есть мысль о том, что должно быть сохранено то, что дано для траты.[204]
Что то, что дано для сироты, дол[жно] б[ыло] сохранить. А хозяин дает без конца — только трать.[205]
—————————————————————————————————
Природа производит лучших и видя, что они не готовы, берет их назад — Ваничка.[206]
—————————————————————————————————
Она говорила: Он меня спасал от моей злобы.[207]
—————————————————————————————————
Наслаждение простить, простить виноват[ого] — подобно наслаждению увидать таинственное, прекрасное и новое на большой глубине под водою.[208]
Как ласточка, рано прилетевшая.[209]
—————————————————————————————————
Жить всегда так, как будто рядом умирает любимый ребенок. Он и умирает всегда. Умираю и я.[210]
—————————————————————————————————
Искусство не есть ли радость жизни без соблазна?[211]
—————————————————————————————————
Всё увеличивающиеся бедность и недовольство рабочих.
—————————————————————————————————
Подобие подобия — искусств[о].
—————————————————————————————————
Надо понять служебное значение своей жизни, что я орган.[212]
—————————————————————————————————
—————————————————————————————————
Смотреть, как на ребенка.[214]
—————————————————————————————————
И не могу ли чем служить?[215]
Во всяком вопросе есть точка соприкосновения с невозможным.
Воздержание: что же не есть — прекратить род человеческий? Не убивать животн[ых], что ж дать им убить себя?[216]
—————————————————————————————————
Le défie[217] всякий нравственно прав; такие рассуждения только желание оправдать — насилие.[218]
—————————————————————————————————
Иосиф Пашков у Сухар[евой] д. Кокор[евой], угол 3-й Мещ[анской].
Страдания матери за то, что она па животное чувство любви ребенку привила все душевные, духовные силы. Положила душу (сохранила душу), а не погубила.[219]
—————————————————————————————————
Если есть страдание, то был эгоизм.[220]
—————————————————————————————————
Время есть движение к совершенству, к Богу.[221]
—————————————————————————————————
Пространство есть предел моего я.[222]
Жить в этой жизни жизнью вечной.[223]
—————————————————————————————————
Не душу свою тратить для сохранения и увеличения жив[отной] лично[сти], а жив[отную] личность тратить на сохранение и увеличение души.
Т. е. жить для души.
Т. е. жить по-Божьи, желать того, чего хочет Бог, возростить высшую душу в себе и в других.[224]
—————————————————————————————————
Спасение души есть спасение себя от соблазнов.
Живу для увеселения и любви.
Ослабеваю.[225]
Так во всем: из бессознательного переходит в сознательное.
—————————————————————————————————
Спросить версию Черткова. Биографию Рёскина.
—————————————————————————————————
Наследственность государей доказывает, что нам не нужны их достоинства.[226]
—————————————————————————————————
Если бы быть последовательным, то вся жизнь есть мука от смертей прошедших, настоящих, будущих.[227]
Сютаев: «Бог в табе» признает одно вечное, истинное, свойственное человеку миропонимание, и вместе с тем признает писание. И чтоб соединить одно с другим — перетолковывает духовно — евангелие. То же делают все не только сектанты, но и либералы, разъясняя матерьялизм так, чтоб он совпадал с единым истинным миросозерцанием.[228]
—————————————————————————————————
Один из главных соблазнов это представление о том, что мы стоим, тогда как мы течем.[229]
—————————————————————————————————
Я спрашивал себя: зачем дети мрут? Потом я решил для себя, что цель жизни есть увеличение любви в себе и других. И в этом и ответ на вопрос: зачем мрут дети.[230]
—————————————————————————————————
Прежде чем любить, нужно знать, знать то божеское, что можно и нельзя не любить.[231]
—————————————————————————————————
Видеть это божеское в людях, значит уже наполовину любить. А это божеское есть во всех людях, во всем.[232]
—————————————————————————————————
Безумие наследственно[сти] властителей, подобное тому, чтобы вручить управление на корабле сыну хорошего капитана.[233]
—————————————————————————————————
Ах, кабы жить только для того, чтобы делать наилучшее, наиболее должное, предоставл[яя] всё остальное Богу.[234]
—————————————————————————————————
Верно, сказал глупость. Хоз[яин] и р[аботник].[235]
—————————————————————————————————
Жить по-Божьи значит тратить свою жизнь для блага мира. Как тратить? Любя.[236]
Жизнь дана тебе в руки вся — до самоубийства. Как будешь тратить?
Жить для Бога, по-Божьи.[237]
—————————————————————————————————
Хвалить других за их божеств[енные] свойства значит вызывать в них эти свойства. Быть хвалимым за эти бож[ественые] свой[ства], значит быть призываемым к сознанию их.[238]
—————————————————————————————————
Тратить свою жизнь на то, чтобы увеличить в мире любовь — единение — разменивать свое мясо на духовное единение.[239]
—————————————————————————————————
1) Жить для Бога, 2) жить по-Бож[ьи], 3) проявлять Бога.
—————————————————————————————————
Рост любви не есть цель, а есть свойство жизни — само собой.
—————————————————————————————————
Единение только в познании истины — в познании Бога. Прежде любви познай Бога.[240]
—————————————————————————————————
Познать Бога — позна[ть] самого себя.[241]
—————————————————————————————————
Жить по-Божьи — значит жить для блага мира. Благо мира в единении. Для единения — познание истины, Бога.[242]
—————————————————————————————————
Не значит ли жить по-Божьи — давать жизнь другим?[243]
—————————————————————————————————
Как только любовь плотская дает плотск[ую] жизнь, так только любовь духовн[ая] дает дух[овную] жизнь.[244]
—————————————————————————————————
Дмитр[ий] Федорович] Ганин, Балчук, д. Осиповой — дано Евангелие.
Армянин Назаров в Александр[овской] больнице.
—————————————————————————————————
Ив[ану] Ив[ановичу] место — Дунаев, Браш[нин].
—————————————————————————————————
Утешиться может только тогда, когда поймет, что жизнь в содержании, а не в сосуде.
Делать то, чего хочет содержимое: течь.[245]
—————————————————————————————————
Жизнь для Бога — увеличение любви.
Соблазны: 1) что для блага себя, 2) — для блага семьи, общ[ества], 3) — для блага мира.[246]
—————————————————————————————————
Вся задача в том, чтобы переставить: долг поставить преж[де], а радости жизни посл[е] — приложатся.[247]
Нет такой страстной любви, как та, кот[орую] чувствуешь к человеку, к[оторого] ненавидел, к врагу.[248]
—————————————————————————————————
1) Благо, 2) Благо — только в служении, 3) служение — в увеличении любви, 4) Любовь увеличивается любовь[ю]. Любовь же и есть благо.[249]
—————————————————————————————————
Вера Ивановна — религиозная язычница.[250]
—————————————————————————————————
В статье: Религия и нравственность я выразился не точно: Религия есть отношение к Богу невидимому, вытекающее из отношения к миру.[251]
—————————————————————————————————
Очень легко знать, что добро, что зло — само по себе, что должно и что не должно; но очень трудно знать, что добро и зло и что должно и не должно для людей, запутавшихся в добре и зле.[252]
Женская и мужск[ая] доля, и непонимание друг друга.[253]
—————————————————————————————————
Переход от хорошенького к прекрасному.[254]
—————————————————————————————————
Действовать, познавать, любить.[255]
—————————————————————————————————
Челов[ек] считается опозорен[ным], если его били, если он украл, а если он посадил в тю[рьму], подп[исал]?[256]
—————————————————————————————————
Шел, и вдруг меня с чрезвыч[айной] яркостью поразила мысль; воспитанного в Сибири привести в городск[ие] соблазны.[257]
—————————————————————————————————
11 апреля. Московский Окружной Суд.
—————————————————————————————————
Заявления о неявка[х].
Лобызаете Вы не только руку, но перстами (?) в чем всё Стр[адание] Христа.
Права и обязанности.
—————————————————————————————————
Права и милость в судах… ред[ко] пра[вда] милость. Не правда
—————————————————————————————————
1) Вход подсуди[мых]
2) Вход присяжн[ых].
3) Вход суда
4) Перекличка
6) присяга
7) Речь председателя]
—————————————————————————————————
Опять ввод подсудимых и судей.
1) Опрос: имя, отч[ество] подсудимых].
2) Свидетели — не явились.
3) Отвод присяж[ных].
4) Замена запасны[ми].
5) Чтение обв[инительного] акта.
Баланин, если признает, то может рассказать.
В узле?
Купец был у вас?
Где встретил Гр[игорьева]?
Привелось.
Под судом не был[и]?
Подсудимые чужие?
(к прокурору)
Не имеет ничего против?
—————————————————————————————————
К присяге
священник идет?
присягнули, а все-таки пугает ответствен[ностью].
Вопросы прокур[ора]
Вы в к[аком] часу пошли?
Вы туда шли?
Контора далеко?
Несколько шагов.
Что у вас украли?[258]
Чугун тяжелый —
скольк[о] вре[мени] отсутствов[али]?
— что вы?[259]
(повторяет ее слова) на какую улицу?
(Свид[етель] сердится, п[отому] ч[то] он говорит чепуху.) полчаса расспрашивает
Допросы защитника
Предъявить вещест[венные] доказательст[ва].
Позвольте мне посмотреть.
Замок показывают, как редкость.
Прокурор из себя выходит, чтобы загубить бабу.
Городовой показывает смело.
—————————————————————————————————
Каким путем они их стали?
—————————————————————————————————
Сядьте.
—————————————————————————————————
Чтение осмотра при дворниках — кре[стьянин] так[ой]-то, такой-то волости и т. д.
—————————————————————————————————
6 месяцев под стражей.
—————————————————————————————————
Речь прокурора.
Челов[ек], к[оторый] нарушает преграды, можно так выразиться.
Кража со взломом.
Юноша прок[урор] старается, чтоб Балан[ин] не мог выгородить бедну[ю] жен[щину].
—————————————————————————————————
Постановка вопрос[ов].
Виновен ли крест[ьянин] 24, т[ак] к[ак] тайно похитил и т. д.
—————————————————————————————————
Речь председ[ателя] к присяжным — резюме.
—————————————————————————————————
предс[едатель] тоже доказывает и плохо
Жандарм усовещивает?
—————————————————————————————————
Звонок и сабл[и].
———————————
Написать Страхову.
—————————————————————————————————
Чем ближе я становился к Богу, тем больше возбуждал негодование людей.[260]
—————————————————————————————————
Воспитанник Кузм[инских] в Моск[ве].
—————————————————————————————————
Анюта Бобылева.
Дела любви увеличивают любовь.[261]
—————————————————————————————————
Федотова, Шаховская.
—————————————————————————————————
Мысли сердца.[262]
—————————————————————————————————
Вильна. Б[ольшая?] улица, д. Машковых Никол. Арсен. Вершинский.
—————————————————————————————————
Любовь есть проявление в себе (сознание) Бога и потому стремление соединиться с Богом в других, вызывать Его.[263]
—————————————————————————————————
Доктор Резвов. Врач. 52. — Сперанские номера по Долгоруковскому переулку, уг[ол] Тверской.
—————————————————————————————————
Дашков просится в капельдинеры.
—————————————————————————————————
Страхову об Заменгофе.
—————————————————————————————————
Птичек выпустить на могилке — памятник. Желание приурочить к простр[анству] и времени то, что уже вне его.[264]
—————————————————————————————————
Три есть средства содействовать уничтожению страданий рабочих:
1) ни прямо, ни косвенно не требовать от них работы — не нуждаться в ней, —
2) самому делать ту работу, к[оторая] тяжела и неприятна, и
3) собственно, не отдельное средство, а последствие приложения второго: облегчать приемы работы (пар, машины).[265]
—————————————————————————————————
Задача жизни: любовно исповедывать истину.
Религия разрушает государство, но не наоборот.[266]
—————————————————————————————————
Б. Никитская, д. Чернова, кв. 27. Сем[ен] Яковлевич] Ейленгорн.
—————————————————————————————————
7 Мая
Девицу.
Хохлова.
Екатерин[инскую] больницу Кудринская?
Назарова.
—————————————————————————————————
Положение ведь такое: один царь.
—————————————————————————————————
Себя беречь, где не можешь служить.[267]
—————————————————————————————————
Тщеславие и славолюбие.[268]
—————————————————————————————————
Города Мстиславля Могилевск. губ. у дочери отст[авного] полк[овника] Петра Павл[овича] Дорошенко, девицы Ольги родился 10 Ноя[бря] 1889 и крещен 1890, авг[уст], сын Констант[ин]. Крестн[ый] отец врач Серг. Петр. Дорошенко.
—————————————————————————————————
На старости лет уменьшается умств[енная] энергия, но не уменьш[ается] любовь. Уменьшается то, что дает похвалу людскую, но не уменьш[ается] то, ч[то] дает похвалу Божию.[269]
Что такое одобрение людей и что такое одобрение Божие? Первое это одобрение, если не низшего, то среднего свойства людей, такого, кот[орое] находится всегда во всех или в большинстве; второе это то, что изредка проявляется в лучших людях.[270]
—————————————————————————————————
Специализация есть произведение рабства. Предела специализации нет. Она должна быть свободна. А то люди вступили на путь специализации и поддерживают ее скрытым рабством.[271]
Царство женщин и врачей.[272]
—————————————————————————————————
Не понимает и не верит.[273]
—————————————————————————————————
Она противна и ничего не понимает.
—————————————————————————————————
Дормидону мальчика к Сытину.
—————————————————————————————————
Женщину к Снегиреву.
—————————————————————————————————
Братски строить Египет[скую] пирамиду.[274]
—————————————————————————————————
На память
1) тюрьму таганскую
2) Бужи[нина?]
3)
У Нехлюд[ова] два настрое[ния].[275]
—————————————————————————————————
Петр Трофимович Дехтерев. У Крутицк[их] казарм против церкви Успенья д. Дехтерева.
—————————————————————————————————
Прислать фотографию. 156. Аларчин мост.
—————————————————————————————————
Начинает уничтожаться реальность; прощупывается сквозь ложн[ые] образы пустота.[276]
Летний город: замазаны стекла, чехлы, севшие панталоны белые, сады, в кот[орые] не пускают.[277]
—————————————————————————————————
Заповеди Христа не правила, а указания соблазном.[278]
—————————————————————————————————
[12 июня.]
Отношения с людьми только тогда хороши, когда в них вступаешь через Бога, т. е. поду[маешь], поделаешь не то, не о том, что тебе нужно от человека или ему от тебя, а что от обоих вас нужно Богу.[279]
—————————————————————————————————
Конкретные науки, в противупол[ожиость] абстрактным, могут иметь объектом всё, что хотите, но только не человека живого.[280]
—————————————————————————————————
Мы не можем, не должны знать будущего — это незнание есть условие[281] жизни. Неизвестность эта уменьшается в той мере, в к[оторой] наша жизнь освобождается от матерьяльных условий и становится более духовной.[282]
Спросить о деньгах по суду [1 неразобр.]
—————————————————————————————————
Законодатели затем избраны, чтобы предотвратить самоуправство, драки; а они сами дерутся — дрались во Франц[ии], Англ[ии], теперь подрались в Итал[ьянской] палате.[283]
—————————————————————————————————
Дмитрий Федорович из Тросны просит помочь на избу. Жвакин.
—————————————————————————————————
Пираговка. Михаил Аникеев просит помочь на избу.
—————————————————————————————————
Прасковья Рыженкова просит помочь на подати.
—————————————————————————————————
Акулинину лесу на избу.
—————————————————————————————————
Антон Федот[ов] Пы[ляев?]. Хочет жениться, свящ[енник] берет 10 р[ублей].
—————————————————————————————————
Июнь 20. Накануне был дождь. После дождя тяжелые, разбитые облака. На меня бежит тень быстро. Набежала и впереди сбежала с колышащейся ржи. Ярко зазеленела и сейчас опять под тенью поблекла.[284]
—————————————————————————————————
Письмо Herron’y: влива[ет] вино нов[ое] в мехи стар[ые].
—————————————————————————————————
Присягу принимает просто, не думая.
—————————————————————————————————
Дугин[ской] волости Чернского уезда.
—————————————————————————————————
Сидит за поджог, девочка 10 лет.
—————————————————————————————————
Взыскивают 46 р[ублей] судебн[ые] издержки. Ничего нет. Продадут ли дом?
—————————————————————————————————
Искусство и наука рабские.[285]
—————————————————————————————————
Точно смерть на Любке.
—————————————————————————————————
Она и не она.
—————————————————————————————————
Только та и любовь, кот[орая] не получает награды: Нехлюдов бьется о том, чтобы она поняла свое положение и его. И — награда.
—————————————————————————————————
Она читает Тургенева.
—————————————————————————————————
Он приезжает в настроении com[m]e il faut’ности.[286]
—————————————————————————————————
У него va-et-vient[287] своего и светского.
—————————————————————————————————
Елькина Игнат Муратов взыскивают, сидит в зàмке.
—————————————————————————————————
Нападки на науку происходят от противоположен[ия] ей религии. Приписывание ей преимущественно[го] значения происходит от того же — от предположения, что предмет религии не есть предмет науки.
—————————————————————————————————
«Ну узнала! Ну так что ж?» — Не хочет вспоминать то время — считает себя погибшей.
—————————————————————————————————
«Что ж, проведать приш[ли]? Вот я куда попала». (Узнает, когда переклика[ют] присяжных.)
Жениться? Что ж вы лучше меня не