Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 48. Дневники и записные книжки, 1858-1880

верст[ах] от Мо[сквы] Дубровицы, деревня Голицына.

Немцов дразнят: Фря.

Анна Леонтьевна, бабка Петра.

У Голицына два брата, Федор и Иван —

Тела колодников на убогий дом в Покров[ский] монастырь.

Собачьи кудри, звериный образ.

Бедности

П. Апрак[син] 98 воевода в Новгороде.

У В. Голицына сын Алексей.

218 р. Т. 1.

C’est un homme d’un tempérament violent qui prend aisément feu et qui est brutal dans sa colère. Il augmente son ardeur naturelle en buvant beaucoup d’eau de vie. Il est sujet à des mouvements convulsifs par tout son corps et sa tête parait en être affectée. Il ne manque pas de capacité et il a plus de conn[aissances] qu’on ne pourrait en attendre. II parait être destiné plutôt à être charpentier que grand prince. Il travaillait beaucoup lui-même et obligeait les autres. Il me dit qu’il voulait établir une grande flotte à Azoff et s’en servir contre les Turcs. Mais il ne me parait pas capable d’une telle entreprise, quoique plus tard он лучше. Il entend peu ce qui concerne la guerre et a peu de curiosité à ce sujet.145

———————————————————————————————————

Павел Иванович Ребовский в станции Воиновские выселки.

Забелин 3-я Мещан[ская], Иван Егорович [рядом с церковью] Филиппа митр[ополита], д. Панкова, пр[отив] Кечера.

Persival — land of the Wadar. —

Abbé du Bois manners and customs of Indian. —

Sir John Kawse History of the East Indian company.

Colbrouk. Essays on the religion of the Hindus.

———————————————————————————————————

При Петре всё время междуцарство. Корб поручает Москву и Гордону и Ромод[ановскому] и Черкасскому.

Корб 244. Впрочем р[усские] по слабоумию своему и привычке к рабству

———————————————————————————————————

Устрялов, 3 т., 11 стр. Никому не поручено правление.

Жаровня. Азбука раб. черниль[ница] и перья на снурке

Шахматы. Кубки. Корана войска.

Часы Суд Соломона.

Сундуки подголовые.

Подушки парчевые.

Братина деревян[ная].

Ковш с домиком на колоннах.

Кружки, кувшины татарск[ие] и нем[ецкие].

Потолки резные

На лапах и птицы —

Правосл[авное] обозрение.

————
———————————————————————————————————

Вопросы.

О Иване Алексеиче Щ[епотеве], его личность? —

Голицын Б. А., его дети?

Как звали Марфу М[атвеевну], не Марья ли?

Что Шереметев?

Какая его жена?

———————————————————————————————————

Путешествие Шереметева.

———————————————————————————————————

О Иване Алекс[еевиче] Голиц[ыне] на Прозор[овской].

———————————————————————————————————

Портреты. Тро[е]кур[ова], Прозоровского, Черкасского, Стрешнева. —

———————————————————————————————————

Пекарского купить.

Шереметева родство.

Равинской. —

Портрет в Лавре

Дети боярские? — дворян[ские], келари?

Бюрнет о Петре.

Гюисен. —

———————————————————————————————————

Портреты Возницына и Украинцева и их биограф[ии].

Histoire pour servir à l’h[istoire] de Sophie Charlotte par Erman 1801.

Alex. Gordon.

Крейса. —

Адлерфельд Забелина. —

Вольт[ера]

Забел[ина] быт боярина.

Долгорукова родос[ловная] книга.

Пекарского.

Попова. —

Атеней II год 6, 7, 8.

Carlson. —

———————————————————————————————————

Голикова

Склабовского

Ушакова.

Яновского Дано 800 р. —

Тимофею 500 на почте. Разрешено продать 800 п[удов] пшеницы и лен на (200).

Велено купить 10 кобыл, жеребца и 2 мерина. —

Босоты да наготы изнавешены шесты. А голоду и холоду полны амбары стоят. Дым и копоть, а нечего лопать. —

Вот тебе луковка — попова, облуплена, готова.

Воры заворачивают сторожу тулуп на голову и завязывают.

[ЗАПИСНАЯ КНИЖКА № 3, 1865—1871 гг.]
146<Бабы147 с известными песнями, обрядами и с сохою обходят ночью деревни, чтобы спасти свой скот от заразы. Мущины относят к изображению святого из воска сделанные подобия членов, чтобы излечить эти члены. Все поступки этого рода мы называем суеверными, а источником их считаем суеверие. — Женщины надевают на себя тяжелые, неудобные железные сетки с тем, чтобы быть красивее; мущины, не имея потребности к тому, начинают курить противный им табак с тем, чтобы быть похожими на больших. Все поступки этого рода мы называем модой. Молодые женщины с известными речами устраивают школы, приюты, мастерские и вне домашнего круга отыскивают себе несвойственную мужскую работу; мущины презирают установленные власти, прошедшее, и содействуют всеми силами развитию либеральных учреждений и увеличению телеграфов, машин, железных дорог. Все эти поступки мы называем направлением. Глупо, нe в тоне. 28 Августа 1865 г. 37.>

Советы.

— Ребенок блажит и плачет. Ему спать хочется, или есть, или нездоровится. (То же самое с большими; только на ребенке виднее.) Самое дурное средство, сказать ему: ты не в духе — молчи. То же самое и с большим. Большому не надо ни противуречить, ни сказать ему: не верь себе: ты не в духе. Надо пытаться вывести его из этого состояния и потом сказать: ты был не в духе и не прав. Этому приему с большими научила меня няня и мать. Они, так поступая с ребенком, успевают. В ребенке всё в меньшем размере и потому нам понятнее, а отношение сил то же. Также чувство дурного расположения духа сильнее рассудка. Я не в духе; мне это скажут. Я еще хуже.

Люди кажутся друг другу глупы преимущественно оттого, что они хотят казаться умнее. Как часто, долго, два сходящиеся человека ломаются друг перед другом, полагая друг для друга делать уступки, и противны один другому, до тех лор, пока 3-ий или случай не выведет их, какими они есть; и тогда как оба рады, узнавая разряженных, новых для себя и тех же людей. —

Есть по обращению два сорта людей: Одни — с тобою очевидно такие же, какие они со всеми. Приятны они или нет, это дело вкуса, но они не опасны; другие боятся тебя оскорбить, огорчить, обеспокоить или даже обласкать. Они говорят без увлеченья, очень внимательны к тебе, часто льстят. Эти люди большей частью приятны. Бойся их. С этими людьми происходят самые необыкновенные превращения и большей частью превращения в противоположности — из учтивого делается грубый, из льстивого — оскорбительный, из доброго — злой. —

— Вся премудрость людей заключается не в мысли — еще менее в деле, — а в слове. Человек может быть совершенно прав только тогда, когда он говорит исключительно о себе. — Искусство публичных речей, парламентских и судебных — в особенности английских, — состоит в этом приеме. — Они не говорят: обман есть преступление, или148 принудительное образование вредно и т. п., а они говорят: на мои глаза или по понятию наших отцов — обман есть преступление, — или: ежели принудительное образование есть зло, то… и т. д. Они, выражая свою мысль, облекают ее в форму факта или предположения, для того чтобы побеждать возражения. — В общем же, когда слышишь и читаешь их речи, замечаешь, что у них две цели: одна — выразить свою мысль, другая — говорить так, чтобы никто не мог дать мне démenti.149 Вторая цель большей частью преобладает. Так что очень часто вся речь наполнена только оговорками и заборчиками, ограждающими оратора от нарекания в том, что он сказал неправду. —

— И как певец или скрипач, который будет бояться фальшивой ноты, никогда не произведет в слушателях поэтического волнения, так писатель или оратор не даст новой мысли и чувства, когда он будет бояться недоказанного и неоговоренного положения.

— То, известное каждому чувство, испытываемое в сновидении, чувство сознания бессилия и вместе сознания возможности силы, когда во сне хочешь бежать или ударить, и ноги подгибаются, и бьется бессильно и мягко, — это чувство пленности — (как я лучше не умею назвать его), это чувство ни на мгновение не оставляет и наяву лучших из нас. — В самые сильные, счастливые и поэтические минуты, в минуты счастливой, удовлетворенной любви, еще сильнее чувствуется, как недостает чего-то многого, и как подкашиваются и не бегут мои ноги и мягки и не цепки мои удары.

— Совершенное возможно в воображении, как вечное движение возможно без трения и тяготения. — Самое увлечение красотой и истиной мешает осуществлению красоты и истины. —

Человек живет двумя сторонами: воображением и на другой стороне — деятельностью всех своих других способностей. —

Человек, который жил бы только деятельно, не знал бы, что хорошо и что дурно (мужики); человек, к[оторый] жил бы одним воображением — слишком хорошо знал бы, что хорошо и что дурно, но не имел бы ни силы, ни уменья сделать то, что хорошо, и удержаться от того, что дурно. —

Чем мудрее люди, тем они слабее. Чем глупее, тем тверже.

Хочешь узнать очень близко человека — снять с него ореол, к[отор]ый тебе видится над ним, посмотри на ноготь большого пальца его руки — плоть. А и у Кесаря был большой ноготь. —

Мы судим животных с точки зренья ума. «Заяц умен, что делает сметки». Он нерешителен. Заяц судил бы нас с точки зрения трусости: «человек выдумал железные дороги, чтобы скорее бежать».

14 Окт. «Не суди, да не осужден будеши». Как же не судить даже самых близких, дорогих и лучших людей? В душе идеал совершенства, от которого далек сам и далеки они. Для себя знаешь или чувствуешь причины, не допускающие совершенства, а на них сердишься, что они несовершенны. Дурной и глупый человек никогда не осуждает, и дурной же и глупый человек всегда осуждает.

4 Декабря. Я ждал любимых людей. Что бы я ни делал, чего бы мне ни недоставало, я говорил себе: вот они приедут, тогда ……. Они приехали, такими, какими я ждал их. Я был рад. Вечером я лег спать. Нашло то состояние полудремоты, в котором всё суетное, рассеянное замирает и яснее говорит душа (пускай найдут другое слово. Душа, т. е. самое сильное, самое важное во мне и что-то одно). — Душа просила чего-то — чего-то хотелось. Чего же мне хочется? спросил я себя с удивлением. Ведь они приехали. Стало быть, не этого мне хотелось и нужно было для полного успокоения. Нет, не этого. Но хотелось и хочется теперь чего-то. Чего же? Чего так хотелось и хочется для успокоения? Я стал придумывать, что могло бы дать мне это спокойствиеудовлетворить меня совсем — я перебрал всё. Нет, не то [1 неразобр.], — отвечал я сам себе при каждом предположении. Ничто не могло удовлетворить во мне эту потребность желания. А желание было и есть во мне и составляет самое сильное и важное в моей душе. Я желаю того, чего нет здесь — на свете. А оно есть где-нибудь, потому что я его желаю. Где же? Так надо переродиться для того, чтобы успокоиться, и успокоиться в лучшем, что есть во мне. Переродитьсяумереть. Вот одно успокоение и одно, чего я желаю и чего мы желаем. —

1866. 11 Февраля. Москва. Все человеческие науки, которые имеют своим объектом человека, обречены бесцельности и болтовне. Философия. История. Юриспруденция.

1868 г. 25 Октября.

1) Показать, что люди, подчиняясь зоологическим законам, никогда не познают этих законов и, стремясь к своим личным целям, невольно исполняют законы общие. И показать, каким образом это происходит. В особенности заметно при переворотах. (Разврат, останавливающий размножение людей там, где избыток населения.) Спасительный клапан везде. Березы.

A) Психология, объясняющая это явление. Только смутное сознание участия в з[оологических] законах составляет цену

Скачать:TXTPDF

верст[ах] от Мо[сквы] Дубровицы, деревня Голицына. Немцов дразнят: Фря. Анна Леонтьевна, бабка Петра. У Голицына два брата, Федор и Иван — Тела колодников на убогий дом в Покров[ский] монастырь. Собачьи