сам тонет и других топит.
487. Меньше строй, да чаще крой.
487. Огонь маслом не тушат. От дождя да в воду. Из огня да в полымя. 489. После скобеля топором, после полотенчика онучей.
6) Жадность ненужной собственности. 495. Двое плешивых за гребень дерутся.
7) 500. Лучше воротиться, чем блудиться.
7) Соблазн уродует человека. 504. Худое дерево в сук растет. Что больше ездить, то торней дорожка.
5) На смирн[ого] Б[ог] беду шлет, а бойкий сам набежит. 531. Чем больше ездить, тем торней дорожка.
8) Соблазн заботы без работы. 526. Хороша работа без заботы, а плоха забота без работы.374
527. Не загадывай в год, загадывай в рот.
527. Лишний сбор, лишняя склока. Птица ни сеет, ни ж[нет], с[ыта] ж[ивет].
9) Не думай, что что-нибудь не нужно. 532. Не плюй в колодезь.
10) Доделывай до конца. 540. Дело середкой крепко. Осаживай обручи до места.
————————————————————————————————————
1) Введение. — Пословица — ее значение.
2) Трудись, кормись и корми.
3) Женись, люби жену, детей.
4) Думай, учись и учи.
————
1) Жизнь добро, и всё добро, только не порть.
2) Блаженны нищие, горе богатым.
Про разум:
3) Хорошо что разумно.
4) Всему время.
5) Соблазн привычки.
6) Нужда что больше, то в квадратах тяжеле.
7) Живем375 Богом и для Бога.
8) Корми.
9) Нет совершенства.
10) Учись сам.
11) Прощай, не суди.
12) Помни смерть, чтоб ее не бояться.
15) Жалей ближнего.
16) Соблазн гнева. Не сердись.
17) Нет черного без белого, нет добра без зла, и наоборот.
18) Не верь людским выдумкам.
19) Соблазн излишества портит.
20) Добро и зло условн[ы].
<21) Нужда уничтожает соблазны.>
21) Соблазн тщеславия.
22) Из многого нужно одно.
23) Добра не может быть слишком много.
24) Соблазны недовольства, желания большего.
25) Зло для тела — не беда. Беда — зло для души.
26) Всякие люди Богу нужны.
27) Слово чтобы было не праздно и спорно, а ласково.
28) Люди разны, а жизнь их376 вместе.
29) Не знаем, что с нашей жизнью будет.
30) Угодничание — глупость.
31) Соблазн — путать следствие с причиной.
32) Соблазн загадывания, живи настоящим.
33) Неразумие.
34) Учи.
35) Всему закон.
36) Последствия причин неизбежны.
37) 377Силой не сделаешь добра ни себе, ни другим.
38) Крест учит.
39) Воля Бога — сила, благо, своя — слабость, зло.
40) Жизнь свободна.
<41) Блаженны нищие.>
41) Соблазн — самонадеянности.
42) 378Соблазн силы.
43) Покорность — добро.
<44) Горе богатым.>
45) Добро в любви и единении.
46) Соблазн разделения.
47) Соблазн богатства.
<48) Неразрывность брака.>
48) Соблазн недовольства супруг[ом].
49) Назначение379 людей: дети, брак.
50) Брак — ровня.
51) Неразрывность брака.
52) Соблазн380 внешности.
53) Добро и зло человека от себя.
54) Все люди равны.
55) Соблазны худых людей.
56) Лицемерие.
58) Не клянись.
59) Соблазн откладывания.
60) Соблазн праздности.
61) Соблазн эгоизма.
62) Соблазн щегольства.
63) Соблазн суеты.
64) Всё условно.
65) Зло и добро не в величине.
66) Всему свое место.
————
Зла нет: — 1) Ошибки дают разум.
463. Кабы мне наперед тот разум, что после приходит.
2) И худое хорошо. 499. Лучше хромать, чем сиднем сидеть.
3) Хороша не вещь, а польза. Кривы дрова, да прямо горят.
4) Зло от того, что мы хотим, чего не следует.
501. И Бог на всех не угодит. На весь мир и солнушко не угреет. Не по хорошу мил, а по милу хор[ош].
501. В чужих руках ломоть велик.
5) Зло381 есть тень к све[ту].
502. Во всяком хлебе мякина. В умолоте не без ухвостья.
503. 6) Всё на свете годится, только тот не годится, кому всё не годится.
503. Всё годится, только не годится с чертями водиться.
506. Взойдет красно солнце, прощай светел месяц. Мыло серо, да моет бело.
————
1) Сила в разуме. 465. Голова без ума, что фонарь без свечи.
2) Глупые говорят: 464. Дума, что борода, лишняя тягота. (и еще:) Что долго думать, отрубил да и в шапку. Разум в том, чтобы знать, о чем думать. 414. Лишние догадки на худое падки.
3) Разум показывает твой грех и поправляет.
464. Умный и согрешит и поправит.
4) Разум не осуждает, а понимает чужой грех.
464. 5) Разум не нуждается в суде других.
464. Умный и на суд не ходит, а глупый из суда не выходит.
465. Глупый ищет большого места, а умного и в углу знать.
465. Глупый умного, а пьяница трезвого не любит.
1) Без ума голова — шелыга. Не для шапки голова на плечах.
7) Разум и382 людям приятен.
467. По платью встречают, по уму провожают.
467. Дурак, что мутовка: куда ни поверни, а сук впереди.
(1) 469. Недозрелый умок, что вешний ледок.
8) Разум — не умничание.
469. Разошелся ум по закоулкам, в середке ничего не осталось.
9) Разум не годами.
470. Ум бороды не ждет. Ум не в бороде, а в голове. Стар годами, да молод умом. Старый дурак глупее молодых. От старых дураков молодым нет житья.
<8) Учить можно только того, у кого есть разум.>
470. Неразумного учить, что мертвого лечить, в бездонную кадку воду лить. Ни мертвого рассмешить, ни неразумного научить. Неразумного учить — решетом воду носить — на воде писать — дырявый мех надувать. Пустого меха не поставишь. Умный любит учиться, а неразумный учить. Умный смиряется, глупый надувается. Умней себя наставлять — в реку воду таскать; нераз[умного] учить, решетом воду носить.
11) Пускай ум наперед: отстанет, не догонит. 8) 478. Разум не велит, ума не спрашивайся.
Ум разумом крепок, ум за разум не ходит. Где не хватит ума, спроси разум. Рыба от головы тухнет, а человек от ума.
5) Порожний колос выше стоит. Порожний мех надувается. Худое колесо больше скрипит.
7) Лучше с умным потерять, чем с глупым383 найти. Лучше с умным в аду, чем с гл[упым] в раю.
1) Ни на меру, ни на вес, а у всех людей есть.
8) Расчитал ему вдоль, а он меряет поперек.
1) 498. Думать (надо) с Богом.
9) Разум на большое и на малое. 499. Булат и кисель и железо режет.
1) 504. Много худого на свете, а нет хуже худого разума. Первое худо — худой разум.
2) Лихо помнится, добро забывается. 504.
3) 524. Умел ошибиться, умей и поправи[ться].
3) 530. Что докучает, то и научает. 531. Не испортив дела, мастером не будешь. Чем больше ездить, тем торней дорожка.
531. Молод годами, да стар бедами.
___________
1) Дурные и глупые властвуют над хорош[ими] и умными.
470. Эй, человек, сведи меня на водопой.
2) Одни трудятся, другие празднуют. Белые руки чужие труды любят.
3) Не жалеть ближних. 530. Коли братня смерть не накажет, своей не накажешься.
За всякое слово праздно д[ашь] о[твет] в д[ень] с[удный].
1) Говори меньше. 465. Умный одно слово молвит, и то скажется.
485. Толку век, а толку нет. Век мелем, а посыпать не умеем.
Назначение человека: кормиться, плодиться, учиться.
1) Вносить разум в мир.
472. На то человек родится, чтобы жить своим умом.
2) Устанавливать единение в мире.
472. Ум хорошо, а два лучше. Трое осудят, десятеро рассудят. <свой ум, свой домок, свой разумок. Чужим 3)>
481. (3) Кормиться. 481. Брюхо — злодей: старого добра не помнит. И отца мать забудешь, а есть не позабудешь.
4) Самому работать, а не полагаться на Бога.
513. На Б[ога] надейся, сам не пл[ошай] и т. д. (7 посл[овиц] подряд).
3) 526. Что припасешь, то и в рот понесешь.
Лежа пищи не добудешь. Не печь кормит, а нивка. Себя покоить — дома не построить.
529. Проголодается, и сам догадается.
533. Не паси дела, паси хлеба. Покидай на утро хлеба, не пок[идай] н[а] у[тро] дела.
Прощай грехи ближнего.
1) 481. Кто старое помянет, тому глаз вон.
Добро помни, а зло забывай. Тому тяжело, кто помнит зло.
2) Не суди. 502. И на доброго коня спотычка. Конь о 4-х но[гах], да спотыкается. 502. Ни праведный без порока, ни грешный без покаяния. 503. Красному яблочку червоточинка не укор.
523. Грех да беда на к[ого] н[е] ж[ивет]. На всяк[ий] час у[ма] н[е] н[апасешься]. На всяк[ого] мудр[еца] дов[ольно] простоты. Без притчи в[еку] н[е] изж[ивешь]. Дорогой идешь, и то спотыкаешься. 524. Кто не пашет, у того и огрех[ов] нет. Огонь без дыму, человек без ошибки.
479. Зло легче, чем добро. Дурак в воду камень кинет, и умный не достанет. Дурак завяжет, и умный не развяжет.
<Труд> Люби ближнего.
1) Давай свое. 532. Кинь калач на лес, назад пойдешь, найдешь кал[ач].
[ЗАПИСИ НА ОТДЕЛЬНЫХ ЛИСТАХ]
№ 1
1863 г.
[1863, 3… 16 Августа.] <Соня, прости меня, я теперь только знаю, что я виноват и как я виноват! Бывают дни, когда живешь как будто не нашей волей, а подчиняешься какому-то внешнему непреодолимому закону. Такой я был эти дни насчет тебя. — И кто же [1 неразобр.] я. А я думал всегда, что у меня много недостатков и есть одна десятая часть чувства и великодушия. Я был горд и жесток и к кому же? — К одному существу, которое дало мне лучшее счастье жизни и которое одно любит меня. Соня, я знаю, что это не забывается и не прощается; но я больше тебя знаю и понимаю всю подлость свою. Соня, голубчик, я виноват, но я гадок [1 неразобр.], во мне есть отличный человек, который иногда спит. Ты его люби и не укоряй, Соня.>
№ 2
1870 г.
У царицы стольники 10 лет. Мамка мужа Анна Ивановна, сиротка девица боярышня.
В 1695 царице 27 лет.
Пришли подводы из рязанской деревни.
Иоанн Алексеевич с Прасковьей Федоровной.
Андр[ей] родился
1660
82
Ощупал живот, нашел одну болезнь. Жену не любишь — любишь чужанку.
Сапела — след неприятен.
Походы царицы по ночам.
Портомои.
Гнезда стрел.
————————————————————————————————————
Кардим брат.
————————————————————————————————————
Плачет, когда провалится в воду, и легче.
Понемногу вспоминает величие и всё тяжелое. Вспоминает и вещи.
Противнее всего царевна и своя ложь.
№ 3
1870 г.
1870. 2 Февраля.
Я слышу критиков: «Катанье на святках, атака Багратиона, охота, обед, пляска — это хорошо; но его историческая теория, философия — плохо, ни вкуса, ни радости».
Один повар готовил обед.384 Нечистоты, кости, кровь он бросал и выливал на385 двор. Собаки стояли у дверей кухни и бросались на то, что бросал повар. Когда он убил курицу, теленка, и выбросил386 кровь и кишки, когда он бросил кости, собаки были довольны и говорили: он хорошо готовил обед. Он хороший повар. Но когда повар стал чистить387 яйца, каштаны, артишоки и выбрасывать скорлупу на388 двор, собаки бросились, понюхали и отвернули носы и сказали:389 Прежде он хорошо готовил обед, а теперь испортился, он дурной повар. Но повар продолжал готовить обед, и обед съели те, для которых он был приготовлен.
————
Сколько бы ни говорили о том, что в драме должно преобладать действие над разговором, для того, чтобы драма не была балет, нужно, чтобы лица высказывали себя речами.
Тот же, кто хорошо говорит, плохо действует, и потому выразить самому себе герою словами нельзя. Чем больше он будет говорить, тем меньше ему будут верить. Если же будут говорить другие, а не он, то и внимание