Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 53. Дневники и записные книжки, 1895-1899 гг.

воля Божья?[419]

—————————————————————————————————

1) содействие к установлен[ию] Ц[арства] Б[ожия],

2) любовью.[420]

—————————————————————————————————

10) Чувствую силу и потому мягкость.[421]

—————————————————————————————————

взял читать Федор Васил[ьевич]:

О помощи голодающим.

Открытое письмо к обществу.

Гонение на христиан.

Анатомия нищеты

Кутьин. Жительство имею Москва, Мещ[анской] ч[асти] 3-го участка у Крестовской заставы, Переяславская улица, дом Прокофья Никитина.

—————————————————————————————————

Служишь Богу так или иначе: бессознательно или сознательно. Разница только в том, что при раздвоении можно перейти вперед, но не назад.[422]

2 р[аза] в неделю осмотр.

В году раза 4 в больницу. Есть свои любовники.

В зал выходят в 8—11. В 12 чай, в 2 — обед, в 4 чай, в 7 ужин.

—————————————————————————————————

Висенштейн — Хилков

—————————————————————————————————

Липицы. Семизоровы.

—————————————————————————————————

8) Обман в том, чтобы 1) считать орудие собою.[423]

—————————————————————————————————

7) Соблазн в том, чтобы придумать себе дела, кроме служения.

—————————————————————————————————

6) Природа, Бог экономна. Ему нуж[но] проникнуть любовью всё. Он зажег одного человека, поставив его в необходимость зажигать всё остальное.[424]

—————————————————————————————————

5) Если свет начался и кончится, то можно придумать смысл жизни, но при бесконечн[ом] вечном мире нет смыс[ла].[425]

—————————————————————————————————

К Конев[ской]:

Находит слабость: улыбка. Всё, прежде признанное, назад.[426]

—————————————————————————————————

4) Кто живет духовн[ой] жизнью, тому жизнь за день становится так тяжела, что легко расставаться с нею.[427]

—————————————————————————————————

3) Я сначала отдельные желания,

Потом я желающий себе блага,

Потом я духов[ный].

—————————————————————————————————

2) Тело человека орудие его деятельности. Самосохранение тела = бережению орудия.

1) Как человек чувствует всякий толчок по орудию, так и человек — свое тело.

—————————————————————————————————

Начать с того, как в древности понима[ли] жизнь и ее блага и бессмертие личное.

—————————————————————————————————

Семен Грузнов замерз, — подали прошение на жел[езную] дорогу.

—————————————————————————————————

Пузанов — задохся в газе.

—————————————————————————————————

Это б[ыло] еще до тебя. Где ж я была? — Ты спала и не знала, что ты спишь.[428]

—————————————————————————————————

О коронации.[429]

—————————————————————————————————

Воображать, что одна стан[ция] весь путь, что один день вся жизнь.[430]

—————————————————————————————————

Зло есть только то благо, действие кот[орого] мы еще не видим.[431]

—————————————————————————————————

Если музыкант требует от стихотворе[ния] удобопонятность, то поч[ему] поэт не может требовать того же от музыкаль[ного] произведения?[432]

—————————————————————————————————

Я думал, что когда умрет челов[ек], дух выйдет и уйдет. Вот ты и уйди с духом.[433]

—————————————————————————————————

Представить себе самое сложное, запутанное дело, в к[отором] требуется мое участие. Со всех сторон неразрешим[ые] дилеммы. Стоит только перенести вопрос к себе, понять, что это опыт моего совершенств[ования] — мерка моего роста, экзамен степени любви — и всё разрешается так легко, просто и радостно.[434]

—————————————————————————————————

Ошибка (грех) есть употребление разума на достижение блага себе в ущерб друг[им] существ[ам]. — Служение себе без разума и в ущерб не есть ошибка.[435]

—————————————————————————————————

Петр Капылов в остроге в Серпухове узнать — Свидетели:[436]

Бабуринск[ая] вдова,

Трофим Иванов в Колпне. —

Василий Макаров,

Объездчик Тарас.

—————————————————————————————————

О деньгах горелых, Житовская.

—————————————————————————————————

Давыдову[437]

Красенскую с Косой Губы.

Егор Николаев Гиньков просит о том, что братья продали без него его землю — общую, у нот[ариуса] Белобородо[ва].

Драгунская.

Иван Петров[ич] Бочаров кондуктором убит. Курской дороги.

—————————————————————————————————

Тула. Петровская улица д. Диковой. Прокофий Трофимов Кириллов.[438]

Письмо к…..

Письмо Попова.

Учение 12 Апостолов.

Гонение на христиан.

Царство Божие.

Кто Я такой? Бог, сознавший себя человеком — Христ[ос].

—————————————————————————————————

Николай Петрович Ровский — на новой Двор[янской] у[лиие] д. Савельев[а] — секретарь уездн[ого] п[р]и[сутствия]?[439]

—————————————————————————————————

Кожуховское

—————————————————————————————————

Абрамов Иван в сумашедшем доме.

—————————————————————————————————

К Тихону Св. Купели [?], сколько прилета[ют]. Иоанн Кроншт[адтский] велит какому святому.

—————————————————————————————————

Скуратовская — Мерзлов Егор.

—————————————————————————————————

Арсеньев просит[440] писать Валер[ии].

—————————————————————————————————

Мостовская, Красикова вдова просит.

—————————————————————————————————

Человек живет прежней жизнью, не зная, что через них живет Бог. В новой жизни они знают это.[441]

—————————————————————————————————

Письмо Евг[ения] Иван[овича],

—————————————————————————————————

О слитке серебра.

—————————————————————————————————

Ровский взял 4 большие еванг[елия].

—————————————————————————————————

Крыльдово — вдова Аксинья Левчина.

—————————————————————————————————

Дрова — Чертковым.

—————————————————————————————————

Готовые слова.

—————————————————————————————————

Не по хорошу мил, а по милу хорош.[442]

Ц[арство] Б[ожие] отдал Ровск[ому].

—————————————————————————————————

Если же пал, то будет стараться не пасть в другой раз и будет разумом искать средства не пасть.

—————————————————————————————————

Какое смешное заблуждение думать, что мир есть только тот, к[аким] мы знаем, а знаем, п[отому] ч[то] сами представляем его своим чувств[ом] (sens), как [1 неразобр.] может быть разнообразн.[443]

——————

Свободен тот, кому никто и ничто не может помешать сделать того, что он хочет.[444]

—————————————————————————————————

Клюев

дочь отдава[ли]

—————————————————————————————————

Отчего люди бывают неблагодарны.[445]

—————————————————————————————————

Разговор с Серг[еем] Ив[ановичем] — кто познает?[446]

—————————————————————————————————

Победить любовью.

—————————————————————————————————

Балы и празднества, если допустить, то надо подчинить строжайшему контролю.[447]

—————————————————————————————————

Христос и Кант.[448] —

—————————————————————————————————

Ничто не успокаив[ается] так, как сознание служения.[449] Красота вечера 5 июля. Боже мой, когда жизнь человеческая перестанет нарушать эту красоту, а сольется с нею.[450]

—————————————————————————————————

Если бы были одни грехи, то, зная соб[лазны], люди пришли бы к благу, но есть соблазны. Если бы были одни грехи <соблазны>, то люди опять пришли бы. Но есть обман. Ложь, выдав[аемая] за исти[ну] и внушаемая с детства и гип[но]тически.

И потому, чтоб исполн[ить] вол[ю] Б[ога], надо: 1) уничтож[ать] обман, 2) беречься соблазн[ов] и не дела[ть] гре[хов].

Что должен делать чел[овек]? Молиться. Молиться не значит умиляться, одуряться, а напротив……[451]

—————————————————————————————————

Соблазны — стар[ые] девы.

—————————————————————————————————

Есть две молитвы: в клет[и], От[че] наш, и молитесь ежечасно.[452]

—————————————————————————————————

Любовь половая подъем для животного, падение для человека.[453]

—————————————————————————————————

Прокофья Рыженкова в Озерках — Тросне. Зах[ар] Аф[анасьевич] Давыдкин.

—————————————————————————————————

Харит[он] Калпако[в], лошадь увели.

—————————————————————————————————

Как только думаю о себемука. О ней — легко.[454]

—————————————————————————————————

Духов[ное] сладостр[астие] — любить врагов.[455]

—————————————————————————————————

Тип Мани и Ва…. [?] способн[ые], глупы[е].[456]

Татарин на дороге.[457]

—————————————————————————————————

1) Хаджи Мурат.

2) Платье подарю Аг[афье] Мих[айловне].

3) Убийца — не противления.

4) Отравление мужа.

5) Пьяница и мученица.

6) Пришел умирать домой.

—————————————————————————————————

Молитва к личному Богу не п[отому], ч[то] Б[ог] личный, а п[отому], ч[то] я личность. У меня зеленое стекло на глазах, и я всё вижу зеленым.[458]

—————————————————————————————————

Особенное средство борьбы с грех[ом] — молитва.

—————————————————————————————————

Обыкн[овенное] средство — это стремление к совершенст[вованию].

—————————————————————————————————

Потому нужно особенное средство, что грех общий.

—————————————————————————————————

Грех надо останавливать, когда начинается — отруби руку. Поэтому-то и нужна молитва ежечасная.

—————————————————————————————————

Эстетич[еское] есть низшее благо. И потому высшее эстетич[еское] наслаждение оставляет неудовлетв[орение]. Даже, чем выше эстет[ическое] чувство, тем больше неудовлетворение.

Полное удовлетворение дает только нравственное благо. Тут полное удовлетворение.[459]

—————————————————————————————————

Ложь перед другими далеко не так важна, как ложь перед собой. Ложь перед другим есть только маленькое проявлен[ие] лжи перед собой.[460]

Хотя и редко, но мне случалось делать добро от жалости настоящей. Никогда тогда не помнишь, что сделал, что дал и кому, помнишь только, что был Бог.[461]

—————————————————————————————————

Не может жить человек, если не будет считать кого-нибудь безгрешным: себя или Бога.[462]

—————————————————————————————————

Для чего, зачем со мной связалось так, что коверкает, извращает всю мою жизнь существо, очень похожее на челове[ка]?…. Так сказал П[опов].[463]

—————————————————————————————————

не списано 30 Июль.

—————————————————————————————————

Вера в разум. Неверие в разум источник всего зла.[464]

—————————————————————————————————

Чтобы указать правду, надо новую ложь.[465]

Безопасность.[466]

—————————————————————————————————

Любовь к Богу.[467]

—————————————————————————————————

Думал, что не почувствую, не узнаю нового, совсем нового. Нынче узнал: любовь к Богу Отцу, ко Всему, чего я часть.[468]

—————————————————————————————————

Красота, истина, добро.[469]

—————————————————————————————————

Что я помню, то — не добро, а только то добро, чего я не помню, то делал через меня Бог.[470]

—————————————————————————————————

Кому отдали сапоги?[471]

1) Обозленные идиоты — как немые говор[ят].[472]

—————————————————————————————————

Усачев[473] —

—————————————————————————————————

2) Для того, чтобы любить, надо быть ослепленным. Без ослепления можно любить только Бога, или жалеть, что значит любить Богом.[474]

3) Если задать себе задачу любить врага, делать ему добро любовью — себя усовершенствовать в любви к нему, то и не будет у тебя врага.[475]

—————————————————————————————————

4) Чем глупее и безнравс[твеннее], тем уверен[нее] тон.[476]

—————————————————————————————————

Воспитательн[ый] дом.

—————————————————————————————————

Бежал в 40.

—————————————————————————————————

5) Декорация для мужик[ов] наше счастье.[477]

—————————————————————————————————

6) Мы все влечемся ко всему и друг к другу, как части одного. — Только уродливые явления разделяют нас — наши углы.[478]

—————————————————————————————————

7) Одно из самых сильных средств гипнотизации это наряд: нарядиться в военного, в монаха, в б….[479]

—————————————————————————————————

8) Персиянинов повесился.[480]

—————————————————————————————————

9) Подменила ребенка.[481]

—————————————————————————————————

С двух сторон обходят.

И Мар[ья] Дм[итриевна], и Вали Маг[ома], и жена, и Шами[ль], и Алла.

—————————————————————————————————

10) Пока: Когда, что мучает, как хорошо сказать: пока еще жив, пока она жива.[482]

—————————————————————————————————

На своем языке.

—————————————————————————————————

11) Хотел сказать, что я ей благодарен. Нет, думаю, она припишет это к своим достоинствам: Человек, оправдывающий себясосуд, закрытый крышкой герметически и ничего в себя не пропускающий… Смирить[ся], покаяться — открыть крышку.[483]

—————————————————————————————————

12) Варварство мешает единению, также мешает единению и слишком большая утонченность.[484]

—————————————————————————————————

13) Человек это орудие Бож[ие]. Я сначала думал, что это орудие, к[отор]ым призван работать сам человек. Теперь я понял, что это орудиетопор, к[отор]ым работает Бог. Дело человека только в том, чтобы держать топор острым.[485]

—————————————————————————————————

Потерял глаз. Слесарь. Спросить у Давыдова. Конст[антин] Белоусов.

—————————————————————————————————

Лесу бабе.

—————————————————————————————————

Варлам —

—————————————————————————————————

Некрасов.

—————————————————————————————————

Арефий.

—————————————————————————————————

Григор[ий] Быльск[ий].

[486]Силаев Алексей.

Терент[ий] Горе[лов?]

Иван Сила[ев].

—————————————————————————————————

14) Деспотизм выгод[ен] негодя[ям].[487]

—————————————————————————————————

Можно ли воротить брата умерше[го] из солдат?

—————————————————————————————————

Пеньков просит об купчей. —

—————————————————————————————————

Фекла

Анна

—————————————————————————————————

Озерская, Прасковья Рыженк[ова] просит сруб. —

—————————————————————————————————

15) Вопрос о Боге внешнем — решается происхожден[ием].[488]

—————————————————————————————————

Клюев Григорий.

—————————————————————————————————

Егор Бышонков.

—————————————————————————————————

16) Отделить свое я от с[трасти].[489]

—————————————————————————————————

Страдает не я. Это заблуждение. Надо найти свое истинное я. Повернуть Ваньку-встаньку дном книзу.[490]

1) Если кажется, что в страс[ти] весь я, то вспомнишь, как это было много раз, различные бы[ли] я: корыстный, велосипед, тщеславный, и все проходили; оставал[ся] один несомненный, одинак[ий], вечно один. Так пройдет и это.[491]

2) Но это я и пришло. Это, это самое мне и задано, как решить.[492]

3) Решение истинное одно: где любовь. Как только злоба,

то не решенье, а усложнен[ье].[493]

А потом всё это — пока в этой жизни — она умр[ет], я умру.

1) А потом любовь, особенно к врагу, добьется трудом, станет высшей наградой, радост[ью].[494]

2) А как только найдешь это я, так оно и заявит себя: заявит свои требования, не похоти, не злости, не ревности, а жалости и любви.[495]

—————————————————————————————————

Мужикам слег.

—————————————————————————————————

1) Свой нарочный обдумал.

2) наследст[во?] общ[ее?]

3)[496] прирож. общест.

—————————————————————————————————

Алена Деменск[ая]

—————————————————————————————————

Аксинья Левичева [?]

—————————————————————————————————

Подсчитать книги.

—————————————————————————————————

Ефрему Серегину — кирпичу.

Газета Кавказ 5 Ноя[бря] 1861, свидание с Шам[илем].

—————————————————————————————————

Авдотья Пчелкина вдова в Прилепах.

—————————————————————————————————

K. Tokutomi

«Nations Friend» Office Токуо, Japan.[497]

—————————————————————————————————

Брошюра Неверовского — истребление Аварских ханов 1847 г.

—————————————————————————————————

Сальников просит погорелый.

—————————————————————————————————

Наукагрубый матерьялизм.[498] —

—————————————————————————————————

Искусство — чу[вство].

—————————————————————————————————

Никифорову —

Зя[ть] Власа Беш[онкова] просит.

—————————————————————————————————

Фекла из Хмелев[ого] просит помочь.

—————————————————————————————————

Искусство, дойдя до совершенства, делается космополитическим — всем доступным.[499]

—————————————————————————————————

Утонченность в искусстве и сила искусства — всегда диаметрально противуположны.[500]

—————————————————————————————————

Консерватизм в том……….[501]

—————————————————————————————————

Филип Дмитр[иев?] про[сит] на балку.

—————————————————————————————————

Как я глупый поправляю себя умного.

—————————————————————————————————

Семен Ульянов просит женит[ься].

—————————————————————————————————

Леон Петров Корякин, Окружн[ой] 15 сен[тября] 1896 № 270 р. 70.

—————————————————————————————————

Адриану Новикову место — — —

—————————————————————————————————

Тула. Штыков[ая] ул. д. Ермаковой. Ив. Новикову.

—————————————————————————————————

Вдова из Воздремы Марья Федор[овна] Ростовцева про[сит] помощь

—————————————————————————————————

Лука Степанов в Мясоедове.

—————————————————————————————————

Как дойдет, так красноре[чие] или сер[дится?]

—————————————————————————————————

Гюль-салим, Мариам шабан, Альджа.

Карим-гюль, Патимат.

Нур-Магома, Джамал.

Аймисей.

Саит-Юрт.

Маиортуп.

Автуры.

—————————————————————————————————

Отчего приятно, успокоительно пахать (?) П[отому] ч[то] вся жизнь езда, движение.[502]

Искусство есть игра. И когда люди здоровые, и игра здоровая и натуральная.[503]

—————————————————————————————————

Олсуфьеву о Новикове старшине.

—————————————————————————————————

Михеев Сергей крестьян[ин] Калуж[ский]

—————————————————————————————————

—————————————————————————————————

Ясенецкая, Яков Максимов Кузнецов умер у Гиля в газе — к Давыдову.

—————————————————————————————————

Книги для чтен[ия] Булыгиной.

—————————————————————————————————

Бог — один.[504]

—————————————————————————————————

Всё, но не в том виде, п[отому] ч[то] не в том теле.[505]

Сюжет — простит[утка].

Сюжет — крепост[ные] и землев[ладельцы].[506]

—————————————————————————————————

Испытывают болезненные эмоции и от Вагнера — я такие испытываю от Бетхов[ена], — но эти эмоции ничто в сравнении с теми здоровыми, сильными, к[оторые] испытываю от чард[аша?] и т. п.[507]

—————————————————————————————————

Все притворяют[ся], только дать им ход.

—————————————————————————————————

Гастева Прохора просит на бедность.

—————————————————————————————————

Маня научила меня — жизнь только подвигдело делать в себе и вне себя.[508]

—————————————————————————————————

Эгоизм искусства — безумие.[509]

—————————————————————————————————

Сенсуалисты — самоограничение для целей психологии, но не годится для мировоззрения.[510]

—————————————————————————————————

Авторитеты в искусстве.[511]

—————————————————————————————————

Это не история музыки п[отому], ч[то] об истории музыки в

Скачать:TXTPDF

воля Божья?[419] ————————————————————————————————— 1) содействие к установлен[ию] Ц[арства] Б[ожия], 2) любовью.[420] ————————————————————————————————— 10) Чувствую силу и потому мягкость.[421] ————————————————————————————————— взял читать Федор Васил[ьевич]: О помощи голодающим. Открытое письмо к обществу.