развратная жизнь, самодовольная, от семейности.
————————————————————————————————————
Телят[инским] овес из магазеи. Старшина не дает под предлогом уплаты податей.
————————————————————————————————————
Ломовки, староста Соломаткин обвиняется в подлоге приговора.
————————————————————————————————————
Усадьбу подписать може[т] ли баба?
————————————————————————————————————
Из Левинско[го], бык забрух[ал]. Марья Костина.
————————————————————————————————————
Федор Строганов, сын сосланного Павла, жившего в городе Ишиме, Устьламинской волости, деревни Ситниковой, Марфа Васильевна Сизикова осталась там в 1884 г.
1) Жизнепониманий много — семейн[ое], личн[ое] — государственное]…
2) единица жизненная — 1) я, 2) семья, 3) род, 4) госуда[рство], 5) челове[чество], <6> …Христово, мир, всё — воля, по чьей всё возникло и я живу.
————————————————————————————————————
Ушла 8 лет тому назад. А он уш[ел] 3 года тому назад.
————————————————————————————————————
2-го мая деревни Пришни. Глебовы, Иван Родионов хочет к себе принять Никиту[?].
————————————————————————————————————
Первая кни[га] Царей, глава 2, стих 8.
Веру в Бога можно узнать, только когда разувериш[ься] в себе. Пробить верхний лед, чтоб стать на твердый.194
В силу государствен[ной] охраны 16 статья 92.
————————————————————————————————————
Для чего правительство обеспечивает верность контрактов?195
————————————————————————————————————
Для чего родители отдают детей с глаз долой.196
————————————————————————————————————
У молод[ого] чел[овека] в сердце — поет.197
————————————————————————————————————
Сознание отделяется и, как созревшее, отпавшее семя, ищет зацепиться, прижаться к чему-нибудь, к почве, нужной ей, чтоб начать жить снова.198
————————————————————————————————————
Если бы зерно, засыхая и отделяясь, чувствовало бы прекращение жизни; разве не то же испытывает оно, что умирающий.199
————————————————————————————————————
Вера в то, что человеку, а следовательно и человечеству, как собранию людей, стоит только захотеть, чтобы вырвать из себя зло.200
————————————————————————————————————
Все люди просто обжоры.201
————————————————————————————————————
Мэри машина для произведения щекочущих звуков. Иллюзия ее в том, ч[то] — так к[ак] ее хвалят, то то, ч[то] она делает, хорошо. Певцы.202
————————————————————————————————————
Нравственный упадок. Это сомнамбулизм, бездействие высших душевных сил.203 Надо проснуться, как когда кошмар. Надо понять, что это кошмар. Я так и делал, когда встряхивался.204
————————————————————————————————————
Le non agir не есть покорность — напротив. Придворные самые подлые и покорные и самые деятельные.205
————————————————————————————————————
В Пришне постройка — сносит 120 с.[?]
Послесловие к послесловию. Так или не так я объяснил, почему нужно наибольшее воздержание, — не знаю. Но знаю несомненно, ч[то] совокупление есть мерзость, к[отор]ую только наша похоть оправдывает. Знаю, что для того, чтобы иметь детей, тоже не станешь этого делать.206
————————————————————————————————————
Говорю: отвергнись от себя, да будет воля твоя, а думаю только о том, как делать свою волю.207
————————————————————————————————————
Боязнь ненатурального мешает всякому движению. Всякий шаг вперед ненатурален.208
————————————————————————————————————
Христианская религия — и разные жизнепонимания.209
————————————————————————————————————
Если бы не б[ыло] авторитета науки, церкви, люди не могли бы быть так глупы.210
————————————————————————————————————
Настроение серьезное — веселость противна, настроение веселое, грусть противна. Стало бы[ть]….211
————————————————————————————————————
Сапоги Прошке.
————————————————————————————————————
У выхода толпимся и, чем ближе к выходу, тем теснее и чувствуешь себя бессильнее. Близко уж к свету и простору.212
————————————————————————————————————
Потемкин полюбил жизнь.213
————————————————————————————————————
Ногу отрезали в засеке на работе.
Я играю на фортепиано, читаю роман дамам вслух, а тут мужики ходят, оборванные, усталые — мешают. — Они бы держались своего места — не мешали.214
————————————————————————————————————
Только когда перестанешь жить для себя и людей, станешь жить для Бога.215
————————————————————————————————————
Хочет быть полезным — учителем, доктором, техником, а дело в том, ч[то] полезен не доктор, уч[итель], техн[ик], а полезен не эгоистическ[ий] человек — не эгоистич[еский] докт[ор], уч[итель], техник, царь, г…. чист. — Положение избирает — жизнь, судьба, деятельно[сть] в положении — сам.216
————————————————————————————————————
Наследственность. Пьяница прибавляет своему потомству только несколько шансов атавизма, к[оторые] и так уничтожаются смертностью. Можно говорить о последствиях, но нельзя ими руководиться. Разница: принять во вним[ание] последствия и руководиться.217
————————————————————————————————————
Поша пишет — физич[еская] работа зверит, тем более нельзя сваливать [2 строки неразобр.] работу.218
[Телятин?]ские просят раздать магазейную рожь. [6—8 неразобр.]
Кривое осуждение ввергает в тоску, тогда как прямое поднимает. Ога[рев].219
————————————————————————————————————
Голод — нельзя начать д[елать?] добро нынче, не делая его вчера.220
————————————————————————————————————
Ошибка о возможности [1 неразобр.] христианской добродетели без воздержания происходит от представления о возможности любви без самоотречения.221
————————————————————————————————————
[11 строк — четыре записи — неразобраны.]
Кир, Ликург, Спартанцы, Эпаминонд, Сократ, Диоген (как его бранят), Цинцинат, Аннибал, Катон.
————————————————————————————————————
Человек представляется для себя отдельным от людей только п[отому], ч[то] он держит фонарь.222
————————————————————————————————————
Но и в области воздержания, самообладания, если человек серьезно будет желать его, он неизбежно будет приобретать это самообладание в одной определенной последовательности. Нельзя наесться селедок и потом воздерживаться от питья. Нельзя наесться мяса, напиться вина и воздерживаться от блуда.
————————————————————————————————————
Прохор Зотов сына женит.
————————————————————————————————————
Я только хочу сказать, что если он чист и говорит о доброде[тели], что он лжет[?]
————————————————————————————————————
Можно быть грязным и порочным, но нельзя быть добродетельны[м] и не грязным.
Человек живет только затем, чтобы проявить свою индивидуальность. Воспитание в том, чтобы стереть ее.223
————————————————————————————————————
Дмитрий Ефимов ссылается в Сибирь по приговору. — Есть приговор, что принимается. О женщине — сыне.
————————————————————————————————————
Вред подачи денег — отдаление.224
Для драмы. Спор с православн[ым]. «Не могу». С либералом.225
————————————————————————————————————
Отчего у Радст[ока] успех в высшем свете. Согласны на всё. И в церк[овь] ходят, и к бедным, но не изменяют жизнь — не отреченье от князя мира сего.226
————————————————————————————————————
К Алек[сандру] I. Солдата убили вместо его. Он тогда опомнился.227
————————————————————————————————————
«Вор» не тот, кто взял необходимое, а кто берет и держит нужное другому.228
————————————————————————————————————
И подумать, какой запас (marge229) для человечества в смысле борьбы. С нуждою. Вино, табак, сахар, мясо. — И если бы лишения, а то ничего, кроме гнилых и выбитых зубов, разврата, катаров и т. п.
————————————————————————————————————
Танталово мученье теперь для рабочих.230
Для богатых — отравлен[ия], и свалка, и страх.
П[омнить?] Самовар Графине.
Древние жили во всю, а теперь нельзя жить во всю. Надо притворяться.
Согласное распадение обществ[енного] жизнепонимания.231
————————————————————————————————————
Дальше идти некуда, надо назад возвращаться к дикому жизнепониманию. Оно и совершается. Либо вперед, либо назад.
Вопрос в том, одичать или быть человеком. Одичание уже совершается — выставки, балоны, пьянство.
————————————————————————————————————
Одичание в утонченной форме материал[ьной] жиз[ни].
————————————————————————————————————
Арбитрация есть только продолжение обмана.
————————————————————————————————————
Бывший учитель Ростово-на-Дону гимназии Дмитрий Зеленецкий, написать скорее.
————————————————————————————————————
Человек теперь находится в ужасающе подлом положении.
Гельмгольца — телефон.232
Цель жизни недоступна человеку.233
————————————————————————————————————
Письма: 1) Ал[ександре] Андр[еевне], 2) Долнеру, 3) Чертк[ову], 4) Буткев[ичу], 5) Ге, 6) Горбун[ову], 7) Алехину.
Ответить: 1) Барш[евой], 2) [1 или 2 неразобр].
Дмитрий Ефимов в Сибирь. Приговоры отменены. Солдат бывший просит пособия. Его убили.
————————————————————————————————————
Вписать противоречия полож[ений] богатого и бедного и средство заглушить.
Обилие мыслей без всяк[ой] основ[ательности] от отсутствия жизни. Прежнее брошено, новое не усвоено. Междуцарствие.
К О[тцу] С[ергию]. Ежели пасть, то с той лучше бы.234
————————————————————————————————————
Марья Иван[овна] Костина за быка задавлен. Кондрашевых. Бондарь — живет не дома.
Тит Кузьмин.
————————————————————————————————————
Человек б[ыл] в ночлежном, потом — в саду райском.235
————————————————————————————————————
Анархия есть христианство, но с желанием удержать положение. Тоже и социализм.236
————————————————————————————————————
Свобода воли есть сознание себя живущим, сознание закона своей жизни — стремление исполнить закон своей жизни.237
————————————————————————————————————
Челов[ек] приближается к истине по мере освобожденья своего от желаний и привычек.
————————————————————————————————————
О воинск[ой] пов[инности] не нужно; а указать ошибку обществ[енного] жизнепонимания, как оно выказалось во власти и окончательно в об[щей] в[оинской] п[овинности].
————————————————————————————————————
Ко вчерашнему: как только я получаю сознание жизни, я делаюсь участником ее. Я хочу исполнять закон, стало быть, я хочу то же [?], что Бог.238 VII глава. Но попытка заглушить жизнь дошла до крайних пределов.
————————————————————————————————————
Вдова 42 лет, 2 девки 8-и и 15-ти, сын 19 л[ет]. Старик отец 80 л[ет]. Можно ли освободить сына. Мостовской крестьянин. Велят ломать каменную избу. А изба дана ему на часть. 16 л[ет] столяр.
————————————————————————————————————
Туле в реальном училище попросить, чтобы выдали свидетельство Боровкову Алексею. …Послать его к [Давыдову?]
Вписать в противоре[чия] Либиха и Паскаля. Нетрудно доказать тор[же]ст[во] анархии впереди. Нужно дви[гаться] всё же.
————————————————————————————————————
Противоречие. Воин[ская] пов[инность] есть последствие. Власть должна подчинять, но не подчиняться. Молитва. Свобода воли.
————————————————————————————————————
Религиозное чувство есть способность провидеть.239
————————————————————————————————————
Родители мучают.240
————————————————————————————————————
Дмитр[ий] Иванов[ич] Журавлев по распоряж[ению] Киевск[ого] полиц[ейского] управления о невыдаче паспорта.
————————————————————————————————————
Женщина красивая говорит: он ученый, умный, нравственный, мне покоряет[ся], стало б[ыть] я выше науки, ума, нравственности.241
————————————————————————————————————
На что назначено яблоко? На то ли, чтобы защитить и дать навоз семени, или для пищи и наслаждения животных и людей? 242
————————————————————————————————————
Просит поступить в учитель[ский] институт без экзамена. — Богоявленский Иван Герасим[ович].
Одоевская, у нее покров висит.
Петр Иван[ович] Кузнецов.
————————————————————————————————————
Нелепость жизни происходит от невоздержания, власти женщин; власть женщ[ин] от невоздержания.243
————————————————————————————————————
Не искать делания добра: только то, что требуют от тебя, сделай, как должно.244
Об[щая] в[оинская] п[овинность] есть выражение несостоятельности, и вместе с тем требование предъявляется ко всем.
————————————————————————————————————
Когда болеешь душой — вопрос неразрешенный, то чувствуешь себя больным зубами во всем теле и просишь тело (Бога) помочь.245
————————————————————————————————————
Бог — это бесконеч[ное], всё то, что во мне, конечно. Бог будет то, как я понимаю себя, но только бесконечное.246
————————————————————————————————————
[2 неразобр.] Дмитр[ий] Ефимович Нарышкин, приговора у Лопухина.
————————————————————————————————————
Перегнул пружину — она лопнула: требует слишком много — подвергая крити[ке] прежнее.
————————————————————————————————————
Отчего будет война? От того, что Вил[ьгельм] команд[ует] войском. Отчего он ком[андует] вой[ском]? От того, что мы пошли в войска.
————————————————————————————————————
Положение духоборов кланяться в ноги, т. е. понимать, что чел[овек] выше всего.247
Разрешение и междунар[одное] и полит[ическое].
Порядок — слов.
————————————————————————————————————
Еще человек, еще человек, еще, еще… … и всё надеешься, что этот знает больше и лучше; а всё то же, всё то же.248
————————————————————————————————————
Мушку или горчишник. Кремор-тартар пить. Растереть.
————————————————————————————————————
Неужели никогда не поймут: не поймут до тех пор, пока не придут и не выкинут их.249
В ней много недостатков. Барыня ест и упрекает жестокость мясника.
————————————————————————————————————
Если бы делать добро людям, как делали дела охоты: та же бы страстность, то же нарушение всех приличий, те же подготовления, тот же жаргон, даже то же сочувствие — хоть бы то же хвастовство.250
————————————————————————————————————
О Мостов[ском] крестьянине у Носова[?], просит об экзамене.
————————————————————————————————————
Что есть религ[иозное] чувство? Пророчество.251
————————————————————————————————————
Маше письмо об эгоизме.
————————————————————————————————————
Озмид[ову] корчевать пни.252
————————————————————————————————————
Деньги невольно.253
————————————————————————————————————
Полиция пособница войскам. — Кто дал полиции пистолет? войско.
————————————————————————————————————
У нас дворники, охрана. Отчего дворники, охрана, идут? От того, что им дают деньги. Откуда деньги? Деньги собраны теми, кому дают деньги. Выхода нет. — Кроме одного — сознания неправды.
Не стачки нужны, а нужно не идти в солдаты. И этим разрешаются все противоречия.254
————————————————————————————————————
Всё, и выгоды, и достоинства, всё против, но кольцо — правительство подкупает. Одно спасение — нравствен[ное]. Держитесь, если вам угодно.
К стат[ье] воздерж[ание]: Вегетар[ианство] признак поворота к уменьшению потребн[остей].
————————————————————————————————————
Приходит время, когда умолчание становится невозможным.255
————————————————————————————————————
Объяснение, почему не устояли общины.256
————————————————————————————————————
Похвалил Иоанна Кроншт[адтского]. Как стало легко!257
————————————————————————————————————
Всякая молитва д[олжна] б[ыть] двоякая: чтобы было, и чтобы не желать.258
————————————————————————————————————
К О[тцу] С[ергию]. От похоти затемняется мир.259
————————————————————————————————————
Мише плохо.
————————————————————————————————————
Молтке ее ждет. Сам разжег.260
————————————————————————————————————
————————————————————————————————————
Незнание, что будет. Только тогда и наст[упит], когда не знаю. Только тогда вера в Б[ога], в Его закон. Только тогда и свобода и жизнь. Да что же может быть?261
————————————————————————————————————
Работа. Отдача себя работе с самозабвением [1 неразобр.] в самой простой работе и в работе Божьего дела.262
————————————————————————————————————
Война погубит сама себя — неправда.263
Гроту, Озмидову, Ганзену, Количке.
————————————————————————————————————
Мороз на траве. 15 Сент. Солнце [1 неразобр.], желтый, красный лист. Тихо, весело, бодро, звучно.
————————————————————————————————————
Человек, к[оторый] не терпит поправки, идет всё дальше и дальше в самомнении. Сережа. Товарищи Отца Сергия.
————————————————————————————————————
————————————————————————————————————
Гроту, что письмо Гольцеву.
————————————————————————————————————