мы не жили одним тщеславием. Теперь надо палку перегибать в другую сторону.278
————————————————————————————————————
14. Правосл[авие] есть отрицан[ие] всякой веры, заполнение сором того, что должно бы принять веру.279
————————————————————————————————————
Не говори: я жалею. Это ложь, если ты не любишь, Воздержись от сношений. Мало ли таких заблудш[и]х.280
————————————————————————————————————
Забывать [о] себе в деле — паха[ть], косить, писать. — Также забыть себя в деле божьем всей жизни. Тем более, что дело делать радостно — это дело — любить. Я понял это хоть в мы[слях].281
В Пришне девушки приговорены по 11/2 месяцев Сытиным. — 25 Авгус.
1) В[асилию] И[вановичу]. 2) Ге. 3) Wilson. 4) Амер[иканц]у. 5) Ч[ерткову].
17 Авг. Почти во сне видел: Отчего мы так рады обвинять и так злобно несправедливо обвиняем. Оттого, что обвинение других снимает с нас ответствен[ность].
Смерть ребенка, болезнь, потеря дорогого, всё это указания моей кривизны и неладности.282
————————————————————————————————————
18 Авг. К О[тцу] С[ергию]. Адвокат хлюпает носом от холода.283
————————————————————————————————————
19. Чтобы прощать, надо помнить свои мечты подарка засеки. В воде похоть.284
19. Виноват — понятие дикости. Это только оправдание злобы или указание пути к исправлению, к благу. Разрешение вопроса детерминизма и свободы в том, что жизнь есть не что иное, как направление волн движения к покорени[ю] животного. Деятельность жизни есть улучшение, движение к благу. Самому надо не винить себя, а двигаться, и на другого действовать также, а не винить. (Не винить надо, а видеть свое зло.)285
————————————————————————————————————
Стр[ахов] и Темир[язев] хорошие люди и вот наука, и они ругаются, как кабак для мужиков.286
————————————————————————————————————
Церковь — учреждение для скрытия христианства. Троица — и Троицу не знают.287
————————————————————————————————————
Люди добрые, попадая в ловушку, вносят добро, [1 неразобр.] церкви — (Тихон).288
————————————————————————————————————
Делать добро матер[ьяльно] люд[ям] всё равно, что детям сласти.28922 А. Где нет нужды — воздерживаться от суждения о людях.290
Тросны крест[ьянин?] просит о снятии надела.
————————————————————————————————————
23. Забота о себе, это покража у хозяина принадлежащ[его] ему времени. Как приказчик завел свое именьице и перегоняет туда скот, бревна и т. п.291
Написать то, во что мы веруем, во что и все, и во что мы не веруем.292
————————————————————————————————————
Уметь не соваться, когда меня не требует Б[ог].293
————————————————————————————————————
24. Нет зла. Как нет черного. Только тени от умственного отдаления. — Зло представляется только во времени.294
Весною в ремонтные рабочие Журавов на ст. Козлов[ка].
26. Как гаммы упражнять, так надо упражняться в влезании в чужую душу. — Деликатность прирожденная — есть любовь. — Упражняют обратн[ое] — тупость.295—
————————————————————————————————————
Осуждение с остроумием — это под соусом труп. Что перевесит. Без соуса перевесит отвращение.296
————————————————————————————————————
Чернь. Раевская волость, сельцо Троекурово.
29728. Вер[очке?] — ч[то?] о[чень?] хор[ошо?].
Леве, ч[то] н[адо]. Всем: отдел[ена] область, где можно быть жестоким.298
————————————————————————————————————
28. Добрые стремлен[ия] чаще всего уходят негодованием, злост[ью], тщеславием, болтовней. Надо не да[вать] этого исхода, и тогда они будут плодотворны.299
30. Материя есть предел, признак неправильности деятельности духа.300
Следы вне дороги. Делать дорогу там, где следы — это работа матерьялистов либер[алов] и др. —
Мальчика послать в Казначеевку.
————————————————————————————————————
Дело о крестьянках Пришни — ни ограды, ни канавы — нет.
————————————————————————————————————
Иконский мужик убил жену, просит возвратить. —
————————————————————————————————————
Кондрашина Ясенец[кая] просит, чтоб ее корми[ли]. Страховые не выдаются.
————————————————————————————————————
3 Сент. Мой грех это дети. Они видны. Не надо бы мне скрывать [1 стерлось] грех, не [1 загрязнено] пользоваться своей ошибкой [?], н[а]п[ример], я, сердивший[ся] [на] детей, жену, что мне не дают жить, как я хочу, я сам их сделал — это мои грехи.301
————————————————————————————————————
Учител[ь] земск[ий] [?] [1 неразобр.]
————————————————————————————————————
Ефремовск[ого] у[езда], Яблоновой, села Медведок, Никита Никаноров[ич] Пешнев [обви]няется за покражу муки.
————————————————————————————————————
Трещев в сумашедшем доме — отпустить.
————————————————————————————————————
9 сент. [1 стерлось] молитва 1) покорн[ость], 2) смир[ение] и 3) любовь.302
————————————————————————————————————
Нам представляется, что высшая степень добродетели это высшая степень напряжен[ности] или радости. Напротив, это высшая степень легкости и не радости, не восторга, а спокойствия.303
Маковский Московск[ой] вол. Крап[ивенского] уезда, желает [?] иметь метрич[еское] свидете[льство].
10 С. Содейство[вать] установлению] Ц[арства] Б[ожия] и [1 неразобр. и 1 стерлось] как вода [1 неразобр.] куда ход есть, туда идти.304 —
————————————————————————————————————
Жизнь тратится, хочешь не хочешь, так отдават[ь] на служ[ение] св[ое?] Б[огу].305
12. Дойти надо до скотов сознательно, потом до муравьев — (государство) и до человека306….
13. — Награды не может быть п[отому], ч[то] нет перерыва времени [для] расчета.307
————————————————————————————————————
14. Coleridge. Мотивы эти признаки слабости внутр[енней] жизни.308
Два вяза за сараем. Слега в аллее. Осина над елка[ми]. Вырезок в чепыже. Лозины у пруда мало[го]. Там же осина. Березы у амбара. 6, в саду, 2 липы у Кузм[инского дома], 1 береза у Куз[минского].
————————————————————————————————————
18. 1) Не могу, 2) не хочу, 3) хочу.309
————————————————————————————————————
Церковь соедин[ена] с государств[ом], но не христианство. — Церкви спорят, кому управлять — хоть бы Болгарией. В Англии, что король, то и все.
————————————————————————————————————
19. В области движенья — Бог помогает, стареешься.
Если живешь истинной жизнью, то старость всегда придвигает к цели.310
————————————————————————————————————
21. Насколько духовн[ая] жизнь развита, настолько ослабевает животная.311
Наука теперь дает только — возможнос[ти].312
————————————————————————————————————
22. Вся разница от того, что у кого на верстаке.313
————————————————————————————————————
На пчельнике сломан[ная] осина, слега. Две липы ободран[ные] — на дорожке к пчель[нику].
————————————————————————————————————
Broglie. Prêt à employer la violence pour servir (!) la religion, jamais pour la dominer314 (280).
Прогонные деньги эпископам, и все слетелись.315
287. Mais bien que le service militair[e] ne fut jama[is] interdit aux chrétiens, un préjugé assez naturel contre une profession meurtrière316 les [2—3 неразобр.]
————————————————————————————————————
Б[ыло] христианское влияние на языческое и обратное. И то, что не б[ыло] закреплено, то двигалось, т. е. б[ыло] [1 неразобр.] христ[ианством] (движение[м] к идеалу). То же, что закреплялось ил[и] утвердительно, или молчаливы[м] согласием, то переставало быть христианским.317
————————————————————————————————————
28 Сент. Главное несчастье церковников это их наивная уверенность в том, что они христиане, и что вся история только затем и шла, чтобы образовать их безбожную дьявольскую секту, к[оторую] они называют христианством.318
————————————————————————————————————
Никейск[ий] символ подписан под влиянием угрозы (44).319
————————————————————————————————————
Константин придумал механический способ решения вопросов веры! — Его письмо: (58).320
29. Конст[антин] говорит речи в защиту хр[истианства] — только о Боге. Он и все эписко[пы] дикие. —
Всё, что выходит из дикости, как Терт[уллиан], Ориг[ен], Арий, отрицается.321
————————————————————————————————————
Праздник с играми цирка и молебстви[ями] при освящени[и] Конст[антино]поля (179).322
————————————————————————————————————
Монашество уходило.323
————————————————————————————————————
Нехристи [1 неразобр.] оставались.324
————————————————————————————————————
Начало: живое растет. Так христианство.325
————————————————————————————————————
30 [сентября]. Broglie видит, что успех погубил хр[истианство], но он говорит, что это испытание, к[оторое] 15 веков побеждает цер[ковь]. Не похоже.326 2 т. (379).327
Иванц[ов]-Плат[онов] (95). Иполит. Одни считают его еретиком — он их.328
К 1-му десятилет[ию] III века. (147). Феодотиане, отрицавшие божест[венность] Хр[иста], утверждали, что они истинные — церковь.
————————————————————————————————————
Все еретич[еские] сочинения погибли. То, что мы знаем, знаем из писаний ересеолог[ических], стало быть — осуждение. И то велико.329
————————————————————————————————————
Алоги — рационалисты.330
————————————————————————————————————
Эпифаний признает 80 сект. — Филастрий — 156 начала IV ст[олетия].331
————————————————————————————————————
Сами не знают, что называют ересью. (Одна нить — то, что теперь признают.)
————————————————————————————————————
4 Ок. В университ[етах] учатся всему, только не жизни (как жить?). Это считается или решенным, или не важным.
————————————————————————————————————
5 Ок. Revue Sept. 90. Les premiers romantiques Al[lemands].332 (139) Об искусстве.
————————————————————————————————————
6 Ок. Хр[истианство] в противность прежних законов давало возможность прилож[ения] к жизни — деят[ельности] — нельзя б[ыло] исполнить даже такой закон, как суб[бота], но приближаться всегда можно.333 —
Думал восторженно о вере.334
————————————————————————————————————
Борьба между вещами и детьми.335
————————————————————————————————————
Подорвана вера в разум доплатами.336
————————————————————————————————————
7-е. Дама советует, если нет хлеба, есть пирож[ки].337
————————————————————————————————————
Когда трудишься или страдаешь — некогда молиться. Это надо б[ыло] делать прежде 338.
————————————————————————————————————
Панков Бабур[инский] сидит в арестан[тской]. На поруки.
————————————————————————————————————
Золотар[еву] ответ[ить].
Аннен[ковой] об иконе.
Дунаеву.
————————————————————————————————————
17. Мы не знаем, что есть, а знаем только, что должно быть.339
[23 октября.]
1) Желания ставят тезисы.340
2) Кузм[инский] понемногу втянут.341
3) Искушение. Соблазн. Откинуть руку и глаз. Только на это дан разум — предупредить соблазн, откинув ру[ку] — соблазн, откинув мнен[ие] людско[е] и откинув злостный помыс[ел].342
————————————————————————————————————
24. Сущность учения — совершать дело Отца?343
27. Важность значения Ц[арство] Б[ожие] внутри ва[с] есть.344
————————————————————————————————————
27. Радость только после сознания исполненного труда, а не после удовлетворен[ия] наслаждения.345
Человек стремится к сейчасному наслаждению, и это обман.346
Богородицкого уезда крестьян[ин?].
31. Жизнь есть приготовление себя, чтоб отдаться хозяину лучши[м], чем [был].347
————————————————————————————————————
Заключен[ие] молит[вы]. Не забывать смерть.348
————————————————————————————————————
Связь неизбежн[ая] между улучшением себя и мира.349
————————————————————————————————————
1 Н. О войне. Арбитрация то же, что банкирам предложить поделиться со всеми.
2 Ноябр. Христианство дало равенство. Но равенство без непротивления. —
————————————————————————————————————
3 Н. Никто не станет отрицать, что христианство другое Не говорят, что это трудно, не то, н[е] что другое. Как же делало[сь] и продолжается? Сделалось со врем[ен] Конст[антина] — но Конст[антин] понятно. Дальше-то как же продолжалось? А так, что в это же время основалась церко[вь], догматы — перенесся интерес на друг[ое], и так и пошло. Церковь перест[ала] развиваться, умерла.
————————————————————————————————————
5 Н. Молитва всегда: живи по-Божьи перед одним Богом любви, от к[оторого] исшел и к к[оторому] идешь (нечего кобениться).350
Как я смотрел наивно на деньги.351
————————————————————————————————————
Как страшно покинуть веру отцов — оттолкнуться от берега.352
————————————————————————————————————
6 Н. От ложного учения церкви потеряно знание того, что должно. А мы не можем знать того, что есть, мы только можем знать, что должно быть.353
————————————————————————————————————
Алех[ину]. Деклар[ацию] должно, а протест не долж[но].354
————————————————————————————————————
Раеву место, денег на 3 м[есяца]. Никитская д. Раевой.
————————————————————————————————————
9. Только благодаря понятию церкви возведены ряд грубых недоразумений в догматы.355
————————————————————————————————————
10 Н. Рост любви производит дела любви. Только дела любви производят рост любви.356
————————————————————————————————————
11 Н. И он, бедный, думает, ч[то] он глубокомыслен, и не догадывается о том, что даже и тот закон эволюц[ии], к[оторый] он évoque,357 совершится только тогда, когда он будет жить свойственно своей природе.
Если бы лисица не рыла нору, закон эв[олюции] не совершился бы и т. п.358
————————————————————————————————————
15 Н. Газеты — глуп[ость] — Канта пре[лесть].359
17. равенство выдало их.
Критика метафизики и умалчивание о деле — моей книги. — То же и во всей церковной истории.360 —
————————————————————————————————————
Прощен[ие] греха — как скоро сознан.361
19. Грех — расхождение с в[олей] Б[ога]. Прощение греха — соединен[ие] с не[ю].362
27 Ноября. Об однодворцах. Лизонова просить оставить.
Письма: Русанову, Покровск[ому], Поше.
Заглавия Балу.
20. Кастраты мысли. Сунулись к двер[и], а там занавес.363
————————————————————————————————————
Исполнение воли есть кротость и смирение.364
————————————————————————————————————
23. Чтобы понять ц[ерковь], надо смотреть ее теперь.
Ц[ерковь] это отступление от у[чения] Х[риста], утверждаю[щее] про себя, что оно есть истина.
————————————————————————————————————
[27 Ноября. Крапивна. В заседании Окружного суда.]365
Свидетеле[й] к присяге, хотя ее никому не нужно. Клянусь.
————————————————————————————————————
Суд сам себе поставил вопросы.
И на кого возложи[ть] судебн[ые] издерж[ки].
————————————————————————————————————
Запыхавшийся обморожен[ный] присяжный.
————————————————————————————————————
Священ[ник] толстый, жирный, кудрявый, с орденом.
————————————————————————————————————
Пристав в pince-nez.
————————————————————————————————————
————————————————————————————————————
1) Вопросы, 2) Секретарь, 3) Чтение, 4) разгов[оры:] «Действ[ительно] вы растрати[ли]»; 5) вопросы ему, 6) прокурор, 7) постановка вопросов, 8) Выход, решение.
————————————————————————————————————
Докт[ор] взяточник.
Жуюр с протокол[ом].
Образ Спасителя, и в голуб[ой] лент[е] и генер[ал]-адъют[антском мундире] государь смотрит.
————————————————————————————————————
Сукно, возвыш[ение], сукно стелется складками,366 пюпитр точеный.
————————————————————————————————————
Чтение дела —
————————————————————————————————————
Введи подсудимых —
Присяжный повер[енный] страдает — катаром сочленений, ревматизмом —
————————————————————————————————————
зубной болью — отпустят.
присяга —
————————————————————————————————————
Избрание старши[ны].
————————————————————————————————————
Веществен[ные] доказательств[а].
————————————————————————————————————
Речь председ[ателя] к присяжным.
————————————————————————————————————
Вопросы подсудимому —
(В лог, назыв[аемый] черторой.)
Садитесь —
————————————————————————————————————
Свидетелей присяга.
Вывесть