сухоросица. Ровно пахнут луга и леса.
23 Июля. Блестят поля с несвязаной рожью. — Везде вяжут, таскают, возят, кое-где косят. Хрустит под косою. Смердит рожью и соломой. — Баба укладывает воз, лошадь потянулась к снопам — падает. — Пришли 2 бабы с граблями босиком, через головы сняли шушуны, стали обуваться. Жарко, к вечеру заходят тучки и проливаются узкими полосами. [1 неразобр.]
25 Июля. После жара. 9 ч. гроза [?], еду верхом. Молния поперек дороги. Страх [1 неразобр.] громче орет [1 неразобр.] плачет.
[Л. 41]. 28 Июля.
После дождичка веют желтые замашки пучками под сараем.
31 Июля.328 Жары. Ночь темная, теплая — зарницы, звездопад. Пахнет в лесу вялым листом, пряником.
1 Августа. К пчельникам идут мед есть. Гроза, со всех сторон. Молнья, тучки, чуть смочило дорогу, боро[зды] картошек и голяные осины, мокрые, стали глинистые.
Мужик ночью косит овес. Поточит и слышно — шире, гр[омче], гуще жвыкает, затупится, слышно — тоньше жвык. —
7 Августа. После жаров холодный ветер. Лист одервенел и зарделся.
10 Авгус[та]. После холодов, ночи месячные. Дуб, молодые побеги светлые из черного.
11 Авгус[та]. После ливня. Всё сине — лес, поле, расплывают[ся] тучи. Дождевики пошли. На задворках свежая солома — спать ложатся. — На дворе чиркает молоко. Сумерки. Темно на небе. Лужи светятся.
Тверская, Дегтяр[ный] пер., дом Гр. Вас. Шиловского, подъезд 4-й.
? Петровские линии. Контора Печковской. Г. А. Д.
————————————————————————————————————
Брянского уезда 1235 д. Орл[ово]-Вит[ебской ж. д.] Городец. Е. Н. Игнатьева. Кабаличи.
————————————————————————————————————
900 дс. Моск[ва] Хлебн[ый] переул[ок], д. Забелин[а], кв. № 2-й —
Казаринов Б. Дмитр[овка] близ Газет[ного] пер., д. Нейдгарт, кв. № 4-й
Тверская, д. Рязанова, кв. № 9.
Конторы гуверн[анток].
Казар[инов] Дм[итровка].
Шиловск[ий] Тверс[кая].
Тихонра[вов] — унив[ерситет].
[Л. 40.] Между колеями.
6 Сентября. С утра туман, разгулялось, жарко. Тихо, деревни по речке Богород[ицкого] уезда. Петухи поют. Нигде травинки высокой, все подъедено, поля, поля, поля.
329В начале б[ыло] раз[умение]. (1) И раз[умение] б[ыло] за (2) Бога. И раз[умение]330 было Б[ог]. Это б[ыло] в начале (2) за Бога. Начало всего разумение (2). Бога нельзя выразить, познать, но всё, что мож[ет] заменить это познание, то дано разумением. Оно б[ыло] за Б[ога]. И разумение было Бог, то, что мы называем Б[ог].
331Это-то было начало всего, заменявшее Бога. Бога же никто не познал (18). В н[ачале] б[ыло] р[азумение] и р[азумение] б[ыло] за Б[ога], т. е. Бога нельзя познать, но всё, что можно познать из Него, то дало раз[умение] — р[азумение] ст[ало] Б[ог]. Оно в н[ачале] б[ыло] за Б[ога]. В начале всего явилось р[азумение], и раз[умение] стало за Б[ога], и р[азумение] ст[ало], оно появилось в н[ачале] за Б[ога].
[Л. 24.] Бога никто не видел нигде. По началу б[ыло] разум[ение]. И раз[умение] то б[ыло] за Б[ога]. И раз[умение] стало Б[ог]. Оно-то было по началу (только) за Бога.
Прокофий Лаврухин
[Л. 25.] Заветрил муж
билась колотилась;
На него прет.
затоптать хочет.
Согласие — обоюд.
Запушило снегом
Ножом пырни, кровь не пойдет. —
Чуть полозист лош.
Станов[ой] пристав Викт[ор] Чевский в Тулу.
Дети.
Делопроизводит[ель].
Головенской деревни Крапив[енского] уезда Медведцкой, Абрам Макаров. Посажен на 4 мес[яца]. —
Не объявлено решенье.
На 3 нед[ели] за самовол[ьную] постройку.
[Л. 26.] М. И-ы рассказ.
Худая бабенка, промеж двух солдат. — За что? — Муж пьяница. Подати не платил. Становой запечатал. Муж просверлил дыру — таскал. Я высыпала детям. 4 м[есяца] острог.
Бог бы убрал, да и к стороне.
Пил родники, носо[м] идет. —
Запали подини [?] —
Надоел сестре.
Первые грехи — завадки.
20 лет кровь пускал.
Чох найдет.
Колпёнка, Мясоедово,
Устьколпна. —
Нефед Алексеев.
————————————————————————————————————
Тихвинская вдова — Авдотья Дьячкова. Землю отбирает.
[Л. 27.] Иван Емельянов на лошадь.
————————————————————————————————————
Семен Медведев сидит с 76.
2 — 1 г[од] 3 м[есяца].
————————————————————————————————————
Басовской — Дмитрий Максимов. О кормилице. —
Исполнение воли Ц[арства] Б[ожия] только возможно делом, отдавая жизнь на введение: χαρις αντιχαρις.
————————————————————————————————————
II глава. 1) Бог — дух — делом. — Вв[едение] χ[αρις] α[ντιχαρις].
Лисьи норы — бродяги.
Почему вредно.
Бог творец.
Ибо служение блудниц и пр.
Мазать миром
Елеоосвящение
————————————————————————————————————
Отчего нет — 1) ношение кре[ста]
непогребение мертвых
2) Омовения ног.
3) Отречения от себя и всего своего.
4) Угощение нищих.
5) Принятие детей во имя.
6) Обливание ног масл[ом]. Магдали[на].
8) Брание змей, питие яда.
40 р. на постройку
Приписка к обществ[у]
Анисья Морозова
рожь. 1 ч[етверть].
рост — уросло.
[ЗАПИСНАЯ КНИЖКА № 9, 1879 г.]
9332 Марта 1879. Утром был у Шинтякова. Двор разгорожен, обвис сарай, без конца. У него дочь и две девочки гости. Сын 8 лет обстрижен от вшей. Тепло, дымом пахнет. На столе ситник (сам пек) и333 чувилька. Хлебы еще в печке. На полке горшки. Образа сняты от дыма. Пришла Курносенкова высадить хлебы. (Бедные помогают друг другу, но не богатые). Вышник — окно для дыма. У Костюшки. Убрана изба. Махотки на полке вдоль левой стены. В чулане теленок. Под печкой — яма, картофель. Под ножкой стола топор. Жена прядет конапли на гребне на прялке. Кудель — рогатина; на ней хлопки для дерюжек. — Овец нет. Кафтан один в дырах. Две девочки — одна кривая на печке. «Хоть бы и эти померли. Всех одень, обуй». Шурин помогал, как был беднее — разбогател — перестал. Зовет его «Костюша».
На большой дороге, встретил двух симбирских богомолок. Одна мужняя жена, другая монашка. Собирает кусочки. Идти в Киев ее благословила Лукерьюшка. Лук[ерьюшке] 90 лет. Она с 19 лет ходит босиком зиму и лето.334 Грамоты не знает, а писанье так знает по наслышке, что лучше духовных всё расскажет. Ест в неделю раз просвиру. Спит на полу, камень в головах. В одно окошечко принимает милостыню, в другое отдает. Становой сердитый был, приехал к ней. «Ты ежовую то шкуру скинь, в ней в Царство Небесное не войдешь». Другой человек стал, ездит к ней каждую неделю. — Два раза в Киев босая ходила.
11 Марта. Был в роще. 4 пилят Ламинцовские, 4 делают бочки. Живут вместе, а артель врозь. Бочку делают так: Срезать дерево, вырезать вырезок по мере латков распилить. Латки выстрогать по краям.335 В загнутый обруч с клепушком вставить латки, прижим[ая] к клепушку, набить другой,336 по два с каждой стороны, срезать пилой, выстрогать по ребрам. Выскрести изнутри, вытесать топором. (Обруч в замок загнуть, надломить концы.) Вымерять циркулем, обвести шесть раз. Вырезать на дно доски, выстрогать им ребра по фуганку. Сложить, выкружить, стесать по кругу, где тешется, и выпилить, где поперек. Уторить. Затесать края дна, отпустить обруч, вложить, нашить обруч (потом стучать).
На дороге богомолки 3. Михайловск[ого] уезда. У одной было 11 детей, остался один. Последнего заспала под Троицу. Свекор и муж не ругались, говорят: он сам умер. Я иду помолиться за грехи. А может, отец Иона скажет, что не заспала, а сам умер. Старичок 60 лет, ходил по богомольям, у Почаевской был. Иона в Киеве сказал: иди домой, пожар горит, а тушить некому. Он вернулся, а сыновья кабак сняли. Он пожил 2 недели. Сын поехал за вином. Говорит другому: ты мне кулешику на молоке дай, а сам поезжай встреч[ать] брата. Что-то мое сердце чует. Сын пошел запрегать. Еще не запрег, бежит сноха. «Батюшка помирает». И помер.
Вечером прошел по деревне. У Сергея Резунова крик; остановился, прислушался. Сноха сидит шьет. Отец за столом ругается с сыном. Сын на печи. Об еде что-то. Кашей с маслом тебя кормить. Ты курдюк наел, портки не стянешь. У меня337 ползут. Сноха смеется. Сын что-то ответил. Старик схватил палку или топор и сделал шаг к печи. Сноха завыла, вскочила: батюшка.
Портные переходят с своими ребятами. —
Богомолка одна, говоря про то, что дома или нечего делать, или никогда работы не переделаешь, сказала: Моешь, чистишь, готовишь. Уж и рада, когда праздник придет. Не пришел бы праздник, всё бы работа нашлась.
Лукерьюшка на Иордани босая у проруби стоит. Всем воду подает. Вы замочитесь, а я босиком, подам, и подает ковшиком. Когда все уйдут, и она пойдет. —
13. Осип Наумыч приходил338 три раза. В первый раз рассказ
1) о своем падении. До 60 лет не пил не только вина, чаю, не пил квасу — попал в начальники, связался с кухаркой Васюткой; тут и жену бивал. Его дочь моя молочная сестра Городенская339 чудна́я. Два раза уходила. Как была, так и пропала. Раз 4 недели. Где была? У Троицы. Чем кормилась? Две богомолочки шли, меня кормили. Другой раз ушла 2 месяца. Была в Киеве. Теперь всё шепчет: О Господи! — Как кто придет, перекрестит и уйдет. Муж ее много бивал. Теперь зовет ее к себе в Сибирь. Там в подносчиках. — 2) Как дрался с снохой. Бог пожаловал мне ее пальцы в рот в зубы (ему 80 лет). А то бы задушила: Одной рукой за причинное место, другой душит. Вышло дело из-за вощин. Он дал ей нести, она хотела утаить. 3) Пулхерия Ивановна, рябая, большая, толстая помещица, с старостой в связи. Мужа ее задушили и сожгли. А она добрая была. — 4) Как молотят зимой по ночам. Проснешься, уж слышишь по340 гумнам зыкают цепы. Выходи. 5) Как сноху сватал. Слюбившись была с Владимирцем. Привезли домой приданое. В сундуке одна прялка громыхает. 3 года всхрапывала, только уж как дети пошли, обрусела. —
Прохожий Оренбург[ского] уезда, 6-й месяц в дороге, был в Киеве. 35 р[ублей] истрес. Последние 5 копеек отдал. Куда! В Ярославль. Оттуда даром возят.
Архиерей в Туле раскольничий. Худой, постный, робкая добрая улыбка, смех, пелеринка, иконостас.
Волостной суд. 1) Драка мальчишек, потом Домна вступилась. Мать мальчика за своего. Платки долой, в волоса. Мужик Абакум рознял. Мальчишку сунул.
2) Абакум с Гаврилой за солому. Старая вражда. Бас Гаврилы веселый и молодецкий.
3) Влас 80 лет, горбатый, слепой, плюгавый, рыжий, длинные космы. Хлеба не дает. Плетень стал рубить. «Отцовскую работу рубить341 грех». В дележе была. «А ты меня ударил». Грех, батюшка! «Дай мне хлеба четверть. Корми меня». Общее размягчение. Сын согласен. Так-то лучше.
4) Евдокимова дочь с свекровью. Поддёвку не сшили. Я за водой иду. Муж говорит: у меня много жен. Мне жаль. Какой палец не укуси.
5) Драка возвращаясь со сходки. Бороду вырвали. Не на то ростил. Ты гонялся за всеми по деревне. Он тебе землей глаза засыпал. Оскорбление старика. Ты за копейку в церкви….. Не наноси на меня наносные слова. В оттяжку шел за ними. За ними натягивал.
Журнал Николая из Самары. Драка, по закону Моисееву и Христову.
Странники два. Один солдат вятской, был писарем, глаза стали слабы, идет Богу молиться; другой тамбовской, молодой, седой, в фуражке из голеватки, но в оборванном платье и лаптях: был сын прикащика, сам жил в прикащиках, потом взял в аренду (700 р.) с товарищем. Не заплатил в срок, барин подал