жизни….
B) Цель каждого человека есть только занять себя на время жизни (Робинзон). Ежели бы он не занимал себя — никто бы не занимал себя — было бы то же самое.
2) Всё разнообразие жизни происходит вследствие относительного понятия движения, следовательно разнообразия нет. Есть малое число клавиш, различная последовательность их, есть всё разнообразие как личностей людей, так и150 семей исторических. Везде те же сказки, те же муки, тот же деспотизм, те же войны и т. д. и т. д.
3) Основная история. Прежде критика прежнего взгляда на историю. — Прогресс. Цивилизация уголка мира — будущность всего. Всё стремление, сближение, быстрота. Трата правнукова состояния. —
История. — Исполняют семьи назначение: продолжение рода человеч[еского]. Столкновения. Каждое хочет всемирного владычества. Зачем? Столкновения переселения с менее на более плодородные. Остановка морей. С юга никогда не завоевывают севера.
Фигура движения
1) Объект[ивный] и субъект[ивный] метод. Один субъект[ивный] несомненен.
2) Одна цель жить, т. е. действовать, найти занятие.
3) Занятие тем радостнее, чем более совпадает с общими законами: — продолжение рода.
4) Но первобытной цели не видно от столкновений и движения.
1515) Кроме переселений другое явление — спасительный клапан.
6) Не видно первоначальной цели, а цели частные, служащие исполнением общего.
7) Как это объясняется психологически? —
8) Сравнение с клавишами. Все те же. Музыка разная, но результат один и тот же. —
9) Попытка найти эти вечные клавиши. —
10) (Прогресс заблуждения личности Европы.)
11) Основания истории.
В нам известном мире — стремление с северо-запада на юго-восток, умеряемое только плотностью населения и противудавлением других сил. Россия завоевывает152 Кавказ, Крым, Грузию и т. д. Франция удержала только Африку. Испания только Мексику. Сардиния Италию. Пруссия Германию. Северо-американские штаты юг. Англия весь запад. Швеция завоевала бы Европу, но давление России. Первое, что завоевывает Франция, и последнее, что отдает — это Италию. Австрия — Италию. Сардиния приобретает Венецию благодаря более северному давлению Пруссии. Турция Египет и Азиатскую Турцию. Моря — границы — потому что отсутствие давления. —
Польша — Малороссию, но давление России. Рыцари Тевтонского ордена завоевывают Пруссию. Только Египет и юг составляет провинцию Римлян.
Когда Европа переполнена и идет назад крестовым походом — открывается Америка и мореплавание. — Открывается пар, когда опять она идет назад при Наполеоне, и без столкновений совершается размещение.
Бывают эпохи в истории, когда чаша кажется переполненной, начинаются брожения, столкновения и выход находится. Открытие Америки153 — пар и следующий неизвестный нам X.
154Есть страны, к[оторые] способны размножать более народа, чем могут прокормить, есть такие, которые размножают столько, сколько могут; есть такие, которые менее — всё при одной мере цивилизации. Из этого всё движение истории.
Размещение есть вся задача истории. Законы размещения и кочевания животных. Никто не скажет, что первый тетерев был тетерев Аттила; а отыскиваем общие причины. — Прогресс — свобода передвижения, быстрота передвижения, вытекает из перемещения, и только одно имеет это значение.
После порыва давления и движения с северо-запада обыкновенно происходит слабая отдача такого же движения — так после порыва, основавшего Грецию — Александр Македонский. Скифы. После порыва Аттилы — крестовые походы, после… Наполеоново нашествие.
12) Что вечно? и в чем свобода? в совпадении с вечными законами.
Единственный источник людских заблуждений и вытекающих из них ошибок есть способность человека делить свои понятия на субъективные и объективные, — делить эти понятия и думать, что мир объективных понятий есть мир такой же деятельности, как мир понятий субъективных. —
Объективный мир есть только мир неизвестного — Бог. Его можно и должно чувствовать, но основывать на нем, как это делают, жизненные и исторические выводы есть источник всех заблуждений людей. —
Древние были сильнее и умнее нас, потому что всё то, что мы называем философией, историей, юриспруденцией, богословием, они называли ораторским искусством. Первое есть признание возможности объективных выводов, второе — один субъективный взгляд.
Объективна только форма.
Всё субъективное, и одно субъективное имеет содержание.
————
1870. 14 Февр.
Связь мужа с женою не основана на договоре и не на плотском соединении. В плотском соединении есть что-то страшное и кощунственное. В нем нет кощунственного только тогда, когда оно производит плод. Но все-таки оно страшно, так же страшно, как труп. Оно тайна.
————
Связь матери и грудного ребенка еще очевидна. Когда ребенок голоден, у матери пригрубло молоко.
Та же связь существует между женой и мужем. Никто не слыхал, чтобы отец, мать и их любимые дети, друзья, братья и сестры умирали. Но кто не слыхал тысяч примеров смертей мужа и жены (живших хорошо) почти в одно время. —
Или это нечаянно?
————
21 Ф[евраля]. 1870. При чтении Плутона Аристофана. У Аристофана лица комедии Богатство и Бедность. Разговор Бедности, где она доказывает свою необходимость, очень хорош для грека 5 века; но для нас, при наших понятиях о богатстве народов и общих эконом[ических] законах, он не только не имеет смысла, но лиц этих не существует. Уничтожено то, из чего слагалось это олицетворение. А мы (Гёте) стараемся подражать греческим приемам искусства!
————
Восхищение европейцев перед греческой поэзией подобно восхищению умного раскольника словом бессмысленной раскольничьей песни, восхищению Апокалипсисом. — Простота.
————
Разум выражает законы необходимости, т. е. самого себя. Сущность выразима только искусством, тоже сущностью. И потому не бывает разумного искусства.
————
1870. 22 Фев.
Есть два резко различные рода литературы: серьезный и несерьезный, или поэзия содержания и поэзия формы, или простой и не простой. В первом автор говорит своим языком, только настолько изменяя склад своей речи, насколько того требует предмет. Пушкин, Сервантес, Рабле и мн[огие] другие. Во втором автор говорит не своим языком, а каким-то особенным языком, который ему нравится или по своей возвышенности, или по комичности, или по оригинальности: Оды, Дикенс, Щедрин, Некрасов и мн[огие] др[угие]. —
————
Чистота греческого искусства только в скульптуре. Аристофан. И это наши образцы. Культ.
————
1871. 26155 Nоября. Есть литература литературы — когда предмет литературы есть не сама жизнь, а литература жизни, и литература литературы 999/1000 всего пишущегося. Есть политика политики — когда предмет политики не есть государство, а прежняя современная политика, 999/1000 всей деятельности палат. Есть поэзия поэзии, и в музыке, и в живописи, и ваянии, и в письме, — когда предмет поэзии есть не жизнь, а прежняя поэзия, 999/1000 всего творящегося. Есть наука науки — когда предмет не есть жизнь, а прежние положения науки — Линней, Кювье, Дарвин. Есть или нет видов? Есть или нет понятия справедливости. Есть или нет тяготения? Есть философия философии, когда предмет не мысль, а системы. Первое легко и безгранично, второе трудно и редко. —
Естественные науки — это стремление найти общее в жизни внешнего мира с жизнью человека. Человек родится из оплодотв[оренного] яйца. Давай отыскивать яйцо в полипе и оплодотворение в папортнике. —
[ЗАПИСНАЯ КНИЖКА № 4, 1865—1872 гг.]
К роману.
Долохов солдатом наблюдает солдат в сражении.
La grande difficulté de l’époque est que la cause, q[u]’on aime, est défendue par la nation, q[u]’on n’aime pas (дипломатические речи).
Souvenez vous bien, monsieur, que dans toutes les affaires il y a une femme. Quelquefois on ne la voit pas, mais regardez bien, elle y est. —
Alexandre — éducation philosophique de la Harpe.
A[lexandre]. Comment avez vous fait pour vous acclimater si vite. — M[aistre]. Sire, dans les serres de votre Majesté toutes les plantes de l’univers croyent être chez elles. —
— Faisant gorges chaudes. —
— Des brochures qui cassent les vitres. —
— Londres est le séjour des talents et des préjugés, comme Paris de l’esprit et de la bêtise.
Il y a beaucoup de hachis.156
У дипломата нет ни гроша, кроме 6000 жалованья, где надо проживать 20,000, и требует la grand’croix157 с обидой, что ему не дают.
— De quoi vous plaignez v[ous]. N’avez vous pas dit formellement à Dieu: sortez de nos lois, de nos institutions, de notre éducation. Il s’est retiré et v[ous] a dit: faites.158
Разница холостого от женатого: 1-ый стареется, 2-ой растет. —
— Два сорта людей — у одних жизнь только поэзия, у других поэзия не жизнь. Два типа.
— Мост провалился, лошадь завязла, загородила дорогу при отступлении.
— Savary сказал Александру, что французы не теряли его из вида и что он два раза переменил лошадь и был на рыжей.
— Имп[ератор] Александр отпустил пленных 12 году. Плачет о своем и тогда плачет, когда рассмешат с участием. —
Барышня танцовала визави с Александром и влюблена в него.
— Наполеон написал в Москве на богоугодных заведениях: maison de ma mère.159 Он польстить этим думал русским: Я так добр — моя мать вами займется, — а как это отвратительно, оскорбительно. Примешивать семейство.
— Сидят, от скуки говорить нечего. Отчего называется форточка? От того, что Pforte160. Нет, от того, что рамка маленькая. —
— Рассказывает сказку — три дороги. На первой сытому, а тут пришел Прынц. Три головы, хвостом заметает……
— Юноша сам с собой перед зеркалом.
— Барышня на вечере — танцует, танцует и, как только может, бежит в тихую комнату, где быть одна — и весело, и хорошо, и очень хорошо.
— Святки. Наряженные. Та, которую любишь, другая, но та же, — брови чернее, усы. Разделась, а ей весело, и брови те же и любит по новому.
27 Nоября. 1866. [Ясная Поляна.]
1) Критика искуства есть то же, что органическая химия. Она дает анализ, а знание выводов анализа ничего не дает.
2) Поэт лучшее своей жизни отнимает от жизни и кладет в свое сочинение. Оттого сочинение его прекрасно и жизнь дурна.
3) Единственное утешение при мысли о неизбежности смерти состоит в том же, в чем состоит утешение в опасности на корабле, в том, что все в том же, как и я, положении. —
4) Отчего не сказанное слово золотое? Отчего самый умный человек ничего бы не писал и не говорил? Оттого, что для того, чтобы говорить что-нибудь, делать выводы, надо допускать многое непонятное понятным, многое оставлять неисследованным. Коли всё понимать, то всё будут ноли, из к[оторых] не выйдет формулы — только ноль.
12 Марта 1870. Я. П.
По Шпилеру день рождения нашей планеты 21 Дек[абря] (по нов[ому] стилю).
Температура того, что составило нашу землю, была в 28.000.000° Ц[ельсия], а для того, чтобы охладиться от 2000° Ц[ельсия] до 500°, земля должна была употребить 35.000.000 лет. Период образования поверхности земли определяется minimum в 650.000.000 лет.
Что безумнее: отыскание философского камня или начала земли по науке? —
Что представляют человеческому уму цыфры, выписанные здесь. Отношение бесконечно малого к бесконечно великому, т. е. отсутствие какого бы то ни было отношения. —
Как только человек начинает прикладывать свой ум, только свой ум, к чему