паутины: молиться, покупать, продавать, защищаться, учиться, судиться. Везде влопался.
————————————————————————————————————
К Ком[едии]. С приложен[ием] достоинства марки.
————————————————————————————————————
6 Мая. Анархисты правы во всем, кроме того, что они требуют революции и думают установить анархию — учредить анархию. Contradictio in adjecto.220 Люди, готовые нравственно к анархии, сами выходят в нее. Не устанавливать надо анархию, а приготовливать людей к ней.221
————————————————————————————————————
NB. Один из главных признаков пьющих и курящих — это нравственная неподвижность. А не подвигаться вперед, значит идти назад.
Василий Лизунов за кражу в Одоевск[ом] уезде холстов, шалей — просит[ся] на поруки.
8 Мая. К пьянству. Курить, мечтать, пить — веселиться — эгоизм обрывающийся. — Пища дает труд. — Пол[овое] общ[ение] дает детей. Охота — дичь. — Искусство да[ет?]. — Пьянство ничего другим.
10 Мая. Чувственно[сть] вкусовых ощущений — питья, куренья, конфет, орехов, семячек.
10 Мая. При чтении еврейской этики. Ужасная этика наше[го] мира, не поняв христианской, только теперь доходит до еврейской.
————————————————————————————————————
О гигиене объядения.
Бунге говорит, что вино не дает сил, но скрывает чувство усталости — кнут.
————————————————————————————————————
Viele Leute hören mit dem Denken da auf, wo das Denken anfängt ihnen Schwi[e]rig[k]eit zu bereiten.222
————————————————————————————————————
11 Мая. Мне говорят: ты не знаешь истинного влюбленья — Данте и Беатриса, п[отому] ч[то] ты говоришь, что в основе влюбленья плотское чувство. Но это можно бы сказать, если бы я высказал признаки непонимания влюбления. Я же понимаю его вполне, понимаю, главное, то, что оно старательно скрывает всё плотское. И потому естественнее возражающему признать то, что он не умеет анализировать своего чувства.
————————————————————————————————————
12 Мая. (К пьянству.) Одурманиванье газетами.
Вчера разговор с Сер[ежей] об обеспечении. О[н]. «Нельзя». Я. Нужно. — О[н]. Но вот вы все сыты. Я. Да ведь это-то и сказано. Птицы не жнут и т. д. — Идеал — служение Б[огу], исключающее заботу о браке и заботу о пище.
Это надо очень разработать.223
Без Бога, то Б[ог], т. е. делать добро для добра. Это-то и есть Бог. —224
Доказательства Давыдову.
Написать повесть всё людей дурных, таких же, как я. Не хороших, каким я хочу, чтоб меня считали, и не дурных, которые не имеют со мной ничего общего.225
————————————————————————————————————
Эгоизм пит[ья] и кур[енья]. Особенно куренья.
————————————————————————————————————
Одно доброе дело — то, к[оторое] имеет целью служение Б[огу].226
————————————————————————————————————
Увы! Все добрые дела, к[оторые] они делают по предписанию старцев, не добрые дела. Добрые дела, чтобы быть таковыми, должны быть spontaneo[us].227
————————————————————————————————————
Оттого мы не запрещаем бить Любашу пьяному, что мы сами пьяные. — You can not do good or evil to others without doing good or evil to yourself. And the reverse: you can not do good or evil to yourself without doing it to others.228
19 Мая. Сладкое есть — ничего. Сладкое слушать — ничего. Нет, одинаково вредно.229
22 М. То, что мы называем жизнью, земной жизнью, есть только должность, теперешняя форма и служения и роста, — и относится к жизни всей так же, как одно из исполнений обязанности слуги относится ко всей его жизни. И что мне за дело, что те, с кем я служу теперь, будут недовольны мной, если только хозяин б[удет] доволен.230
23 М. Какую страшную силу и плодотворность имела бы наша деятельность добрая, если бы мы не заботились о том, как она выразится для людей. Ничто так не парализирует, не ослабляет деятельность, как забота о том, какие будут ее последствия.231 —
25 М. Большое, великое — всё это не для Бога. Для Бога есть полное и неполное. — Чтобы быть с Б[огом], ничего не нужно делать большого, а то, что сейчас делаешь — делать вполне. Если веришь в Бога, то будешь верить в жизнь настоящего, будешь доделывать дела настоящего до конца, до возможного совершенства.232
————————————————————————————————————
Наибольшее сближение с Б[огом] это наибольшее сосредоточение в настоящем.233
————————————————————————————————————
Пристав не взыскивает с мещанина, Иван Назаров, Николая Соколова — исполнит[ельный] лист 60 р[ублей]. — Судья Казарин.
Пристав Крапив[енский] не взыскива[ет] с дьякона Костомар[овского?]
————————————————————————————————————
3 И[юня]. Насчет табаку сделалось ужасающее по эгоизм[у].
————————————————————————————————————
6 И[юня]. Мне люди мешают!
Да ведь я живу только людьми и только с ними и для них.234
————————————————————————————————————
О борьб[е:] Переживает 1) сильнейший, 2) fittest, удобнейш[ей], а 3) лучший нравствен[но]. Скачок fittest есть [1 стерлось] сильнейший.235
Анатолий Владис[лавович], Губерн[ская] Земск[ая] больница, 3-е отдел[ение]. Долнер.
7 И. У Белами не объяснено, как сделать.236
————————————————————————————————————
Выгода будет в том, чтоб убить плохих.237
————————————————————————————————————
Всё дело в том, чтобы жить с плохим.238
11 Июня. К Отц[у] Серг[ию]. Сам[ый] святой так[ой] же чорт, как и сам[ый] грешный, к[оторому] он и [1 неразобр.].
Надо, чтобы б[ыл] не сам, а Бог в тебе….239
16 Июня. Молод[ые] люди надеются найти в этом мире осуществление идеала. А надо его [?] делать.240
24 И. По случаю «Без догмата», славянского толкования любви к женщине, думал; хорошо бы написать историю чистой любви, не могущей перейти в чувственную. L’amour veritable est le plus [1 стерлось] moyen d'[стерлось] l’amour charnel.241
Еще: Надо бы написать книгу ЖРАНЬЕ, Валтасаров пир неугасаемый, одно занятие, чтобы человек думал, что он занимается важными предметами государственными, научными, а он только жрет. Жранье архиреев, жранье обедов.242 —
25 И. Сильное сомнение, законно ли мое удаление от борьбы с женою и предоставление ведения всего ей: ведь всё устройство дома есть результат деятельно[сти] чувственной, ребячливой, капризной, [1—2 неразобр.] женщины.243
————————————————————————————————————
NВ. Главное заблуждение людей управляющих, заведывающих чем-либо, это то, что они это делают. Всё равно как человек стоял бы, вертелся около дерева и воображал, что он помогает ему расти. Он только посадил, а то идет само собой.244
26 Июн. Лежал и думал: на что мне природа? Ее красота? Когда-то радовала; теперь не нужно. — Есть другое, что радует. То, что радует, теперь для высших существ то же, что для меня красота. Красота нужна была и нужна теперь для оплодотворения, для питания, для дерев, для животных, для людей, детей, но для меня, старика, она лишена — прошедшее.245
————————————————————————————————————
30 Ию. Катерина умирает — событие ничтожное с точки зр[ения] покоса. Покос убрали — событие ничтожное с точки зр[ения] умершей Катерины.246
————————————————————————————————————
Добрейший, нежнейший человек жрет, с… и ждет, что все ему будут готовить и чистить.247
————————————————————————————————————
1 Июля. Готовиться к болезням, лишениям, страданиям, унижениям, ненависти людей. Придите ко мне все тружд[ающиеся].248
————————————————————————————————————
[5 июля]. 6 И. Чтобы б[ыло] вполне свежо с людьми снова. И остави нам д[олги] н[аши] т[ак], к[ак] и м[ы] о[ставляем] д[олжникам] н[ашим].249
————————————————————————————————————
Стр[ахов] говорит, что всякая мысль имеет воздействие только снова, а потом притупляется.250
————————————————————————————————————
Дети ложатся спать, а няне велят играть. — Так же и православные ложатся спать, а попам велят молиться.251
7 И. Просить Давыдова о Боровкове, Страхов[ом] агенте.
10 Июля. Нет градаций в переходе от добра к злу. А когда цвет распустился, трудно понять, каков он б[ыл]252 ….
————————————————————————————————————
Хвастун остр[як] [?] — неправда. — Для людей-то ничего, для Б[ога] — неправда.
Говорят: надо любить, чтобы сделать то-то и то-то. Неправда: Надо избавляться от соблазнов и тогда будешь любить.253
————————————————————————————————————
Балу пишет следующ[ее]: Люди такие живы и теперь.
————————————————————————————————————
4 молитвы: 1) От[че] н[аш] — любовь. 2) Возьми крест свой на каждый де[нь]. 3) Не моя воля да будет, но Твоя. 4) Не творите милостыню перед людьми. 5) И если вы не остав[ите], не оставит вам и Го[сподь].254 — Сначала
20 И. Развр[ащенные] жизн[ью] родители и в дет[ях] требуют нравстве[нности].255
————————————————————————————————————
Плачутся люди, что в них нет любви. Всё равно, как плачется человек, что нет воды в дырявом ведре.256
————————————————————————————————————
24 И. Заботы о любви подобны заботам человека о свете, загородивши собою окно. Только уничтожь, уменьши соблазн своей личности: похоти, тщеславия, и будет свет — любовь.257
————————————————————————————————————
Думал о своих дневниках…. Как трудно положиться на Б[ога], установить связь с ним. Опять для этого только нужно отрубить подпорки, тогда сядешь на землю, перестать держать[ся] за край дыры.258
————————————————————————————————————
26. Скверно — faire du style à propos de Dieu.259
————————————————————————————————————
Люди, имеющие наибольший успех в жизни — те, к[оторые] не стыдятся с торжеств[енной] важностью делать самые большие глупости — брызгать на пузо в клинике.260
————————————————————————————————————
Любовь есть стремление сознавать другие сущ[ества], как себя. Сознает другие — все — сущ[ества], как себя, — Бог. Стало быть, любовь не есть Бог, как сказал Иоанн, а стремление к тому, чтобы стать, как Бог. Мешает осуществлению стремления сознание исключительное себя — заслоняет. Отрешение от себя уничтожает личность — смерть. И с другой стороны, смер[ть], уничтожая личность, дает отрешение от себя.261
Трещев Алексей Федотов обвиняется в поджоге.
Не в полном разуме, просит на поруки.
————————————————————————————————————
Написать Новоселову.
————————————————————————————————————
27 Ил.
30 И. Осуждать при других.262
————————————————————————————————————
Рассуждение, где замешивает[ся] сам.
————————————————————————————————————
Недовольство собой.263
————————————————————————————————————
То не молитва, если не прилага[ешь].264
————————————————————————————————————
31 Ил. Ну, а как же не искать подругу по сердцу? —
Искали мы с Степой. — — —265
————————————————————————————————————
Сила тела нужна, чтобы сжигать ее для духа.266
————————————————————————————————————
Быть таким, каким меня видела Аннен[кова].
Не цель жизни, а иго, а крест.267
————————————————————————————————————
3 А. Отчего, когда говорят о министрах и т. п., ты не вступаешься и считаешь разговор этот себе чуждым, а вступаешься, когда говорит[ся] о брани [?] О[тца] Иоан[на]. — Они до тебя также мало. Если они христиане, то я язычник.268
————————————————————————————————————
4 А. К О[тцу] С[ергию].269 Она говорит какую-то нелепость — кто она. И он верит, п[отому] ч[то] она красота.
————————————————————————————————————
Она ушла, он не видит подвига в себе, а только стыд, что он поддался.
После она идет в монаст[ырь].
————————————————————————————————————
7 А. Твоя воля, но не моя… в том, что будет после смерти.270
————————————————————————————————————
И теперь мы ждем будущего. Что ж бы было, если бы оно б[ыло] открыто нам. Если оно ужасно, мы бы страдали, если оно прекрас[но], мы бы не жи[ли], торопились. Если его нет, мы бы лучше всего жили.271
————————————————————————————————————
Простит Отец, если ты простишь, т. е. любовь ко всем победит все препятствия противных [?] соблазнов.272
————————————————————————————————————
О земле.
10 Авг. Доказательство того, что любовь есть сама жизнь и что если освободиться от соблазнов, то любовь забьет ключом, в том, что, когда мысленно освободишься от соблазнов — и придешь в состояние любви, то в воображении прощаешь и любишь одинаково, без малейшей разницы, лютейшего врага и немного неприятного человека.273
————————————————————————————————————
К О[тцу] С[ергию]. Счастье человека, потерявшего всё и не могущего опереться ни на что, кроме Бога. Он узнал впервые эту опору и твердость ее.274 —
————————————————————————————————————
Серегин из Харина. Снята земля. От 6 до 7 ч[етвертей] дает 4 р[аза] 50 или хотя 30.
————————————————————————————————————
12 Авг.
Как нельзя проявлять, выпускать любовь. Она должна сама идти.275
————————————————————————————————————
Падение в монастыре. Гордость. —
В затворе.
Рожи на него смотрят, это черти — пухлые.276
Крейц[ерова] сона[та]. Посылку.
Листки. Книжки.
Письмо Вас[илию] Ив[ановичу], Ге. — Кавк[азскому] офиц[еру] написать, что толкование Ева[нгелия] отец считает совсем ложны[м] во всех отношен[иях] и написал об этом книгу.
13. Aimer c’est comprendre, comprendre c’est pardonner, pardonner c’est aimer.277
————————————————————————————————————
Поправле[ние] к юродству. Юродство не нужно бы б[ыло], если бы