светло и руки с пальцами. Надо разобрать, показать драг[оценные] камни. А то все отвращаются, говорят — наво[з] и там нет ничего.
Утверждать учение Христа чудесами — всё равно, что свечу держать перед солнцем, ч[тобы] оно виднее было.
Вера — стены в темноте. Ощупай их. Тот, кто не верит, сидит на лодке, на пузыре, на корабле и не верит, что под ним вода. Надо вынуть лодку, пузырь.
Фет учит, осуждает. Что же он знает?
7 Ноября.
Разногласие Ев[ангелий]. (И[оанн] З[латоуст]) ничего не доказывает, как то, что грех дела рук человеч[еских] наз[ывать] Божиими, и это кощунство. Да простит им Бог.
————————————————————————————————————
Книг канонических, выр[ажающих] пред[ание]. Из них если откинуть Апо[калипсис], откинут[ый] на деле. Из них Д[еяния] апостолов ничего не выражает, как только отки[нуть] и указ[ать], как грешно. Нет теперь более безбожных книг. Чтоб обозреть то, как постр. порознь: повтор[ения], длин[ноты], ничего [?]. Совокупить — пытались, нельзя.
Почему…
Так легче. Сущность — жизнь и учение. Возьм[ем] жизнь.
Всякий, кто говорит последний, наклад[ывает] на с[ебя] печать непогрешимости — папа, мормоны, хлысты. Видно, очень грубо и гадко, ч[то] так нельзя поверить.
————————————————————————————————————
Не потому она истинна, ч[то] устояла, но та, к[оторая] устояла, ту и зовут истинной. Палка о 2-х концов.
————————————————————————————————————
Так пустяки. Только дети и те, кому выгодно, могут верить в это, если раздумаются. А грех соблазнять из-за выгоды. Вешают, кто виноват. Нечего проповеди писать. Надо от веры не отталкивать.362
Ход через раскол — они изуверы; заблудш[ие] — не поможет.
В науке можно согласить. Одно может быть право, но в вере — нет.
Возьмем писанье, но будем помнить (и ц[ерковь] признает): 2000 л[ет] переписывалось, переводилось, да и писалось кем? (благо[датью?] Св[ятого] Д[уха]). Как стершуюся, истлевшую рукопись. Берем, что ясно и связно, поверя первое последующим и наоборот.
————————————————————————————————————
Бедность, община, чистота соблюдаются ближайшими, и тогда нет разногласия. Как перестали соблюдать, так разногласие.
Я сомневался, кто прав, кто винов[ат] на 1 Ник[ейском] соборе, но потом вспомнил: какое кому дело до спасения друг[их]. Да и спасение только в исполн[ении] запов[едей]. О чем же спор[или]? О запов[едях]? Нет. О способе исполн[ения]? Нет. Так они не о вере говорили, а о чем-то другом. На здоровье. Я не пойду за ними.
————————————————————————————————————
1) Предание через кого. 2) Преданий много. 3) В жизни сам себе противоречит. Не я его осуждаю — сам.
30 октября.
Не те отпадают от церкви, к[оторые] грешат, а те, к[оторые] грешат, убивают, гонят, осуждают во имя церкви. Они отпали от церкви тем, что делами показывают, что не верят в церковь Христа, а веруют в какую-то другую.
————————————————————————————————————
Смотрю Исповедание веры. Церковь (пар[аграф] 48) — отрицание других каких-то, а не исповедание: что же другие, имя легион. И каждая оправдывает себя, проклинает, иногда прощает, снисходит. Слово в слово. Разница в предании. Церк[овная] история. Насилие, зло, ненависть, гордость.
Но дело есть огромное. Все верят — многие делают. Даже те, кто словами не верят — отрицают. Делами исповедывают. Кроме наивных, легкомысленных матерьялистов. И те подтверждают. Что ж это за история? Где его понять? В истории обман, ложь, насилия. Но вот 3-й век скрывает, и вот источник. Посмотрим его.
Учение Христа — момент. Живите в настоящем. Наслаждайтесь настоящим в Боге, и никакой награды за то. Притча о хозяине и работнике. —
Отыскать — притчи (богатый получил награду).
————————————————————————————————————
Трудно богатому войти… никаких загадок и статьи 117 и т. п. Смысл говорит: нельзя.
Отец наш Б[ог]. Приведи Ц[арство] Т[вое], чтобы воля Твоя б[ыла] как на н[ебе], так и на земле. Хлеба просим только на нынче и о прощении грехов так же, как мы прощаем всем. Далее не введи нас во искушение, так, чтобы избавиться от зла. С тем чтобы Ц[арство] Т[вое] было в силе и славе.
Я и Отец одно — совершаем. Будьте совершенны, как Отец ваш Н[ебесный].
————————————————————————————————————
Так что же, неужели то християнство, какое есть — обман?
Посмотрим с конца, что оно, откуда.
Я вырос, оглянулся. Стал искать, чем я жил и живу — ужаснулся на себя. Стал искать основы. Люди хуже меня верили — я не мог. Фарисеи, язычники, скоты. — Учителя церкви — буква. Оглянулся пошире — в народе363 — дела веры, но незнание. Где знание, там безделие. Что такое? Поищу в учении.
————————————————————————————————————
Я решил — всё ложь, но разум учения и народ остановили. Что же это такое — христ[ианство] попов? Стал читать катихизис. Не буду поправлять их, как всё б[ыло] сначала. А возьму с конца. Есть цер[ковь] делающих, и дойду, помуч[аюсь] до источника.
————————————————————————————————————
Первое расширение, что И[исус] Б[ог] — Арияне и др[угие], от[рицающие] Трои[цу], разделение, проклятие. Евхаристия — Лютер. Воскресен[ие] — Новые
————————————————————————————————————
Образцы высокого понимания, вследствие к[оторого] догматы.
Павел — спасение смертью Х[риста].
Иоанн:
Сын божий
Деяния — сошествие языков.
Крещение — баптисты.
————————————————————————————————————
Пересол — хуже недосолу.
————————————————————————————————————
Моисей, что[бы] утвердить, говорит: заповеди от Б[ога]. Пророки тоже. Апостолы ч[то] утверждают, говорят, от Б[ога], и на них сошел Д[ух] С[вятой]. — От всех этих положений — расколы, отрицания — то же, что всё это от Бога, подтверждено веками, что другого нет — стало быть, от Бога.
————————————————————————————————————
Про Христа нельзя сказать, как про Моисея, что он от Бога. Он не заповеди дает — он учит исполнить, стало быть он сам Бог риторически.
Кому какую пользу сделало толкование священ[ного] предания? Открыло оно сердца людей? Нет. Нищие духом спасаются и творят дела без толкования. А сделало ли вред? Неисчислимый. Соблазны. Распри. Злоба. Убийства.
Да и где велено толковать? Нигде. Везде указано быть, как дети. И то, что скрыто от мудрых, открыто детям и нищим духом.
Что же сделали? Растрепали учение по клочкам и на каждое слово наложили свой смысл глупый, гнусный (блаженства), противный Христу. Вот заграждающие вход и сами не входящие.
9) Хр[истос] пришел проповедать, дать Ц[арство] Н[ебесное.] Где оно?
Стоглав. Каз[анское] изд[ание].
Душеполезное чтение.
1) О делах —
2) О — ложном понимании буквы.
3) Чудеса.
4) История.
5) О церкви.
7) Требование веры.
8) Разумность.364
9) Непонятное и противоречивое в толкованиях церкви.
————————————————————————————————————
Самарские ведом[ости] Эпарх[иальные].
Статьи Герасима.
————————————————————————————————————
Федотов Дмитрий.
У Оболенского.
Архимандрит Григорий.
————————————————————————————————————
Житие Николая.
Толкование ев[ангелий]. Катих[изис].
————————————————————————————————————
Протест[антизм] у Хомякова….
————————————————————————————————————
О русском преподавании курс литературы.
Светилина — логика.
Л[атинская] этимол[огия] и синт[аксис] прост[ых] пред[ложений], из сложн[ых] употребл[ение] союзов цели, времен[ных]: ut, cum, post.365
Г[реческая] этимология.
————————————————————————————————————
Цезарь. II и III?
Анабаз[ис] — 2 главы.
Геродот VI книга, вся.
Платон. Апологию. Критон.
Илиада.
Повтор[ение] всего.
Грегоревского — Черного.
————————————————————————————————————
Петра девица воспитала.
1) Осип Наумыч погибает от злости.
2) Старик муж гулявы.
3) В Козельске приказный —
4) <Сын против отца>
3665) Киево-Печерские солдаты.
6) Старуха, муж распутный у дочери и повитуха.
7) Авдотья сестра. Ее невестка.
8) Макарыч — снохач.
9) Братья, солдат один за брата
10)367 Солд. озеро.
11) Петров[ича] Ив[ан] Павлов.
12) Петр[овича] Сибирь.
13) Отец убил косой сына. (Солдатка)
14) Солдатка <Озеро к> прижила сына.
15) Муж убил жену [1 неразобр.]
16) Слепой убил невестку Катюху.
18) других. —
19) Александр старец и его друг [?].
[ЗАПИСНАЯ КНИЖКА № 11, 1878—1880 гг.?]
Горохол[ьский] переулок, Мещ[анской] части, д. Будинова.
26. Царство Бога небесн[ого].
Нет и Библии
Смирен[ные] наследуют землю в Библии — ?
Блаженны милостивые: в Талм[уде].
Чистые сердцем — псалом
Блаженны преслед[уемые] — Эклез[иаст] 3, 15.
Кто сказал: реке, Тал[муд] повинен суду сангедри[на].
Будьте совершенны, как Отец — Библия. Второз[аконие], 18. 13.
Нищие духом § 7. 15.
Гомилетика. Патристика. Литургика.
————
Как Никита будил Сережу и не добудился в Дрез[дене].
[ЗАПИСНАЯ КНИЖКА № 12, 1880 г.]
1) Назначение человека.
2) Разум.
3) Любовь.
4) Зла нет.
5) Соблазны.
6) Жестокость.
7) Заблуждение с узкого пути.
8) Осуждение.
9) Празднословие.
______________________________________________________________
1) Назначение (смысл) жизни.
2) Бог (что Бог?).
3) Заботы (о жизни).
4) Воля Бога.
5) Сила в Боге. — Бог в добре.
7) Соблазны. — Жизнь не веселье.
8) Мне отмщение. — Всё условно.
9) Недовольство (всем равно). — Жизнь368 добро для др[угих].
10) Труд — (назначенье жизни).
11) Не гневайся (1-я заповедь Хр[иста]).
12) Молитва.
13) Пост.
14) Жертва. — 369Зло условно матерьял рабо[ты].
15) Не суди.
16) Лицемерие. — Не жалей прошлого.
17) Краснобайство (насмешка над ним).
18) Одного отца дети (все)
19) Не завидуй. (Жизнь не в счастьи.)
20) Не ожидай счастья (терпи).
21) Волос не упадет без воли Бога.
22) Неверие.
23) Жалей бедного.
25) 370Знать, что важно
26) Нет дурного (кроме греха).
27. Не борись (силой). (Не противься злу.)
28. Не прелюбодействуй.
29. Счастье в разуме. — Прощай грех.
31. Блаженны нищие.
32. Блаженны (нищие духом) глупые.
33. Несчастье от себя. — Мужество.
34. 371Людское безумие.
37. Счастье в жизни. — Смерть нужна.
38. Всё мирское ничтожно. — Смерть — исполнение воли Бога.
39. Жизнь переменчива.
40. Наше зло всё губит.
41. Горе богатым. — Неизвестность нужна.
42. Люби ближнего.
43. Не жди372 награды.
44. Не помни (своего) добра.
45. Живи настоящим.
46. Покаяние.
47. Жестокость. — Зло не скр[о]ешь.
48. Понимай нужду.
49. Не злорадствуй. — Зло — тень к свету.
50. Нет дурного.
51. Счастье в себе. — Всё разумное в связи.
53. Жизнь в правде.
54. Не покоряйся большинству.
55. Не торопись.
Соблазн. Сделаю завтра, чего не сделал нынче.
Возможность не по внешнему, а по опыту внутр[енней] силы.
(Ум — гл[упость].) <463. 8-я снизу> Не удерж[ался] за гриву, за хвост не удержишься.
Зла нет.373 <Дело не в деле, а в разуме. Смысл жизни учить людей> Ошибки жизни дают разум. —
Каб[ы] м[не] тот разум наперед, что приходит опосля.
Отче наш.
Иже еси на небесех.
2) Бог — бесконечная жизнь, разум.
Да святится имя Твое (любовь).
3) Свято только то, что Твое — любовь.
Да приидет царствие Твое.
4) Ищите только правды.
Да будет воля Твоя, яко же на небеси, тако и на земли.
5) <Всё равно, только бы воля Его.> Назначение человека исполнять Его волю.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь.
6) Только бы было возможно делать Его дело,
И остави нам долги наша.
7) Грехи не мешают жизни.
Яко же и мы оставляем должн[иком] нашим.
8) Прощай грехи, не суди.
И не введи н[ас] во иску[шение].
9) Избегай соблазнов.
Но избави нас от лук[авого].
10) Не имея в себе зла.
Соблазны.
1) Сделаю завтра, чего не сделал нынче. Возможность в опыте внутренней силы.
(463). Не удержался за гриву, за хвост не удержишься.
2) Хочется сделать всё самому. Делай, а конца не увидишь. Вноси разум, а не жди увидать царство разума. 4. Много на свете дураков, всех не перечтешь, не токмо что переучишь.
3) Слушать людей. 472. Свой уголок, свой домок, свой разумок. Чужим умом не долго жить. —
В соседи за умом не пойдешь. Ума за морем не купишь, коли его дома нет. У каждого свой царь в голове. Живи всяк своим умом. Людей слушай, а делай свое.
4) Сделать получше, а не испорт[ить].
482. С концов зубами натянул, в середке лопнуло.
484. 2) Когда рожь, тогда и мера. Скачет баба и задом и передом, а дело идет своим чередом.
5) Одно делаешь, другое портишь. 485. Одно дело делай, а другого не порть. 486. И