
[ЗАПИСНАЯ КНИЖКА № 2, 1865—1873 гг.]
1865 г. Августа 13-го. [Ясная Поляна.] Всемирно135 народная задача России состоит в том, чтобы внести в мир идею общественного устройства без поземельной собственности. —
«La proprieté c’est le vol»136 останется больше истиной, чем истина английской конституции, до тех пор, пока будет существовать род людской. — Это истина абсолютная, но есть и вытекающие из нее истины относительные — приложения. Первая из этих относительных истин есть воззрение русского народа на собственность. Русской народ отрицает собственность самую прочную, самую независимую от труда, и собственность, более всякой другой стесняющую право приобретения собственности другими людьми, собственность поземельную. Эта истина не есть мечта — она факт — выразившийся в общинах крестьян, в общинах казаков. Эту истину понимает одинаково ученый русской и мужик — к[отор]ый говорит: пусть запишут нас в казаки и земля будет вольная. Эта идея имеет будущность. Русская революция только на ней может быть основана. Русская революция не будет против царя и деспотизма, а против поземельной собственности. Она скажет: с меня, с человека, бери и дери, что хочешь, а землю оставь всю нам. Самодержавие не мешает, а способствует этому порядку вещей. — (Всё это видел во сне 13 Авгу[ста].)
———————————————————————————————————
Каждый человек лжет раз 20 на дню. Только от этого люди бывают более внимательны к речам, чем к фактам.
———————————————————————————————————
Р[остов] ужасается, что не дадут умереть.
Наташа в бане, и слышит пенье.
25 Д[екабря] 1866. [Ясная Поляна.] Тоска старика раздеваться — одеваться, руки — спина — болят.
Два характ[ера] сдерж. поэзия
С Н. С. Т. С. А. 2-го 13-го [?]
— Музыка во сне —
— Ночью поет Михей —
Петуха не бросьте, но [?] всё и его жалко.
Матушка и кочетка принесла — целует в плечики.
Искренняя веселость и оживление б[ыли] у H[élène], когда она сводила брата с Н[аташей].
И[лья] А[ндреевич] не знал п[p]o сватовство Наташи с А[ндреем].
Р[іerre] сам влюблен — оттого озлоблен, оскорблен и не знает, что делать. У него шуточные отношения с Н[аташей]. Старик Балк[онский] мучит и к[нязя] А[ндрея], как только он с ним долго.
———————————————————————————————————
— С[оня] кошечка играет одна — вертится и сядет. —
Чашка синего фарфора.
Ливашов. К[нязь] А[ндрей] после смерти жены. —
К[нязь] А[ндрей] разговаривает с Р[іerre’ом]: — всё идет, но мне надоело. Une illusion de moins.137 Я теперь еду домой успокоенным. Р[іеrrе] говорит свою речь. А[ндрей] улыбается, воскресает небо, о женитьбе, улыбается — нет, я болен.
[1868]
Ничто так не препятствует свободе мысли, как вера в прогресс. —
Микроск[опические] исследования — бесконечность. Астрономические — бесконечность. — Нет надежды конца и уяснения.
Психологические всё откроют.
Пчела не знает, что несет семена цветов.
———————————————————————————————————
Агломерация в вагонах начало, враждеб[ное] обществ. 2 Дек[абря] 1868.
2-го Декабря 1868
Знание предмета — есть знание совокупности законов всего предмета.
————
Цель истории — знание движения человечества.
————
Где законы? —: Или мистическое движение вперед, или художе[ственное] воспроизведение воспоминаний. —
————
1-я аксиома —
Человечество жило более 5 т[ысяч] лет.
————
Оно постоянно находилось в движении.
————
Оно не уничтожилось
7 Дек[абря].
Аксиомы. —
Человек не мыслим вне общества. —
Человек питается от земли, следовательно, предметы питания переходят в людей.
Предметы питания уменьшаются, человечество увеличивается? В какой пропорции?
(Известного рода плотность.)
Отношение у животных (свиньи, лошади и т. д.) количества питания с размножением.
Все личные, не основанные на ясном сознании из опыта понятия исключаются.
Таковы понятия: государство, народ, преступления, воля…
Человек есть сила — действующая — больше ничего. Что такое общество? Разделение труда. — Путем дедукции и индукции.
1) д[едукция]. Ежели один пашет зем[лю], а стало два, то другой не пашет — а содействует.
2) и[ндукция]. Неработ[ающий] мускулами работает нервами. Бог даст работу.
Сила притяжения атомов путем инд[укции] и дед[укции]. — (Вагон.)
2 д[едукция]. 1868. При низшей степени цивилизации упругость, при меньшей плотность.
———————————————————————————————————
Аналит[ическим] путем. Рассматривая существующие известные общества. — —
———————————————————————————————————
Государство есть сплочение атомов тем большее, чем дольше время. Разнообразие при малой силе притяжения, однообразие при большой. —
Движение народа есть освобожденная сила сплочения, в прямом отношении.
Чем богаче земля, тем быстрее распложение (бедные классы). Чем беднее, тем быстрее.
Что есть статистика преступлений и теория Бокля? Попытка вне личности найти законы. Подобные геометрии.
2) Мы знаем силу только по ее действию. И только причину действия называем силою. Поэтому душа и ум не есть сила, а то, что срубило дерево, передвинуло Фр[анциска] в Мексику, то, что увеличило число людей, есть сила.
В статистике преступлений замечено, что на 25 году соверш[аются] преступления, т. е. убийства, столько.
Может быть замечено, что на X году государства совершаются преступления войны.
Мы не беремся, как Гегель, из чистого разума, и как Вунт, из ощущения, доказать всё, но мы беремся, взяв аксиомы движения, доказать нек[оторые] теоремы движения.
———————————————————————————————————
1) Человек, личность, есть атом. Он необходим, как необходим атом для теории физики, но определение его может довести только до абсурда.
Признаки истины по Декарту — ясность. — Совершенно ложно. — Истина только относительна. Отношения и