Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 48. Дневники и записные книжки, 1858-1880

будет устремлено на них, а не на него. —

Комедиягерой смешного — возможен, но трагедия,390 при391 психологическом развитии нашего времени, страшно трудна.392 Оттого только в учебниках можно говорить об Ифигении, Эгмонте, Генрихе IV, Кориолане и т. д. Но ни читать, ни давать их нет возможности. — Оттого бездарные подражатели могут подражать подражанию (слабому) Пушкина, Борису Годунову. Оттого белый стих, о котором останется несомненной истиной то, что на будущего себя сказал Пушкин:

Послушай, дедушка, мне всякий раз,

Когда взгляну на этот замок Ретлер,

Приходит в голову, чтó если это проза,

Да и дурная. —

Взятие Корсуни Владимира эпопея.

Меншиков женит Петра II на дочери, его изгнание и смертьдрама.

3 Февраля. — 1870.

Система, философская система, кроме ошибок мышления, несет в себе ошибки системы. —

В какую форму ни укладывай свои мысли, для того, кто действительно поймет их, мысли эти будут выражением только нового миросозерцания философа.

Для того, чтобы сказать понятно то, что имеешь сказать, говори искренно, а чтобы говорить искренно, говори так, как мысль приходила тебе.

————

Даже у больших мыслителей, оставивших системы, читатель, для того чтобы асимилировать себе существенное писателя, с трудом разрывает систему и разорванные куски, относя их к человеку, берет себе. —

Таков Платон, Декарт, Спиноза, Кант. — Шопенгауер говорит, что его система есть круг (он говорит свод), чтобы понять который, на[до] пройти его несколько раз.

————

У слабых мыслителей, Гегель, Cousin, разорвав систему, приходишь в непосредственное сношение с пустым человеком, от кот[орого] нечего взять.

————

Толпа же любит систему. Толпа хочет поймать всю истину, и так как не может понять ее, то охотно верит.

Гёте говорит: истина противна, заблуждение привлекательно, потому что истина представляет нас самим себе ограниченными, а заблуждение всемогущими. — Кроме того, истина противна, потому что она отрывочна, непонятна, а заблуждение — связно и последовательно. —

————

Русская драматическая литература имеет два образца одного из многих и многих родов драмы:393 одного, самого мелкого, слабого рода, сатирического, Горе от ума и Ревизор. Остальное огромное поле — не сатиры, но поэзии — еще не тронуто.

————

1870, 14 Февраля.

Одним из лучших образцов того, каким образом очевидные для нас причины людских действий (для них самих кажущихся таковыми) не суть причины, ибо не совпадают с последствиями, а имеют другие причины, совпадающие с последствиями, есть мода. Причина вечной перемены одежды для людей есть желание богатейших отличаться от беднейших. Но ясно, что цель бессмысленна, ибо отличий много, кроме моды, и цель не достигается, ибо тотчас все переменяют. Но цель, не видная для действующих, достигается: брошенные платья одевают394 всё бедное население Лондона, Парижа — больших городов. — И это не случайно, очевидно из того, что там, где большое скопление народа, пролетариат, там и быстрые перемены мод, отдающие неизношенные материи дешево бедным. И где меньше пролетар[иата], там медленнее движение мод, где больше, там быстрее.395

№ 4

1871 или 1872 г.

Первая весна.

Дорог нет — трава на низах иголками. — Чибисы. Шум ручьев. Птица. Бабы, мальчишки босиком, ноги белые. —

Заходит орион и сириус.

Лето, Июнь.

Синева — парит — грозы. Побеги на деревьях — росы. Цветы везде. Желтые поля свергибуза. Голубых незабудок. Птица соловьи. Народ песни. — Волнуется рожь, начала только. Ягода, грибы. — Сено преет. Гречихи лопушатся.

Навоз пахнет. Дороги накатаны в поля.

В лесу теснота. Гул пчел. Рои бегут. Липа отяжелела от цвета. Шиповник. Низы луга, стоят серые метелки некошенные.

Начало Августа.

Дороги накатаны хлебом.

Позднее сено на рядах, духи болотные.

Синева в дали.

Ночи тайные, звездные.

Птиц нет — тишина.

Белые грибы.

На репьях пчелы.

Плод на липе.

Запах яблока.

Дым густой, пахучий.

Густота и тяжесть во всем.

Скирды, недокладенные на гумнах.

Вода стальная и тихая, густая.

№ 5

1874 г.

1874. 27 Февраля. Ясная Поляна.

Novum organum с переводом.

Есть язык философии, я им не буду говорить. Я буду говорить языком простым. Интерес философии общий всех и судьи все. —

Философский язык выдуман для противудействия возражению. Возражений я не боюсь. Я ищу. Я не принадлежу ни к какому лагерю. И прошу читателей не принадлежать. — Это первое условие для философий. Матерьялистам я должен возразить в предисловии. Они говорят, что кроме земной жизни ничего нет. Я должен возразить, потому что, если бы это было так, то мне бы и не о чем писать. — Проживя под 50 л[ет], я убедился, что земная жизнь ничего не дает, и тот умный человек, к[оторый] вглядится в земную жизнь серьезно, труды, страх, упреки, борьбазачем? — ради сумасшеств[ия], тот сейчас застрелится, и Гартман и Шопенгауер прав. Но Шоп[енгауэр] давал чувствовать, что есть что-то, отчего он не застрели[лся]. Вот это что-то есть задача моей кни[ги]. Чем мы живем? — Религия. —

№ 6

1877 г.

15 Д[екабря] 1877.

Законы добра, выражающие сознание масс людей — всех — и не подлежащие разуму и потому спору, суть проявления божества.

————————————————————————————————————

К первому разговору с раскольником.

————————————————————————————————————

На весах — осуждать не любить или подождать судить — не смотреть.

————————————————————————————————————

Возражение и затруднение.

— Отцы мои были раскольники.396

————————————————————————————————————

Опровержение. Я стану выше отцов — примирив.

————————————————————————————————————

Почему этические законы — проявления божества?

Потому что знать, что хорошо и дурно, что надо любить, однозначуще = знанию того, зачем я есть, куда я иду, к чему стремлюсь.

————————————————————————————————————

Этическое значение религии (Христа) и вообще не признается наукой, поклонницей прогресса. А прогресс что такое? В лучшем определении — движение вперед для достижения цели добра нравственного. Кто указал эту цель?

————————————————————————————————————

Разница между философией и религией — философия относится к известной степени развития ума. И отвергается с другой точки зрения и допускает различные диаметрально противуположные точки зрения.

Религия в своем этическом значении включает, как стекло, собирающие лучи, все взгляды и не допускает разногласия — не бывает в действительности.

St. Augustin: il n’y a pas de fausses religions qui ne contiennent quelques éléments de vérité. Max Muller 35.

Max Mul[ler] 58. La conscience du péché qu’on a commis est un des traits saillants de la religion de Véda.

M. Muller 60. Une autre idée c’est celle de la foi Sradha.

65/66. Nulle part il n’est question de Métempsicose mais de l’immortalité de l’âme.397

66. Henri Martin о бессмертии души в Ветх[ом] Завете.

Страуса заключение. — Христос не полный идеал, потому что не вносит семьи, государства, искусства, ремесла. — А полный идеал религии это прогресс. Это уже решено.

17 Декабря.

Жизнь есть ничто иное, как проявление свободы.

Проявление это — только в смысле добра и зла. Знание добра и зла есть верарелигия.

Таинственное явление совести есть ничто иное, как сознание соответственности или несоответственности открытому закону добра — откровению. (Характер откровения — общедоступность.) —

Max Mu[ller] 90. Papou398 (где) садятся перед идолом Карваром, чтобы узнать, хорошо или дурно то, что они задумали.

Max M[uller] 72. Три вывода о древних религиях:

1) С молоду религии чисты.

2) Имеют все ответ на вопрос.

3) Нашу лучше оцен.

Это неверно.

М[ах] М[uller]. Предисловие VII. Во всех религиях: 1) понятие Бога, 2) чувство слабости и зависимости, 3) вера в провидение, 4) различие добра и зла, 5) будущая жизнь.

Мы различаем науку и религию, но, может быть, не имеем права, и одно знание разум[ное].

Доказательство, что наука не может и тронуть и что религия суеверие.

1. Но 1) есть ли жизнь без этого знания?

2) Возможна ли жизнь без этого знания?

3) Возможно ли знание веры?

М[ах] M[uller]. Настоящее христианство. Что это такое? Фраза.

№ 7

1878 г.

1 Февраля 1878.

Зло есть выражение св[ободы], отсту[пление] от закона. Св[обода]399 есть сама жизнь.

Ответ тому, который спрашивает, что есть зло, следующий. Зло есть (форма) видимость жизни. Если ты спрашиваешь: зачем существует зло? я отвечаю вопросом: зачем жизнь? Зло затем, чтобы была жизнь. Жизнь проявляется в свободе. Свобода же имеет одно поле действия — большее или меньшее соблюдение закона. Закон и добро одно и то же. Отступление от закона есть зло.

————————————————————————————————————

В временной форме нельзя иначе выразить зло, как началом зла, дьяволом, захотевшим зло. —

————————————————————————————————————

Отступление человека от добра — закона — наследственно (Дарвин прав).

К книге о Заблужде[ниях] и Истине, стр. 78, 79, 80 удивительны.

99 стр. жена ниже мужа, происходя от человека, мущина же от Бога.

400чрево — Меркурий

сера, головасоль.

Безумный неответствен, ибо уже наказан. О наказании детей за «грехи отца?» 172 стр. Две линии угла не могут составить фигуры без третьей. —

Четвертая прогресс[ия].

1) Бог человек твор. матер., стр. 211. Удивительно. Я бы выразил так: Всякое существо и человек, как и всякое низшее существо, не может не чувствовать, что он не страдает, только когда подчиняется законам своего существа (есть, спать). Теперь есть другая область деятельности человека, та, на которую он возведен разумом — область свободы воли, выбора. Ему нужно знать закон, чтобы не страдать от неподчинения ему. Закон нравственный,401 написанный в моем сердце и подтвержденный преданием.

Стр. 210, необычайно! Я трудом, муками дошел до того самого.

№ 8

1879 г.

Что я здесь, брошенный среди мира этого? К кому обращусь? У кого буду искать ответа?402 У людей? Они не знают. Они смеются, не хотят знать, — говорят: это пустяки. Не думай об этом. Вот мир и его сласти. Живи. Но они не обманут меня. Я знаю, что они не верят в то, что говорят. Они так же, как и я, мучаются и страдают страхом перед смертью, перед самими собою и перед Тобою, Господи, которого они не хотят назвать.403 И я не называл404 Тебя долго, и я долго делал то же, что они. Я знаю этот обман, и как он гнетет сердце, и как страшен огонь отчаяния, таящийся в сердце не называющего Тебя. Сколько ни заливай его, он сожжет внутренность их, как сжигал меня. Но, Господи, я назвал Тебя,405 и страдания мои кончились. Отчаяние мое прошло. Я проклинаю свои слабости, я ищу Твоего пути, но я не отчаяваюсь,406 я чувствую близость Твою, чувствую помощь, когда я иду по путям Твоим, и прощение, когда отступаю от них. Путь Твой ясен и прост. Иго Твое благо и бремя Твое легко, но я долго блуждал вне путей Твоих, долго в мерзости юности моей я, гордясь, скинул всякое бремя, выпрягся из всякого ига и отучил себя от хождения по путям Твоим. И мне тяжело и Твое иго, и Твое бремя,407 хотя я и знаю, что оно благо и легко. Господи, прости заблуждения юности моей и помоги мне так же радостно нести, как радостно я принимаю иго Твое.

№ 9

1879 г.

Гр[амматика]. 1) Предлоги приставн[ые] к глаголам, под них подводи глаголы.

1879 г.

1) на, 2) при, 3) за, 4) у, 5) с, 6) под, 7) от, 8) раз, 9) об, 10) вз, 11) до, 12) в, 13) из,

Скачать:TXTPDF

будет устремлено на них, а не на него. — Комедия — герой смешного — возможен, но трагедия,390 при391 психологическом развитии нашего времени, страшно трудна.392 Оттого только в учебниках можно говорить