хотел писать, но не очень и потому шил сапоги. К обеду приехали Давыдов, Раевский. Лева приехал еще 3-го дня. Мне больно б[ыло] видеть, как он, придя с охоты, велел с себя снимать сапоги и еще бранил малого, что не так снимает. Я раздражился б[ыло], но потом решил, что надо как Бог, по Божью, любить и ласкать. Так и делаю и лучше. 18 Д. 89. Я. П. если б[уду] ж[ив].
[18 декабря.] Жив и боли прошли, хотя еще не совсем здоров. Немного поправлял нынче комедию 1-й акт. Не хорошо. Ходил к больному. Всё время б[ыл] дружелюбен. Напоминание о том, что во мне, через меня будет действовать Бог, если только я не буду мешать, продолжает придавать спокойствие и твердость.
Теперь 12-й час. 19 Д. Я. П: 89, если б[уду] жив.
[19? декабря.] Читал Слепцова «Трудное время». Да, требования были другие в 60-х годах. И оттого, что с требованиями этими связалось убийство 1-го Марта, люди вообразили, что требования эти неправильны. Напрасно. Они будут до тех пор, пока не будут исполнены.
[22 декабря.] Жив. Нынче 22 вечер. Все три дня поправлял Комедию. Кончил. Плохо. Приехало много народу, ставят сцену. Мне это иногда тяжело и стыдно, но мысль о том, чтобы не мешать проявлению в себе божеств[енного], помогает. Записать надо 1) о поддевке. Соня сделала мне новую поддевку. Она не нужна мне. Но она есть и моя, и вот Лева хочет надеть ее, и мне жалко. Он приходит с охоты и меня тревожит мысль о том, что он закапал ее кровью. Чуть не досада на него. Прежде наверное б[ыла] бы доса[да], даже ссора. Хороший пример. Очень важное думал: Запишу завт[ра], коли буду жив. 23 Д. Я. П. 89.
[27 декабря.] Жив. Не писал с 22 по 27. Нынче 27, вечером. Дети все уеха[ли] в Тулу репетировать. Я хотел по доро[ге] с ними, вернулся, посидел с Соней и теперь 12-й час записываю. Нынче 27. Писал немного Коневск[ую] повесть. Тяжело от лжи жизни, окружающей меня, и того, что я не могу найти приема, указать им, не оскорбив, их заблужденья. Играют мою пьесу и, право, мне кажется, что она действует на них и что в глубине души им всем совестно и от того скучно. Мне же всё время стыдно, стыдно за эту безумную трату среди нищеты. Нынче гуляя думал: Те, кот[орые] утверждают, что здешний мир юдоль плача, место испытания и т. п., а тот мир есть мир блаженства, как будто утверждают, что весь бесконечный мир Божий прекрасен или во всем мире Божьем жизнь прекрасна, кроме как только в одном месте и времени, а именно в том, в к[отором] мы живем.
Странная бы была случайность!
Вчера 26. Утром неожиданно стал писать Кон[евскую] пов[есть] и кажется недурно. Вчера б[ыла] репетиция, пропас[ть] народа, всем тяжело. Вера разревелась, и я пошел утешать ее и, утешая ее, говорил: мне понравилось оттого, что очень просто и понятно. А именно: Жить для себя одного нельзя. Это смерть. Жизнь только тогда, когда живешь для других или хоть готовишь себя к тому, чтобы быть способным жить для других. Но как? Другим я не нужен, не нужна. В том-то и дело, что когда живешь для себя, то ищешь общения с людьми, к[оторые] тебе могут быть полезны — это всё люди богатые, сильные, довольные и потому, когда живе[шь] для себя, оглянешься вдруг, отыскивая, кому бы я мог быть полезен, кажется, что никому я не могу быть нужен. Но если понял, что жизнь в служении другим, то будешь искать общения с бедными, больными, недовольными и тогда не поспеешь служить всем, кому будет хотеться служить.
3-го дня 25. Писал письма Черт[кову], Бул[анже], Аннен[ковой], Сем[енову], Маш[еньке], Алексе[еву] и еще кому-то. Мне стало вдруг стыдно и гадко, что я усвоил тон поучений в письмах. Это надо прекратить.
24. Тоже писал письма, может быть, и сделал поправки к комедии и читал.
То, что думал еще 23 и что показало[сь] мне очень важным, вот что: Грубая философская ошибка — это признание 3-х духовных начал: 1) истина, 2) добро, 3) красота. Таких никаких начал нет. Есть только то, что если деятельность человека освящена истиной, то последствия такой деятельности добро (добро и себе и другим); проявление же добра всегда прекрасно. Так что добро есть последствие истины, красота же последствие добра. Истина, не имеющая последствием добро, как н[а]п[ример], теория чисел, воображаем[ая] геометр[ия], туманные пятна при нахождении мира и т. п., так же как добро, не имеющее в основе своей истину, как н[а]п[ример] милостыня набранными, скопленными деньгами, и т. п. Также красота, не имеющая в основании своем добро, как н[а]п[ример], красота цветов, форм, женщины не суть ни истина, ни добро, ни красота, но только подобие их.
Да, монашеская жизнь имеет много хорошего: главно[е] то, что устранены соблазны и занято время безвредными молитвами. Это прекрасно, но отчего бы не занять время трудом прокормления себя и др[угих], свойственным человеку.
Вопрос о свободе воли: человеку предстоят всегда только два выбора: поступить по плоти или по духу, или по форме по себе или по содержанию по Богу. И раз выбор совершен, поступки на том и другом пути, поступки определены с роковой необходимостью. — На эту тему думал еще дальше и сложнее — постараюсь выразить это завтра. 28 Дек. 89. Я. П.если буду жив.
[28 декабря.] Жив. Но не думаю о том, что записал.
[31 декабря.] 29, 30, 31 Декабря Я. П. 89. В эти дни пробовал писать Конев[скую] повесть. Немного поправил, но вперед не пошел. Всё время были репетиции, спектакль, суета, бездна народа и всё время мне стыдно. Пьеса может быть недурна, но все-таки стыдно. Получил письмо еще от Чертк[ова]. Главное же впечатление этих дней: 1) Таню жалко. Она кокетн[ичает] даже с Ц[ингером] и она несчастна. 2) Крейц[ерову] Сонату читали 3-го дня, и я слушал. Да, страшное впечатление. Стах[ович] ничего не понимает. А Илья понимает. 3) Чтение книги Минского. Замечательно сильно начало, отрицан[ие], но положит[ельное] ужасно. Это даже не бред, а сумашествие. Нужно найти смысл жизни и вдруг вместо этого неопределенный экстаз перед меонами. Нынче болела голова; читал и спал. Теперь 8-й час вечера; хочу написать письмо и, если успею, поправлять комедию.
ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАПИСИ
И
ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИ
1888—1889
ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАПИСИ
[ЗАПИСЬ 1886? — 1888? гг.]
1) Чорт старый в подвале.
2) Купчиха с сыном (комедия139).
3) Месть над ребенком.
5) Мешки с дырами.140
6) Три загадки.
7) Комедия, Спириты.
8) Передача купона. Убийца. «За что».
10) Два типа: один обеспечен[ный], другой погибший. Воза дров.
[ЗАПИСЬ 1888 г.]
[30 ноября. Москва.]
1) Крейц[ерова] соната — 4
2) Повесть. Миташа. — 2
3) Призыв к исполнению] зак[она] Хр[иста] — 7
4) О нужде людской — 6
5) История улья — 8
6) О 1000 верах — 1
7) Сказка о трех загадках — 9
9) Записки сумашедшего — 10
10) Исхитрилась — 5
[ЗАПИСНАЯ КНИЖКА № 1, 1888—1889 гг.]
[Ноябрь 1888 г. Я. П.]
1 Чертк[ову] о сем[ейной] жиз[ни]
2 Бир[юкову] ответ[ить]
3 Хилк[ову] ответ[ить]
4 Лисицыну
5 Blake
6 Попову
7 Броневск[ому] не на[писал]
8 Орлову.
9 Антонию
10 Ге
11 Семенову
[10—11? апреля 1889 г. М.]
Готье
[Ноябрь 1888 г. — март 1889 г.]
За Разгуляем Демидовс[кий] переу[лок], д. Кузмичевой кв. Попово[й]
[8? марта 1889 г.]
Архангельский Ник. Ник., Рождественка, угол Трубной площади, д. Яковлева, кв. Родионова.141
Большой Сергиевск[ий] пер. д. Смирнова бывш. Живаго. Сретенск[ой] части.
[9—10 апреля.]
Попову написать: искать совершенства Отца, чтобы свет светил, и ждать. Исполнение воли есть пить и есть и ждать.
К Комедии. Уж жрут. Прорв[а] — куды влезает.
Семенов.
[30? марта—апрель.]
Rev. Thomas Van Ness. Unity Church. Denver. Colorado. U. S. A.142
Скворцов — Петр Конст. 1-й Зачатеевский переулок, д. Ляснева.
[14 апреля.]
Не прохожу, а работни[к]143
[13—16? апреля.]
Большая Серпуховская ул. Новопроэктированный пер. д. Страшнова, И. Ивину.144
[19? апреля.]
Детская больн[ица], о кормили[це] Чертк[овым] и о мальчике Федосье.
[20? апреля.]
Статьи Дмоховск[ой]
[22? апреля.]
Общины не нужны.145
Непротивящ[иеся] христиа[не] они-то руководители. Только бы не метали самозванные руководители.146
Тем путем, к[оторым] он узнал чу[в]ст[во] при beibringen147
[23? апреля.]
Уйдут из мира — ученые набожные, правители монахи. Кто же останется для примера [?]? Никто.
[27 апреля.]
Помои от промывки чаши, в к[оторой] б[ыл] христианин — это gentleman.148
27 А. 89.
[30 апреля.]
Не полагается. Великое слово. Всё уничтожено — нет другого закона.
1) Церковь, 2) войско, 3) наказания, 4) пьянство, 5) землевладение, 6) фабр[ики] <7> пьянство>, 8) простит[уция].149
[ЗАПИСНАЯ КНИЖКА № 2, 1889 г.]
[3? мая. В дороге из Москвы в Серпухов.]150 настолько видящий добро выше видяще[го] красоту. И нас хотят вернуть, что же кроме, как пожа[ть] плечами?
[10 мая. Я. П.]
Тэзисы об иск[усстве].
1) В кругу образов[анных] людей нашего мира занятиям иск[усством] придается огромное значение.151 Огромное число людей занято этим[и] делам[и].
152 2) Но, наблюдая эти занятия людей,153 нельзя не заметить, что все они, служа только увеселению и не принося никакой существенн[ой] пользы,154 весьма часто приносят один вред, во 1-х, и тот, что бесполезно трат[ят] силы люди, а, во 2-х,155 не облагораживание приносят, а156 развращение людей и вместо блага зло (развратные романы,157 театральные пьесы, картины). 3) И потому158 естественно является вопрос,159 на чем основано значение, придаваем[ое] искусству.
[14 мая. Протасово.]
Об[винительный]акт прот[ив]И[льи]и С[они].
Роскошь жизни; лошади, экипажи, кучер, собаки <охота>. (Ничего этого не нужно. Няня прежде нужн[а], чем это.) Прислуга. Девочка, дурная и дурно вознагражденная прислуга, но прислуга. Она работает, не учится, спит на сундуке, не ест с вами — это дурно. Хозяйства полевого нет. Это не пойдет при невнимании. Будут упреки. — Неряшество, нечистота.
Резюме: Надо или отказаться от управления, найдя прикащика, уничтожить лошадей, собак, вещи и самому160 работать в Гриневке или Александровке (Шенбель, Алмазов), или быть умным взыскательным хозяином, нанять прислугу и жить, как следует господам. Без иронии говорю, лучше, чем теперь. Теперь я вижу, что ты несчастлив, а С[оня] счастлива только ребенком и отдаляется от тебя больше и больше. —
Несчастлив ты от неправильной жизни, от мелочей, к[оторые] надо уничтожить: куренье, вино, копанье с мастерством (пока), позднее вставанье. Еще — постели врозь.
[20 М. 89. Я. П.] Пр[оизведение] иск[усства] есть то, что откр[ывает] новое, ясно161 и искренно.162 Но, чтобы произв[едение] иск[усства] было истин[ным] и заслуживало уважен[ия], надо, чтобы оно б[ыло] добр[ое]. Тогда оно будет прекрасно и правдиво. Для того же, чтоб оно б[ыло] доброе, оно долж[но] быть согласно с учением об истинном благе. Как в 3-м веке произведение искусства должно б[ыло] быть согласно с учени[ем] того христианст[ва], так теперь с учение[м] теперешнего христианст[ва].163
21 М. 1) Пища жизни истинной слишком изобильна, от этого иногда не знаешь что делать, — ка[к] пища телесная.