Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 51. Дневник, 1890

мы не жили одним тщеславием. Теперь надо палку перегибать в другую сторону.278

————————————————————————————————————

14. Правосл[авие] есть отрицан[ие] всякой веры, заполнение сором того, что должно бы принять веру.279

————————————————————————————————————

Не говори: я жалею. Это ложь, если ты не любишь, Воздержись от сношений. Мало ли таких заблудш[и]х.280

————————————————————————————————————

Забывать [о] себе в деле — паха[ть], косить, писать. — Также забыть себя в деле божьем всей жизни. Тем более, что дело делать радостно — это делолюбить. Я понял это хоть в мы[слях].281

В Пришне девушки приговорены по 11/2 месяцев Сытиным. — 25 Авгус.

1) В[асилию] И[вановичу]. 2) Ге. 3) Wilson. 4) Амер[иканц]у. 5) Ч[ерткову].

17 Авг. Почти во сне видел: Отчего мы так рады обвинять и так злобно несправедливо обвиняем. Оттого, что обвинение других снимает с нас ответствен[ность].

Смерть ребенка, болезнь, потеря дорогого, всё это указания моей кривизны и неладности.282

————————————————————————————————————

18 Авг. К О[тцу] С[ергию]. Адвокат хлюпает носом от холода.283

————————————————————————————————————

19. Чтобы прощать, надо помнить свои мечты подарка засеки. В воде похоть.284

19. Виноват — понятие дикости. Это только оправдание злобы или указание пути к исправлению, к благу. Разрешение вопроса детерминизма и свободы в том, что жизнь есть не что иное, как направление волн движения к покорени[ю] животного. Деятельность жизни есть улучшение, движение к благу. Самому надо не винить себя, а двигаться, и на другого действовать также, а не винить. (Не винить надо, а видеть свое зло.)285

————————————————————————————————————

Стр[ахов] и Темир[язев] хорошие люди и вот наука, и они ругаются, как кабак для мужиков.286

————————————————————————————————————

Церковьучреждение для скрытия христианства. Троица — и Троицу не знают.287

————————————————————————————————————

Люди добрые, попадая в ловушку, вносят добро, [1 неразобр.] церкви — (Тихон).288

————————————————————————————————————

Делать добро матер[ьяльно] люд[ям] всё равно, что детям сласти.28922 А. Где нет нужды — воздерживаться от суждения о людях.290

Тросны крест[ьянин?] просит о снятии надела.

————————————————————————————————————

23. Забота о себе, это покража у хозяина принадлежащ[его] ему времени. Как приказчик завел свое именьице и перегоняет туда скот, бревна и т. п.291

Написать то, во что мы веруем, во что и все, и во что мы не веруем.292

————————————————————————————————————

Уметь не соваться, когда меня не требует Б[ог].293

————————————————————————————————————

24. Нет зла. Как нет черного. Только тени от умственного отдаления. — Зло представляется только во времени.294

Весною в ремонтные рабочие Журавов на ст. Козлов[ка].

26. Как гаммы упражнять, так надо упражняться в влезании в чужую душу. — Деликатность прирожденная — есть любовь. — Упражняют обратн[ое] — тупость.295—

————————————————————————————————————

Осуждение с остроумием — это под соусом труп. Что перевесит. Без соуса перевесит отвращение.296

————————————————————————————————————

Чернь. Раевская волость, сельцо Троекурово.

29728. Вер[очке?] — ч[то?] о[чень?] хор[ошо?].

Леве, ч[то] н[адо]. Всем: отдел[ена] область, где можно быть жестоким.298

————————————————————————————————————

28. Добрые стремлен[ия] чаще всего уходят негодованием, злост[ью], тщеславием, болтовней. Надо не да[вать] этого исхода, и тогда они будут плодотворны.299

30. Материя есть предел, признак неправильности деятельности духа.300

Следы вне дороги. Делать дорогу там, где следы — это работа матерьялистов либер[алов] и др. —

Мальчика послать в Казначеевку.

————————————————————————————————————

Дело о крестьянках Пришни — ни ограды, ни канавы — нет.

————————————————————————————————————

Иконский мужик убил жену, просит возвратить. —

————————————————————————————————————

Кондрашина Ясенец[кая] просит, чтоб ее корми[ли]. Страховые не выдаются.

————————————————————————————————————

3 Сент. Мой грех это дети. Они видны. Не надо бы мне скрывать [1 стерлось] грех, не [1 загрязнено] пользоваться своей ошибкой [?], н[а]п[ример], я, сердивший[ся] [на] детей, жену, что мне не дают жить, как я хочу, я сам их сделал — это мои грехи.301

————————————————————————————————————

Учител[ь] земск[ий] [?] [1 неразобр.]

————————————————————————————————————

Ефремовск[ого] у[езда], Яблоновой, села Медведок, Никита Никаноров[ич] Пешнев [обви]няется за покражу муки.

————————————————————————————————————

Трещев в сумашедшем доме — отпустить.

————————————————————————————————————

9 сент. [1 стерлось] молитва 1) покорн[ость], 2) смир[ение] и 3) любовь.302

————————————————————————————————————

Нам представляется, что высшая степень добродетели это высшая степень напряжен[ности] или радости. Напротив, это высшая степень легкости и не радости, не восторга, а спокойствия.303

Маковский Московск[ой] вол. Крап[ивенского] уезда, желает [?] иметь метрич[еское] свидете[льство].

10 С. Содейство[вать] установлению] Ц[арства] Б[ожия] и [1 неразобр. и 1 стерлось] как вода [1 неразобр.] куда ход есть, туда идти.304 —

————————————————————————————————————

Жизнь тратится, хочешь не хочешь, так отдават[ь] на служ[ение] св[ое?] Б[огу].305

12. Дойти надо до скотов сознательно, потом до муравьев — (государство) и до человека306….

13. — Награды не может быть п[отому], ч[то] нет перерыва времени [для] расчета.307

————————————————————————————————————

14. Coleridge. Мотивы эти признаки слабости внутр[енней] жизни.308

Два вяза за сараем. Слега в аллее. Осина над елка[ми]. Вырезок в чепыже. Лозины у пруда мало[го]. Там же осина. Березы у амбара. 6, в саду, 2 липы у Кузм[инского дома], 1 береза у Куз[минского].

————————————————————————————————————

18. 1) Не могу, 2) не хочу, 3) хочу.309

————————————————————————————————————

Церковь соедин[ена] с государств[ом], но не христианство. — Церкви спорят, кому управлять — хоть бы Болгарией. В Англии, что король, то и все.

————————————————————————————————————

19. В области движенья — Бог помогает, стареешься.

Если живешь истинной жизнью, то старость всегда придвигает к цели.310

————————————————————————————————————

21. Насколько духовн[ая] жизнь развита, настолько ослабевает животная.311

Наука теперь дает только — возможнос[ти].312

————————————————————————————————————

22. Вся разница от того, что у кого на верстаке.313

————————————————————————————————————

На пчельнике сломан[ная] осина, слега. Две липы ободран[ные] — на дорожке к пчель[нику].

————————————————————————————————————

Broglie. Prêt à employer la violence pour servir (!) la religion, jamais pour la dominer314 (280).

Прогонные деньги эпископам, и все слетелись.315

287. Mais bien que le service militair[e] ne fut jama[is] interdit aux chrétiens, un préjugé assez naturel contre une profession meurtrière316 les [2—3 неразобр.]

————————————————————————————————————

Б[ыло] христианское влияние на языческое и обратное. И то, что не б[ыло] закреплено, то двигалось, т. е. б[ыло] [1 неразобр.] христ[ианством] (движение[м] к идеалу). То же, что закреплялось ил[и] утвердительно, или молчаливы[м] согласием, то переставало быть христианским.317

————————————————————————————————————

28 Сент. Главное несчастье церковников это их наивная уверенность в том, что они христиане, и что вся история только затем и шла, чтобы образовать их безбожную дьявольскую секту, к[оторую] они называют христианством.318

————————————————————————————————————

Никейск[ий] символ подписан под влиянием угрозы (44).319

————————————————————————————————————

Константин придумал механический способ решения вопросов веры! — Его письмо: (58).320

29. Конст[антин] говорит речи в защиту хр[истианства] — только о Боге. Он и все эписко[пы] дикие. —

Всё, что выходит из дикости, как Терт[уллиан], Ориг[ен], Арий, отрицается.321

————————————————————————————————————

Праздник с играми цирка и молебстви[ями] при освящени[и] Конст[антино]поля (179).322

————————————————————————————————————

Монашество уходило.323

————————————————————————————————————

Нехристи [1 неразобр.] оставались.324

————————————————————————————————————

Начало: живое растет. Так христианство.325

————————————————————————————————————

30 [сентября]. Broglie видит, что успех погубил хр[истианство], но он говорит, что это испытание, к[оторое] 15 веков побеждает цер[ковь]. Не похоже.326 2 т. (379).327

Иванц[ов]-Плат[онов] (95). Иполит. Одни считают его еретиком — он их.328

К 1-му десятилет[ию] III века. (147). Феодотиане, отрицавшие божест[венность] Хр[иста], утверждали, что они истинные — церковь.

————————————————————————————————————

Все еретич[еские] сочинения погибли. То, что мы знаем, знаем из писаний ересеолог[ических], стало бытьосуждение. И то велико.329

————————————————————————————————————

Алоги — рационалисты.330

————————————————————————————————————

Эпифаний признает 80 сект. — Филастрий — 156 начала IV ст[олетия].331

————————————————————————————————————

Сами не знают, что называют ересью. (Одна нить — то, что теперь признают.)

————————————————————————————————————

4 Ок. В университ[етах] учатся всему, только не жизни (как жить?). Это считается или решенным, или не важным.

————————————————————————————————————

5 Ок. Revue Sept. 90. Les premiers romantiques Al[lemands].332 (139) Об искусстве.

————————————————————————————————————

6 Ок. Хр[истианство] в противность прежних законов давало возможность прилож[ения] к жизни — деят[ельности] — нельзя б[ыло] исполнить даже такой закон, как суб[бота], но приближаться всегда можно.333 —

Думал восторженно о вере.334

————————————————————————————————————

Чистотаужас.

Борьба между вещами и детьми.335

————————————————————————————————————

Подорвана вера в разум доплатами.336

————————————————————————————————————

7-е. Дама советует, если нет хлеба, есть пирож[ки].337

————————————————————————————————————

Когда трудишься или страдаешь — некогда молиться. Это надо б[ыло] делать прежде 338.

————————————————————————————————————

Панков Бабур[инский] сидит в арестан[тской]. На поруки.

————————————————————————————————————

Золотар[еву] ответ[ить].

Аннен[ковой] об иконе.

Дунаеву.

————————————————————————————————————

17. Мы не знаем, что есть, а знаем только, что должно быть.339

[23 октября.]

1) Желания ставят тезисы.340

2) Кузм[инский] понемногу втянут.341

3) Искушение. Соблазн. Откинуть руку и глаз. Только на это дан разумпредупредить соблазн, откинув ру[ку] — соблазн, откинув мнен[ие] людско[е] и откинув злостный помыс[ел].342

————————————————————————————————————

24. Сущность учения — совершать дело Отца?343

27. Важность значения Ц[арство] Б[ожие] внутри ва[с] есть.344

————————————————————————————————————

27. Радость только после сознания исполненного труда, а не после удовлетворен[ия] наслаждения.345

Человек стремится к сейчасному наслаждению, и это обман.346

Богородицкого уезда крестьян[ин?].

31. Жизнь есть приготовление себя, чтоб отдаться хозяину лучши[м], чем [был].347

————————————————————————————————————

Заключен[ие] молит[вы]. Не забывать смерть.348

————————————————————————————————————

Связь неизбежн[ая] между улучшением себя и мира.349

————————————————————————————————————

1 Н. О войне. Арбитрация то же, что банкирам предложить поделиться со всеми.

2 Ноябр. Христианство дало равенство. Но равенство без непротивления. —

————————————————————————————————————

3 Н. Никто не станет отрицать, что христианство другое Не говорят, что это трудно, не то, н[е] что другое. Как же делало[сь] и продолжается? Сделалось со врем[ен] Конст[антина] — но Конст[антин] понятно. Дальше-то как же продолжалось? А так, что в это же время основалась церко[вь], догматы — перенесся интерес на друг[ое], и так и пошло. Церковь перест[ала] развиваться, умерла.

————————————————————————————————————

5 Н. Молитва всегда: живи по-Божьи перед одним Богом любви, от к[оторого] исшел и к к[оторому] идешь (нечего кобениться).350

Как я смотрел наивно на деньги.351

————————————————————————————————————

Как страшно покинуть веру отцов — оттолкнуться от берега.352

————————————————————————————————————

6 Н. От ложного учения церкви потеряно знание того, что должно. А мы не можем знать того, что есть, мы только можем знать, что должно быть.353

————————————————————————————————————

Алех[ину]. Деклар[ацию] должно, а протест не долж[но].354

————————————————————————————————————

Раеву место, денег на 3 м[есяца]. Никитская д. Раевой.

————————————————————————————————————

9. Только благодаря понятию церкви возведены ряд грубых недоразумений в догматы.355

————————————————————————————————————

10 Н. Рост любви производит дела любви. Только дела любви производят рост любви.356

————————————————————————————————————

11 Н. И он, бедный, думает, ч[то] он глубокомыслен, и не догадывается о том, что даже и тот закон эволюц[ии], к[оторый] он évoque,357 совершится только тогда, когда он будет жить свойственно своей природе.

Если бы лисица не рыла нору, закон эв[олюции] не совершился бы и т. п.358

————————————————————————————————————

15 Н. Газеты — глуп[ость] — Канта пре[лесть].359

17. равенство выдало их.

Критика метафизики и умалчивание о деле — моей книги. — То же и во всей церковной истории.360 —

————————————————————————————————————

Прощен[ие] греха — как скоро сознан.361

19. Грехрасхождение с в[олей] Б[ога]. Прощение греха — соединен[ие] с не[ю].362

27 Ноября. Об однодворцах. Лизонова просить оставить.

Письма: Русанову, Покровск[ому], Поше.

Заглавия Балу.

20. Кастраты мысли. Сунулись к двер[и], а там занавес.363

————————————————————————————————————

Исполнение воли есть кротость и смирение.364

————————————————————————————————————

23. Чтобы понять ц[ерковь], надо смотреть ее теперь.

Ц[ерковь] это отступление от у[чения] Х[риста], утверждаю[щее] про себя, что оно есть истина.

————————————————————————————————————

[27 Ноября. Крапивна. В заседании Окружного суда.]365

Свидетеле[й] к присяге, хотя ее никому не нужно. Клянусь.

————————————————————————————————————

Суд сам себе поставил вопросы.

И на кого возложи[ть] судебн[ые] издерж[ки].

————————————————————————————————————

Запыхавшийся обморожен[ный] присяжный.

————————————————————————————————————

Священ[ник] толстый, жирный, кудрявый, с орденом.

————————————————————————————————————

Пристав в pince-nez.

————————————————————————————————————

Присяжный Коршун в калошах.

————————————————————————————————————

1) Вопросы, 2) Секретарь, 3) Чтение, 4) разгов[оры:] «Действ[ительно] вы растрати[ли]»; 5) вопросы ему, 6) прокурор, 7) постановка вопросов, 8) Выход, решение.

————————————————————————————————————

Докт[ор] взяточник.

Жуюр с протокол[ом].

Образ Спасителя, и в голуб[ой] лент[е] и генер[ал]-адъют[антском мундире] государь смотрит.

————————————————————————————————————

Сукно, возвыш[ение], сукно стелется складками,366 пюпитр точеный.

————————————————————————————————————

Чтение дела —

————————————————————————————————————

Введи подсудимых —

Присяжный повер[енный] страдает — катаром сочленений, ревматизмом —

————————————————————————————————————

зубной болью — отпустят.

Вертеть колесо, перекличка

присяга

————————————————————————————————————

Избрание старши[ны].

————————————————————————————————————

Веществен[ные] доказательств[а].

————————————————————————————————————

Речь председ[ателя] к присяжным.

————————————————————————————————————

Вопросы подсудимому —

(В лог, назыв[аемый] черторой.)

Садитесь —

————————————————————————————————————

Свидетелей присяга.

Вывесть

Скачать:TXTPDF

мы не жили одним тщеславием. Теперь надо палку перегибать в другую сторону.278 ———————————————————————————————————— 14. Правосл[авие] есть отрицан[ие] всякой веры, заполнение сором того, что должно бы принять веру.279 ———————————————————————————————————— Не говори: