Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 53. Дневники и записные книжки, 1895-1899 гг.

года.

—————————————————————————————————

Почему верит в личного Бога.[343]

—————————————————————————————————

Если поверит во что-нибудь, то нет веры. Первое перестает верить в разум.[344]

—————————————————————————————————

Хочется жандармов, значит, хочется не работать, а чтоб за тебя работали.[345]

—————————————————————————————————

Извращают разум с детства и заменяют потом [1—2 неразобр.] учение.[346]

—————————————————————————————————

Книг Мар[ье] Ал[ександровне].

—————————————————————————————————

Насилие освобождает[347] —

—————————————————————————————————

Или идолопоклонство или матерьялизм.[348]

Настолько переходит я а сторону духа, что страдания тела — радость.[349]

—————————————————————————————————

Наглость

Как топором ударить.

Улыбкаприправа ко всему, часто к гнилому.[350]

О воспитании: метает быть семейным эгоистом.[351]

Подследств[енных] возвращают.

Водят всех отдельно.

Вещей нет. —

Через две недели баня и прачечная.

Вещи в узелках.

Поверка в 5 часов, отпирают.

Голодают, менее 2 ф[унтов].

Селедка, баранки.

Холод — не топят.

Халаты редки. 8° — больше не бывает.

—————————————————————————————————

28 надз[ирателей], 2—1 надз[иратель], 2 фельдш[ера], писар[ей] 4 пис[аря].

—————————————————————————————————

Жертвов[аний] доходит 1/10

—————————————————————————————————

Хлеб идет на свин[ей] надзирател[ей].

—————————————————————————————————

Работы — польза. —

—————————————————————————————————

Любить то, ч[то] желает того, чего желает.[352]

Любишь предел.[353]

—————————————————————————————————

Кубики.[354]

—————————————————————————————————

Дана возможность понять то, что нужно в этом мире.[355]

—————————————————————————————————

Есть жизнь бессознательная и жизнь сознательная — т. е. любовь, бессознательная к себе, и любовь сознательная, увеличивающаяся в объеме от развития сознания.[356]

—————————————————————————————————

Алексей Васильев просится в учителя.

—————————————————————————————————

Бога почувствов[ал] и свое бессмерт[ие].[357]

—————————————————————————————————

На Долгор[уковской] д. Зимина. Испол. Александр. Сабалеев. Ищет места.

—————————————————————————————————

Нельзя заснуть.[358]

—————————————————————————————————

перестать.[359]

—————————————————————————————————

[28 ноября. Малый театр.]

У двери Марина.

—————————————————————————————————

Белье на кором[ысле].

—————————————————————————————————

Отворачиват[ься] не надо.

—————————————————————————————————

На линии [?] не надо.

—————————————————————————————————

Не надо лож[ки], сидеть пр[още].

—————————————————————————————————

Никита:

Не надо мрач[но] отве[чать].

—————————————————————————————————

Кафта[н] отчищать.

—————————

Приговор.

—————————————————————————————————

Кума входит.

—————————————————————————————————

Митрич: громче.

—————————————————————————————————

Всё постав[лено] иначе.

—————————————————————————————————

Анисья подает.

—————————————————————————————————

Митрич сидит пр[ямо?]

Марине не ходить.

Голиков [?][360] д. Комарова у Сухар[евой] башни.

——————

Разум дан на то, чтобы познать, что любить, а не на то, чтобы увеличить данную любо[вь].[361]

—————————————————————————————————

Искусство началось с игры, так и осталось игрою.[362]

Как искусство главное не в том, как работать новое, а как поправлять ошибки, так и в деле жизни разоблачать соблазны.[363]

<Петр Булахов взял «Книгу о жизни». Адрес: Москва, 3-я Мещанская, Торговый дом Каверин>.

<Петр Алексеевич Булахов взял «Евангелие» и «Дрожяшна», Христианство и патриотизм. Адрес: Москва, 3-я Мещанская, Торговый дом Каверин.>

——————

Тверской бульвар, дом Кочегарова, Ник. Мих. Сомову.

——————

Всё более отвращ[ается?], но с администрац[ией] в больш[ой] друж[бе].

—————————————————————————————————

М[уравьев] А[постол] то. Нынеш[нее] — вот что упадок.

Ведь о чем идет речь?

Сечь в 1895 людей равноправн[ых], образов[анных] люд[ей] и всех с сознан[ием] собст[венного] досто[инства]. Я видел вот что. И об этом-то говорят, что надо ограничить.

Нельзя говорить.

—————————————————————————————————

Всё зло мира от признания себя или совокупности целью…[364]

—————————————————————————————————

Подал нищему, вспомнил кто я? и тотчас все весы переменились.[365]

—————————————————————————————————

Петр Булахов взял книгу «В чем моя вера», «Палкин»

Иван Малахов взял книгу «Гонение на духоборов»

1 Рог[ожская], дом — Волокитина и Латышева.[366]

[1896]

Но скажут, что же, не нужно делать никак[их] пла[нов] — жить как животн[ые]? Отчего? Не нужно только делать то, что явно противно: закону Бога (кто верит), внутр[еннему] голосу (кто не верит). Только бы был поставлен вопрос не тот, правда ли, что человеч[еская] жизнь будет лучше, если мы последу[ем] Хр[исту], а правда ли, что много намучил[ись], да и больше делать нечего, как следовать закону Хр[иста], и ответ будет один и жизнь будет одна.

—————————————————————————————————

Всякий прав.

—————————————————————————————————

Талант, когда чувствуе[тся], что он ищет.[367]

—————————————————————————————————

И тут зная, что это мой закон, закон всей жизни челов[еческой], я только п[отому], ч[то] сам решил или люди сказали мне это, стану делать противное всему тому, что соединяет людей, стану лишать свободы, бить. Как работник, к[оторый] приставлен строить стену и к[оторый], услых[ав] слова, стал раскидывать рабо[ту] других.

—————————————————————————————————

Гранатн[ый] пер[еулок], Зерщикова[?]

—————————————————————————————————

Наука будет другая, лучшая, когда будут выбираться из 100 м[иллионов], а не из одного.

—————————————————————————————————

Как только принести разум, так соблазн отводит его от истин[ного] пути.[368]

—————————————————————————————————

Я инстинктив[но] жду, алчу перемены — не знаю какой — это я алчу смерти.[369]

—————————————————————————————————

Искусс[тво] велич[айшее] дело просвещ[ения] и игра.[370] — Жест пряхи, не снимает. Жест вперед рук[ой]. Топор не так — вокруг. Край к себе.

—————————————————————————————————

Алексей Иванов Волгин. Великолуц[кий] мещ[анин].

Угол Немецкой и Бригадирского, дом Юховой, кварт. № 4-й.

Взял Евангелие.

Брошюра Ник[олай] Пал[кин].[371]

—————————————————————————————————

Два arts искусства.[372]

—————————————————————————————————

Рассуждают правильно только, когда хочется — ум слуга.

—————————————————————————————————

Смотреть на жизнь, как на веселый, совокупный переезд.[373]

—————————————————————————————————

Доказательство Бога то, что знаю чувства другого.[374]

—————————————————————————————————

Самоубийствопростор. История самоубийцы во 2-й жизни.[375]

—————————————————————————————————

Желает верить и пот[ому] загипнотизировывает себя.[376]

—————————————————————————————————

Два искусства. Иску[сство].[377]

—————————————————————————————————

Разговор с Рачинск[им] об успех[ах] наук и наркотиков.[378] Мы говорили, что отстают евреи.

—————————————————————————————————

Из Рагожеской фабрика Алексеева столяр и слесарь два брата родные взяли Книгу Царство Божие 11 марта.

—————————————————————————————————

Благо только для всех.[379]

В прачешной всех посылают.

Дежурн[ый] куб.

Роды

—————————————————————————————————

1) Как водят конвойные?

2) Как едят, когда их водят?

3) Есть ли всенощная?

4) Какой образ в камере?

5) Как вызывают на свидан[ие]?

6) Как ходят в церковь, через какие комнаты?

7) Можно ли видеть мущин?

8) Где моют[ся] женщины?

—————————————————————————————————

Подпол[ковник] Баженов. Владивосток.

А. И. Ярыжкина. Одесса, Канатная ул., д. Ливитского.

—————————————————————————————————

Искусство есть прояв[ление] дух[овной] жизни.[380]

—————————————————————————————————

Суеверие, как рак, если не все вычищено, разрастется.[381]

—————————————————————————————————

Дают свидание.

старостихи.[382]

—————————————————————————————————

1) Начал[ьник]

2)[383] помощник

надзиратель

старший надзир[атель]

—————————————————————————————————

Петр Алексеевич Булахов взял В чем вера?[384]

—————————————————————————————————

Взял Краткое изложение Евангелия Николай Александрович Свидерекий. Малая Бронная, д. Гирша, кв. 20.

[385]Знание истори[ческое] того, как возникал миф в одном народе, в одно время уже не может соединиться с верою, что один из этих мифов есть абсолютная истина.[386]

—————————————————————————————————

Лечим симптомы болезни, и это главное препятствие лечению самой болезни.[387]

—————————————————————————————————

Corneille об иску[сстве][388]

—————————————————————————————————

Наследственность есть, но до каких пределов допускать ее действие? Так же, как влияние физич[еского] на духовн[ое] есть, но до каких пределов допускать действие физич[еского]?[389]

—————————————————————————————————

[6 марша 1896 г. Никол[ьское.]

Лежал засыпал. Вдруг что-то точно оборвалось в сердце, Подумал: так приходит смерть от разрыва сердца и остался спокоен, ни огорчен, ни радостен, но блаженно спокоен: здесь или там я знаю, что мне хорошо то, что должно. Как ребенок на руках матери, подкинувшей его, не перестает радостно улыбаться, зная, что он в ее руках. И подумал: отчего это так теперь, а прежде не было? Оттого, что я прежде не жил жизнью всей, а жил только жизнью здешней. Чтобы верить в бессмертие, надо жить бессмертной жизнью здесь. Протянуты две доски и можно стоять на той и на другой. Одна кончается, и ее подрезают. Как же не бояться стоять на ней. И как бояться, если стоять на той, к[оторая] не кончается и не может быть подрезана. 6 март. Ник[ольское] 1896. Господи, не оставь меня.[390]

—————————————————————————————————

У нас в литературе и жизни принято плакаться на стеснения, губившие жизнь, и высокие мысли. Да мысли-то не было настоящей. Это всё самообман. Если бы Гран[овский], Белинский имели что сказать, они сказали бы. Доказательс[тво] Герцен. Он уехал за границу, и что же он сказал нового? Не переставая должны все эти, производ[имые] в велик[их] люд[ей] Белинск[ие], Грановские, а потом Добролюб[овы], Черн[ышевские], благодарить правительство и цензуру, без кот[орой] они были бы самыми незаметными фельетонистами.

Мож[ет] б[ыть] в них и было что-нибудь настоящее, в Бел[инском], Гр[ановском] и других неизвестных, но они всё в себе задушили, воображая, что им надо служи[ть] обществу в формах общес[твенных], а не служить Богу исповеданием истины и проповеданием ее без всякой заботы об обществ[енных] формах (формы сами сложатся). Вроде того, как если бы[391] существу даны были крылья для того, чтобы летать, не зная препятствий, а он бы употреблял эти крылья, чтобы помогать себе ходить. Он и крылья бы испортил, и всякое препятствие остановило бы его. А потом он бы жаловался, что его задержали, и восхвалял бы тех, кот[орые] ходили на крыльях и говорили бы с грустью, что они далеко бы ушли, коли бы их не задержали.

Свойство истинной мысли таково, что ее нельзя задержать. Если ее кто-то задерживает, то она не истинная.[392]

(х + b)2 + а2 =

а2 + х2 = (х + b)2

а2 + х2 = х2 + b2 + 2хb

а2 = b2 + 2хb

а<+ х> = 2х2 + [393]2bх + b2

a2 — b2 = 2xb

a2 + ‹x2› = ‹x2› + 2bx + b2

19) Понемногу умирающий человек испытывает то, что должно испытывать прорастающее зерно, не перенесшее свое сознание из зерна в росток.[394]

—————————————————————————————————

Разум есть орудие для познания истины — поверка, критика.[395]

Моховая, д. Онучкина, Иван Павлович Юшков, изобретате[ль].

—————————————————————————————————

Человеку кажется, что он животное, также, как кажется, что он стоит, а солнце ходит.[396]

—————————————————————————————————

Петр Булахов взял книги: 2-й том Еванг[елия] и письма. Свет Азии, всеобщая история.

—————————————————————————————————

18) Есть доброта, к[оторая] хочет пользоваться только выгодами, а не нести невыгоды.[397]

—————————————————————————————————

17) Зачем же лишать христианство убедительно[сти]? Зачем?[398]

—————————————————————————————————

16) Природа, Бог экономны своими силами. Для того, чтобы установить Ц[арство] Б[ожие], Богу не нужно делать это самому. Он делает это через нас, а время у не[го] не считается.[399]

—————————————————————————————————

1) Изложения Евангелий,

2) Исповедь,

3) В чем моя вера,

4) Сочинение Бондарева.

Взял Новиков.

——————

22 марта

Взял «Die Religion des Geistes»[400] №№ 1, 2 и 6 Сергей Плотников.

16) Ужасно непонимание вас людьми. Утешиться в этом можно только тогда, когда имеешь отношение с Богом и знаешь, что Он понимает тебя.[401]

—————————————————————————————————

15) Перенести свое я в духовное значит желать только духовного. Тело мое может стремиться к плотскому, но я не желаю этого, как не желаю падения, но подчиняюсь тяготению.[402]

—————————————————————————————————

Евдокия Ильини[чна] Повали[шина?]

—————————————————————————————————

Как узнаешь, что это делаешь боль[но] себе, так узнай, что делаешь против любви.[403]

—————————————————————————————————

Соблазн это утверждение, что ты можешь нарушить любовь для болыше[го] блага; соблазн 1) своего питанья, здоровья, 2) семьи, 3) государст[ва], 4) религиозн[ый] — спасен[ия] для Цар[ства] Божия.[404]

—————————————————————————————————

<Устранять всё то>, что мешает любви (это соблазны):

1) неравенс[тво], 2) похоть, 3) клятва, 4) месть, 5) раздел[ение] лю[дей?].[405]

Грех это всё, что разделяет, что утвержда[ет] твою отдельность.[406]

14) Об искусстве начать с того: за картину заплатили 20 т[ысяч], симфония стоит, и одн[и] говорят: дрянь, другие — прекрасно. О возду[хе], воде, пище, добрых делах не говорят.[407]

—————————————————————————————————

Если не ищут счастия, то не отнимают его друг у друга.[408]

—————————————————————————————————

Признав собою Бога — почувствует желание добра, т. е. блага всех.[409]

—————————————————————————————————

Что же делать для того, чт[обы] исполнять волю Б[ога]? Делать то, чего хочет живущий в тебе Б[ог]. Хочет Он блага всем.[410]

—————————————————————————————————

Нет смысла жиз[ни], один: продолж[ение] рода.[411]

—————————————————————————————————

Студент Валентин Сперанский взял 11 апреля книгу 11 regno di Dio е in voi[412] с обязательством вернуть в двадцатых числах апреля.

Адрес: Солянка, Воспитательный Дом, Николаевское женское училище, кв. Емельянова.

—————————————————————————————————

Человеку кажется, что это обман от того, что он считает собою не то, что он есть. Хр[истианское] уч[ение] поправляет эту ошибку.

Но является вопрос, зачем мое божест[венное] я заключено в тело, зачем этот обман.

Тут нет обмана. Мне только кажется обман. А я должен признать высшую во[лю], к[оторая] для недоступных мне целей заключи[ла] мое духовн[ое] я в эту телесн[ую] оболочку. Вроде того, как если бы пружина или пар спросили бы, зачем меня сжали? Или работник: зачем мне работать?[413]

—————————————————————————————————

В чем же состоит дело Божие?

В освобождении себя и в увеличении любви — оно же расширение[414] —

—————————————————————————————————

13) Насилие не может ни ослабить, ни усилить духовное движение.[415]

—————————————————————————————————

12) Дело в том: полагаешь ли ты свою жизнь в дровах, к[оторые] сгорают, или в огне, к[оторый] горит?[416]

—————————————————————————————————

Кейзер[417] ищет места.

—————————————————————————————————

11) Искусство микроскоп — дает новые радости жизни.[418]

—————————————————————————————————

Как проявляется

Скачать:TXTPDF

года. ————————————————————————————————— Почему верит в личного Бога.[343] ————————————————————————————————— Если поверит во что-нибудь, то нет веры. Первое перестает верить в разум.[344] ————————————————————————————————— Хочется жандармов, значит, хочется не работать, а чтоб за