по Московско-Нижегородской жел. дор., фабрика Саввы Морозова, Квартирный отдел. —
Взяты мною:
1) Архив № 9.
2) Письмо Л. Н. Толстого к американцу о непротивлении.
3) Два экземпляра Евангелия.
4) Открытое письмо к обществу по поводу правительственных гонений.
5) Кому служить.
C. Хазин.[594]
—————————————————————————————————
И вот эта деятельность по теории красоты признана всегда хорошей. Понятно, какие последствия возник[али] из такого понимания искусства.
—————————————————————————————————
Христ[ианство] выразилось для богатых [и] для бедн[ых].
—————————————————————————————————
Богатые и не могли принять, бедные же приняли и вот [2 неразобр.] и всё [?] движ[ение].
—————————————————————————————————
1) Нет земли, во власти. Как-нибудь сделается.
2) Подати, пошлины. Другой раз завернут винт —[595] хочется вырваться.
3) Солдаты. Он сам. Хочет не идти — нельзя — один так вот [?] [1 неразобр.], что страшно.
4) И нет выхода.[596]
Выход один. Откинуть обман и спасен.
—————————————————————————————————
Что это? При смерти.
—————————————————————————————————
1) Билет штамп [?]
2) Пальто свер [?]
3) С Козлов[ки] три мешка.
—————————————————————————————————
Воздремская погорелая.
Погорелые. Тихвин[ские].[597]
—————————————————————————————————
Старков в Туле в четверг.
—————————————————————————————————
Досадую на нищих за то, что мешают молиться. —
—————————————————————————————————
Шутя сорвал макушку осины, через 50 лет корявая, никуда негодная растоп[ка].
—————————————————————————————————
Анна Городенс[кая].
Молок[анин]: у нас все грамотные.
—————————————————————————————————
Вдова из Воздр[ема].
—————————————————————————————————
П[исьма] в к[авказском] сб[орнике]. VI в Кар.
П[исьма] в кабард[?] п[исьмо] 1.
—————————————————————————————————
Такая тишина вечером на лугу, что комара громко слышно.
В низочке вечером равномерно звучно гудят жабы.
—————————————————————————————————
Семь утра, а уж жарко — над высохш[им] заливом снуют мухи тщетно. Лошади не перестав[ая] махают хвостами.
—————————————————————————————————
Так вот в каком положении находится иск[усство] наш[его] вр[емени], в наш[ем] общ[естве]. Среди океана предметов подложного искусства, кое-где 1 на 1000 попадае[тся] предмет истинного искусства. Эти же предметы или развращенные, или непонятные для большой массы. Предметов же, передающ[их] чувства, не развратные и понятные большим массам, так мало, что трудно найти одно таковое среди миль[онов].
—————————————————————————————————
Искусство сделало[сь] забавой — от скуки.
—————————————————————————————————
Так оно есть.
—————————————————————————————————
Чем оно долж[но] быть?
—————————————————————————————————
Грумантск.
—————————————————————————————————
Всякое дурное дело видно еще со стороны глупости. —
—————————————————————————————————
Кронштат, Тулон большая поддержка деспотизму.
—————————————————————————————————
Шекспир талант, но холодный. Восхвален за безрелигиозно[сть].
Его все хва[лили] и вот ложн[ый] piste.[598]
—————————————————————————————————
Огромная перемена жизни: ничего не желать, не жалеть, а только работать великим орудием любви.
—————————————————————————————————
Говорят, не понимают. Нельзя достаточно просто. Непонятно только людям развращенным — нравственно так прямо не любят: Фрейлиграт, Шекспир.
—————————————————————————————————
Кто сильно чувствует, тот всё перечувству[ет] и найдет.
—————————————————————————————————
Человеку нужно необходимо подчиняться или Богу, или другим людям. Если нет этого подчинения, он несчастный — скучно.
—————————————————————————————————
«Ты дьявол». И он обрадовался, что я назвал его — п[отому], ч[то] он был в ней.
—————————————————————————————————
Я пишу против, убедить нельзя.
—————————————————————————————————
Ламинцовск[ие] погорельцы.
—————————————————————————————————
Черткову написать о суде Шмита.
—————————————————————————————————
И[вану] М[ихайловичу] о Е[лене] П[етровне].
—————————————————————————————————
Марья Озерская, очень бедная.
—————————————————————————————————
Вкусовые не искусст[во], п[отому] что не всем доступно. Мы сделаем и муз[ыку], и поэзию, и живопись не все[м] доступным[и].
—————————————————————————————————
Бобринские. Кобылинки. Маклаков.
—————————————————————————————————
Иван Осипович Бартновский.
—————————————————————————————————
Источник величайших нелепостей консерватизм.
—————————————————————————————————
Для изменения существ[ующего] дурно[го] порядка на лучший надо не делать, но быть. —
—————————————————————————————————
Поэтич[еское] половое сближение дано только для детей и с одн[ой].
—————————————————————————————————
Деланность всех на древних легенд[ах] — искусств: Вагнер, Фауст.
—————————————————————————————————
Как только нет излишеств в искусстве, должна быть закономер[ность].
—————————————————————————————————
Пенсия танцору
—————————————————————————————————
исключительность, доходящая до безумия.
Бавар[ский] король и Вагнер.[599]
[ЗАПИСНАЯ КНИЖКА № 3, 1897—1898 гг.]
[До 16 июля 1897 г.]
Ст[епан] Вас[ильевич] Шидловский,
Троф[им] Фед[орович] Готовцев
адрес: Местечко Буки Киевск[ой] губ. Село Кищенцы
[1 неразобр .] Коханенку. Тальное Киевск[ой] губ.[600]
—————————————————————————————————
[До 15 августа 1897 г.]
Вместо того, чтобы служить людям, иск[усство] эксплуатир[ует] их.[601]
—————————————————————————————————
Дети для меня. Сережа — Андр[юша], Таня — Таня, и т. п.[602]
—————————————————————————————————
Мы так привыкли к мысли о том, что всё для нас, что земля моя, что, [когда] приходит[ся] умирать, нас удивляет: как моя земля останется, а я уйду? Тут главная ошибка в том, что земля (или что другое) кажется приобретенным, приложенным ко мне, тогда как это я приобретен землей, приложен к ней.[603]
—————————————————————————————————
С тем же вниманием жить, с кот[орым]играть на фортепьяно.[604]
эгоист. Занят иску[сством], а всё забыл. Деспот.[605]
—————————————————————————————————
Ясно представил, как, если [?] только точно вполне отдать свою жизнь Богу, как радостно спокойна может быть эта жизнь.
—————————————————————————————————
Я страдаю болезнями, смертями других. Своя же смерть только новое назначение.[606]
—————————————————————————————————
Во сне видел, что говорю: что дело в том, чтобы сделать усилие, то самое, что говор[ит] Хр[истос]. Учение же церковное говорит то, что усилие грех, учение светское, что усилие бесполезно, а всё среда.[607]
—————————————————————————————————
К Х[аджи] М[урату]: 1) тень орла бежит, 2) следы по песку,
—————————————————————————————————
3) фыркает лошадь в лесу, 4) коза выскочи[ла].[608]
—————————————————————————————————
Как влюбленный любит свои мыс[ли], так Шекспира и Бетхов[ена].[609]
—————————————————————————————————
Только тогда можно понимать Бога, когда понимаешь, что матерьяльное есть только кожура?[610]
—————————————————————————————————
Ясно почувство[вал] Бога.[611]
—————————————————————————————————
Человеку, не умеющ[ему] каяться, укажешь на его грех, он только прибавит новый грех злобы на того, кто указал.[612]
—————————————————————————————————
Христ[ианское] мировоззрение произвело только ту разницу, что дало оцен[ку] греческому безр[елигиозному] искусству.
—————————————————————————————————
Колонии неудачны, п[отому] ч[то] надо конкуриро[вать] с мужиком. А мужик поколения[ми] сделан таким рабом, а господин поколен[иями] сдел[ан] господином.[613]
—————————————————————————————————
Выделить чувственное от духовн[ого] — в этом задача.[614]
Эфир — это то существующее, что не познается нашим чувством.[615]
—————————————————————————————————
SVGsесть существующее, противное нашему разуму?[616]
1) Говорить только можно тогда, когда добр. А иначе молчи — не готов. Вникнуть в него и в его мотивы, прошедшее.[617]
2) Женщины только по авторитету.[618]
3) Служению другим есть предел, себе — нету.[619]
—————————————————————————————————
Василью Констан[тиновичу] Кудрину.
—————————————————————————————————
I, III и V выпуск о Кавказск[их] горцах.
письма для Ильи [?]
—————————————————————————————————
Штыковая ул. д. Ермакова. Иван Новиков.
—————————————————————————————————
Время только для тела. — Для духа, для истин[ной] жизни нет времени.[620]
—————————————————————————————————
Время.[621]
—————————————————————————————————
Мы ищем забыться: чтение, вино, куренье. Одно средство забыться это думать о других, для них работать. А я страшный эгоист.[622]
—————————————————————————————————
A. Maude.
Wickhams Farm Near Danbury.
—————————————————————————————————
Царь Ал[ександр] II знаешь?
— Не знаю.
Христос знаешь?
— Не знаю.
Как же ты молишься?
— А вот как.
Что же светлохрист[ово] воскресенье?
А Богородицу знае[шь]?
— Знаю, праздник.
Говеешь?
— Говею.
Что ж. Поп успрашивает? Не ругаешь ли, не укра[л ли?]?
— Нет мол.
— А не ругаться, не красть. Своим трудом зарабат[ывать].
—————————————————————————————————
Материя — формы это наши пределы. Своими пределами мы узнаем пределы других существ. Если они больше нас прикасают[ся] (так сказать) с нами малыми частями, мы их не знаем как живых. Таков[ы] земля и — (кости Дуняши). Мы не знаем ее жизни и считаем ее мертвой, также как живущ[ее] один час насек[омое] считает мертвым мое тело и не знает его жизни.[623]
Пространство есть отношение между собой различных предельн[ых] существ. Оно есть. Время есть только отношение жизни и движения этих существ.[624]
Нельзя говорить с людьми пьяными, курящими и влюбленны[ми].[625]
—————————————————————————————————
Жить по правилам хорошо, так же, как играть п[о] п[равилам?] — нельзя.[626]
—————————————————————————————————
Уничтожаются в старости и болезни и чувства (sens): устанавливаются другие пределы.[627]
—————————————————————————————————
Gabe Hous Farm
London Chelmsford
—————————————————————————————————
Чем примачивать?
Опасно ли простуди[ть]?
—————————————————————————————————
Закрутят и пустят.[628]
—————————————————————————————————
Христ[ианство] не есть смирение…[629] достоинство[630]
Вставить о педа[гогике],
о публик[е]
Перенести поэтов в прибавление.
—————————————————————————————————
Как Гюливера, привязали мужика волосками в Европе, у нас бечевками. Прежде было рабство — цепь. Она была видна, а теперь волоски. Так о[пу]тали[631] его, что он сам защищает своих врагов высасывателей. Ужасно это видеть.[632]
Жмурки: закрутят.[633]
—————————————————————————————————
Англичане в Африке. Можно ли обойтись без войны.
Очевидно они подготавливают просвещение.[634]
Наука сбилась, а потом составлена теория сбившей[ся] науки.[635]
—————————————————————————————————
Другой разбойник видит обман богатых.[636]
Когда в дурном духе, то важно помнить, что ты — настоящий. То же во всей жизни — помнить, кто ты.[637]
—————————————————————————————————
Toute réunion d’hommes est toujours inférieure aux éléments qui la composent.[638]
—————————————————————————————————
Опытные науки — что есть. Наука же — то, что должно быть.[639]
—————————————————————————————————
Дурная любовь это та, к[оторую] мы [меря]ем по [тому], ч[то] мы испытываем. Хорошая та, к[оторую] мы меряем по [тому], ч[то] испытывают те, кого мы любим.[640]
—————————————————————————————————
Иллюзия в том, чтобы больше быть заняту тем, как видится, нежели тем, что как есть.[641]
—————————————————————————————————
Писать только, когда очень хочет[ся] и нуж[но] не поправл[ять].
La illaha illa llàh Hù.[642]
—————————————————————————————————
привычка к тю[рьме][643]
—————————————————————————————————
притча о слугах, пирующих.[644]
—————————————————————————————————
Не верь себе, когда ты злишься. Это не ты.[645]
Думал — на старости лет найду я жел[анное] спокойствие.[646]
—————————————————————————————————
Самое ужасное то, что люди глупые и дурн[ые] рассуждают.[647]
—————————————————————————————————
Мы все ходим на колесе — служим. Служить должны — наше дело выбирать колесо.[648]
—————————————————————————————————
Меня любят оттого, что я хорош, а не оттого, что те хороши.[649]
—————————————————————————————————
Человек не видит чужих страданий, особенно, если он сам производит их. Раки любят, чтоб их варили живыми.[650]
—————————————————————————————————
Как говорят о себе. Захарьин о своей операции. Когда уж очень близко, то забываешь, что другие не я… Говорить можно только об общем.[651]
—————————————————————————————————
Мечешься, бьешься, всё оттого, что хочешь плыть по своему направлению. А рядом, не переставая и ото всех близко, течет божеств[енный] поток любви. Когда измучаешься, устанешь, оставь все свои направления, брось[ся] туда и свободно, нет преград, успокоительно и радостно.[652]
—————————————————————————————————
Только бы себя не любить — себя, своего Л. H., и будешь любить Бога и людей. Ты зажжен и не можешь не гореть. Только жги не себя, а других.[653]
—————————————————————————————————
Если человек говорит очевидную неправду или зло против тебя, то не только не сердись, но помни, что и то и другое несомненный признак внутреннего тяжелого страдания, и потому — жалей и помогай, как мож[ешь].[654]
Трагизм человека, желающего только добра и за то ненавидимого.[655]
—————————————————————————————————
Помоги мне Г[осподи]. А я решил уступить. Вот он и помог.
—————————————————————————————————
Поток любви Бога, к к[оторому] можно вести, но кто вступил, идет сам.[656]
—————————————————————————————————
Рецепты. 1) Было и прошло. 2) Могло быть хуже. 3) Это должно б[ыло] быть. Дело к лучш[ем]у.[657]
—————————————————————————————————
Гризельда — Бокачио.
Дефрегер.
—————————————————————————————————
Watts.
—————————————————————————————————
Лаврову книги.
—————————————————————————————————
Не радоваться жизни — грех. А для радос[ти] сознания движе[ние] — вперед.[658]
—————————————————————————————————
Плотская связь с чуждой по духу женщиной — нужн.
—————————————————————————————————
Liberty[659] это devergond[oge],[660] и это самое веселое, и от этого не хочется отказаться.
Женщин[а] и мущи[на], стоящие ниже, поднимаются.[661] —
—————————————————————————————————
Если допустить, всё погибнет —
До это[го] дошли века[ми].
—————————————————————————————————
Это всё старое.[662]
—————————————————————————————————
Ваганьк[овский] переулок д. Флорищ[евой] пустыни.
—————————————————————————————————
Совершенст[вование] в любви.[663]
—————————————————————————————————
Ягна рукопись в левом ящике.
—————————————————————————————————
Христианство производит не механич[еское], а химическ[ое] соедин[ение].[664]
—————————————————————————————————
Тане 95—97 г.[665]
—————————————————————————————————
Жалуюсь, что не любит душу. У ней нет органов понять ее.[666]
—————————————————————————————————
Краснов — 2 тома
Царство Б[ожие] в[нутри] вас.[667]
Тверская фот[ография] Курбат[ова].
—————————————————————————————————
Душа — как пар в сосуде, выйдет и потому потеря[ет] форму, сольется с новым существом.[668]
—————————————————————————————————
спиритизм — пузырек.[669]
22, 2-я снизу admirable[670]
Задавлен — на машине.
У женщин слова только для того, чтоб charmer[671]
и достигать своих целей.[672]
—————————————————————————————————
Loti. Lettre à Вrowon.[673]
Les contemporains.[674]
[1898]
Думаешь делать дела разные, а делаешь одно: свою жизнь.[675]
—————————————————————————————————
Казнь в Одессе.
…………………………..
—————————————————————————————————
Казнь декабристов.
—————————————————————————————————
Как только организация, так освобождение от человеческих нравственных обязанностей.[676]
—————————————————————————————————
Божеская сила бьется трепетно в стен[ках] и видит, как сквозь стекло цветное.[677]
—————————————————————————————————
Во сне видишь только стекло, а на яву сквозь стекло.[678]
Женщина видит достоинства мущины только через других.[679]
—————————————————————————————————
Христиане должны выделяться. Те, кот[орым] нужна нехристианская жизнь, пускай и живут ею. Нельзя только считать эту жизнь священной. Напрот[ив].[680]
Когда полон энергии, то живешь для этого мира; когда болен, слаб, умираешь, то живешь для того, умираешь, готовиться к тому.[681]
—————————————————————————————————
Просить Бога, просить любви. Богу делать больше нечего.[682]
Женщины, как сами употребляют слова только для цели, — так думают и про других.[683]
—————————————————————————————————
Не шутка,что мы живем для самосовершенствования. Вспомни, как что-нибудь тяжело.[684]
—————————————————————————————————
Если есть деятельность, пусть она будет любовная; если нет потребности деятельности, если слаб, пусть слабость будет