Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 52. Дневники и записные книжки, 1891-1894

потому бегущем изо всех сил, куда попало.

————————————————————————————————————

Как только ты материальная часть, — ты ничто. Только тогда ты что-нибудь, когда ты орган Бога.431

————————————————————————————————————

Любовь всепобедна. Ми-Ти прав, но только ее надо не предписывать, а с нее самому начинать.432

————————————————————————————————————

Я Бога забыл и именно: забыл.433

————————————————————————————————————

Александр Михельсон. — Сретенка, Стрелецкий пер[еулок], д. Ганшиных, 29, переводчик Историч[еской] Америки Лабуле.

————————————————————————————————————

Что ты хочешь? хорошенько спроси себя: чтобы ты был непонят, поруган современниками, но чтобы дело твое б[ыло] бы делом Божиим, или чтобы тебя сейчас возвеличили и ты сам (как всегда) верил бы своему величию.434

————————————————————————————————————

Больной в клинике, расслабленный [1 неразобр.] адрес: Алексей Тарасов. Госп[италь] хирург[ической] кли[ники], Трубник[овский] пер[еулок], д. К. Крапоткина, Серг[ей] Элеаз[арович] Березовский.

————————————————————————————————————

Молотил, забыл веять.435

Провинциализм либерализма в роде раскольников.436

————————————————————————————————————

Мы, 1000-летние христиане, не бросаемся как кровожадные звери, не разрываем друг друга только п[отому], ч[то] есть какой-то Ал[ександр] Алек[сандрович], к[оторый] очень любит мир и не позволяет нам этого.

————————————————————————————————————

Хозяин, для того чтобы слуги его исполняли его дело, смело всех подверг убиванью. Все [1 неразобр.] А они придумали обеспеченности.437

————————————————————————————————————

Земско-городская школа. Бабаевск[ая] улица, Тула. Елизавете Родионовне Хишенковой.

————————————————————————————————————

Amiel совершенно нечаянно приходит к христианству в его истинном смысле.

————————————————————————————————————

Живодерка, Новочух[инский] тупик, д[ом] Сафонова, Мар[ье] Ив[ановне] Горбуновой.

————————————————————————————————————

Об Амиеле.

————————————————————————————————————

Эти обезьяны, всё проделано, кроме нравствен[ного].438

Кто же прав: Пр[окофий] или Дер[улед]? Я знаю, что Пр[окофий] считается рабочим скотом. Но ведь, во 1), не было бы Пр[окофья], не б[ыло] бы у Д[еруледа] и ботинок, и жел[езных] дор[ог] и пр[очего], а во 2-х), я знаю, что Пр[окофий] не раб[очий] скот, а челов[ек] мыслящий и мыслящий по-христиански, я знаю, ч[то] если бы все были Пр[окофьи], то не было бы войны.

И если Прок[офья] или сына его будут учить, то только пот[ому], ч[то] их жестоко обманут. Вот от этого-то и страшно быть участник[ом] этого обмана. И потому… Предполагается, что патр[иотизм] есть свящ[енное] чувство, но его уже давно нет, и не может быть, он только одно орудие для Дер[уледов], чтобы обманывать Прок[офьев].

Пр[окофий] теперь аскет и смотрит на Дер[уледа], как на малого пустого ребенка, но он бы иначе посмотрел на него, если бы знал.

————————————————————————————————————

Живод[ерка], Пыхов проезд, дом Качнова, 4.

————————————————————————————————————

Неглий[ный] проезд, д[ом] Ливенсона, номера Свет, №21.

————————————————————————————————————

Если бы последствия не б[ыли] так страшны, было бы смешно. Пусть кто-нибудь найдет хоть один разумный мотив патриотизму.

————————————————————————————————————

Для того, чтобы вызвать патриотизм, поощряют самые низкие, грубые чувства: тщеславие, корыстолюбие, разврат, даже подлость; рабство (дисциплина), подлость (лояльность) возведены в добродетели. Как леса снаружи и снутри, к[оторые] не снимают.

Рассуждение: увеличивать пищу лучшая иллюстрация внешне[го] и внутрен[него].

Чего больше? увеличить пищу или уменьшить любовь.

————————————————————————————————————

Патриот[изм]: 1) не добродетель, 2) его нет и 3) его не мож[ет] б[ыть].

————————————————————————————————————

5 Янв. 1894.

Есть иллюзия, что много людей — много ума, много духовной высоты. А этого нет. Миллиарды людей — всё один и тот же средний человек.439

То, что вочеловечение, искупление и воскресение может доказываться философски (как у Чичерина), доказывает, что философия может доказывать всё, что хотите, и потому ни в чем убеждать не может (14 Янв.).440

————————————————————————————————————

Завалишина Марья Дмитриевна, Мясницкая, Милют[инский] переул[ок], д[ом] Бардиной.

————————————————————————————————————

Притча: молотят, а не веют, и из невейки пекут хлеб.441

Успехи442 техники нашего времени не могут удержаться при правильном устройстве жизни. Большая доля, может быть 0,99 должны погибнуть. И не беда.443

————————————————————————————————————

Мы хотим угодить и Богу и людям. А это нельзя. Не только почти всегда, но всегда — одно противно другому.444

————————————————————————————————————

Ник[олаю] Никитичу написать.

————————————————————————————————————

1) У Илюши — те же рабы.445

2) Как ужасна жизнь без участия в общем деле, переход от бессознат[ельного] участия к сознательному.446

————————————————————————————————————

1) Чтобы избавиться от обмана, надо воздержаться от него.

2) Я не говорю о тех, к[оторых] влечет к обману страсти, корысть, тщеславие, но я говорю о свободных от страстей, по глупости, по незнанию, по доброте подчиняющихся ему. (Я видел таких много, восхвалявших Тулонс[кие] празднества, и потом соглашавшихся, ч[то] это дурно, когда им б[ыло] растолковано, ч[то] в них.)

3) Этих447 не много, но столько же, сколько и тех, к[оторые] из выгоды распространяют обман.

4) Большая масса Прокофьев инертна. Императ[оры], короли, министры и их приспешники влияют на народ, одуряя его. Свободные люди молчат и понемногу поддаются обману.

5) Эти люди, да не только они, но и те, кот[орые] напускают патриотизм, постоянно говорят об ужасах милитаризма. Это сделалось модной темой разговора. Говорят об ужасах милитаризма и вместе с тем сами усиливают патриотизм, то, что производит милитаризм. В роде дам, ужасающихся на моды и поспешно заказывающих их себе.

6) Два рода инертно[сти], и есть две партии — я думаю, равные — но если бы и не равные. — Одна, установивш[ая] общ[ественное] мнение в пользу патриотизма, другая, если бы знала свою силу, должна бы устанавливать общ[ественное] мнение обратное. И это легче, п[отому] ч[то] истина на ее стороне.

————————————————————————————————————

Смысл жизни стал для меня только в служении. Спасти людей от греха и страданий.448

————————————————————————————————————

Повесть: один [1 неразобр.] бросает, др[угой], любовник, женится.449

————————————————————————————————————

Два чувства удовлетворения: сознание совершенствования и воздействие на людей.450Тросне поп дрова сжег. —

————————————————————————————————————

Бабуринской мужик просит об лошади.

————————————————————————————————————

Ничем нельзя разбить гипнот[изм] [?].

Reçu télégramme inquiétant de Léon. Il engage sa soeur à venir le prendre. Vue l’instabilité de sa santé et de son humeur prie d’informer sans le lui dire sur son état et l’urgence d’ [1 неразобр.] à sa demande.

Tolstoy.451

————————————————————————————————————

Искусство только тогда, когда совпадут внутр[еннее] стремление и сознание дела Бож[ия].452

————————————————————————————————————

Художественное прои[зведение] если453

————————————————————————————————————

Терять людей.454

————————————————————————————————————

Юрьев в 7-м параллельном классе 1-й гимн[азии], просят поместить в гимназию.

————————————————————————————————————

Стадницкая просит.

Что мы называем красотой, есть то, что нравится.455

————————————————————————————————————

Христианину не только нельзя хвастаться, но и оправдываться — во всем виноват.456

————————————————————————————————————

Часто приходишь в состояние, что не знаешь, где я?457

————————————————————————————————————

Если знаешь, что жизнь не кончается этим миром, то накануне смерти продолжаешь готовиться.458

————————————————————————————————————

Чувствовать течение жизни, т[о] е[сть] сущность жизни, движение ее вперед к осуществлению Ц[арства] Б[ожия]. Тогда легко жить.

Иванову в Саратов прислать Книгу

Моисею

————————————————————————————————————

[1)] Откуда я взялся? Его отец ∞ Бог.

2) Зачем я живу?

Исполнять волю.

3) В чем воля?

Жить вечно.

4) Зачем?

Не знаю — завод.

5) Как знать волю?

Люди искали

Нельзя любить[?]

Были люди, искавшие указ[ания]. Христос. —

6) Жить для др[угих].

6) Почему нельзя жить для себя? Обман жизни.

7) Тяжело?

Легко, если жить для вечности. Жизнь началась не здесь и кончится не здесь. От кого приш[ел], к тому придешь.

И если и посл[ан], то ради др[угих].

————————————————————————————————————

Между 5 и 6.

————————————————————————————————————

Все люди говорят. Не верь. Всё открыто всем.

————————————————————————————————————

Умирает ребенок, муж, жена, отнимается предмет любви, и чел[овек] остается один с собой.459

————————————————————————————————————

Ребенка втянут в жизнь, на шею др[угих] людей, а потом, когда он связан по рукам и ногам соблазнами, откроют ему глаза.460Страстное желание выучиться на велосипеде, общаться с женщиной. «Все пропади, только бы это было, как бы не случилось чего до вечера». Нужно бы такое же страстное желание исполнять волю Бога.

Возможно ли?

Да. Но для этого нужно сознание труда и жертвы совершающегося дела. Молю об этом Бога.461

————————————————————————————————————

Насколько я утвержусь в вере, настолько же я утвержу в вере и других. Как капля воды в среде других капель, к[оторая] сама могла бы нагреваться.462

————————————————————————————————————

Николай Смирнов просит места при журнале.

————————————————————————————————————

Большая Якиманка, дом И. П. Смирнова, 32.

————————————————————————————————————

Хорошо тому, у кого страсти не превосходят допущенное светом.463

————————————————————————————————————

L’être éternel, une fois qu’il est, est toujours.464 То же и человек. —

————————————————————————————————————

Он вечно живое в мертвом.465

————————————————————————————————————

В Житовке сгорел двор.

Грузнов Бабур[инский] просит на избу.

————————————————————————————————————

Прислать если можно Мопассана. —

————————————————————————————————————

Тютчев на школу.

————————————————————————————————————

Bel ami. Un fou и в Sur l’eau466 история преступника в Monte Carlo и о войне.

Сделался переворот.

————————————————————————————————————

Озерские два двора сгорели.

Старой Колпны, вдова Марья Лаврухина замуж за Махар.

————————————————————————————————————

Я уж 6-ая [1 неразобр.] дюж[ина?]. Играет со мной, как кошка с мышью, зная, что она всегда возьмет меня, когда ей вздумается.

————————————————————————————————————

La chaise.467

Благо матерьяльное себе доставляется только в ущерб другим, благо духовное всегда только через благо других.468

Нет смерти.

В[опрос]: Почему нет прекращения жизни?

П[отому] ч[то], умирая, исполняешь волю Бога.

————————————————————————————————————

Если жизнь только в Боге, то неужели нельзя пользоваться радостями жизни.

————————————————————————————————————

Прокофий — лесу.

————————————————————————————————————

Власу — лесу.

————————————————————————————————————

Исаеву — 10 р.

Пришнинские — убили 5 лошадей — Колобаева 3, у Тарасова 2 ло[шади].

————————————————————————————————————

В[опрос]: Что значит любить Бога?

О[твет]: Любить добро = люб[овь].

————————————————————————————————————

Все хотим общего, организован[ного] дела, а не делаем часто личного, домашнего, разнообразного, ежедневного.469

————————————————————————————————————

Любовь есть перенесение своего интереса в другого.

————————————————————————————————————

Как быть, если в челов[еке] нет любви? Любовь всегда есть. Надо только ее любить.

————————————————————————————————————

Тане — письмо Озмид[ову] и отправить рук[опись].

————————————————————————————————————

Собир[ал] ландыши — свет на листе принял за белый цвет.470

————————————————————————————————————

Идея. — Мы в прежней жизни забыли идеи, к[оторыми] живем.

————————————————————————————————————

В[опрос]: Почему я знаю, чего другой хочет? И следует ли желать и достигать, чего другой хочет?

————————————————————————————————————

Да — Бога.

————————————————————————————————————

Деличев деревни Труновки Богучаров[ской] вол[ости]. Подал прошение об усадьбе в губ[ернское] прав[ление].

Не могу того и того, но могу всегда говорить правду.4714 Июня 1894 г.

Нынче в лесу думал: все, что вижу: цветы, деревья, небо, земля, всё это мои ощущения, всё это сознание пределов моего «я». Когда я прикасаюсь с ними — хочу расшириться. — Потом подумал: что же такое любовь, зачем любовь, когда расшириться можно только через борьбу? И усумнился, и нашло уныние: не выдумываю ли я всё, что говорю о любви. Вспомнил в утешение, что все говорят о любви, что-нибудь да есть в ней. Но этого мало. Пошел дальше, и вдруг выяснилось: Почем же я знаю то, что я — я, а всё видимое и познаваем[ое] есть только предел меня? Для чего мне это дано знать? И если я чувствую пределы и стремлюсь из них, то во мне есть беспредельное. Чем же я могу выйти из этих пределов и чем могу проникнуть в них? Тем, чтобы любить их. Любовь уничтожает пределы, соединяя с сущностью, себя с Богом — любовью. Неясно.

Посредством любви человек разрушает пределы, делается беспредельностью — Богом.

Сначала человек стирает эти пределы между ближайшими существами, потом между более отдаленным. Но как же питаться, как же ходить, не давя траву и насекомых? В этом мире не мыслимо осуществление жизни любви, возможно только приближение. Но есть другие миры. Человек, с одной стороны, приближает осуществление Ц[арства] Б[ожия], увеличивает любовь, с другой — сам готовится к жизни высшей. (Слишком умно.)472

Андриян Болхин судится в окружн[ом] суде — за насилие.

————————————————————————————————————

Макаров Воробьев[ский]. Нога оторвана у Гиля. —

————————————————————————————————————

Алехина адрес.

Лавровишень капли.

————————————————————————————————————

П[отому] ч[то] это возможно и дает полное удовлетворение до самой смерти. —

————————————————————————————————————

Смерть вызывает упрек в недостатке любви.473

Получил грустное письмо от Колички — непонятн[ое], и грустное от Анненк[овой].474

————————————————————————————————————

Встретил калеку, была в прачках, простудила, 40 лет, урод.

У Маши больная сильно мать с изуродов[анной] девочкой.475

———————————————————————————————————

476Теперь гонения, предательства, отречения, отпадения. Надо стоять твердо. 477К Генри Джоржу. И 6) главное, избавить людей неработающих от греха пользования чужими трудами и оправдывания себя (часто они и не виноваты,

Скачать:PDFTXT

потому бегущем изо всех сил, куда попало. ———————————————————————————————————— Как только ты материальная часть, — ты ничто. Только тогда ты что-нибудь, когда ты орган Бога.431 ———————————————————————————————————— Любовь всепобедна. Ми-Ти прав, но