пить бросил: еду лесом, а у мужика колеса скрипят. Дай деготкю. А Валдекр [?] говорит: в кабак есть деньги, а на деготь нет, с тех слов — и бросил. Измигуливай, Хоровина, Струн не ладь. —
————————————————————————————————————
Сосна 20 вершк[ов]. Как пилят — страсть.
————————————————————————————————————
[Оптина пустынь.] Пришли в гостиницу. Ефим сердитый. Здесь странноприимный дом. Вот здесь и спи. Ты нажрался, а я не ел. Вот сюда сядь — на плечи.
————————————————————————————————————
Старичек, попираясь пришел.
————————————————————————————————————
Во всех гостиницах отказ с ложью. И господам не даем. — Номер с клопами.
————————————————————————————————————
Сапожник орловской с женой.
————————————————————————————————————
Благословите самоварчик. Номер. Шли 50 верст, обещание. Белокурый, моложавый, глуповатый.
————————————————————————————————————
Трапеза: Сидят лицами к столу. Я сел, немой (на Кобякова похож) с мычаньем притянул к себе. — Борщ, каша, квас. Из одно[й] чашки 4. Всё вкусно. Едят жадно. —
Швыряет хлеб. Молитва. Никто не молится. — Меня зовет старичек. А того, молодого, не пускай — вытерпит, а то выгоню.
Все полегли на дворе, в избах, в сенях. — Все спят с уморы. Дурная ночь.
————————————————————————————————————
[15 июня.] 15. Пошел ходить.
Из духовного звания, молодой, ражий, курносый, пришел к Амвросию спросить — жениться ли? Другой спорил со мной, что Евангелия мало. Мы закоснели. —
————————————————————————————————————
Женщина шлифованная. Слава тебе, Господи, Царь небесн[ый], Царица небесная и т. д.
————————————————————————————————————
Женщина меня ждала спросить: муж на крестинах опился. Так правда ли, народ говорит, что грех поминать (сама брюхата, арбузом брюхо). — Я жалею его.
————————————————————————————————————
В лавке образки, крестики, ленточки, ладонки, книги. Баба богородицкая — «Книжечку, дедушка, выбери». Какую? Евангелие? Это им не идет. Молитву кающегося грешника.
— Отчего нейдет?
118 — Я говорю, нейдет. А это понятна. — Баба благодарна. Насл[ал] Бог.
Сергей говорит: на кухне еще сердитей. Сергей его усовестил: Если вы так, то мы еще хуже. —
Сапожник пришел, заложивши. Так меня оскорбил, что будь тут, я б ему морду разбил.
Шел, шел, думал благодать найду, а они ругают. — Я дома монастырь сделаю. Певчих позову, полведра поставлю. Отдернут такую, что —
————————————————————————————————————
В женской помутка: Монах кричит. Я тебя свяжу, дрянь!
Зашли, вонь ужасная, дочь плачет. Вторую ночь не дает спать, дерется. Загогочет, как жеребец, и завоет.
Александр Ник[олаевич], батюшка Государь. Ссекли, срубили твою головушку победную. — Я подошел. Скула на сторону. Жжет навоз здесь. Нараспев жалуется на баб. Они меня душат. —
В церкви запели Отче наш. Она говорит — проклятый. На спине кругом елозит. Не дает спать. Нас..но на полу.
————————————————————————————————————
Чаю хочешь? Нараспев: чай-то у нас может свой пить. Молится, чтобы мне да… а… ли. В Тихвине связали. Ни искры жалости у монаха.
————————————————————————————————————
Фекин добрый, пухлый. Уверен, что, прожив 45 лет в монастыре с деньжонками на помин души, дело души его верное.
————————————————————————————————————
Я пишу, пришел гостинник. Жалкой, измученный, строгий и злой вид (ему давали деньги уходящие), жалуется и прости, Хр[иста] ради. Один, измучил[ся], бежать, ходил. Был прикащиком, 1000-ми ворочал. А теперь всем служи. — Бедный.
————————————————————————————————————
К Ювеналию. 4 комн[аты]. Половики мягкие, для молитвы. Иконы, картины, жалузи. Длинные, сивые космы, крупные руки, тонкий, вострый нос. — Зашла речь о толкованиях Павла, церкви отцов. Я не могу допустить. — Про Магомета, пожалуйста, не говорите. Судить, воевать надо. Положить живот за други своя — это значит воевать. Обязаны защитить. Начальство и власти. Церковь свята. — Плотская брань. Прелесть гордости, прироженая.
————————————————————————————————————
Дома всё переменилось, поклоны, ваше сиятельство. — «Царя батюшку убили, меня горькую погубили».
————————————————————————————————————
Дома с сапожником.
————————————————————————————————————
К Амвросию. Толпы дожидались и дожидаются. — Одна баба спросить пришла бат[юшку] о. Амвросия, поминать ли мужа, он опился на крестинах. Поминать ли? Другая — собирать ли на Иерусалим? Просительное письмо из Иер[усалима] к благотворителям — набрала 15 р. 3-я — жить ли с деверем?
Выйдет ли дочь замуж? Постройку затеваю, будет ли польза? Открыть ли торговлю — кабаки? С переднего крыльца мущины, с заднего женщины. Рассортировка идет. — Монашки и чистые в переднюю. (Слепая из Новосиля.)
————————————————————————————————————
У Амвросия 2 часа. Нищенство это совершенство. — Ищите совершенства, но не удаляйтесь от церкви. В Еванг[елии], в посланиях, соборах и у св[ятых] отцов — откровение. Звезда от звезды отличаются. Как генерал, полковник, поручик, так и там будет (ему кажется, что чины что-то натуральное, с чем можно сравнивать).
И[оанна] Златоуста не видал тот, кто был на небе, — он с Св. Троицой.
Все будут казаться равны, но утешение не одно. Мощи благоухают.
————————————————————————————————————
Ювеналий не знал, что в притче об ужине — одни побили посланных. Амвросий не знал, что о церкви говоря, сказано, если брат твой против тебя согрешит.
Он говорил просто: согрешит. А Ювеналий к слову еклезия прибавляет — верующих. —
Амвросий занят тем чином, к[оторый] он заслуживает, и верит болезненно, бедный.
Рысаков: благоразумный злодей.
Предание о разбойнике, что он услужил Христу, рассказывает, как дело.
«Обряд и для лошадей нужен».
А бедный не заслужит чина — келейники двери на запор и выталкивают.
————————————————————————————————————
[15 июня.] 15119. У тебя Бог есть, а у меня нету, давай Б[ога] делить, кому достанется. —
Время скоро идет, 8 лет. Богатому скоро. Погляжу, наши господа встанут в обед, запрягай кататься, и пойдет кутерьма до разусвета. А наш брат работает, наложил бы, лошадь не везет. — На солнышко глянешь — нет. — Так каждый час провожаем — скорей бы прошел, а ведь так жизнь провожаем, скоро и помирать.
т) Андреичева — 3.
Буландина — 3.
Чебышевка — 7.
Рожество — 18.
Остромки — 10.
Мананки — 10.
120 Положили 3 лопаты… Зашли да Камень. Не пиши, брехать не станешь.
————————————————————————————————————
Ср.ть возят.
[Перемышль.] 16 Июня. С вечера пришли в Перемышль. Игнатий Климыч был градским головой. Седой, толстый бревном, грубый, животный. — Спросили не билеты, а кто вы будете? — Старуха такая же толстая, дочь девица, свидетельство в рамках училищ. Внучка Соничка 3-х лет. Крестится по 10 раз, приговаривая, и целуется в засос. Перины везде. Рассказ о жиде. «Христианин, какого не видал». Гитара подарена исправником. — Рассказ о келейницах. Старуху за 3-х молодых121. Был под судом. В тюрьму сажали. — Вчера во дворе пили молоко. В 3 стана ткут. Песни. Грязь, весело. Как оторвалась от дела, так искать в голове.
[По дороге в Калугу.] <17 Июня.> — Сторож церковный и пьяный мужик подает копеечку. — Заблудился, баба бочком едет пахать. А разве я стара? Пили чай. Солдаты водили арестантов. Это наш спокой, — показывая на кандалы. Парикмахер мальчик. Воротнички измокли. Чистяк трактирщик Неднинской. — Читают подписи картин смерти государя. Ни одного замечания. Трактирщик точно студент. Ходит служить по ярманкам. А косить домой. Другой такой же постарше. Мир вам! Рассказывал, что бабы скачут бочком во весь дух.
————————————————————————————————————
Слова гамаза, выдубал, харовина.
————————————————————————————————————
Вчера было. Иду, лежит сердитый с ковровыми мешками.
— Здраствуй.
— Здр[авствуй]. Откуда? — Откуда кто? — Да детей много ль? — Иди, иди, где-нибудь баб справляй.
————————————————————————————————————
Много есть, что его баба учит. Ни сохи наладить, ни косы. Бог помочь, девушка. — Спаси Христос, дедушка. — Много ль тебе лет, девуш[ка]? — 15. — Давно уже пашешь? — 3-е лето. — Лешит вдоль полоску. —
[Калуга.] В Калуге хозяин ткнул. Билеты есть. Туда идите.
18 Июня. Попы стоят на подворьи. Указали Знаменье. Юнкер проситель указал Григор[ия] Иван[овича], потом догнал, говорит — Иван Тихонов. На крутом берегу, под горой. Лесенка в горе, дом хороший. Кожевенник. В двери 4 продушены. Отворил мальчик 13 лет. Батенька. Не на хорах ли? Провел в горницу, один стол и стулья.
————————————————————————————————————
Образа. Пришел в жилетке, рубаха на выпуск, молодой, рыжеватый, характерный, быстрый. Чего надо? Нельзя ли поговорить? Не о чем говорить. Мы православны. А я нет, так у нас с тобою пря.
————————————————————————————————————
Так прощайте. Пошли, сзади смех. —
К попу. Дьячек навстречу, с косой. — По какому делу? — Женщина: сватьбу венчать! Дьячек рассказал, что отобрали книги. К попу. Старичек рассказал, что началось дело из Петербурга. Донесли. Судебный следователь опечатал книги. — Судили в окружном суде и оправдали. Они говорят: Слово плоть бысть, против причастия. Поп прямо сказал то же, что говорят в Опт[иной] Пустыне, что добрые дела — это пост, хождение в церковь, принятие попов.
————————————————————————————————————
Вчера. Мужик едет сеять, сели на полоску — соха, борона, мешок. Работаешь, работаешь, не разгибаючись, а придешь домой, есть нечего.
————————————————————————————————————
3-го дня. Идем стежкой, мокро. Мальчик плачет. — Дедушка, дай бумажку. — Это книжки. Есть грамотны? Нате. — <Все>: И я! и я! Неправда, вот он. Стали заходить за гору кучей, роем около книжки, зашли. Гогочут опять.
————————————————————————————————————
4-го дня. Читали письмо в обед. Мужика из Киева, после бунта: работы стали. №№ в остроге с 1500 чел. Мы его посещаем каждое воскресенье.
————————————————————————————————————
Оттуда к Иконникову, Аверьян Семеновичу. Общий вид веселого достатка. Два сына извощики на углу Спаса. — Дома нет старика. Пошел к Спасу. Два брата краснорожие, серьезные и добрые. С другими нельзя, а с Иконниковым можно. — Сказал, почему я узнал. — Это негодный попишка нас подвел. Что ж, вера вся одна. Аще не родитесь свыше, не внидете в ц[арство] б[ожие]. Лжеучителей по чем познать? — По плодам. В волчьей одежде. Внешнее очищает, а внутри исполнены скверны. — Говорил свободно и прекрасно. Потом заробел. Не пошел в номер. Обещал приехать в 2.
Извощик не приехал. Ходил в окружный суд. Всё та же канитель. Бедняк украл полушубок. Его в арестанские роты на 3 года и 9 месяцев. Прок[урор] Ланге. Либеральная озабоченная важность. По закону не могу сообщить. Где мне разыскивать какого-то Ив[ана] Тихонова? Вместо Тихонова нашли какого-то другого. Их много под № занесено.
В книжной лавке. Под шатром барыня с дочкой, суют ерунду мужикам. У мужика из Дубен много книг.
————————————————————————————————————
Кн[ижная] лавка другая. Бездна романов. Купил Экартсгаузена. Прелестно.
————————————————————————————————————
Василий Дмитриев горшечник. Попы только для наживы. Они не то, чтобы углубиться, они и писания то не знают. Абросим колдун. Воду болтать. Спор о вечных муках. Косой растрепа, сердечный, нельзя! О земном думаем.
Сын Аверьяна, озлоблен страшно за книги. Они стоили 150 р. — Понимает. Грубый и жестокий.
————————————————————————————————————
[В вагоне жел. дор. между Калугой и Тулой.] 19 Июня. Рабочие Юхновские, два пьяных, бушуют. Жандарм вытолкал. У меня дома без хлеба сидят. (Ражий) Другой: дай 12 к. Рядчика упросил, запер в вагон. Кто-то сказал: работать не будут. — Не, не говори. Это работник безответный — а загулял.
————————————————————————————————————
Содержательница везет девок. Женщина их жалеет.
[ЗАПИСЬ НА ЛИСТЕ 6 ДЕКАБРЯ 1881 г.]
От одного берега отбыл, к другому не пристал.
Как перепелка под ястребом головы не поднимает.
Как два разных колеса в розь.
Куры загребут.
6 Декабря 1881 г.
Всё зло в мире оттого, что люди не знают, что такое Бог, и поклоняются, как Богу, тому, что не Бог. —
————————————————————————————————————
Революционеры