нашли? Лучше дайте денег — она хохочет. Тут не заработаешь. Вахтера даром.[288]
— Катюша! Виноват.
— Никто не виноват, такая уж судьба моя.
Отвечает неохот[но] и сейчас спрашивает о настоящем. Когда отправят? и т. п.
—————————————————————————————————
Как же мне жениться, когда я женат?
—————————————————————————————————
Но хотела я вспомин[ать], ты все теперь напомнил мне. Прости[ла] я теперь.
—————————————————————————————————
(Я не помню. Ничего не помню.)
—————————————————————————————————
чия. (?) Отчего ж вы вызываете?
—————————————————————————————————
Городенские погорель[цы].
—————————————————————————————————
Павел Акимов.
—————————————————————————————————
Алексей Аким[ов].
—————————————————————————————————
Самообман земства — ремесл[енная] школа, лавка, больница, мать устроила.
—————————————————————————————————
Спросить у Давыдова: 1) Порядок суда.
2) Как следуют мужья за женами?
3) Как совершается брак?
—————————————————————————————————
Добро, обличающее наше зло, совершенно искренно принимается нами за зло.[289]
—————————————————————————————————
Нижегород. губ., Лукояновс[кого] у[езда] с. Иванцево Ивану Пищаеву. Послать 14 том от Ермолаева[290]
—————————————————————————————————
Для борьбы с соблазнами нужно уяснение сознания — расширение концентрическ[их] кругов света.[291]
—————————————————————————————————
Догель о велосипедах, вранье ученых.[292]
—————————————————————————————————
В деревне явно рабство.
—————————————————————————————————
На покосе берет в трясущиеся руки ягоду.
—————————————————————————————————
Во мне есть то, что держит все вместе: разум и люб[овь].
—————————————————————————————————
В детстве моем води[ли] медведей, теперь дети в трико.[293]
—————————————————————————————————
Сказано и в повести, в кот[ором] часу?
1) присяжные,
2) Суд,
3) подсудимы[е].
—————————————————————————————————
1) Имя, отчество, фам[илия], звание, года, вера.
2) Семейное положение, занятие.
3) Не был ли под судом? —
—————————————————————————————————
Все ли свидетели явились? Судеб[ный] при[став].
—————————————————————————————————
Удаление свидетелей.
Секретарь читает о присяжных.
Отпрашива[ются], штраф[уются].
Пополняется список присяжн[ых].
—————————————————————————————————
Отвод их.
—————————————————————————————————
Выбираются по жребию 12 ч[еловек].
—————————————————————————————————
Присяга. Еврей.
—————————————————————————————————
Разъяснение прав, спрашивать через предс[едателя], иметь бумагу и каранд[аш], осматривать веществ[енные] доказ[ательства].
—————————————————————————————————
Уходят избирать старшину (на возвыш[ении]).
—————————————————————————————————
Чтение обвинитель[ного] а[кта].
—————————————————————————————————
Вопрос — признает ли он себя виновным.
—————————————————————————————————
Признает себя винов[ным]. Предс[едатель] говор[ит]: расскажи, как было дело.
—————————————————————————————————
—————————————————————————————————
Вводятся свидетели.
Опрос свидетелей.
Стороны как хотят спрашивать под присягой.
1) Привод ко присяге.
Уводят всех, кро[ме] одного. —
Предс[едатель] говорит подсуд[имым], что могут возражать свидетел[ям].
—————————————————————————————————
Прошу прочесть одобр[ительное] свидетельство — Объявляю следств[ие] оконченным.
—————————————————————————————————
Изложение дела. —
Прокурор всегда в пределах обв[инительного] акта.
—————————————————————————————————
Опять защитники.
—————————————————————————————————
Подсудимые.
—————————————————————————————————
Читаются вопросы.
—————————————————————————————————
Защитник просит.
Суд утвержд[ает] вопросы и говор[ится] резюме. —
—————————————————————————————————
Объяснение: что есть убийство — какое.
«Состав преступления».
—————————————————————————————————
Учить их, как решать. Не забудьте право —
—————————————————————————————————
Предс[едатель] читает вопросы и Старшина читает.
Спрашивает прокурора о мере наказания.
Защита просит снисхождения.
Удаляются.
Предс[едатель] садится и читает.
—————————————————————————————————
Села Хотуши, крестьян[ин] Нефед Журавов, просит развязать с Иван[ом] Гераси[мовым].
—————————————————————————————————
К Кон[евской].[294]
Не ругают, пока не сблизился. Как сблизи[лись], пошло. — Лучше б[ыло] этих пакост[ей] не делать.
—————————————————————————————————
Два настроения у Катюши.
———————
Василий [?] Иван[ович] 20 коп. [?]
Калмыков просит места на заводе, просит у Черткова.
—————————————————————————————————
Остроженск[ая], д. Гельтищева. Калмыков.
Бочаров — очень беден, в Городне.
—————————————————————————————————
1) Заходит туча, в избе. Баба глядит в окно, говорит: батюшка, царь небесный, сень — заходит.[295]
—————————————————————————————————
2) В чем прогресс? Прогресс чел[овечества] в преоблад[ании] разума над животн[ым] законом борьбы, а у них — прогресс в продолжении торжества борьбы над разумом.[296]
—————————————————————————————————
3) Главное, что наука тогда только наука, когда она учит тому, что должно быть, а не тому, что хорошо то, ч[то] есть, как это делает Кидд и др.[297]
Коне[вская].[298]
<Он думал, что ему совестно, что он перебирает крест, но руки были такие пухлые, что очевидно не совест[но].>
—————————————————————————————————
Самсон просит на похор[оны].
—————————————————————————————————
4) Биофоры — склад[ываются] в детерминаты… дет[ерминаты] в иды — Иды в иданты.[299] —
—————————————————————————————————
5) По Кидду выходит, что главный двигатель человечества религия. Религию же нельзя познать теми средствами, к[оторые] он употребляет. И потому он не изучает ее, не изучает то, в чем сущность челов[еческой] жизни.
Я же изучаю именно ее.
Он изучает то, что не нужно. Я то, что нужно.[300]
—————————————————————————————————
6) Семейная жизнь та, какой идеал[301] мож[ет] быть достигнут толь[ко] подчинением жены.[302]
—————————————————————————————————
7) Сознание свободы есть сама жизнь — сам Бог в нас. Его то не признают матерьялисты.[303]
—————————————————————————————————
8) По Кидду необходимо размножение. Инстинкт, поддерживающий прогресс, не религиозный, а инстинкт животный размножения, т[ак] ч[то] он, главный, нужен для прогресса.[304]
—————————————————————————————————
9) Религия хороша бы всякая, если бы не было настоящ[ей], единой истинной.[305]
—————————————————————————————————
10) Духовн[ая] жизнь без времени и простр[анства] проявляется во времени и простр[анстве].[306]
———————————
Наталья Серегина.
11) Мужики в Колине.[307]
—————————————————————————————————
12) Вспоминаю Машу, Леву, эту царственность молодости — им всё возможно, в них Бог, к[оторый] может проявиться, не поруган еще. Нас, стариков, грехи, если и смирили, и задави[ли]. Нельзя быть молодости не самоуверенной, они должны быть такие. Они носят в себе все возможно[сти].[308]
—————————————————————————————————
Почтовая ул., д. Власова.
—————————————————————————————————
Среди борьбы противуполо[жное] начало любви Бога проявл[яется] в том, ч[то] мы называем своб[одой] воли.[309]
—————————————————————————————————
Борьба выделяет сильнейших, сильней[шие] опять борют[ся].[310]
Доказательство нравств[енности], вытекающей из борь[бы], только признан[ие] того, что без Бога нельзя, а они хотят объяснить жизнь без Бога.[311]
—————————————————————————————————
Платоновы — земля [?]
—————————————————————————————————
Стоит раз озлиться и не можешь расстаться с своей злостью. Стоит ему забраться в душу и не выгонишь.[312]
—————————————————————————————————
Викулин просит на погорелое.
—————————————————————————————————
Колоколовой землю отбивают 28 Августа.
—————————————————————————————————
Надо прежде приучить себя к любви, и потом изменить жизнь. И надо прежде изменить жизнь. С двух концов va et vient:[313] любовь, дело.[314]
—————————————————————————————————
Тросненское общество у Яблочкина.
—————————————————————————————————
Сейчас ехал верхом и молился. И говорил себе: ничего не хочу, кроме исполнения Его воли. И думаю: Какой я зато хороший. —
И вдруг вспомнил: да ведь я весь Его, весь в Его власти. Ведь то, за что я хвалю себя, есть только признание того, что есть, есть только не бунт против Отца.[315]
—————————————————————————————————
И невольно захохот[ал], точно захохота[л].[316]
Спросить о слитке серебра —
1) На канаве, между сад[ом] и Чепыжем,
2) в овраге у Чепыжа,
3, 4) в овраге же,
5) в овраге.
—————————————————————————————————
6, 7) Два тополя с лев[ой] ст[ороны] оврага,
8, 9) еще два топо[ля] под берез[ой].
—————————————————————————————————
10) В Заказе на ка[наве].
11) за оврагом [1 неразобр.] дубок тонкий (?)
12) Береза к посадке,
13) Дубок тут же за камушком,
14) Осина в овраге,
—————————————————————————————————
15) Сшибок на левой стороне, навер[ху],
16) Сшибок ясеновой,
17) Сшибок березовый.
—————————————————————————————————
18) без макушки к посадке.
19) Сшибок осина к средн[ему] оврагу,
—————————————————————————————————
20) Вяз, у купальн[ой] доро[ги],
21) Там же осина, сшибок, слега.
—————————————————————————————————
Что же касается до насилия над язык[ом] и вероиспо[веданием], то патриотизм тут не при чем. И я постр[адал?] с кажд. пос[традавшим?], толь[ко] на осно[вании?], чужд[ом] христ[ианству].
И насилия над языком и верою такая мерзость, что никогда не нашлось бы людей для совершения этих дел, если бы не б[ыло] уч[ения] патриотизма. —
—————————————————————————————————
«La chanson de Gaspard Hauser.
Je suis venu, calme orphelin,
Riche de mes seuls yeux tranquilles,
Vers les hommes des grandes villes, —
Ils ne m’ont pas trouvé malin.
A vingt ans un trouble nouveau
Sous le nom d’amoureuses flammes
M’a fait trouver belles les femmes, —
Elles ne m’ont pas trouvé beau.
Bien que sans patrie et sans roi
Et très brave ne l’étant guère,
J’ai voulu mourir â la guerre, —
La mort n’a pas voulu de moi.
Suis-je né trop tôt ou trop tard?
Qu’est-ce que je fais en ce monde?
Oh, vous tous, ma peine est profonde!
Priez pour le pauvre Gaspard!
Verlaine».[317]
—————————————————————————————————
Забота об индивидуа[льности].
Предоставь Богу или при[знавай?]
она [?] себя полюби[ла?]
Я считаю, что для дела Б[ожия] нужна моя слава. Неправда.
М[ожет] б[ыть] нужен мой позор.[318]
—————————————————————————————————
1) Любовь. <Когда> не пот[ому] любим, что предмет любви хорош, предмет любви становится хорош, когда любишь.[319]
—————————————————————————————————
Бочаров из Городны просит еще погоре[льцам].
—————————————————————————————————
Казанцев просится на место к Буланже.
—————————————————————————————————
Слово есть единств[енное] орудие.
—————————————————————————————————
2) Нельзя говорить с человеком, принявши что-либо на веру.[320]
—————————————————————————————————
3) Недовольство — трение — признак движения.[321]
—————————————————————————————————
4) Когда сомнение в Боге, тогда подымаешься на высшую ступень.[322]
—————————————————————————————————
Королёва из Городны просит на бедность, муж больной.
5. 1) Жизнь здешняя есть связь во времени своего Я[323] и в пространстве. Прежде любил и стал одно.[324]
6. 2) Бесконечность времени и пространства показывает неполноту, узость, частность нашего понимания.[325]
—————————————————————————————————
Сравнение жизни с охотой.
21 [?] сентября.
То, что описываемые в этой записке факты собраны со слов одной стороны, только гонимых, а не гонимых и гонителей, не уменьшает достоверности сообщенных фактов. Гонимым незачем было скрывать то, что они делали, они провозглашают это на весь мир, гонителям же не может не быть стыдно за те меры, к[оторые] они употребляли — потому они будут употреблять все средства, чтобы скрыть свои дела. Если же в рассказах самих духоборов могли быть преувеличения, то мы старательно исключили всё то, что казалось нам таким. Достоверно и несомненно самое существенное, рассказанное в этой записке, а именно, что духоборы были неоднократно и в разных местах жестоко биты, заключены в тюрь[мы], разорены и изгнаны из своих деревень и домов. Всё это уж несомненно достоверно и было напечатано во многих русских газетах и не вызвало опровержения со стороны правите[льства].
—————————————————————————————————
Ряхин[326] за покражу купор[осного] масла.
—————————————————————————————————
Удивляешься на премудрость устройства мира — гриб на дереве живет. А ведь это только премудрость моего разума, всё это распределяющего.[327]
—————————————————————————————————
О пропаже билета Андреяна Лаврушина, потеряли билет — Гранат, Кочетов.
<Сила убеждения не от рассудочной убедительности, даже не от руководящ[его] чувства, а от невозможности всего другого.>
—————————————————————————————————
Просить. Констант[ин] Сатанин жениться, в 39 пех. Томск[ом] п[олку] с 95.
Команд[ир] полка Газенкампф.
—————————————————————————————————
У Красеньких. На смарку.
—————————————————————————————————
Переноситься в собеседн[ика], и всегда — любя.
—————————————————————————————————
Михеев усадьба на два подлубочка.
—————————————————————————————————
Женщинам двигать, а мущинам давать направление.[328]
—————————————————————————————————
Есть что-то такое: содержание, матерьял жизни, сама жизнь есть всё Бог. В этом всем я объединился — и всё на мой взгляд объединилось. — Объединено всё любовью. Я возлюбил прежде тело свое, и оно ст[ало] я. — Я возлюбил <теперь> дух, и оно станет после смерти другое Я.[329]
—————————————————————————————————
Как только разум откинет соблазны (благо низшего порядка), так челов[ек] застремится к истинному благу, к[оторое] е[сть] любовь.[330]
—————————————————————————————————
1) Как скоро чел[овек] получил разум, он должен употреблять его — (таланты). А как скоро он употребит его, он познает, что живет не для себя — (виноградари). А познав, что живет не для себя, начнет делать повелен[ное]. Делая же повелен- [ное], получит награду. Мешают этому соблазны. Собл[азн] это разум, направленный на животную жизнь.[331]
—————————————————————————————————
1) Собл[азн] лич[ный], 2) семе[йный], 3) госуд[арственный],
4) религ[иозный].[332]
—————————————————————————————————
Консерватизм от лени — нежелание двигаться.[333]
—————————————————————————————————
Чем представит[ельнее], внушительнее, даже красивее явления, тем меньше в них духовного.[334]
—————————————————————————————————
Неделание важнее, чем я думал. Когда движешься — двига[ешься] правильно. А двигаться нельзя велеть.[335]
—————————————————————————————————
Катер[ина] Михичева из Подыва[нькова]. Зять обижает.
—————————————————————————————————
Евграф [?] Сорочин ищет землю снять в лес[у].
—————————————————————————————————
Юрьево — железная дорога проходит —
—————————————————————————————————
Хатунка. М. В. Булыгину.
1) «Так что ж нам делать?»
2) Письмо к редактору Лонд[онской] газеты.
3) Исповедь Ал. Аполлова.
4) «Война» Джонатана Даймонда.
5) Адин Балу. «Учение о христианском непротивл[ении]».
6) Краткое изложение евангелия.
7) Учен[ие] 12 Апостолов.
8) Уч[ебник] яз[ыка] Эсперанто.
9) 1 № газ[еты] Эсперанто.
10) «Die wahre Ursache der schlechten Zeiten» Carl Maifeit.[336]
11) «Die Secte der Nazarener in Ungarn». G. Schwalm.[337]
12) «Der Essenerbund».
13) «Сеть Веры» Хельчицкого.
14) «Weder Dogme noch Glaubenbekentis sondern [?] Religion». Lachman[338].
—————————————————————————————————
Любовь дает разум. Смирение дает любовь.[339] Сравнение жизни с охот[ой].
—————————————————————————————————
Идет жизнь животная, и вдруг в нее кинут разум.[340]
—————————————————————————————————
Пашковск[ая?], к[оторая?] просит.
—————————————————————————————————
Комитет —
—————————————————————————————————
Значение убийств[а].
—————————————————————————————————
Павел Пахомов Ермаков живет в Киеве, узнать — <про[сит]> кр[естная] мать.
—————————————————————————————————
Три момента: 1) сознание отчаяния, погибели, 2) сознание посланничества и 3) что то, чего искал, то приложится.
—————————————————————————————————
Харьковские студенты Дидрихсон и Филаев [?] взяли на немецком яз[ыке] Царство Божие внутри вас и Что же нам делать?
и Открытое письмо Попова.[341]
—————————————————————————————————
Афонька. Квартира в его избе.
—————————————————————————————————
Tout comprendre c’est tout pardonner.[342]