Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 51. Дневник, 1890

осудили ли его за то, что в Туле на Вор[онежской] хотел увесть корову.

————————————————————————————————————

Есипов Михаил обвиняется в покраже сукна. На 22. Просить прокуро[ра].

Егор Козак[ов] взят в солдаты — чтобы остав[или] в Туле.

————————————————————————————————————

8 Д.

Просить Давыдова о Боровко[ве].

Всё отвечено

есть беспред[ельная] матер[ия].176

[ЗАПИСНАЯ КНИЖКА № 2, 1890 г.]

[ЗАПИСИ С ФЕВРАЛЯ ПО ДЕКАБРЬ 1890 г.]

177[17 февраля.] Глодосы Ст. Новоукраин[ская] Юго-зап. ж. д.

————————————————————————————————————

К комед[ии]. Время идет [?] ждешь….

Костюм с [2—3 стерлось]

————————————————————————————————————

Плачет с Матр. [?]

————————————————————————————————————

К Кон[евской]. Уйдите, уйдите. Потом он подошел, видит, она постояла и вдруг побежала.

————————————————————————————————————

23 Ф. Самоубийство — это нарочно проснуться от кошмара.178

————————————————————————————————————

Претерпевый до конца тот спасен будет.

————————————————————————————————————

Почему матерьялисты думают, что они отрицают бессмертие и вечные сущност[и]?

Материя и энергия обе во мне в каком-то соединении, составляющем единое (форма).179Всё объяснит, но не организм. Отчего? Зачем?

————————————————————————————————————

[27?—28? февраля.] Сосенских двор[ов] от Казармы влево — 3 в[ерсты] до Красн[ого] Клина, 3 в. Косынь, Овсян[никово] 4 в. Овс[янниково] — Мошенское [?], Ник[ола] — Гостунь. — Петровское.

4 М. Сер[ежа] говорит: быть занятым. Да, но отчего ж не быть занят[ым] тем, что мне нужно.180

Поправить жизнь монастырск[ую], сделать из нее христианскую можно двумя способами: 1) тем, чтоб запретить им брать деньги от чужих, а жить одним своим трудом, 2) тем, чтобы запретить все внешние обряды, обедни, церкви и всё, с ними связанное. —

Одно держит другое, как две доски шалашиком.181

————————————————————————————————————

5 М. Люди сделали из Хр[иста] Бога не спасающего и потому совсем не нужного для примера. Надо разделать его. —182

————————————————————————————————————

Позитивисты и др[угие] верят в того же Христа, в ту же истину, только не во всю и под друг[им] именем.183

Читал дневн[ик] Т[ани] и полюбил ее — заглянул в ее слабую метущуюся душу. Она пишет: право, я не дурная. Так надо любить всех. За них говорит то, что и сказала о себе.1848 М.

9. Одни видят поступки в положении, другие видят само положение.

————————————————————————————————————

Декабристы страдают от зла людей против них.185

————————————————————————————————————

Послесловие: к холостым и женатым.

————————————————————————————————————

Черт[ков]у написать о Ми Ти — утилитаризм и опровержение Мендз[е].

————————————————————————————————————

11 Марта. Два типа: один нуждается, просит, п[отому] ч[то] критически относится к положениям, другой, избрав положение нечистое — всегда спокоен и прав.186

————————————————————————————————————

12 М. Жизнь вечная есть, но не такая, какую мы можем — как эту, видеть, слышать и осязать — чувством этого тела.187

13 М. Если не любишь своего животного, похоть, то будешь искать и радоваться всякому лишению, если не любишь славы людской, будешь искать и радоваться всякому унижению, если не любишь ненависти, мести, будешь радоваться всякому проявлению нелюбви, при к[оторой] только ты можешь показать истинную любовьлюбовь к ненавидящ[им].188

————————————————————————————————————

Каждый челов[ек] — алмаз, кот[орый] может очистить и не очистить себя. В той мере, в к[оторой] он очищен, через него светит вечный свет.

Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очища[ть] себя.189 —

————————————————————————————————————

Да, не бояться ни лишений, ни срама, ни ненависти.190 —

14 М. Злоба к одному человеку заражает сердце точно так же, как злоба ко всему миру. И Нерон, сжигающий Рим, и Калигу[ла], желавший, чтоб у всего мира б[ыла] одна голова, чтобы отрубить, не больше зол, чем муж, сердящийся на свою жену за то, что суп не хорош.191

16 Марта. Письмо Новоселову о том, что надо выучиться нести худую славу.192 —

Предисловие Алексееву.

————————————————————————————————————

G[aston] B[oissier] пишет, что христ[ианство] сначала был[о] строго, а потом подделалось к госуд[арству]. Это значит только: сначала был[о], а потом перестало быть.193 —

————————————————————————————————————

Оплантовал.

[21 марта.] Журавову место на будке. —

Колечке дописать. 22 М.

Гриб[овскому]. Долгов[у].

————————————————————————————————————

27 [марта.] Никогда не бывает в сознании полного довольст[ва], спокойствия. Чего-то всё не дохватывает, не достает. —

Вспоминаешь: это что я сделал то-то дурное. Да, но и еще что-то. И стыдно, и неловко, и чего-то хочется — это-то и есть сознание жизни. —194

Недовольство либералов на христ[ианскую] деятельность, это недовольство людей на пахарей, к[оторые] взрывают землю, портя траву. — Не видят и не верят в зернохлеб, более нужный, чем трава.195

————————————————————————————————————

К посл[есловию] К[рейцеровой] С[онаты]. — Стремлен[ие] выдти замуж — от это[го] выход за развратников.

————————————————————————————————————

28 [марта.] И для этой и для всей жизни нужно только одно — любовь. — Любовь, т. е. стремление, прямо противуположное животному стремлению эгоистичному, и есть то, что вселилось в животное и не может умереть с ним.196

————————————————————————————————————

2-го Ап. Помни, что от тебя ничего не нужно, кроме употребл[ения] твоих сил.

Как? Покажи мгновен[но] любовь. А не рассудок.197

4 Апр. Нет хр[истианского] брака, есть хр[истианское] отн[ошение] к браку.

Как не может быть христ[ианского] богослуже[ния] [1 неразобр.] христ[ианских] отцов и учи[телей].198 (К Ф[ридрихсу?]).

————————————————————————————————————

По христиан[ски] я разумею… не креще[ние].

————————————————————————————————————

Говорят о свободе. Свобода только на почве целомудрия.

7 А. С точки зрения не христианина, но христ[ианского] учения.

————————————————————————————————————

Христиан не бывает повальны[х]. Даже один не всегда христианин.

————————————————————————————————————

Хилк[ову]. Иллюстрация того, что не нужно делать, ложь. Пишу одно, что занимает. —

Кол[ечке]. Как не любить? Люблю, и так люблю, и по хр[истиански]. Ведь я последн[ее] время этим только живу. Et je m’en trouve très bien.199 Я молюсь и делаю, насколько могу. Так что мне рассужд[ать] о волк[ах]? Одно нужно — примиритьлюбовь. —

И обличенья по любви не только не боюсь, но ищу. Тоже и Ч[ертков].

————————————————————————————————————

Христианского учреждения жизни не может быть, п[отому] ч[то] оно дает то, что заменяет все учреждения. И потому учреждайте жизнь, но знайте, что эти учреждения не имеют ничего общего с христианств[ом], не называйте эти учреждения христ[ианскими], не скрывайте этим идеал[а] Христа. Это же смешение[?] есть главное зло, и борьба против него есть главная зада[ча] христиан. —

Учреждайте бордел[и], учреждайте [?] и браки, учреждения [?] плоти, но знайте, что как не может быть христ[ианский] борд[ель], не могут б[ыть] и христ[ианские] браки.

————————————————————————————————————

Но представим себе хр[истианского] учителя. У него спрашивает юноша, что мне делать? Одно. Целомудрие. Но я не могу. Это твое дело, что ты можешь и не можешь. От этого идеал один.

Я не могу не драться. Нельзя разрешать драться немножко[?].

Спрашивает женат[ый] — опять то же.

Но у нас дет[и], мы связаны, воспитание. [1 стерлось] их, и я не могу. Это дело твоей жизни, теперь определилось твое [1 неразобр.]. Но я не могу быть целом[удрен]. Это твое дело. Ты развратил и ты и просвети ее. Идеал оста[ется] тот же.

————————————————————————————————————

Языческое учреж[дение] любовного брака я не могу советовать тебе, это одинаково грех[у] быть в похоти[?]. Но если от блуда перейдешь к браку, я не скажу: ты ближе к целомудрию (и то не скажу, я не знаю).

————————————————————————————————————

Напустить дым нехорошо, тоженапустить мрачность.200

Черткову: мне самому и больше других нуж[но], что я писал. Через меня проходит. И я часто ошибаясь думаю, что Он во мне — горжусь.

————————————————————————————————————

Лизунова дело о корове.

Васильев Пироговской крестьянин о мельнице.201

————————————————————————————————————

9 А. О богат[стве]

О стихах

О Сахатове

————————————————————————————————————

10 Ап. Социалисты хотят увеличить пирог, чтобы всем досталось, да ведь потребности тех, к[оторые] у пирога, без конца. Как тепло уходит в трубу. Надо устроить тягу вниз. Верхние из пиро[га] [2—3 стерлось] делают, чтоб дать другим. И всякое увеличение силы — всякое покорение природы дает ни[жним?] больш[ую] сил[у] [1 стерлось] давать. А когда [?] к нижним доберется, так рвут, кричат [?]: «Никому не доставай[ся], коли не мне».

————————————————————————————————————

Но всем будет выгоднее [2 стерлось]. Да я не хочу, чтобы мне б[ыло] как всем. Я хочу лучше. Я уж привык к тому, что лучше.202

Труба виновата. Трубу срезать. Всё то же.203

Земский агент Боровков просит скорей дело.

Целый спор детерминист[ов]. Одни говорят о скорлупе, а другие о желтке.204

————————————————————————————————————

Выгода, что выходят даровитые ученые:205 Есть выгода всего. Но этого не докажешь. [2 стерлось.] Служить руководством только нравственны[м].

К послесловию.

Лишая себя единств[енного] оправдания для пол[овых] сн[ошений] — детей и связанной с н[ими] определен[ной] деят[ельности].

————————————————————————————————————

Орлов говорит: я верю, как мужик, но то, что он гов[орит] это, показ[ывает], ч[то] он верит не как мужик. Мужик говорит: я верю, как архиерей.206

[12? апреля.] Вино веселит сердце. Из писан[ия] берут, что глупо и безнр[авственно], а не наоборот.

————————————————————————————————————

Пить вино, курить это зажмуриваться.

Но веселье. Не веселье, а не стыд[но], не совестно, не мучительно. А хашиш, опиум это осуществл[ять] в вообр[ажении] похоти, невозм[ожные] в действ[ительности], в вообр[ажении].

————————————————————————————————————

Попову и Озмидову.

Что такое употребл[ение] нарк[отиков]. Мы говорим ничего. Но это только [потому], ч[то] мы все больны.

————————————————————————————————————

Дети мрут и т. п.

————————————————————————————————————

Замеча[тельно?] Возражение на то, что многие не пьют и не курят, но не лучш[ие], это худш[ие], у к[оторых] и голо[са] [?] нет — дети, животн[ые].

————————————————————————————————————

Едет в море и компас затемняет. Ложное рассуждение это передвигает стрелку.

Как ни смотри на человека, он два. Один делает, другой показывает, хорошо ли, дурно, и человек тем больше человек, чем яснее, определеннее показывает. —

————————————————————————————————————

Диким привозят не водку и табак, а недовольство своим положением. — Курильщ[ики] опиума и хашиша не наслажден[ие] получают, а спасают[ся] от тоски неосуществимых желаний.

————————————————————————————————————

Прошение в Мир[овой] съез[д] Генна[дия] на Резунов[а].

17 Апр. Неправильно говорить: жизнь в Боге радостнее, чем мирская — и в мирской и в бож[еской] есть радость и печали — только другая жизнь.207

————————————————————————————————————

Всё искусство жизни — различать в себе божеское от человеческого, в 1-м быть непоколеб[имым], во 2-м уступать.208

К комед[ии]. Португалец родился. — Петрищев один, каламбурит. Сахатов: когда я б[ыл] товарищем.

Иван Захар[ович] Болванов —

————————————————————————————————————

Человек, как и всё живое, подчиняется закону борьбы за сущ[ествование], человек, как разумное, любящее, как божеств[енное] существо, подчиняется закону любви, обратному борьбе. То же и в половом.209

————————————————————————————————————

Это всё хорошо, но нужно руководство. Как? —

————————————————————————————————————

Друг перед другом притворяются.210

22 А. К курению. Лечение только духовное: ясно понять.

25 Апр. К Фридрихс[овой] пов[ести]. Хочу я или не хочу? Не хочу, вижу весь ужас. И вдруг она — красный платок, и всё забыто. Кто хочет, кто не хочет.211

————————————————————————————————————

26 Апр.

Цель любви — не любить самому, а устанавливать любовь, так что своя любовь включена в это.212

————————————————————————————————————

29 Апр. К Посл[есловию]. Не делать того-то и того-то. Если же пал или пала, то знать, что искупления этого греха нет иного, как развязать, т. е. перестать, и дети.213

Тщеславие полезно для поддержки сначала.214

Васильев о мельнице. — Успенский адвокат. —

3 Мая. К пьянству. Человеку нужно разрешить нечто, чтобы идти вперед. Надо просветление. И вот просветление затемняется вином, табаком.215

————————————————————————————————————

Упирается в то же затруднение и не разреша[ет].216

Для движения вперед нужна ясность мысли. Ее-то затемняют наркотики.217 —

3 М. Единственное, во что можно и должно верить, это в то, что добродобро, что его можно и должно делать без награды.218 —

К Богу нужно обращение, как к личности, когда сам болезненно чувствуешь себя личностью: «Прости, помоги».219

————————————————————————————————————

5 М. К послесл[овию]. Я думал, что это ступень, на к[оторую] вступает человечество. Последствия — громадн[ы].

————————————————————————————————————

На мужиков расставлены

Скачать:TXTPDF

осудили ли его за то, что в Туле на Вор[онежской] хотел увесть корову. ———————————————————————————————————— Есипов Михаил обвиняется в покраже сукна. На 22. Просить прокуро[ра]. Егор Козак[ов] взят в солдаты —