Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 52. Дневники и записные книжки, 1891-1894

не угадаешь, чем и перед кем он тщеславится.365

————————————————————————————————————

Шинтякова просит о сестре.

————————————————————————————————————

Идеал тоже без смерти. Если бы не б[ыло] траты организма, н[е] б[ыло] б[ы] смерти (вздор).

Отговариваемся, ч[то] не знаем закона. В роде, как если бы поставили перед собой доску — что[бы] не видеть ничего. А то вера в церко[вь] или вера в науку.366

————————————————————————————————————

Только [если видеть] смысл своей жизни в исполнении воли Пославшего, получает смысл смерть и жизнь загробная.367

————————————————————————————————————

24 Июня 93. [Я. П.] Женщины всегда были в послушании — вдруг по новому.368

————————————————————————————————————

Carthago delenda369 нельзя принимать.

————————————————————————————————————

Положение такое: грабители захватывают всё лишнее, подлые, наглые — женщины.370

————————————————————————————————————

Новости 127, 128.

————————————————————————————————————

Если бы кто сомневался в неразделимости мудрости и самоотречения, тот пусть посмотрит, как сходятся с другого конца глупость и эгоизм.371

Женщины 10 т[ысяч] лет были в повиновении.372

————————————————————————————————————

Форма романа прошла.373

————————————————————————————————————

28 Июня. [1893. Я. П.] Веротерпимость не может быть основана на справедливости. «Я в свое верю, а ты в свое». Нельзя не желать. Но магометанин будет бить, а христианин умолять.374

————————————————————————————————————

Конец века пришел, уменьшается любовь.

Есть две улыбки: одна радости, другая насмешливости: а) над орудием, б) над собой, почти стыда.375

————————————————————————————————————

Одно миросозерц[ание]: как человек пришел на завод и желает себе счастья. Сначала, ломая машины, пока простор, находит свое счастье. Но людей таких больше, и счастье не находится. И он говорит: это хорошо, но мне будет место после. (Церковные христиане.) Всё прекрасно устроено, только ему нет места. Машины крутят, толкают, угрожают ему. Но еще другие люди вполне искренно говорят: вздор, так как нет счастья, то всё это глупо, и надо кончить (буддизм). —

И вот христиан[ское] жизнепонимание, которое состоит в том, что всё на свете не стоит, а делается всем тем, что живет. И ты живешь и должен делать. И будешь делать то, ч[то] тебе назначено, и познаешь, в чем дело, и получишь счастье.376

————————————————————————————————————

Первый ученик в пажеском корпусе.

————————————————————————————————————

Не даром принимают всякого рода мучения на реках[?], барах, лаунтенисах и пр.

————————————————————————————————————

Милионы народу 100 лет, а доктора ищут пищу.377

————————————————————————————————————

Отдых,378 субботний, дали по науке. Если бы работали, дали бы [1 неразобр.]379

————————————————————————————————————

Женщины, как жиды, платят за свое рабство деспотизмом.380

————————————————————————————————————

Комаров просит леса.

————————————————————————————————————

Леночка — самовар.

Рабы взяли верх.381

————————————————————————————————————

Телятинским дров.

————————————————————————————————————

Искусство потому хорошо, когда без приготовлен[ия]. Цыгане.382

————————————————————————————————————

Фадин Иван Алекс.

————————————————————————————————————

Пурунов круп просит.

————————————————————————————————————

Маркина пройда из Горок просит помочь.

————————————————————————————————————

Авдонины —

У Эл[ены] Павл[овны] 600 р.

————————————————————————————————————

Матюхина Савость[янова] просит избы.

————————————————————————————————————

Алена Кузина.

————————————————————————————————————

Хохлова Павла.383

————————————————————————————————————

Камолова Матре[на] на корову двои[м].

————————————————————————————————————

Данила просит на лошадь.

————————————————————————————————————

Абрам дров.

————————————————————————————————————

Максим Смирнов бедность.384

————————————————————————————————————

Агафья прос[ит].

Семен Матюхин просит о корове.

————————————————————————————————————

Никита Киселев из Алекс[андровки] просит лошадь пас[ти].

————————————————————————————————————

1) Ольга Кишкина 1

2) Филимон. 2

3) Федота 1

4) Афросинья 1

5) Семен Страхов 1

6) Авдотья Увариха 1

7) Федор Воронин 1

————————————————————————————————————

В столовую.

Павла Воронина — 2

Крысанова — 1

Кухов — 1

Мешков Соф. — 3

Молокан Егор — 1

Петр Страх. — 2

Ивлев Никита — 1

Молок. Фил. 1

Бычков Ник. 1

Молок. Лука 1

Степан Дуд. 1

Акс. Ивл. 1

Филим. 1

Ольга Ким. 1

Страх. Семен 1

Васил. [1 неразобр.] 1

Андрей Семеч. 1

Михея — 2

Митрий Молок. 1

Петр Гаврик 1

Соф. Мешк. 1

Платы —

Мало сказать: я д[елаю] д[обро], это говорили и говорят. Надо, ч[то]б это стало так же необходимо, но и естественно, как любить себя. И это может сделаться только, если бы

————————————————————————————————————

Кузьма девочек.

————————————————————————————————————

Мещерские —

Лукерья Мещер[ская].

————————————————————————————————————

Софьинка. Пр.

————————————————————————————————————

Веру в знание известных современных людей, кот[орая] называется наукой, и веру в знание известных людей прошедшего, которую называют религией. —

————————————————————————————————————

Осиновая гора.

Алекса. Вас. — 1

Луке Афра[симову] — 1

Пав. Куз. — 1

Степ. Вас. — 1

Вас. Ив. — 1

Евстег. Вас. — 1

Николаев — 1

Ефим Григор. — 1

Арсен. Вас. — 1

Бор. Макс. — 1

————————————————————————————————————

Вас. Осипов 1

Павел Семен. 1

Прасковья Суво. 1

Лукерья Девк. 1

————————————————————————————————————

Прудки.

Св[е]шников — 1

Васины — 1

Акин Гун. — 1

Марья Грач. — 1

Анисья Зуб. — 1

Антон Сид. — 1

Илья Макс. — 1

Семен Макс. — 1

Григорий Гав. — 1

Авдотья Зубк. — 1

Прасковья Рат. — 1

Катерина Кас. — 1

На столовую:

Савина Григо. — 1

Грубиянова — 1

Бывает, что защищает с раздраж[ением] истину, кажущуюся неважной. Тебе кажется: только кирпич, а для него это т[от] замок свода, на к[отором] построен его дом.385

386Шевырева мать имеет ли право на 7-ю часть.

Нет заслуги отдаваться в волю Его, но есть награда в сознании того, что ты в Его воле, с Ним.387

Те самые силы инерции в женщин[ах], к[оторые] препятствуют, будут теми, к[оторые] распространят и удержат.388

Не только всякое сумашествие есть дошедший до последнего предела эгоизм (мания величия), но всякое ослабление ума, духовн[ой] силы, есть увеличение эгоизма.389

5 Августа. [1893. Я. П.] Разговор с социал-демократами — юноши и девицы. «Капиталист[ическое] устройство перейдет в руки рабочих». Да капит[алистическое] устройст[во] установилось только п[отому], ч[то] нужны для всякого практич[еского] дела распорядители с властью. Будет дело, будет устройство будет руководство, будут распорядители с властью. А будет власть, будет злоупотребление ею: то, ч[то] теперь.390

Счастье только в деятельности и в деле Божьем.

————————————————————————————————————

Что лучше — сходиться на бале, или над постелью больного.391

————————————————————————————————————

Никольск[ое] Одоевского уезда. Григорий Родион[ович] Бригадиров, Василий Вас[ильевич] Александров о земле.

————————————————————————————————————

Никак нельзя сказать, радостна или нет392 жизнь, к[оторую] ведет челов[ек], пока он ведет ее. Это видно будет после. Как после работы.393

Август 11, утро, голубая дымка, роса как пролита. Яблони отяжелели, дымки. А там в желтом поле — уж работ[ают], и роса на мягком овсяном жнивье.

Девушка в красном в цветниках, облит[ых] росою; пахнет душистым дымом свежего хворосту. Везде на сучках колосья с возов.394

Кусты сиреневые в росе блестят. Тихо. Собака на балконе на солнцепеке греется.395

————————————————————————————————————

Старуху обижают в Шевыревке — Митр[ий] Петров [1 неразбор.].

————————————————————————————————————

Альфонский — Мих[аил] Герас[имович] школу грамотности.

————————————————————————————————————

Новопавшинск[ая] улица, дом Киселева.

————————————————————————————————————

Плеханово, разделили старика от сына — Сорин. —

————————————————————————————————————

Мите Олс[уфьеву] очень хочется, чтобы я ему сказал то, что он неясно думает о религии, и потому-то и я очень говорю ему — другое — кажется ему неясно.396

В первый раз, молясь, понял, ч[то] ненадежен для Ц[арства] Б[ожия] работник, оглядывающийся назад. Делай и не думай о себе.397

————————————————————————————————————

«У меня есть высочайшее повеление», а у меня самое высочайшее — заступаться за братьев, обличать их гонителей.398

————————————————————————————————————

Для того чтобы заставить меня замолчать, есть два средства: одно — покаяться, другое — убить или заточить, не выпуская.399

————————————————————————————————————

И действительно мож[ет] б[ыть] только первое, и потому скажите тому челов[еку], к[оторого] вы называете царем, чтоб он вместо меня занял Шлисельб[ург].

Каторжн[иков] розгами.400

————————————————————————————————————

Дух[овное] лечение уничтожит, как и материальное, то, чего может не быть, а облегчит то, что придавлено духовно.401

«Посмотри, как хорошо мы подкрасили дом, убрали его флагами, ветками, а у вас что? — канавы, камни». Это фундамент нового строенья.402

С Страховым разговор. Он хочет находить во всем хорошее. Это прекрасно. Но как бы не находить хорошим то, что мы призваны уничтожить.403

————————————————————————————————————

Тычининские сгорели. NB погор[елым] (передать).

————————————————————————————————————

С Страховым разговор о том, ч[то] как дошли до обеспечения каждого челов[ека] от убийства, насилия, так теперь пора дойти до обеспечения от голода. Это уже делают в острогах.404

————————————————————————————————————

Власа дело узнать.

————————————————————————————————————

Лопухина просить.

————————————————————————————————————

Орлова Митрий Иван[ов] Бодоров ссылается на поселениежена не хочет итти на поселение.405

————————————————————————————————————

Тюрьмоведение.406

————————————————————————————————————

Ум логический, эгоист[ический], узкий, длинный и ум чуткий, сочувствующий, широк[ий], короткий.407

Два способа познания. Познавать внешний мир 5-ю чувствами — самый грубый, неизбежный способ. Но входя в жизнь другого существа — челов[ека], зверя, растения, даже камня, познаешь его изнутри, соедин[яя], восстановляя нарушенное между нами единение.

Это же — поэтический дар. Это же — любовь.408

Дети еще тем хороши, что у них нет дела. А только — как провести хорошо день. Так их и воспитывать надо.409

————————————————————————————————————

Макар Данилов из Самохваловки просит не ломать постройку, покрыт[ую] железом.

————————————————————————————————————

Чтобы узнать, веришь ли в молитву, попробуй помолиться о том, что считаешь несчастьем.410

————————————————————————————————————

Колоть плаху и глухие удары.411

————————————————————————————————————

Каждый поступок ничто, в сравнении с бесконечн[остью] пространства и времени, а вместе с тем действие его бесконечно в пр[остранстве] и времени.412

Неужели от того, что одна ласточка не делает весны, не лететь той ласточке, к[оторая]413 уже чувствует весну.414

————————————————————————————————————

Добро, когда не знаешь, что его делаешь.415

————————————————————————————————————

В прежней жизни радости вспоминаются теперь. Может быть, в прежней жизни я был416 материальн[ая] частица, сложившаяся в теле и подчинившаяся закону. Теперь я челов[ек], стремящийся к этому соединению — и к подчинению закону. Любовь и есть это стремление.417

————————————————————————————————————

Терентьев, фельдшера сын, окончивший духовное училище, сын вдовы — 6 детей.

Идеи — образы теперешней жизни — это пережиток прежней.

————————————————————————————————————

Амиель не знает, куда деть свой баласт тонкости, эрудиции.418

————————————————————————————————————

Принимать воду с ядом.

————————————————————————————————————

Вы скажете, м[ожет] б[ыть], что это философ[ия]. Я не думаю.

————————————————————————————————————

Милль говорит: «человечество получ[ает] бòльш[ую]419 долю счастья, когда кажд[ый] челов[ек] преследует свое, подч[иняясь] правил[ам] и условиям, требуемым всеми прочими, нежели когда чел[овек] ставит единственной целью благо всех прочих». Это справедливо, если под благом отдельн[ого] чел[овека] разуметь благо духовное, согласн[ое] с волей Б[ога], или, проще, спокойствие совести. Каждый человек пусть ищет Ц[арства] Б[ожия] и правды его в себе, и получится наибольшее благо. А какой признак искания Ц[арства] Б[ожия] в себе? Соблюдение правил и условий, требуемых всеми прочими. В этом исполнении этих правил состоит духовное благо отдель[ного] чел[овека].420

————————————————————————————————————

Мадам Baptiste 3 из Horlà. Adieu 4 из Contes du j[our] et de la n[uit].421

————————————————————————————————————

В Головеньках девушка рожает. Он мещанин.

————————————————————————————————————

Свободапустота.422

————————————————————————————————————

Ложь женщин делает то, что жен не любят.423

Не бьется в унисон, а бьется негодован[ием] за то, ч[то] вы втягива[ете] меня во вражду с братьями. Я знаю, что значит эта любовь. Я не имею этой любви. Я им[ею] любовь к Царю [?] такую же, к[ак] к Конту, Шекспиру — а [1 неразобр.] Карно. А эта любовь значит ненависть, значит убийство, знач[ит] то, что вы написали бумажку, и братьев моих потянут, выпустят кишки и озверят. А я не хочу этого, и не позволю этого, и всеми оставшимися во мне силами буду бороться с этим.

————————————————————————————————————

Точка зрения эстет[ическая], точ[ка] зр[ения] служеб[ная], т[очка] зр[ения] религ[иозная], а простой нет.424

Деятельность из мирской и дея[тельность] из христ[ианской].425

————————————————————————————————————

Федор Михайлов Гуреев судится за убийство в драке.

————————————————————————————————————

Гадание есть внушение энергии.426

————————————————————————————————————

Судят за упавш[его] человека, Иван Никитин Соколов.

————————————————————————————————————

Колединский свящ[енник] просит 20 рублей за венчание.

————————————————————————————————————

Кузнецов обвиняется в пожаре лесном в Касимов[ском] уезде Мальцовск[ого] имения, села Прудков.

И потому религия не только не есть врем[енное], преход[ящее] явление, но необходимый орган духовной жизни, в роде сердца. Когда же люди говорят: у меня нет религии, то это значит, что они признают низшую — языч[ескую].

————————————————————————————————————

На этом можно обосновать только нравственность внешности.

————————————————————————————————————

Всякое движение впер[ед] есть нарушен[ие] приличий.

————————————————————————————————————

До веку и до вечеру. Как будто доживаешь последний час, и как будто то дело, к[оторое] делаешь, никогда не кончится.427

————————————————————————————————————

К раз[говору]: для этого надо перестать понимать цель жизни в благе личной или совокупности, а….

Клавдии Маков[ой]? подано прошение Покровским.

————————————————————————————————————

Не думай, что тебя не любят, или ты не любишь. Это только нарушена твоя любовь, а она есть.428

————————————————————————————————————

Чтобы429 поднять, надо подломить под собой слабый лед и стать на крепкий.430

————————————————————————————————————

Басня о человеке, потерявшем дорогу и

Скачать:PDFTXT

не угадаешь, чем и перед кем он тщеславится.365 ———————————————————————————————————— Шинтякова просит о сестре. ———————————————————————————————————— Идеал тоже без смерти. Если бы не б[ыло] траты организма, н[е] б[ыло] б[ы] смерти (вздор). Отговариваемся,