Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 50. Дневники и записные книжки, 1888-1889 гг.

когда впереди не видно высшего совершенства. Как головой в стену уткнулся.235

Грех, мало каяться. А на сколько сбился с дороги налево, столько иди направо. Сколько людям зла сделал, столько сделай добра, сколько внес в мир лжи, столько внеси правды, сколько обид[ел] Б[ога], столько у[г]од[и], сколько испорт[ил] душу, столько исправь.236

29.Ужасны люди, живущие животной жизнью и имеющие дар рассуждения и слова, говорящ[ие] «не рассуждать…» —

Люди рассуждают всё, а надо делать.

От того, что есть неверные рассуждения, отрицать рассуждения.237

Мысль это ничто, это семя: семя ничто, но оно движет и [1 неразобр.]238

30 С. Мика письмо просится сказать: какая гадина! Как быть? Писать разрушая эту условную239 архаическо[е] геройство.240

Два устройства людей возможны теоретически. Собственно три — 1. Устроить справедливость, 2-е laisser faire l[aisser] p[asser]241 и 3-е христи[анское]. Тих[он] Зад[онский], 85, 106, 44, 46.

Консерват[ивный] недостаток мысли.

Свойство необразов[анных]: бойкость речи и консерватизм242.

3 Окт. вопросы.

Сколько вер.

Вписать Salvation army. О Harrys[on’e]

Вписать Theosophys[t]. Positivist.

1. Универс[алисты], 2. Унитар[ьянцы], 3. Квакеры. Hicks. 4. Спиритуали[сты], W[orld] A[dvance] T[hought], 5) Сведенб[оргиане], 6. Шекеры, 7. Заориты, 8) Salv[ation] Ar[my], 9) Theosophist. 10) Позитиви[сты]. 11) Broadchurch Hebert New[ton]. Bartle-Erick. Таким содержанием идешь по торговому, коммерческому делу.243

12 Ок. С[оня] удивлена, что пролетка боль[шая] мужику, а не удивляет[ся] Сер[еже]. Эмблема всей нашей жизни.

Если бы сказано б[ыло]: будьте совершенны как Павел, как Хр[истос] даже — мы бы остановились, а то ка[к] Отец — нет кон[ца], что ни сделал в себе. Как ни подвинулся, всё так же далеко. И есть куда идти.244

Думал едучи в Тулу. Всё сводится к тому, как поступать, когда дилемма: немножко против совести, но очень полезно будет для меня и людей?

Подумайте, какие противоречия и как спорят о том, что полезно.

Стало б[ыть] есть большой шанс ошибиться. А в том, что я поступлю, как велит совесть, есть ли возможность ошибки? Нет. — Но все-таки не могу я бросить полезное для отвлеченн[ого]. Да отвлеченное ли? Если жить по совести, что будет? всем хорошо. «Но теперь хуже». Но видишь ли ты всё, что будет? 245

Письма

1) Спенглер

2) Шекерам

3) Золотаре[ву]

4) Дунаеву.

Должно быть, я вырвал ужаснувшись, но потом решил, что так надо.

Живет там еще Миша и здесь понемногу выпрастывается из покров[ов].

23 О. Думать свободно — т. е. ничего не считая несомненным.

<Решать: 2х + 3у = 10 x + 5у = 12> 2 2х + 6 = 10

<2х — 10у = 10> 2х — 10у = 24

— 7у = 0 — 7у = 12у = 14

2х + 10у = 24 у = 2>

т[ак] не решает[ся] уравн[ение] с двумя неизв[естными], определяя вперед значение одного.246

К религиозному пониманию приводит сознание бессмысл[енности] жизни, но мало признать ее, надо быть приведенным к пропасти и ужаснуться.247

Чем сильне[е] вера в жизнь мирскую, тем сильнее и разочаров[ание] и вера в Б[ога].

26 О. Забота о здоровьи, выжидание, когда выздоровлю. «Теперь не могу» — большой грех. Это значит говорить: не хочу того, что мне дано, а того, что б[ыло] и чего мне хочется. Сейчас радую[сь] тому, что есть, и дела[ю] из того, что можно.248 —

Я молодым челове[ком] чувствовал в себе инстинкты 12-го года. Теперь юноши, дети чувст[вуют] (Миша) инстинкты 40-х годов. Не подтверждается ли этим, что часть нас живет в прошедшем. Как?249

Только чел[овек], любящий людей, жалеющий их, придет к убежд[ению], ч[то] одна возможность — это следовать закон[у] для себя. И пото[му] смешно, когда люди, еще не начавшие любить людей, упрекаю[т] людей, познавших зло в нелюбви.250

28 Ок.Человеку открылась истина и он неправильно осуществляет.251

Говорить о другом так, как бы говорил ему.252

Сильней кристализуется зло от сознания исти[ны].253

Подхожу к дому, кроют, кричат, плотни[ки] тешут, Р[угин], А[лехин], жена — что о[ни] все? Зачем бьются для себя, сцепившись нечаянно? Ведь одно дело это общий рост.254

29.Надо видеть в других доброе, п[отому] ч[то] воздействовать можно только тем добром, к[оторое] есть в нем.

Страхом, силой можно только заставить поступать его как доброго, т. е. еще хуже. Зло производит зло. Таков закон. Не об этом ли сказано: о 7 бесах и связать силою и — обвиняют.255

Дидр[ихс] выслушал мое и говор[ит]: а я не так, и начин[ает] говорить мое, воображая, что это его.

Стремл[ение] к доброму, но он не привык мыслить. Его туманит [?] мысль, занимает игра мысли и он не знает зачем. Тем более что вопросы не возникли. А он набалован уж. Ему надо жить сердцем и читать.256

30. Есть мирская жизнь, стремление всех туда и давка и зло. И есть люди в этой давке, останавливающиеся и идущие назад.

Община есть форма, к к[оторой] стреми[мся]. Это всё посп[ешность] осуществления, как и правитель[ственные] меры.257

31 О. Ослабел 1) интер[ес] к своему счастью, потом к счастью людей, растет интерес к благу Бож[еской] сущности. И когда сольешь[ся] с нею, попутно будет благо и свое и людей, неторопливо[е], но верно[е].258

Поше о Р[угине], Чертк[ову], В[асилию] Ив[ановичу].

1 Ноября.

Люди говорят о бесконечности простр[анства] и времен[и], об охлажден[ии] солнца и т. п. И из этого заключают к ничтожеств[у] человек[а]. Нужно заключить как раз к противному.

La planète roulera ainsi quand elle ne sera plus qu’une boule sans air et sans eau, dont l’homme aura disparu, comme les bêtes et les plantes.259

2 H. Зло précipité,260 добро — увеличивает, скрепляет. На меня так подейств[овала] жен[итьба] — не дала заснуть.

3 Н. Ц[арство] Н[ебесное] не там и не здесь. А и здесь и там.261

[5 Ноября.] Одно из сам[ых] стар[ых] и обычных заблуж[дений] и обма[нов] челове[ка]: это игра в игруш[ки]. Так игр…262

Я говорю. Никто не отв[ечает]. А если так [?], то легк[о].

8 Н. То же, что приятно, кажется естествен[но], то, что есть — кажется разумно.263 (Вчера дети.)

(Разг[овор] с А[лексеем] М[итрофановичем]). Он не видит того, что говорит то, что я старат[ельно] опровергал в книг[ах], к[оторые] он читает. — У каждого есть своя ошибка в рассуждении и оно особенное. И довод, опровергающий рассужде[ние], ему кажется до него и не относится.264

Верхом не ездить.

[Вымарано шесть строк.]

Но думать об этом не надо.

Брак б[ыл] приобретени[ем] права possession265 женщиной.266

9 Н. Важно людя[м] знать то, что соединяет их. Истина соединяет, но истина доступная. — А не оторвавшиеся умствования — дилетантизм.267

11 Н. Мое недовольство жизнью от того, что я забываю, что я не хозяин, а работник. Дело мое исполнить волю Хозяина. И тогда и мне и другим будет наилучшее.

Главное, для меня не будет тягости неисполненных желаний и сомнений, так или этак.

Делай по инструкц[ии] — истина и любовь, и всё будет так, точно и легко.268

Всё это происходило между делами занимавшими. — Всп[л]ывет и потухнет. —

Если что беспокоило его иногда, то это муж и правда ли, что барин…269

14 Н. Статья о работорговле.

Ложная жизнь от рабства сделала то, что люди утратили сознание истин[ной] жизни.270

15 Н. Ищешь как лучше обойтись с челов[еком]: и так и этак, а одно нужно с готовностью на униженье и с любовью к нему.271

Каждому человеку надо быть перед собой правым.272

18 Н. С[оня] не слушает, п[отому] ч[то] боится, что услышит добро, к[оторое] ей противно и разруш[ает] ее жизнь.273

Я уж писал, что зло, как серн[ая] к[ислота], выедает. Отт[ого], что злому нужно наибольш[ее] добро.274

Пред[о]предел[ение].275

21 Н. Все должны быть правы, чтоб жить. Это значит, что идут по мере сил своего интеллект[а] по воле Б[ога] к Б[огу]. И все помогая служат друг другу интеллектом.

Материя есть средство общения существ.276

23. Дух управляет материею: материя есть последствие деятельн[ости духа], но только проявляясь в матер[ии] он подчиняется и закон[ам] ее — пространства и времени. — Пример. То, что я болен, влияет на мой дух, но то, что я болен, есть произведение моего духа.

Всё равно как человек бы ходил на час под окнами и говорил бы, что запах происходит от г…., а не от его поступков. И в доказательство приводил бы то, что как бы я ни изменял своих поступков — вонь будет.

Ошибка Эванса та, что он думает, что т[ак] к[ак] дух власть, то он может всё. Всё, но только в условиях простр[анства] и времени. Очень важн[ое].

Когда же мы говорим, что изменение материи (мозга) изменит и состояние духа (мысль), мы говорим только то, что влияние духа проходит всегда через материю, положим убийство, самоубийство. Мы говорим, что меня бьет кнут и потому кнут может влиять на мое счастье. Не кнут может влиять, а рука (воля), держащая кнут.277

25 Н. С[оня] сердится на меня за то, что я не берегу здоро[вья], и ненавид[ит] меня. Так же с деть[ми].

Вот признак истинно-самоотв[ерженной] и ложно эгоист[ической] любви.278

3 Дек. Хочу религии, но чтоб она не нарушала моей жизни, хочу сесть и ехать, но чтоб оставать[ся].279

4 Д. Госпо[ди], верю, что и280 мне поручена и сила Твоя и дело Твое. Дело же Твое то, чтобы проявить, прославить Тебя в себе и в мире.281

9 Д. Был у Домаш[ки]. Дело это не мне поручено.282

Соне свое поруче[ние]. Армии свое поруче[ние]. Кто не против нас, тот за нас. Каждый делает свое.

10 Д. Получил Paris illustré. Не понимают, надо выразить всё учен[ие] — 1) отказ от наси[лия], 2) девственность, 3) воздержан[ие] пищи, 4) ра[бота].283

11 Д. Жизнь наша личная есть движение наше от того, что мы становим[ся] под углом к воле Бож[ьей]. В том и иллюзия, что мы живем. Когда же мы станем по направлению воли Б[ожьей], то она проходит через нас, переставая нас двигать, и тогда иллюзия пропадает и мы узнаем, что — мы, наша жизнь не что иное, как сила Божья. Трудность сначала кажется огромная перенести сознание из себя, движимого волей Божье[й], в самую волю Божью, но потом это совершается само собой и вопрос о бессмертии, о будущей жизни устраняется сам собою: сознание жизни перенесено в волю Б[ожью], вечную, бесконечную. Что же значит вопрос, будет ли жизнь за гробом? Жизнь есть и будет, я из сознания формы жизни перешел к сознан[ию] самой жизни. Так как же мне усумниться, что то, что есть, одно есть, было и будет, что это не умрет?

Сам я разумеет[ся] не могу быть тем, чем хочу, ничем не буду, но я могу не помешать проявиться Богу вполне в моей ограниченной форме.

Любовь п[отому] сильнейшее свойство, что оно говорит о единстве источника жизни.

Я — это предельн[ая] форма проявлен[ия] божества.

После смерти — уничтожен[ья] формы, сила жизни — отдельная ли, или из общего источ[ника]. Какая попало.284

18 Д. Ф[едор] И[ваныч]. Да вы бы уж одно что. Увещевает мужиков купить землю.

Бетси с мисс Brook кокетничают с Петрищевым.

19 Д. Двестительно.

Самар[ин] интересуется. Добро последств[ие] истины,

Скачать:TXTPDF

когда впереди не видно высшего совершенства. Как головой в стену уткнулся.235 Грех, мало каяться. А на сколько сбился с дороги налево, столько иди направо. Сколько людям зла сделал, столько сделай