Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 48. Дневники и записные книжки, 1858-1880

из крепких тел образуются газы, к[оторые] выкидываются землетрясениями и волканами кверху.

Что бы было в пустом пространстве, к[оторого] никто не видел, не знаю; а у нас, дома, это то, что есть. — Источник всех тел и движений есть тепло. Что же есть тепло? Откуда оно? Как оно действует?

————————————————————————————————————

На верху земли всё крепкое и холодное находится в движении книзу, всё горячее и газообразное — в движении кверху. Чем крепче, тем меньше тепла скрытого и больше движения. Чем легче, тем более тепла и меньше движения силы. — Что делается внутри земли? Обратное. Всё легкое и горячее находится в движении кверху. Чем легче, тем больше тепла скрытого и больше движения кверху, чем тяжеле, тем более тепла и менее силы. В воздухе все холодно и чем выше, тем холоднее; но тем сильнее движение. В земле чем ниже, тем жарче, но тем слабее движение. —

[ЗАПИСНАЯ КНИЖКА № 5, 1866—1871 гг.]

Pierre мучается страхом смерти перед дуэлью.

————————————————————————————————————

N. притворяется, что он хочет [1 неразобр.] — Его компания притворяются друг перед другом. —

А[ндрей] масон уже и религиозен. Р[іerre] обращает его к деятельности самопожертвования.

У Рост[овых] комнаты набиты народом. Она летать хочет.

Вестник Европы. 12.

О преобразовании 9-го года.

62 году Растопчин.

————————————————————————————————————

[Середина ноября 1866 г.]

Картинки мячики.

Gotthelf книжку.

К Башилову рукопись.

Деньги граверам.

Рыбий жир — Ферейн

Музей переписку

Наташа говорит себе — Теперь все говорят про меня: что за грация: Что за голос! Что за милое лицо! И в самом деле я знаю, что я милое лицо, и это правда. —

Р[іerre] масон. В М[оскве?] А[ндрею?] дают.

N. Ростов перед Фридланд[ом] делает блестящую атаку. Он себя преодолел и храбр. Он победил, но никто про то не знает. В полку его уважают, но в шта[бе] и не слыхали.

Наташа говеет и молится на екатинье. — Ну и за синод. —

Деньги [1 неразобр.]

Служи, мой друг, служи, но не надейся на силы челове[ческие].

Либо в Сыне Отечества. —>

————————————————————————————————————

Гофман. Вебер Физика [1 неразобр.]

————————————————————————————————————

1 черемуха.

2 Тр[удно] учит[елю], легко уч[енику].

31-го

[1? Сентября 1869] Соболев в Нижнем.

Александр Павлович Жандр.

В Петербурге

В Троицк[ом] переулке дом Троицкого Монаст[ыря].

Лицейский Курциус….

Ясн[ая] Поля[на]. В. С. Перф[ильев]….

Дом Малицкого. Тула.

————————————————————————————————————

P[ierre] говорит Н[аташе]: Вы не знаете, что вы сделали с ним — он жил для вас, он горд, и ни ему, А[натолю], ни вам, ни себе не простит. Он погиб. — Н[аташа]: я поняла — ревет, как дети.

На бале Н[аташа] видит, что Анд[рей] дерзок с другой, и вдруг нежно подходит к ней. —

— Я пробовал, могу ли я без вас жить — нет, не могу.

«У меня украли 170 р.», говорит вор и плачет. Напол[еон] говорит: я подарил мои бриллианты и перлы — смотр. Гос[ударь].

Черви — причешешь, примажешь. —

Безротые —

Бред

Н оги [1 неразобр.] в позвоночный столб. —

тУ К[нязя] А[ндрея] лихорадка хуже. —

О Нат[аши].

Н ащ[окинский] переулок д. белый 2 эт[аж].

15—17 июня 1867.

206Дела.

1) Бартенев (10%)

2) Найти коректора.

3) С Рисом об излишке бумаги.

4) Захарьин.

5) Спутанное напечатать при себе.

6) Ахрасимов на [1 неразобр.]207

————————————————————————————————————

….Определ[ение] одной гражданской палаты и вводный лист.

Анабазис кр[аткий?] und Deuth 58

Ingilmann

16-й —4 < 17 18 14—4 Калайдович. ———————————————————————————————————— Кирша Данилов. Возют [?] сколько ржи умолот. и убра[ть] Богородс[кое] 3 сут[ок] до Уфы. Бирск Николаю Алексеевичу Ермолов[у]. В М[осковскую] К[онтору] б[анка]. Предъявляя при сем билет за №... на сумму... прошу К[онтору] б[анка] означенную сумму перевести на имя такого-то годовой срок и новый билет выслать мне... ———————————————————————————————————— [25 сентября 1867 г.?] <Перхушково — 27 Подлипки — 24 Шелковка — 24 Можайск 22 Гриднево — 28>

[ЗАПИСНАЯ КНИЖКА № 6, 1871 г.]

Геродот франц[узский].

Летописи.

Киропед[ия] фр[анцузская].

Соловьева продолж[ение]

В[ойна] и м[ир] деньги.

Издавать п[олное] с[обрание].

Костино.

Клевер.

Шеремет[ев].

Поединков.

Золотарев.

Юрьев.

Елагин.

————

[ЗАПИСНАЯ КНИЖКА № 7, 1868—1879 гг.]

Первая книга для чтения

и

Азбука

для семьи и школы с наставлением208 учителю

Графа Л. Н. Толстого

1868 года.

2091) Знание букв.

2) Уменье откидывать ненужную е в согласных и складывать на слух.

3) Складывать буквы прочтенные.

4) Соединять два склада. Запомнить первый и, прочтя 2-й, повторить 1-й и присоединить к нему второй.

Эта снаровка при маленьких детях 5 лет дается труднее всех других. Обыкновенно ребенок, увлекаясь прочтением 2-го склада, забывает 1-й и, когда хочет повторить 1-й, повторяет гласную или согласную из 2-го, например, мука, он говорит кука или мака.

Примечание. Для многих знаний у детей, помимо искусства и методы учителя и прилежания учен[иков] и учителя, нужен известный возраст для понимания нек[оторых] вещей (это очевиднее всего в преп[одавании] арифметики). И для этого первого искусства, запомнить, нужно время, и ежели ученику не дается соединение двух слогов — оставить и заняться буквами и возвратиться через неделю, и опять через неделю, и вдруг начинает [3 неразобр.]

(Большими черными буквами)

Аа Бб Вв Гг Дд Ее Жж Зз Ии Іі Кк Лл Мм Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш Щщ Ъъ Ыы Ьь Ѣѣ, Ээ Юю Я я Ѳѳ Vv

(Мелким шрифтом)

Для учителя.

Буквы все выговариваются следующим образом: а-а б-бе в-ве г-ге д-де е-э ж-же з-зе и-и i-и к-ке л-ле м-ме н-не о-о п-пе р-ре с-се т-те у-у ф-фе х-хе ц-це ч-че ш-ше щ-ще ъ-ер210 (но при этом обращается внимание ученика, что эта буква совсем особенная и что она ничего не значит, то же самое он говорит и про ь. Различие звуков этих двух полугласных определяется после), ы-ы (т. е. как грубое и) ѣ-ье э-э ю-ьу я-я ѳ-фе (другое) v-и (другое).

Для учителя (мелким шрифтом).

По картинкам учитель пройдет сначала все буквы, читая за ученика.

Предметслово с начальной должен быть несоразмерно велик.

A a a —211

Арбузы212 собрали режут

—————————————

Б б

Борода у старика213 велика

—————————————————

В в в.

Волки214 ловют авец ловят

—————————————————

Г г г.215

Грыбы нашли216

—————————————————

Д д д.

Дерева

дерево рубит.217

—————————————————

Ева218

яблака взела

яблоко взяла

—————————————————

Е ё ё.

Елка высокая

—————————————————

Ж ж ж.

Жуки полетели

—————————————————

З з з.

Заиц ушол

Заяц

—————————————————

И и и I і і.

Играют219 дети

—————————————————

К к к.

Калачи пекут

—————————————————

Л л л.

Лапа у медведя болит

—————————————————

М м м.

Мокрая девочка

—————————————————

Н н н.220

Нос221 сморкаит

сморкает

—————————————————

О о о.

Образ несут

—————————————————

П п п.

Плавают222 по реке

—————————————————

Р р р.

Репа223

—————————————————

С с с.

Сабака добрая

собака

—————————————————

Т т т.

Телега сламалась

сломалась

—————————————————

У у у.

Учуця дети

учатся дети

—————————————————

Ф ф ф.

Фурашка мала

фуражка Феде

—————————————————

X х х.

Худая лошать

лошадь

и харошая лошать

хорошая лошадь

—————————————————

Ц ц ц.224

Цыц не сметь

—————————————————

Ч ч ч.

Чушка парасят кормит

порося

—————————————————

Шаршавый малый

—————————————————

Щ щ щ.

Щипется

225Он злой

—————————————————

<Ъ ъ ъ. Вотъ какъ он разинулъ ротъ>

—————————————————

<Ь ь ь. Жаль мальчик не хочет спать.>

—————————————————

Ѣ ѣ ѣ.

226Руками ѣдят227

—————————————————

Юлу пустил

—————————————————

<Ы ы ы. Рыбу вынули>

—————————————————

Я я я

Ягады собирают

Для учителя.

Выучив буквы, учитель заставляет ученика складывать без книги — на слух следующим образом. — Учитель говорит: б-а — ба в-а — ва г-а — га д-а — да и т. д.,228 ученик повторяет за ним. Потом учитель говорит: б-а (коротко) и ученик 5-летн[ий] после 5 минут уже сам говорит — ба, учитель говорит: в-а — ученик говорит — ва и т. д. Потом б-и — би и т. д., б-у — бу и т. д. Точно так же поступает учитель со слогами в 2, 3 и 4 согласные. Ученик в один урок, ежели нет у ученика преград в произношении, усваивает себе прием, откидывая гласную е, соединять все согласные с последней гласной в один слог. — Так что стр-а-да ученику не труднее, чем ба. То же самое сделает учитель и с229 ъ и ь, т-ъ — тъ, т-ь — ть.

На слух надо учить сначала быстро, потом медленно. Когда ученик без книги свободно складывает, то учитель предлагает ему складать230 по книге.

Ба Ва Га Да Жа

Зу Ну Ру Ку Лy

Ми Фи Ши Хи Ти

Сё Пё Ѳё Щё Рё

Ко Но Бо Фо Ло

Бѣ Дѣ Сѣ Нѣ Вѣ

тъ съ нъ мъ къ

Ля Кя Дя Мя Ся

Бра Дла гна ста

кру сну блу фту

стра ктла вздра

спро фтру вздя

стря стлю взне

стъ скъ л къ

Когда ученик складывает эти и другие слоги, которые учитель напишет ему печатными буквами, там, где учатся много учеников, которые напишут другие ученики, учитель приступает к чтению слов: —

Рыба ушла.

—————————————————

Быки231 легли

—————————————————

232Гуси сели на воду

—————————————————

<Дети грыбы нашли>

—————————————————

злые волки

—————————————————

Вот конь

—————————————————

Утки на реке

—————————————————

Вези меня

—————————————————

Купи куклу

—————————————————

Трава выше меня

—————————————————

Бери в рот палку

неси ее в дом

—————————————————

Пара спать уж все легли

пора

—————————————————

У кошки лапы мяхки

мягки

—————————————————

Дети ушли из дома пришли к реке и сели на лодку

Они долго плыли по воде и было тихо. Вдруг стала буря и лодка пошла ко дну. Беда дети как нам быть. —

Бог их спас. Пришли люди на реку и их взяли с лодки на землю. —

————————————————————————————————————

Когда, прочтя предыдущее, ученик будет свободно соединять двухсложные слова,233 он может читать следующее: —

————————————————————————————————————

Был адин мальчик ево звали Ваня.234 И у него была мать и отец и маленькая сестра. Адин рас235 Ваня вышел на двор и слышит что в саду что то пищит. Ваня пошел в сад посмотреть и видит в канаве лежат три маленькие щенка. Два белых и один236 белый с черными пятнами. Белые щенки уже были мертвые, а пестрый еще был жив. Он237 пищал. Ваня взял этаго щенка и понес домой. А у Вани был атец. Атец увидал щенка и говорит: зачем т ы принес238 щенка. А Ваня говорит атцу позволь мне пожалуста этаго щенка239 держать в нашем доме. Мне его жалко. Его братья умерли и он умрет если его бросить. Я его буду кормить.

И отец сказал: Ну хорошо. Ваня стал щенка кормить и назвал его240 Буян. Щенок Буян скоро вырос241 и стала большая собака сильная и добрая.

Один рас все легли спать и Буян был на дворе. А воры пришли в двор и хотели украсть лошадей.242 Никто не видал воров и они243 уже вошли в конюшню. Вдруг Буян залаял244 страшным голосом245 и бросился в конюшню. В доме все проснулись, воры испугались и убежали. —

Атец позвал Ваню и говорит ему. Я рад что ты взял Буяна. Без него лошади бы наши пропали. Ну, я теперь ему позволю жить дома.246

И Ваня был очень рат.247

Потом пошли один раз все в лес248 и взяли с собой маленькую249 сестру Ванину и положили ее в лесу спать.250 Вдруг пришел волк и хотел схватить девочку из люльки.

А Буян услыхал что идет волк и спрятался за кустом. Он не испугался а он хотел волка поймать. Волк думал что его никто не видит. Вдруг Буян выскочил из куста и стал грызть волка. Все прибежали и убили волка. Но волк укусил Буяна.251 Отец поше[л] и г[оворит]: он укушен и Ваня стал плакать. Отец позвал Ваню и говорит: Я прежде любил Буяна за то что он воров прогнал а теперь еще больше люблю.252 Волк бы заел нашу девочку если бы Буян его не загрыз.

И все стали Буяна ласкать.

И Ваня был очень рат.

Потом пришла зима и поехали все на санях в город. Вдруг пошел снек и сделался ветер и мороз253 и они все

Скачать:TXTPDF

из крепких тел образуются газы, к[оторые] выкидываются землетрясениями и волканами кверху. Что бы было в пустом пространстве, к[оторого] никто не видел, не знаю; а у нас, дома, это то, что