Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 52. Дневники и записные книжки, 1891-1894

если поступок определяется стремлением к общ[ему] благу и личным совершенствованием, то он будет всегда в поле а, на диагонали +

Если же обратное, то будет в поле d. И будет совсем дурной. Если же в поле в, то хотя и будет стремиться к общему благу, будет лишен личного совершенствования. Таковы все поступки организаций, правительственные, революционные, 1 Марта, инквизиция.

Если же поступок будет в поле с, то хотя он и будет стремиться к совершенствов[анию], он будет лишен стремления к общ[ему] благу. Таковы все аскетические поступки — стояние на столбу и т. п.

ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИ И ЗАПИСИ НА ОТДЕЛЬНЫХ ЛИСТАХ

[ЗАПИСНАЯ КНИЖКА № 1, 1891 г.]

Раеву книгу Евангелия

Лизунов Василий свидет…

Лисицыну.

91. 6 Я[нваря].

Братство. Жертва жиз[нью] плотской133

Погибельная слава.134

Единство людей в увеличении любви.135

10 Я[нваря] Индюш[ек] кормить.

Нельзя учить народ, пока власть в руках правит[ельства].

Правит[ельству] нельзя выпустить из-под себя.

Не понимают учения Хр[иста] и те и другие от церкви.

13. Не понимают, что Х[ристос] на их языке реформат[ор], только срок его реформ 2000-летний. —

О деле Букалова Губернск[ому] предводителю. —

19. Ваничка целует руку Кузьки.136

————————————————————————————————————

Renan, р. 240, о том, что настоящее значение только из перв[ых] рук.

R[enan], 253: государство, как содержало церковь, должно содержать науку.

————————————————————————————————————

Цель молитвы блага знанье.

26. разделить, а потом смеш[ать].137

28. Я дурно поступил с Пук[аловым] и начинаю обвинять его.

Дунаеву.

Hegelen [?] желает поступ[ить] в русск[ое] подданство.

Курносенкова книжка потеряна.

————————————————————————————————————

Зеленецкий Дим[итрий] Алекс[еевич] уволен из Ростовск[ой] на Дону гимназии. 89. Декабрь. Подав[ал] 90 г. в Августе Делянову, за подозр[ение] о писании анонимн[ых] писем.

Огромное количество дел совершается под имен[ем] произведен[ий] науки и иск[усства]; огромн[ое] колич[ество] людей занято этими предметами.

В числе этих предметов есть несомненно такие.

Страхову — благодар[ить].

Курносенк[ова] — в сентябре отобран[о].

Внешн[ие] формы —

Дано Ц[арство] Б[ожие] и средства достижен[ия] его не внешн[ие].138

Потребность жертвы — страдания — хоро[ший] признак.139

Несоответствие рабочего к требованиям рынка, измени[ть] рынок не поможет.140

————————————————————————————————————

К непр[отивлению]: непонимание.

————————————————————————————————————

Покуда больно, не полезны уроки тщеслави[я].141

На Павшенск[ого] Муратов дворник Михайла Назаров.

9 Ща[рта].

Щепкапароход. Всё условно, всё ничто. Одно сознание воли Бога и исполнение ее.142

————————————————————————————————————

Ослабление начинается сверху: сначала любовь, пот[ом] смирен[ие], пот[ом] чистота. Так что исправляться не снизу.

Как потеряна любовь к Богу, так начинает засариваться душа.143

Недохватит или перехватит. Судят о том, что не нужно или нельзя судить. Один узкий путь истины.144Hidrotaphia by sir Thomas Browne.145Матвей Никандрович Буколов. Крапивну.

————————————————————————————————————

Тень исчезает и уменьшится, когда изменится отноше[ние] к солнцу. Снимет тень и потом скаж[ет]: исчезло, имен[но], когда вступи[т] в полный свет.146

Малый взят 7 лет — может четверо на земле, мож[ет] ли быть продана?

1) Попову. 2) Evans’y.

Алексей Остряков желает лечить, разрешение знахар[ить].

3) Гринштейну, 4) Файнерм[ану].

Чертк[ову] послать об охоте, Вегетар[ианстве], Felix Pia.

Государственность есть атавизм, свойство прежнего быта, теперь ставшее ненужным.147

Буткевичу.

Впечатления, если остаются — асимилируются, то им есть предел, а то насквозь — как понос.148Непонимание проис[ходит]: 1) от того, что далеко вперед, и от того, что считается понят[ным] церковь.

Гершеля — расчет.149Нужно150 — любовь, а не сохранение жизни. Можно жизнь погубить из любви.151

————————————————————————————————————

Во сне видел: Спущены кисти рук.152

————————————————————————————————————

Жизнепонимание в 6 гл[авах]. 7. Почему жизнепон[имание]. 8) Фонари по пути.

Есть путь прямой и путь медленныйсознательный и бессознательный.

————————————————————————————————————

Попову и недовольство не другими, но соб[ой].153

————————————————————————————————————

Иго мое — запрягает.154

————————————————————————————————————

Файнерм[ану] рассужде[ния] — принц[ипы] и вера, как две ноги.155

————————————————————————————————————

Тяжела жизнь от того, что обстановка для того, что не радует, а того, что радует — нет.156

О деле Васильева. —

Ссора с Ваничк[ой].157

————————————————————————————————————

Всякое искреннее слово, оборот, подхватывается и опошляется. «Пора и т. п.»158

————————————————————————————————————

Жизнь есть увлечение делами мирскими, всё равно как собирание грибов по дороге, когда послан хозяин[ом]. Притча о слугах в доме.159

————————————————————————————————————

Непрот[ивление] злу есть только часть.

Гольц[еву], Гроту, Страх[ову], Цертел[еву].

Баба из Левинск[ого], мальчика забрухал.

————————————————————————————————————

Городенской мужик, закопан в снегу.

————————————————————————————————————

По 1-му я сам по себе, по 2-му отец, гражданин, по 3-му раб Божий.

По 1-му обязательны мои желания, по 2-му закон людск[ой], по 3-му закон Божий.

1-е. Бери всё, что може[шь].

2-е. Ты сын семьи, государства — служи им.

3-е. Ты сын Бога, служи одному ему.

————————————————————————————————————

Задавило Ноября 20. — Рима Родионова сторожиха.

Учение это религиозное. Оно не определяет внешних отношений, но внешние отношения — новые — сами собой вытекают из него.

Сон = жизнь в другом мире, другая, память о к[оторой] исчезает, но последствия остаются.160

Ничего не делать, а только направлять силу по течению — как поток. Если бы частицы стремились по своему, они ничего бы не сделали.161

Лучшие наборщики те, к[оторые] не знают языка, на к[отором] набирают.162

2-е жизнепон[имание] — слава.

————————————————————————————————————

В Сергиевское в больн[ицу].

Хочется сказать: не хотят принять, но это было бы неверно: прямо не понимают. А не понимают, п[отому] ч[то] считается давно несомненно понятным, п[отому] ч[то] смотрят на него с высоты велич[ия], не дают себе труда вникнуть в него, как челов[ек], к[оторый] бы смотрел на фунд[амент], думая, что видит храм.

Так что после выхода м[оей] книги убедили меня, что никогда не прекращал[ось] и все усиливалось исти[нное] понимание учения Хр[иста] между меньшинств[ом] и всё более и более затемнялось в массах.

————————————————————————————————————

Бедность, страдания людей показывают не то, как думают, ч[то] нуж[но] делать для людей, но то, что — нужно — для себя.163

————————————————————————————————————

Урядник, лошадь — взыскивают деньги, 40; жена ушла 11 год. Может ли жениться.

Можно ли взыск[ать] за увечье в 1881 году. Фонарь. В каком месяце. Отставной Михаил Иванов[ич] Родионов, Богородицк[ого] уезда Кузнец[овской] волости.

16 четвертей овса. 10 мер.

————————————————————————————————————

Какой же вывод из этого. 1) что люди (меньшинст[во]) поймут, что не должно усвоять жизнепонимание, а большинство страданиями будет приведено к тому же.

Рано ли, не знаю, но скоро это будет.

Не могу заснуть, п[отому] ч[то] о себе думаю.164

Смерть = забыть себя.

Смягчение нравов не делается само собой, но вследствие нового жизнеп[онимания].

————————————————————————————————————

Труд для других не тот, к[оторым] воспользуются другие, а тот, котор[ый] делается для других, и они знают, ч[то] он для них делается.165

————————————————————————————————————

Бабур[инский] мужик — в солдаты берут брата, а старший больной.

Об усыновл[ении].

Saint166

Бык забрухал мальчика. Мих[аил] Иван[ович] Кондрашев. М. И. Костина — Павел забрухан.

Причины непонимания — церковь и наука, т. е. уверенность, что мы знаем.

————————————————————————————————————

Но движется вперед 2-мя путями: вольным и не вольным.

Усложнение жизни требует изменения. Надо изменить в какую-нибудь сторону. И несмотря на то, что церковь или наука застилали глаза, смутно чувствуется один идеал, и бессознат[ельно] люди стремятся в его сторону и, в сознании оставаясь столь же далекими от него, в действительности шаг за шагом приближаются к нему. Это совершилось с христ[ианским] учением.

————————————————————————————————————

Истина не имеет пределов, но ложь ограничена. Ложь церкви и науки обличается жизнью, к[оторая] переросла их. — Ни[ти], привязывающие люд[ей] к церкви и науке, становятся всё натянутее и натянутее и должны лопнуть.

Люди думают, что знают двояким обра[зом], сверхъестеств[енным] и опытным (эволюц[ия]). Скажу о 1-м.

[ЗАПИСНАЯ КНИЖКА № 2, 1891 г.]

Книжку Ге и письмо.

Богородицкого уезда, волости Черневской, деревни Красной Слободы Алексей Семенов Шарапов, требует 9 р. 25 к. Просить уплатить.

AB2 = BC2 + AC2

AB2 = (AC + C)2

AC2 + C2 + 2AC; π

BC2

An − BC + C

Кудряшев желает получить [1 неразобр] надел. —

8 И[юня]. [1 неразобр.] пасеки, пчелы в макушк[ах] леса — густо.167

Два средства: умерять свои потребности и увеличивать доходы. Первое нравственно само по себе, второе само по себе безнравственно.168

————————————————————————————————————

В горелки бегали, за кустом целовались.169

————————————————————————————————————

В[опрос]. Что ж, это малость, не стоит того [1 неразобр.].

О[твет]. Большую можно сделать мерзость; но доброе дело можно сделать только малое.170

————————————————————————————————————

Натурально! В среде развращенной вс[якое] доброе дело ненатур[ально].171

О[тец] С[ергий] узнал, что значит полагаться на Б[ога], только после того, как совсем погиб в глазах людей. Явилось равнодушие полное к людям и их172 действиям. Его берут, судят, спасают, ему все равно.173

————————————————————————————————————

К Коневск[ому]: противуположность плотской поэзии и духовной.174

————————————————————————————————————

Дети дают хлеб сладкий, сахар, деньги, думая доброе. Также многие женщины и глупые мужчины — не разбирая того, откуда эти хлеб, сахар, деньги.175

Петр Киселев обвиняется в разбитии лавки. Просят об обвинении — 5-й месяц сидит.

————————————————————————————————————

Сон смеш[ного] челов[ека] Дост[оевского].176

————————————————————————————————————

13 вышли. Булыгин пашет. — Раздражение жены. Плохо спал. Pано встал — скучно. Не мог писать. Вышел во 2-м часу. 30 верст до[шел] поздно. Очень хорошо внешн[яя] жизнь. Но, боюсь, не прочна. Томашевич. Разговор о день[гах].

15. Встал рано. Прекрасно шли. Рощин не доволен. Ни одн[ой] мысли и177 устал.178

179 ширина 1 арш[ин] 3/8 в[ершка].

вышина 1 арш[ин], 14 1/4 в[ершков].

————————————————————————————————————

Заказать 12 рам, со стеклами и с прибором.

О[тец] С[ергий] ждет солнца.180

Женщин надо презирать, чтобы быть181

Разводить дикарей.182

[1 фраза — полторы строки — неразобр.] В них просыпается любовь Божия.

————————————————————————————————————

Только под старость живешь по своему [?]

————————————————————————————————————

1) Баба присуждена к тюрьме [1 неразобр.].

————————————————————————————————————

2) сам мир [?] — Сибирь.

3) солдатство [1—2 неразобр.].

4) Разводить дикарей.

5) Спасать больных и губить здоровых.183

Выписать из кни[ги].

Как дети [?]

————————————————————————————————————

Просит [?] Алексеева.

————————————————————————————————————

Сначала область [?] непонимания — причина его, потом: оно все-таки необходимо.

————————————————————————————————————

Я скучаю, огорчен тем, что не пишу. Новое подтверждение того, ч[то] всё, что огорчает — всё, всё на пользу.

Неспособность писать исправляет от заблужд[ения], ч[то] жизнь есть писаниежизнь есть служение Богу — людям, исполнение Его воли.184

————————————————————————————————————

Έγκρατεία185 — Потребности Лихтенберга.186

Голова завернута платк[ом], язык дергается.

Гольтяк.

Самовар.

Марш[?]

————————————————————————————————————

Бабуринский крестьян[ин] — сын 22 лет. Един[ственный], больной глазами и шеей? Нельзя ли уволить Кузьму до лета.

И на других.187 —

————————————————————————————————————

Я стареюсь.188

————————————————————————————————————

Прежние учения говорили: живи противно твоей природе (подразумевая одну животную природу), подчиняй ее внешнему закону. Христианство говорит: живи сообразно твоей природе (подразумевая божеск[ую] природу), не подчиняя ее ничему, ни своей, ни чужой животной природе, и ты достигнешь того самого, к чему ты стремился и чего ты достигал, подчиняя твою при[роду].

Глаза близко, милая, жалк[ая].189Женщина скорее бросится в воду за ребенком, a мущина скорее [1 неразобр.].190

————————————————————————————————————

Ю[?] Крапивиной работу, переводы с французск[ого]. В [1—2 неразобр.], Яницкой дом.

В Петерб[урге]

Анаст[асия] Карловна Шрейдер. Басейная 8-й №.

Лазарев.

Покровский.

Златовратск[ий], Патр[иаршие] пруды, Ермолаевск[ий] пер.

Жизнь только тогда истинная, и пот[ому] счастливая и спокойная, когда представляемая мною линия ее пути проходит через точку смерти.

Когда мы близоруко рассматриваем путь жизни, нам представляются только уклонения от пути, точно так же, как когда мы рассматривали бы следы человека, шедшего в метель по дороге. Он постоянно сбивался, то направо, то налево, и всякий раз, сбившись, выходил на дорогу. Таково движение вперед человека и человечества.

Правительство, если бы оно б[ыло] тем, чем оно хочет быть, должно бы организовать трудземледелие. Напротив, оно не организует, эксплуатирует.

Почему чиновнику пенсия, а земледельцу — нет.191

————————————————————————————————————

Все способы придумываются, но только не одно главное: решить, как бы в противление злу, каждому для себя, или воспользоваться тем, к[ому] дано.

————————————————————————————————————

Вдова, 6 детей, задавило мальчика 9 лет. — Не дав[али] свистка.

Разум употребляет[ся] не на то, чтобы открыть истины, а на то, чтоб то, что хочется считать за истину, выдать за таковую.192Не верить разуму — всё равно, что советовать не раскушивать.193

Стахович,

Скачать:PDFTXT

если поступок определяется стремлением к общ[ему] благу и личным совершенствованием, то он будет всегда в поле а, на диагонали + Если же обратное, то будет в поле d. И будет