народе нет и речи, а история искусственности в музыке — уродова[ние] музыки.[512]
—————————————————————————————————
Чувствуя свое бессилие в своем искусстве, музыка прибегает к описаниям, контрапункту, фуге, иллюстрации.[513] —
—————————————————————————————————
Потому было хорошо в церкви, что в церкви оно б[ыло] доступно массам.[514]
Характер выражает искусство и нас трогает п[отому], ч[то] в нас есть зародыш всех характер[ов].[515]
—————————————————————————————————
История музыки написана по тому плану, чтобы показать, как она дошла до теперешнего безобразия.[516]
—————————————————————————————————
Вера в авторитеты делает то, что ошибки авторитетов берут за образцы.[517]
—————————————————————————————————
Ария Баха — как слова могут ей отвеч[ать]?[518]
—————————————————————————————————
Антифо[ния]
1) Грегорианск[ое] пен[ие]
2) Контрапункт.
—————————————————————————————————
Не могу верить, чтобы их уже не было.[519]
—————————————————————————————————
Харибда и Сцилла:
Просто, мелко, но понятно — и музыка — торжественно значительно не… непонятно.[520]
—————————————————————————————————
У греков (искусствен[ность]), у египтян, ассирий[цев], вавилон[ян], евреев, арабов, персиян, индусы, китайцы, японцы,[521] африк[анцы], абиссинцы, негр[ы], калмык[и], кирг[изы], башкиры.
—————————————————————————————————
В поэзии народной готовятся Крестовые походы, потом реформации.[522]
Очень важно. Как скоро стало ценить[ся] и награждаться господское искусство, все дарования ушли в него.[523]
—————————————————————————————————
Во всех искусствах выражается борьба языч[ества] с христ[ианством].
—————————————————————————————————
Требования христ[ианства] слишком велики и[524] язычество заливает как волной. Но доходит до невозможн[ого].[525]
—————————————————————————————————
Причины уничтожен[ия] нар[одной] литературы: книгопечатание, закрепощение.[526]
—————————————————————————————————
Почувствовал тоску по своей лично[сти], отделенности от других существ.[527]
—————————————————————————————————
И перегород[ки] Чертков[а].[528]
—————————————————————————————————
Арбат. Спасопесковский пер. дом Страховых, кв. № 12. Тимашев — Беринг.[529]
—————————————————————————————————
После смерти по важности и прежде смерти по времени нет ничего важнее, безвозвратнее брака.
—————————————————————————————————
И так же, как смерть только тогда хорошо, когда она неизбежна, а всякая нарочная смерть так же, как и нарочный брак, зло.[530]
—————————————————————————————————
Ренегатство происходит от того, что делалось для людей, а не для себя и для Бога. От того же и как будто охлаждение, к[оторое] испытывали и испытыва[ют] многие из нас.[531]
Зачем, за что Бог сделал так, что одни все горят убеждением, а др[угие] не понимают?[532]
—————————————————————————————————
Мельницкий Петр Федорович взял Царст[во] Бож[ие] и Гонение на хр[истиан].
Карск[ая] область Кагызман.
—————————————————————————————————
В Хунзахе стар[ый] ханск[ий] дворец обращен в казарму.
—————————————————————————————————
Турлучн[ый] плетень обмаз[ан] глиной.
—————————————————————————————————
Саманный кирпич.
—————————————————————————————————
С матерью ходил за дровами.
—————————————————————————————————
Требование русских властей чинить дорогу.
—————————————————————————————————
25 — проповеди Кази Муллы.
30 — Осада Хунзаха, отец убит.
Поездка в Тифлис к Розену.
34 — Гамзат Бек и его убийство.
Управление Аварией.
37 Фези приш[ел] в Хунзах и Ахмет Хан.
Награды, борьба с А[хмет] Х[аном].
Сражение. Цельмес аул.
—————————————————————————————————
Ахмет Хан Аварский, генер[ал] майор и враждовал с русск[ими].
—————————————————————————————————
Ходит в каракуле во время жатвы.
—————————————————————————————————
Приносят траву, сушат на крыше и там же спят.
—————————————————————————————————
У женщин желтые штаны и красные, сафьян[ные] сапоги.
—————————————————————————————————
Перетаскивают снопы.
—————————————————————————————————
Даллай — весела[я] аварск[ая] песня.
—————————————————————————————————
Из ущелья выходит пар и разошелся по горам — видны только верши[ны], а потом скрылись вершины.
—————————————————————————————————
Злые собаки. Улашин.
—————————————————————————————————
Красные шаровары, желт[ые] сапоги, серосиние бешметы с красным лестовиком, обшитые на груди монетами, и платок на голове, обвязанный по-египетски.
—————————————————————————————————
Для народа.
—————————————————————————————————
Всё от солдатства и ни на что оно не нужно.[533]
—————————————————————————————————
Но не это важно, а важно то, что губишь душу.[534]
—————————————————————————————————
Записки сумашедшего: Сыновность Богу, братство. И полное сумашествие.[535]
—————————————————————————————————
Краснов взял Патриотизм или мир, письмо Кросби, письмо Попо[ва].
Общественное управление духоб[оров]: Общим согласием решено повиноваться избранным старичкам (в числе их и молодые), и все повинуются. Ну, а если не повинуется? Переносить от него всё.[536]
—————————————————————————————————
Кристал сложит[ся] разбитый, разжиженный сложится опять в те же кристалы, не сложится только, если произойдет химич[еское] разложение.[537]
—————————————————————————————————
Предисловие к Шпиру.
Мир такой, каким мы его видим только в том случае, если нет в мире существ, иначе, чем мы, устроенных, одаренных другими чувствами. Если же есть, и есть возможность бесконечно различных существ, то мир не таков, каким мы сознаем. Мир наш симмет[рия], нами построенная. Что ж есть такое, каким мы его знаем?— то, что видит этот мир: познающий — одинакий во всех людях и подобный во всех существах. И само в себе — Бог.[538]
—————————————————————————————————
С другой стороны: зрение и слух дают мне иллюзию человека — в зеркале. Я подхожу и трогаю, и третье чувство осязания исправило ошибку — разруши[ло] иллюзию. Умирая человек приобрета[ет] то лишнее высшее чувство, к[оторое] уничтожало иллюзию и нашего мира и нашего те[ла].[539]
—————————————————————————————————
Медоусов Евангелие и Хельчицкого.
—————————————————————————————————
Разница христианск[ого] счастья от язычес[кого] та, что языческое ищется, а христианс[кое] принимается как незаслуженное, сверхкомплектн[ое].[540]
—————————————————————————————————
Влад. Федор. Лазур[ский].
Гонение духоб[оров]
L’Anarchie
—————————————————————————————————
Вороб[ьева] три письма
[ЗАПИСНАЯ КНИЖКА № 2, 1897 г.]
1) Канцелярии комиссии прошений прием.
2) Канц[елярия] министерства юст[иции].
3) Канцелярия Сената.
4) Письмоводитель коменданта. Где содержались не самые важные?
5) Гробницы царей в Петропавл[овской].
6) Вход в Сенат. Где дожидаю[тся]. Где приходят сенат[оры]. Их мундир? Оберпрок[урор], секретарь где сидят?
7) Какая статья — педерастия?
8) Обсуживают ли вслух в Сенате?
9) Много ли всех сенаторов?
Грязные истор[ии] сенаторов.
10) Приемная Победон[осцева]. Канцелярия Синода.
12) Какие телеги везут?
13) Сколько в партии выходит? 300, 800.
14) В каком порядке идут?
15) Солнечный удар — призна[ки].
16) Какие рубахи у женщин?
18) Последствия брака каторжной.[541]
19) Жениться на кат[оржной].
————————
6 Ян[варя] 97. Общ[ественное] мнение, женское.[542] Здоровый слабее. Табак и вино.
—————————————————————————————————
Обличайте, распространяйте и бойтесь — они сами боятся.[543]
Как привел вора.[544]
—————————————————————————————————
Если бы распространять обман или убийст[во], было бы страшно, а то распростр[анять] освобождение от обмана и убийства.[545]
—————————————————————————————————
Выломать язык, как набор букв — слова. Для чего надо быть несерьезным?[546]
—————————————————————————————————
7 Я[нваря]. Как движение указывает обман перспективы, так движение в жизни указывает обман матерьяльности мира.[547]
—————————————————————————————————
Себя отделить, а смотреть издалека.[548]
—————————————————————————————————
Когда цель[ю] искусства признается красота, то искусство будет всем тем, что известные люди счита[ют] красотой.[549]
—————————————————————————————————
Михаил Семенович Андросов из села Горелова Карской.
—————————————————————————————————
Степан Миридонов угол Каланчевой и Больш[ой] Спаской.
—————————————————————————————————
Помогает умереть.
Женское общ[ественное] мн[ение].[550]
—————————————————————————————————
Обманы раз[ные] и корень — вера.
—————————————————————————————————
Вред искусств, особенно музыки.[551]
—————————————————————————————————
Богач не пожалеет вас, п[отому] ч[то] он видит, что вы хотите того же, чего и он, и добиваетесь теми же средствами: Борьба.[552]
—————————————————————————————————
Различие наслаждения от добра, ч[то] добро для всяк[ого] чем больше, тем лучше. Наслаждение напротив.[553]
—————————————————————————————————
Искусство есть пища духовная, необходимая для поддержания духовной жизни. Есть пища хорошая, более или менее питательная и более или менее вредная.[554]
—————————————————————————————————
Или это красота, мистически сливающаяся с добром, и тогда она неопределенна: Шеллинг, Шопенг[ауэр], Фихте, Гегель, или это красота отдельная, и тогда она Wohlgefallen,[555] относительна и зависит от вкуса. Кроме того, не подходит под красоту величественное и комическое.
—————————————————————————————————
Средство сделать ничтожн[ые] мотивы возможными — в том, чтобы их соединить.[556]
—————————————————————————————————
—————————————————————————————————
Самый строгий и последовательный агностик признает Бога.
Вопрос: зачем это всё? и сознание свое[го] закона и есть Бог. И такое признание Бога тверже признания Бога творца и т. п. Верить так значит прокопать под бут до материка.[558]
—————————————————————————————————
Отделение плода от матери.[559]
Очевидный процесс обратный жизни. Жизнь соединяет, а тут выделяется.[560]
—————————————————————————————————
Выделяется и соединяется по-новому, лучшему. В этом вся жизнь. Каждый соединяет в себе всех предков и потом вновь разделяется.[561]
—————————————————————————————————
(К воззванию): 1) описание положения фабричных, прислуг, солдат, земледельцев в сравнении с богачами.[562]
—————————————————————————————————
к воззванию: Обман церковн[иков] и обман матерьял[истов][563].
—————————————————————————————————
Gaston Paris. Les courtois et les vilains, les lettres et les ignorants. Господа и народ, ученые и неучи, и искусство разделилось.
И господа поддел[ывались] под народ, а народ под господ.[564]
—————————————————————————————————
Сделал ли то, на что послан?[565]
—————————————————————————————————
Муж и жена упрекают друг друга, и оба правы.[566]
—————————————————————————————————
В музыке есть что-то отвратительное — Гофм[ан], женщины.[567]
—————————————————————————————————
Значение слов красивый[568] — прекрас[ный].
—————————————————————————————————
Grand Encicloped[ie]. Le beau.[569]
Le beau consiste dans l’ordre et la grand[eur].[570]
—————————————————————————————————
Le beau et le bon sont deux choses différantes, car le bon est surtout dans les actes, et le beau est dans ce qui ne supporte pas de changement (Aristote).[571]
Le beau est la splendeur du bien (Platon).[572]
—————————————————————————————————
Le bien n’est que le beau en action (Roussau).[573]
—————————————————————————————————
Мы приписываем ум, доброту таланту; а талант есть способность передачи.[574]
—————————————————————————————————
С. Петербург.
Эртелев переулок д. 3, кв. 22 (Каменского) H. Н. Ге.[575]
—————————————————————————————————
Думать о других.
Как новость.[576]
—————————————————————————————————
Движение жизни, расширение отдельного существа дает время. Пространст[во] же есть существо других существ.[577]
Есть люди, лишенные нравственного чувства, тогда их чувство есть главный и единст[венный] судья.[578]
—————————————————————————————————
У меня, говорит, детей много. Я для детей. Да зачем их расти[ть] таких же несчастных, как ты?[579]
—————————————————————————————————
1. Есть такие соблазны, кот[орые] уничтожают возможность борьбы с грехом.[580]
—————————————————————————————————
2. Мне нечего проповедывать. Я только прошу, чтоб не проповедывали. Я только делаю выводы.[581]
—————————————————————————————————
3. Немец, к[оторый] желает только приятно жить и от этого делается распорядителем судеб рус[ского] нар[ода].[582]
Говорят: свобода есть сознание. Нет: сознание это свобода. Свобода есть жизнь, и мы помним только жизнь. Началось с того, что я забыл: обтирал ли пыль, сделал бессознательно, т. е. не жил.[583]
—————————————————————————————————
—————————————————————————————————
Пишет об отношен[ии] эстет[ики] к нравствен[ности], и главная забота, чтобы призна[ть] Ромео и Юлию, Вильгельм Мейстер и Tücke und Liebe[584] хорошими.
—————————————————————————————————
Художник не должен стараться быть нравствен[ным], а должен быть на высшем уровне жизнепонимания.
—————————————————————————————————
Студент-юрист Валентин Николаевич Сперанский. Солянка, Николаевское женское училище кв. Емельянова. Взял 11/III письмо о петербургских беспорядках.[585]
—————————————————————————————————
Чудес не м[ожет] б[ыть] п[отому], ч[то] мир, к[оторый] мы знаем, есть не что иное, как законы соотношения наших чувств (sens) и потому чудо есть нарушение законов соотношения и потому, подрывая веру в это соотношение, разрушает мир.[586]
Краснов: Исповедь Аполлова. Архив.>[587]
—————————————————————————————————
Так вот это-то понятие красоты и лежит в основ[ании] теперешн[его] иску[сства].
—————————————————————————————————
И понятно, что оно дошло до того, до чего дошло.
—————————————————————————————————
Так вот что такое это понятие красоты, на к[отором] основывает[ся] искусство высших классов. —
—————————————————————————————————
Так оно и должно было выродиться в потеху.
—————————————————————————————————
(Прежде.) Если же это так, то это только забава, как всякая друг[ая].
—————————————————————————————————
Имена живописцев спросить? Чувствен[ность] и декаденст[во] [1 неразобр.]
—————————————————————————————————
Служить Богу, а не людям.[588]
—————————————————————————————————
служить же Богу, а Бог будет служить.[589]
—————————————————————————————————
Почему же такое простое и ясное определение искусства не б[ыло] сделано. А потому, что при таком определе[нии] необходимо было признать свое искусство плох[им]. — Почему же искусство стало плохим? п[отому] ч[то] потеряло религиозн[ую] основу.
—————————————————————————————————
(К воззванию.) Так запута[ны], что неизбеж[но] в участии — надо распутывать.[590]
—————————————————————————————————
Шекспир стал ценим, когда потеряли нравственный критерий.[591]
Физич[еское] ощущение ревности. Приписываемая привлекат[ельность].[592]
—————————————————————————————————
[3 апреля 1897 г.] К Хаджи Мур[ату]. — Обман веры.[593]
—————————————————————————————————
Необходима жестокость.
—————————————————————————————————
Без одурения нельзя ни тем, ни другим.
—————————————————————————————————
Неужели так надо? надо, чтобы люди росли в сознании своего греха.
—————————————————————————————————
О бедственности богатых.
—————————————————————————————————
Слишком нелепо сказать, что мы хотим идти в Верс[аль] и для этого избираем начальни[ка], к[оторый] нас поведет в Версаль.
—————————————————————————————————
Солнце заходит, но не переставая светит (Гёте).
—————————————————————————————————
Соединить людей великое дело, но соединить можно страхом, корыст[ью], чувствен[но], и можно — любовью.
—————————————————————————————————
Борьба сумашед[шей], одной против всех — на ее стороне весь мир.
—————————————————————————————————
Встречаясь на лестнице, она мне объясняет, почему не пошла за мои[ми] идеями. Так проходит 35-й год, и всё некогда поговорить серьезно.
—————————————————————————————————
Гёте: как дети переворачивают зеркало, чтобы видеть, что на той стороне.
—————————————————————————————————
Литература была белый лист, а теперь он весь исписан. Надо перевернуть или достать другой.
Архитектура — застывшая музыка.
И. И. Горб[унов]. Свечной пер. д. № 7.
—————————————————————————————————
Салам алейкум рахм атуляиа [?]
—————————————————————————————————
Месахи [?] акебар начало [?]
—————————————————————————————————
1. Садык
2. Юсуф
3. Гали
4. Салих
5. Закир
6. Шакир
7. Ибрагим
8. Измагил
9. Исхак
10. Галиакбар
11 мазуха
Бабилатаф [?]
Зулейха
Мариам
Газизи
Мафтуха
Бадриджихана
Фахриджихана [?]
Гайша
Магиджган
Файзерахман
Degas
Monet
Manet
—————————————————————————————————
Нравится тому кружку, к[оторый] производит искусство.
—————————————————————————————————
B. Ф. Лазурский, Афанас[ьевский] пер. д. Панковой.
—————————————————————————————————
Григорий Аветович
Сергей Никитин Хазин.
Станция Орехово-Зуево,