Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 53. Дневники и записные книжки, 1895-1899 гг.

народе нет и речи, а история искусственности в музыке — уродова[ние] музыки.[512]

—————————————————————————————————

Чувствуя свое бессилие в своем искусстве, музыка прибегает к описаниям, контрапункту, фуге, иллюстрации.[513] —

—————————————————————————————————

Потому было хорошо в церкви, что в церкви оно б[ыло] доступно массам.[514]

Характер выражает искусство и нас трогает п[отому], ч[то] в нас есть зародыш всех характер[ов].[515]

—————————————————————————————————

История музыки написана по тому плану, чтобы показать, как она дошла до теперешнего безобразия.[516]

—————————————————————————————————

Вера в авторитеты делает то, что ошибки авторитетов берут за образцы.[517]

—————————————————————————————————

Ария Баха — как слова могут ей отвеч[ать]?[518]

—————————————————————————————————

Антифо[ния]

1) Грегорианск[ое] пен[ие]

2) Контрапункт.

3) Мистер[ия]. Оратор[ия].

4) Песня. Опера. Кантата.

—————————————————————————————————

Не могу верить, чтобы их уже не было.[519]

—————————————————————————————————

Харибда и Сцилла:

Просто, мелко, но понятно — и музыка — торжественно значительно не… непонятно.[520]

—————————————————————————————————

У греков (искусствен[ность]), у египтян, ассирий[цев], вавилон[ян], евреев, арабов, персиян, индусы, китайцы, японцы,[521] африк[анцы], абиссинцы, негр[ы], калмык[и], кирг[изы], башкиры.

—————————————————————————————————

В поэзии народной готовятся Крестовые походы, потом реформации.[522]

Очень важно. Как скоро стало ценить[ся] и награждаться господское искусство, все дарования ушли в него.[523]

—————————————————————————————————

Во всех искусствах выражается борьба языч[ества] с христ[ианством].

—————————————————————————————————

Требования христ[ианства] слишком велики и[524] язычество заливает как волной. Но доходит до невозможн[ого].[525]

—————————————————————————————————

Причины уничтожен[ия] нар[одной] литературы: книгопечатание, закрепощение.[526]

—————————————————————————————————

Почувствовал тоску по своей лично[сти], отделенности от других существ.[527]

—————————————————————————————————

И перегород[ки] Чертков[а].[528]

—————————————————————————————————

Арбат. Спасопесковский пер. дом Страховых, кв. № 12. Тимашев — Беринг.[529]

—————————————————————————————————

После смерти по важности и прежде смерти по времени нет ничего важнее, безвозвратнее брака.

—————————————————————————————————

И так же, как смерть только тогда хорошо, когда она неизбежна, а всякая нарочная смерть так же, как и нарочный брак, зло.[530]

—————————————————————————————————

Ренегатство происходит от того, что делалось для людей, а не для себя и для Бога. От того же и как будто охлаждение, к[оторое] испытывали и испытыва[ют] многие из нас.[531]

Зачем, за что Бог сделал так, что одни все горят убеждением, а др[угие] не понимают?[532]

—————————————————————————————————

Мельницкий Петр Федорович взял Царст[во] Бож[ие] и Гонение на хр[истиан].

Карск[ая] область Кагызман.

—————————————————————————————————

В Хунзахе стар[ый] ханск[ий] дворец обращен в казарму.

—————————————————————————————————

Турлучн[ый] плетень обмаз[ан] глиной.

—————————————————————————————————

Саманный кирпич.

—————————————————————————————————

С матерью ходил за дровами.

—————————————————————————————————

Требование русских властей чинить дорогу.

—————————————————————————————————

25 — проповеди Кази Муллы.

30 — Осада Хунзаха, отец убит.

Поездка в Тифлис к Розену.

34 — Гамзат Бек и его убийство.

Управление Аварией.

37 Фези приш[ел] в Хунзах и Ахмет Хан.

Награды, борьба с А[хмет] Х[аном].

40. Арест и бегство.

Сражение. Цельмес аул.

—————————————————————————————————

Ахмет Хан Аварский, генер[ал] майор и враждовал с русск[ими].

Гасан, брат Ахмет Хана.

—————————————————————————————————

Ходит в каракуле во время жатвы.

—————————————————————————————————

Папаха, новый воротник.

Приносят траву, сушат на крыше и там же спят.

—————————————————————————————————

У женщин желтые штаны и красные, сафьян[ные] сапоги.

—————————————————————————————————

Перетаскивают снопы.

—————————————————————————————————

Даллай — весела[я] аварск[ая] песня.

—————————————————————————————————

Из ущелья выходит пар и разошелся по горам — видны только верши[ны], а потом скрылись вершины.

—————————————————————————————————

Злые собаки. Улашин.

—————————————————————————————————

Красные шаровары, желт[ые] сапоги, серосиние бешметы с красным лестовиком, обшитые на груди монетами, и платок на голове, обвязанный по-египетски.

—————————————————————————————————

Для народа.

—————————————————————————————————

Всё от солдатства и ни на что оно не нужно.[533]

—————————————————————————————————

Но не это важно, а важно то, что губишь душу.[534]

—————————————————————————————————

Записки сумашедшего: Сыновность Богу, братство. И полное сумашествие.[535]

—————————————————————————————————

Краснов взял Патриотизм или мир, письмо Кросби, письмо Попо[ва].

Общественное управление духоб[оров]: Общим согласием решено повиноваться избранным старичкам (в числе их и молодые), и все повинуются. Ну, а если не повинуется? Переносить от него всё.[536]

—————————————————————————————————

Кристал сложит[ся] разбитый, разжиженный сложится опять в те же кристалы, не сложится только, если произойдет химич[еское] разложение.[537]

—————————————————————————————————

Предисловие к Шпиру.

Мир такой, каким мы его видим только в том случае, если нет в мире существ, иначе, чем мы, устроенных, одаренных другими чувствами. Если же есть, и есть возможность бесконечно различных существ, то мир не таков, каким мы сознаем. Мир наш симмет[рия], нами построенная. Что ж есть такое, каким мы его знаем?— то, что видит этот мир: познающий — одинакий во всех людях и подобный во всех существах. И само в себе — Бог.[538]

—————————————————————————————————

С другой стороны: зрение и слух дают мне иллюзию человека — в зеркале. Я подхожу и трогаю, и третье чувство осязания исправило ошибку — разруши[ло] иллюзию. Умирая человек приобрета[ет] то лишнее высшее чувство, к[оторое] уничтожало иллюзию и нашего мира и нашего те[ла].[539]

—————————————————————————————————

Медоусов Евангелие и Хельчицкого.

—————————————————————————————————

Разница христианск[ого] счастья от язычес[кого] та, что языческое ищется, а христианс[кое] принимается как незаслуженное, сверхкомплектн[ое].[540]

—————————————————————————————————

Влад. Федор. Лазур[ский].

Гонение духоб[оров]

L’Anarchie

—————————————————————————————————

Вороб[ьева] три письма

[ЗАПИСНАЯ КНИЖКА № 2, 1897 г.]

1) Канцелярии комиссии прошений прием.

2) Канц[елярия] министерства юст[иции].

3) Канцелярия Сената.

4) Письмоводитель коменданта. Где содержались не самые важные?

5) Гробницы царей в Петропавл[овской].

6) Вход в Сенат. Где дожидаю[тся]. Где приходят сенат[оры]. Их мундир? Оберпрок[урор], секретарь где сидят?

7) Какая статьяпедерастия?

8) Обсуживают ли вслух в Сенате?

9) Много ли всех сенаторов?

Грязные истор[ии] сенаторов.

10) Приемная Победон[осцева]. Канцелярия Синода.

11) Выход партии из острога.

12) Какие телеги везут?

13) Сколько в партии выходит? 300, 800.

14) В каком порядке идут?

15) Солнечный удар — призна[ки].

16) Какие рубахи у женщин?

17) Каторга на Каре.

18) Последствия брака каторжной.[541]

19) Жениться на кат[оржной].

————————

6 Ян[варя] 97. Общ[ественное] мнение, женское.[542] Здоровый слабее. Табак и вино.

—————————————————————————————————

Обличайте, распространяйте и бойтесь — они сами боятся.[543]

Как привел вора.[544]

—————————————————————————————————

Если бы распространять обман или убийст[во], было бы страшно, а то распростр[анять] освобождение от обмана и убийства.[545]

—————————————————————————————————

Выломать язык, как набор букв — слова. Для чего надо быть несерьезным?[546]

—————————————————————————————————

7 Я[нваря]. Как движение указывает обман перспективы, так движение в жизни указывает обман матерьяльности мира.[547]

—————————————————————————————————

Себя отделить, а смотреть издалека.[548]

—————————————————————————————————

Когда цель[ю] искусства признается красота, то искусство будет всем тем, что известные люди счита[ют] красотой.[549]

—————————————————————————————————

Михаил Семенович Андросов из села Горелова Карской.

—————————————————————————————————

Степан Миридонов угол Каланчевой и Больш[ой] Спаской.

—————————————————————————————————

Помогает умереть.

Женское общ[ественное] мн[ение].[550]

—————————————————————————————————

Обманы раз[ные] и кореньвера.

—————————————————————————————————

Вред искусств, особенно музыки.[551]

—————————————————————————————————

Богач не пожалеет вас, п[отому] ч[то] он видит, что вы хотите того же, чего и он, и добиваетесь теми же средствами: Борьба.[552]

—————————————————————————————————

Различие наслаждения от добра, ч[то] добро для всяк[ого] чем больше, тем лучше. Наслаждение напротив.[553]

—————————————————————————————————

Искусство есть пища духовная, необходимая для поддержания духовной жизни. Есть пища хорошая, более или менее питательная и более или менее вредная.[554]

—————————————————————————————————

Или это красота, мистически сливающаяся с добром, и тогда она неопределенна: Шеллинг, Шопенг[ауэр], Фихте, Гегель, или это красота отдельная, и тогда она Wohlgefallen,[555] относительна и зависит от вкуса. Кроме того, не подходит под красоту величественное и комическое.

—————————————————————————————————

Средство сделать ничтожн[ые] мотивы возможными — в том, чтобы их соединить.[556]

—————————————————————————————————

подделка под искусство.[557]

—————————————————————————————————

Самый строгий и последовательный агностик признает Бога.

Вопрос: зачем это всё? и сознание свое[го] закона и есть Бог. И такое признание Бога тверже признания Бога творца и т. п. Верить так значит прокопать под бут до материка.[558]

—————————————————————————————————

Отделение плода от матери.[559]

Очевидный процесс обратный жизни. Жизнь соединяет, а тут выделяется.[560]

—————————————————————————————————

Выделяется и соединяется по-новому, лучшему. В этом вся жизнь. Каждый соединяет в себе всех предков и потом вновь разделяется.[561]

—————————————————————————————————

(К воззванию): 1) описание положения фабричных, прислуг, солдат, земледельцев в сравнении с богачами.[562]

—————————————————————————————————

к воззванию: Обман церковн[иков] и обман матерьял[истов][563].

—————————————————————————————————

Gaston Paris. Les courtois et les vilains, les lettres et les ignorants. Господа и народ, ученые и неучи, и искусство разделилось.

И господа поддел[ывались] под народ, а народ под господ.[564]

—————————————————————————————————

Сделал ли то, на что послан?[565]

—————————————————————————————————

Муж и жена упрекают друг друга, и оба правы.[566]

—————————————————————————————————

В музыке есть что-то отвратительное — Гофм[ан], женщины.[567]

—————————————————————————————————

Значение слов красивый[568] — прекрас[ный].

—————————————————————————————————

Grand Encicloped[ie]. Le beau.[569]

Le beau consiste dans l’ordre et la grand[eur].[570]

—————————————————————————————————

Le beau et le bon sont deux choses différantes, car le bon est surtout dans les actes, et le beau est dans ce qui ne supporte pas de changement (Aristote).[571]

Le beau est la splendeur du bien (Platon).[572]

—————————————————————————————————

Le bien n’est que le beau en action (Roussau).[573]

—————————————————————————————————

Мы приписываем ум, доброту таланту; а талант есть способность передачи.[574]

—————————————————————————————————

С. Петербург.

Эртелев переулок д. 3, кв. 22 (Каменского) H. Н. Ге.[575]

—————————————————————————————————

Думать о других.

Как новость.[576]

—————————————————————————————————

Движение жизни, расширение отдельного существа дает время. Пространст[во] же есть существо других существ.[577]

Есть люди, лишенные нравственного чувства, тогда их чувство есть главный и единст[венный] судья.[578]

—————————————————————————————————

У меня, говорит, детей много. Я для детей. Да зачем их расти[ть] таких же несчастных, как ты?[579]

—————————————————————————————————

1. Есть такие соблазны, кот[орые] уничтожают возможность борьбы с грехом.[580]

—————————————————————————————————

2. Мне нечего проповедывать. Я только прошу, чтоб не проповедывали. Я только делаю выводы.[581]

—————————————————————————————————

3. Немец, к[оторый] желает только приятно жить и от этого делается распорядителем судеб рус[ского] нар[ода].[582]

Говорят: свобода есть сознание. Нет: сознание это свобода. Свобода есть жизнь, и мы помним только жизнь. Началось с того, что я забыл: обтирал ли пыль, сделал бессознательно, т. е. не жил.[583]

—————————————————————————————————

Возможен только один конец.

—————————————————————————————————

Пишет об отношен[ии] эстет[ики] к нравствен[ности], и главная забота, чтобы призна[ть] Ромео и Юлию, Вильгельм Мейстер и Tücke und Liebe[584] хорошими.

—————————————————————————————————

Художник не должен стараться быть нравствен[ным], а должен быть на высшем уровне жизнепонимания.

—————————————————————————————————

Студент-юрист Валентин Николаевич Сперанский. Солянка, Николаевское женское училище кв. Емельянова. Взял 11/III письмо о петербургских беспорядках.[585]

—————————————————————————————————

Чудес не м[ожет] б[ыть] п[отому], ч[то] мир, к[оторый] мы знаем, есть не что иное, как законы соотношения наших чувств (sens) и потому чудо есть нарушение законов соотношения и потому, подрывая веру в это соотношение, разрушает мир.[586]

Краснов: Исповедь Аполлова. Архив.>[587]

—————————————————————————————————

Так вот это-то понятие красоты и лежит в основ[ании] теперешн[его] иску[сства].

—————————————————————————————————

И понятно, что оно дошло до того, до чего дошло.

—————————————————————————————————

Так вот что такое это понятие красоты, на к[отором] основывает[ся] искусство высших классов. —

—————————————————————————————————

Так оно и должно было выродиться в потеху.

—————————————————————————————————

(Прежде.) Если же это так, то это только забава, как всякая друг[ая].

—————————————————————————————————

Имена живописцев спросить? Чувствен[ность] и декаденст[во] [1 неразобр.]

—————————————————————————————————

Служить Богу, а не людям.[588]

—————————————————————————————————

служить же Богу, а Бог будет служить.[589]

—————————————————————————————————

Почему же такое простое и ясное определение искусства не б[ыло] сделано. А потому, что при таком определе[нии] необходимо было признать свое искусство плох[им]. — Почему же искусство стало плохим? п[отому] ч[то] потеряло религиозн[ую] основу.

—————————————————————————————————

(К воззванию.) Так запута[ны], что неизбеж[но] в участии — надо распутывать.[590]

—————————————————————————————————

Шекспир стал ценим, когда потеряли нравственный критерий.[591]

Физич[еское] ощущение ревности. Приписываемая привлекат[ельность].[592]

—————————————————————————————————

[3 апреля 1897 г.] К Хаджи Мур[ату]. — Обман веры.[593]

—————————————————————————————————

Необходима жестокость.

—————————————————————————————————

Без одурения нельзя ни тем, ни другим.

—————————————————————————————————

Неужели так надо? надо, чтобы люди росли в сознании своего греха.

—————————————————————————————————

О бедственности богатых.

—————————————————————————————————

Слишком нелепо сказать, что мы хотим идти в Верс[аль] и для этого избираем начальни[ка], к[оторый] нас поведет в Версаль.

—————————————————————————————————

Солнце заходит, но не переставая светит (Гёте).

—————————————————————————————————

Соединить людей великое дело, но соединить можно страхом, корыст[ью], чувствен[но], и можно — любовью.

—————————————————————————————————

Борьба сумашед[шей], одной против всех — на ее стороне весь мир.

—————————————————————————————————

Встречаясь на лестнице, она мне объясняет, почему не пошла за мои[ми] идеями. Так проходит 35-й год, и всё некогда поговорить серьезно.

—————————————————————————————————

Гёте: как дети переворачивают зеркало, чтобы видеть, что на той стороне.

—————————————————————————————————

Литература была белый лист, а теперь он весь исписан. Надо перевернуть или достать другой.

Архитектура — застывшая музыка.

И. И. Горб[унов]. Свечной пер. д. № 7.

—————————————————————————————————

Салам алейкум рахм атуляиа [?]

—————————————————————————————————

Месахи [?] акебар начало [?]

—————————————————————————————————

1. Садык

2. Юсуф

3. Гали

4. Салих

5. Закир

6. Шакир

7. Ибрагим

8. Измагил

9. Исхак

10. Галиакбар

11 мазуха

Бабилатаф [?]

Зулейха

Мариам

Газизи

Мафтуха

Бадриджихана

Фахриджихана [?]

Гайша

Магиджган

Файзерахман

Degas

Monet

Manet

—————————————————————————————————

Нравится тому кружку, к[оторый] производит искусство.

—————————————————————————————————

B. Ф. Лазурский, Афанас[ьевский] пер. д. Панковой.

—————————————————————————————————

Григорий Аветович

Сергей Никитин Хазин.

Станция Орехово-Зуево,

Скачать:TXTPDF

народе нет и речи, а история искусственности в музыке — уродова[ние] музыки.[512] ————————————————————————————————— Чувствуя свое бессилие в своем искусстве, музыка прибегает к описаниям, контрапункту, фуге, иллюстрации.[513] — ————————————————————————————————— Потому было