Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 51. Дневник, 1890

что «одна старая горничная догадывалась» о беременности Катюши. Характеристики этой горничной не дано. В окончательной редакции романа в ряде глав фигурирует «старая горничная» тетки Нехлюдова, Матрена Павловна. В редакции 1895 г. она называется не «старой», а «старшей горничной». См. тт. 32 и 33.

779. 12439. К Кон[евской]. Она одинока. Стар[ая] горнич[ная] фаталистка. — См. первый набросок 1889—1890 гг., т. 33.

780. 1252. Под разрушени[ем] та же улыбка. — К Коневской повести, к описанию впечатлений Нехлюдова в судебном заседании от только что узнанной им, сидящей на скамье подсудимых Катюши Масловой. В наброске 1889—1890 гг. Толстой в описании не дошел до этого момента. В окончательной же редакции о «наивном улыбающемся взгляде» Катюши на суде упоминается в IX и XXII главах первой части романа. См. т. 32, стр. 32 и 77.

781. 1254. Хочет под поезд, садится — ребено[к] заиграл. — Ср. в окончательной редакции «Воскресения» гл. XXXVII первой части — т. 32, стр. 131.

782. 1255. Где она: у Ботк[иных], с лакеем — пош[ла]. — См. первый набросок Коневской повести, т. 33. По позднейшим редакциям «Воскресения», Катюша у помещика не жила и в связи с лакеем не была. Фамилия Боткиных ни в одной из редакций не встречается.

783. 1257. Она не знала, что поднятие чувств[енности]. — К Коневской повести.

784. 1259. «Ах, и очень…. влюбился». — К той же повести.

785. 12511—12. Париж…. Ambition…. И тоска, волоса седеть стали. — См. первый набросок Коневской повести, т. 33.

786. 12518—24. К комед[ии]. В расчислении…. в понятии. — К комедии «Плоды просвещения». Однако ни одно из этих выражений полностью не введено в текст пьесы. Только отдельные слова использованы в первом действии. См. т. 27, стр. 115, 117, 122 и 132.

787. 12526—36. 1) Дьявол в аду…. 9) Алек[сандр] I. — Записанный здесь список сюжетов художественных и теоретических замыслов набросан между 11 и 17 февраля 1890 г. Только девятый сюжет приписан позднее. Замысел «Дьявол в аду» был осуществлен в 1902 г. Написанная тогда легенда на этот сюжет получила заглавие «Разрушение ада и восстановление его». См. т. 34.

788. 12527. 2) Рука сжигает[ся] пустын[ником] и учитель[ница] музыки. — Толстой рассказывал этот замысел 3 февраля Марии Михайловне Толстой (см. запись в Дневнике от 3 февраля) и еще раньше, в конце января, В. Г. Черткову. Вскоре он сделал набросок повести, которая получила заглавие «Отец Сергий».

789. 12528. Отец с сыновья[ми] в церкви. — Замысел этот, связанный с легендой, которую Толстой cлышал и записал еще в 1879 г., интересовал его долгие годы. Набросал он рассказ («Старик в церкви») только в апреле — июле 1907 г., в связи с работой над «Детским кругом чтения». Запись легенды, сделанную в 1879 г., см. в т. 48, Записная книжка № 8. Подробнее об этом замысле Толстого см. т. 54, дневниковая запись от 30 декабря 1903 г. и прим. 480, и т. 55, стр. 302 и прим. 685.

790. 12529. 4) Два типа. — В более раннем списке художественных сюжетов (1886?—1888?) Толстой раскрыл этот замысел шире: «Два типа: один обеспечен[ный], другой погибший». См. т. 50, стр. 199.

791. 12530. 5) <Сказка о цар[е]> — Этот сюжет использован Толстым в сказке «Три вопроса», написанной в 1903 г. См. т. 34, т. 50, стр. 199 и прим. 1090, и т. 54, стр. 325 и прим. 1175.

792. 12530. Купон. — «Фальшивый купон». См. т. 36.

793. 12531. 6) Об искусстве. — Статья об искусстве, начатая Толстым в марте 1889 г. См. т. 30.

794. 12532—33. 5) О табак[е]. 6) О вине. — Сюжет использован в статье «Для чего люди одурманиваются?» См. т. 27.

795. 12534. 7) К Балу. — Предисловие к «Катехизису непротивления» Адина Баллу. См. «Царство божие внутри вас».

796. 12535. 8) Письмо социалист[ам?] — Письма этого Толстой не написал.

797. 12536. 9) Алек[сандр] I. — Замысел связан с легендой о том, что Александр I не умер в 1825 году, а скрылся и прожил много лет под именем старца Федора. В конце 1905 г. Толстой начал рассказ, озаглавленный «Посмертные записки старца Федора Кузмича, умершего 20 января 1864 года в Сибири близ Томска на заимке купца Хромова». См. т. 36.

Сентябрь? — декабрь. Стр. 126—127.

798. 12632. Василий Евстигнеев корму — сарай сгорел. — Василий Евстигнеевич Резунов, крестьянин деревни Ясная Поляна.

799. 12636—37. Алексей Шмакин 17 лет: бросился под поезд…. Просит перевести, в Кочаки. — Алексей Шмакин, крестьянин деревни Гайнова Крапивенского уезда, близ ст. Лазарево Московско-Курской ж. д. Толстой еще осенью 1889 г. обращался в связи с его делом к тульскому губернатору Н. А. Зиновьеву. См. т. 64.

800. 1274—5. Иван Михайлов…. Городенской — пожар 23 окт[ября]. — Иван Михайлов, крестьянин деревни Городны.

801. 1276. Телятинский…. из Тулы. — Семен Котов, крестьянин деревни Телятинки. Дело его было назначено еще на 30 мая 1890 г. в Тульском окружном суде. См. «Тульские губернские ведомости», 1890, № 38 от 19 мая.

802. 1279—11. Лизунов Митрий…. увесть корову. — См. прим. 829.

803. 12715. Егор Казак[ов] — Крестьянин деревни Телятинки.

804. 12717. Просить Давыдова о Боровко[ве]. — См. письмо Толстого от 4—13 октября 1890 г. к Н. В. Давыдову (т. 65).

Записная книжка № 2

Февральдекабрь. Стр. 128—157.

805. 1285—6. К комед[ии]. Время идет [?] ждешь. Костюм — К первому действию «Плодов просвещения» (явление 47). См. т. 27, стр. 139.

806. 12810—11. К Кон[евской]. Уйдите…. побежала. — В «Коневскую повесть» («Воскресение») деталь эта не вошла.

807. 12823—1292. [27?—28? февраля.] Сосенских двор[ов]…. Петровское. — Запись сделана в связи с поездкой на лошадях в Оптину пустынь. Из Ясной Поляны в Оптину Толстой не проезжал через указанные селения, так как направился от Одоева в Белев и оттуда поехал в Оптину. Обратный же путь был намечен по прямой линии — на Одоев.

808. 12823. Сосенских дво[ров] — Небольшое селение Сосенские постоялые дворы, в 5 км. от Оптиной пустыни.

809. 12824. до Красн[ого] Клина, — Деревня Красный Клин, в 20 км. от Козельска.

810. 12824. Косынь, — Село Касынь, в 25 км. от Лихвина.

811. 1291. Овсян[никово] — Деревня Овсянниково, в 25 км. от Лихвина.

812. 1291. Мошенское [?], — Вероятно, деревня Мащоны (Мощена), в 20 км. от Лихвина.

813. 1291. Ник[ола]-Гостунь. — Село Никола-Гостунь б. Лихвинского уезда Калужской губернии.

814. 1292. Петровское. — Село Петровское б. Одоевского уезда Тульской губернии.

815. 12917. Читал дневн[ик] Т[ани] — Татьяны Львовны Толстой.

816. 12926. Послесловие: к холостым и женатым. — Имеется в виду «Послесловие к «Крейцеровой сонате».

817. 12928—29. Черт[ков]у написать о Ми Ти — утилитаризм и опровержение Мендз[е]. — Ми Ти (Mo Ди) — китайский философ IV — III вв. до н. э. В марте 1890 г. Толстой писал В. Г. Черткову, руководившему в то время «Посредником», о желательности издания книги о Mo Ди и Мэн-цзы. См. т. 87, № 252.

Сам Толстой впоследствии вкратце написал о Mo Ди и споре его с Мэн-цзы. См. «На каждый день» (на 6 ноября) и т. 49, Дневник 1884 г.

818. 13022. Предисловие Алексееву. — См. прим. 45.

819. 13024—26. G[aston] B[oissier]…. перестало быть. — См. прим. 156.

820. 13028. Оплантовал. — К комедии «Плоды просвещения» (речь мужиков).

821. 13029. Журавову место на будке. — Посетивший Толстого 24 марта крестьянин-писатель Иван Герасимович Журавов просил помочь ему устроиться работать на железной дороге.

822. 13030. Колечке дописать. — См. письмо Толстого от 20 марта 1890 г. к Н. Н. Ге-сыну.

823. 1319—10. К посл[есловию] К[рейцеровой] С[онаты] — Стремление]…. развратников. — Ср. «Крейцерову сонату», гл. V (т. 27, стр. 20). Комментируемая запись в окончательном тексте «Послесловия» не была развита. См. т. 27.

824. 13120—23. Нет хр[истианского] брака…. учи[телей]. — К «Послесловию к «Крейцеровой сонате». См. окончательный текст, т. 27, стр. 87.

825. 13128—35. С точки зрения не христианина…. Хилк[ову]…. занимает. — Ср. письмо Д. А. Хилкову от 9 апреля 1890 г. (т. 65).

826. 1321—7. Кол[ечке]. Как не любить? Люблю…. Тоже и Ч[ертков]. — Ср. письмо Толстого Н. Н. Ге-сыну от 9 апреля 1890 г. (т. 65).

827. 1329—35. Христианского учреждения жизни…. (и то не скажу, я не знаю). — Об этих записях, а также и о предыдущих Толстой отметил 7 апреля в Дневнике: «Ходил по лесу и много записал к письму Хилк[ову], Колечке и к послесловию». Некоторые из этих записей нашли отражение в тексте «Послесловия к «Крейцеровой сонате». См. т. 27, стр. 90.

828. 1333—5. Черткову…. горжусь. — Ср. письмо к В. Г. Черткову от 8 апреля 1890 г. (т. 87, № 253).

829. 1337. Лизунова дело о корове. — Дмитрий Егорович Лизунов, крестьянин дер. Телятинки. За попытку «увести корову» был предан суду, и дело было назначено к слушанию с участием присяжных заседателей на 31 мая 1890 г.

830. 13312. О Сахатове — Действующее лицо комедии «Плоды просвещения».

Исполнитель роли Сахатова на представлении «Плодов просвещения» в Китайском театре в Царском Селе, Александр Петрович Степанов, в письме от 25 марта 1890 г. спрашивал Толстого: «Каким надо изобразить Сахатова по внешности и по тону? Должен ли он говорить слащаво или резко, тип ли это чиновника или grand seigneur’a? » Ответила на письмо М. Л. Толстая. На письме Степанова Толстой написал конспект ответа: «Сахатов по мысли отца бывший товарищ министра, молодой, образованный, либеральный, богатый человек».

831. 13327. Земский агент Воротов просит скорей дело. — Никита Петрович Боровков, страховой агент тульского земства по Крапивенскому уезду, был отстранен от должности по суду. См. «Тульские губернские ведомости», часть неофициальная, 1890, №№ 41 и 42 от 20 и 27 октября. Толстой несколько раз обращался по делу Коровкова к И. В. Давыдову. См. прим. 804.

832. 1341—4. К послесловию. Лишая себя…. дея[тельности]. — К «Послесловию к «Крейцеровой сонате». См. т. 27, стр. 81.

833. 1346—8. Орлов…. архиерей. — См. прим. 200.

834. 1349—1352. [12? апреля.] Вино…. неосуществимых желаний. — Все эти записи (за исключением двух имен) относятся к работе над статьей «Для чего люди одурманиваются?» (предисловие к книге П. С. Алексеева «О пьянстве»). Записи, вероятно, сделаны 12 апреля, т. е. в третий день работы над статьей.

835. 1349—10. Вино веселит сердце. Из писан[ия] берут…. а не наоборот. — К статье «Для чего люди одурманиваются?». См. т. 27, стр. 542, вариант № 5.

836. 13415—16. Но веселье. Не веселье, а не стыд[но]…. в вообр[ажении]. — Две фразы к первой главе статьи «Для чего люди одурманиваются?», третья — к главе второй. См. т. 27, стр. 269—270, и стр. 543, вариант № 7

Скачать:TXTPDF

что «одна старая горничная догадывалась» о беременности Катюши. Характеристики этой горничной не дано. В окончательной редакции романа в ряде глав фигурирует «старая горничная» тетки Нехлюдова, Матрена Павловна. В редакции 1895