Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 53. Дневники и записные книжки, 1895-1899 гг.

думает о смерти, и это не ведет дальше вопроса о том, как оставить деньги, где похоронить, и Паск[аль] думает о смерти.[913]

—————————————————————————————————

Как, где живут сиделки в больнице?

Как одеты?

—————————————————————————————————

Нельзя выдумать для жестокости более выгодных условий как сцепление чиновников.[914]

—————————————————————————————————

Докладывает ли председ[атель]?

Как идут дебаты?

—————————————————————————————————

Куда его свезут?

—————————————————————————————————

3) Сновидение это ч[асть?] впечатлени[й] — вдруг.

—————————————————————————————————

2) На мостовую, дождь.

Как ехали на баржах?

Какие помещения?

В каком году?

Как сменяли конвойн[ых]?

—————————————————————————————————

1) Будущего — нет. Мы делаем будущее, свое и всего мира.[915]

—————————————————————————————————

Бесконечное время и пространство есть только слабость (предел) мысли.[916]

—————————————————————————————————

Резвов. Швейцария — Мясницкая — 48

—————————————————————————————————

14) Мы думаем о будущ[ем], устраиваем его, а ничто не важно, п[отому] ч[то] важно делать творческое дело любви, а это дело такое, к[оторое] можно делать во всех возможн[ых] условиях.[917]

—————————————————————————————————

165 рублей — От Ал. Ан. Бранта.

—————————————————————————————————

Петр Матв[еевич] Останков.

—————————————————————————————————

Мы сердимся на обстоятельства, огорчаемся, хотим изменить, а всё это есть не что иное, как указание: что делать. Я в тюрьме, значит, думай.

Всё равно, как лошадь, запряженная, сердится на хомут.[918]

—————————————————————————————————

д. Дукмасов[а] Каретн[ая] Садовая.

—————————————————————————————————

Пр[охор] Андр[еевич] Ларионов 3-я Тв[ерская] Ямск[ая], св[ой] д[ом].

Взял Хр[истианское] уче[ние]

—————————————————————————————————

От Сони Нечаев[ой] 25 р.

—————————————————————————————————

1256 Вос[кресение].

Боги умнее нас.

—————————————————————————————————

Как милу[ю]т в ком[иссии] прошений — совсем или смягчение?

—————————————————————————————————

Разтиразов[?]

—————————————————————————————————

Печать это лживость with vengeance.[919]

—————————————————————————————————

Всё разрозненно. Соединение наше есть часть Бога.[920]

—————————————————————————————————

Постоянно разрушаем и вновь понимаем Бог, но выше и выше.[921]

—————————————————————————————————

Не только погибель трудов, не только жизней, но погибель нравственности.[922]

—————————————————————————————————

С женщинами как с лошадью, толь[ко] бы заставить ее делать, что нуж[но].[923]

—————————————————————————————————

Глубокое, 18 в[ерст] от Иркутска. Монастырь 7 верст. Острог за рекой.

—————————————————————————————————

Рабочие с той же верой будут теми же рабами.[924]

—————————————————————————————————

Разговор о том, что свободен только тот, кто поборет страсти, а потом хотят освободи[ть] людей, полных страстей.[925]

—————————————————————————————————

Мостовская в [1 неразобр.] Настасья Холодк[овская].

Из Мостов[ой] Кате[рина?]

—————————————————————————————————

Сенат касировал, но их все-таки ссыла[ют].

—————————————————————————————————

Разумной убежденности никогда не бывает, полной — полная только у женщин.[926]

—————————————————————————————————

Марксист, верую[щий] в Иверск[ую].[927]

—————————————————————————————————

На зло отвеч[ай] добром, уничтож[ишь] для злого причину зла — уничтож[ишь] зло.[928]

—————————————————————————————————

Потап Павлов Дорогов[929] Тульск. губ. Тул. уезда. 57 года. Орловского внутр[еннего] гарнизона. — 69 лет известие [?] — жене 62 г.

—————————————————————————————————

Бог есть любовь. Мы знаем Бога толь[ко] в любви, соединяющей всё. В себе узнаем Бога, стремящегося к этому соединению.[930]

21 Июня.

—————————————————————————————————

22 Июня. Ошибка: мы невольно думаем, что мне будет хорошо от добра — хорошо есть, а не будет, от добра.[931]

—————————————————————————————————

1) Вера нужна. Ее нет. Заменяет вера в науку. В какую? В современную? Современная же наверно ложная.[932]

—————————————————————————————————

2) Смерть есть разрушение тех органов, кот[орые] воспринимали мир, каким он представлялся в этой жизни.[933]

3) Люди из образованных, употребляющие свое образование не на просвещение и освобождение рабочего народа, а на одурение его, подобны рабочим, употребляющим свою силу не на поддержание жизни, а на разрушение или убийство. Это интеллигентные Пугачевы и Стеньки Разины.[934]

4) Читал статью о том, что Хр[истос] не существовал, а миф.[935]

—————————————————————————————————

6 Июля[936]. Женщины, отстаивающие труд как мужской, отстаивают (бессознательно) свободу разврата, спускаются ниже семьи.[937]

—————————————————————————————————

Что такое связь памяти, к[оторая] делает из меня одно существо с детства до смерти? Надо спросить, не что такое связь, а отчего я чувствую разделение? Разделение это те условия време[ни], в кот[орых] я должен проявляться. Я уже есмь, какой я есмь. Я не могу сознать себя сразу всего, а должен проявляться во времени. Должен же проявляться во времени для общения с друг[ими] существа[ми] и воздейство[вать] на них.[938]

—————————————————————————————————

8 Июля. Сорвал цветок и бросил. Их так много. Вся культура есть не что иное, как уничтожение неподражаемых красот — (самого человека), чтобы заменить чем же?..[939]

—————————————————————————————————

Никитская ул. д. Боголюбова. Петр Степан[ович] Аллейников.

—————————————————————————————————

Тебя упрекают в воровстве, злобе, разврате — приводят доказат[ельства]. Отвечать на это надо вопросами: пойдешь купаться? Хочешь малины? Хорош[ая] погода, повесть и т. п. И это лучшие отве[ты], достигающие це[ли].[940]

10 Июля.

—————————————————————————————————

Дороже всего добрые отношения между людьми, а устанавливаются добрые отношения не вследствие разговоров; напротив, от разговоров портятся.[941]

—————————————————————————————————

Питаясь, я уничтожаю пределы между собой и др[угими] существами, и производя детей. Результа[ты] физиче[ского] разрушения пределов видны, результат[ов] духовно[го] единения не видно п[отому], ч[то] обширнее.[942]

—————————————————————————————————

Если ты чего-нибудь желаешь, чего-нибудь боишься, то значит, что ты не веришь в того Бога любви, к[оторый] есть в тебе, и если ты живешь им, то тебе ничего не нужно, п[отому] ч[то] всё возможно и всё хорошо.[943]

—————————————————————————————————

Лаодзе: не думать, что знаешь, в чем воля Божья, а быть смиренным, и будешь любовным.[944]

Люди с извращенным разумом уверяют всех, что разум не может быть верным руководителем в жизни.[945]

—————————————————————————————————

Bernard Bosanquet.

History of Aesthetic—10 s. bd, Essais and Addresses 2 s bd.[946]

Swan Sonnenschein of London

—————————————————————————————————

Единств[енный] случай, когда можно и должно заниматься собой — это, когда вам кажется, что вы несчастливы. Это случай совершенствования, подъема на высшую ступень. Надо дорожить этими минута[ми]. Это приготовление себя к работе — духовная пища.[947]

—————————————————————————————————

То простой человекживотное Л. H., а то Посланник Бога — тот же человек — но только судья в цепи при исполнении своих обязанностей. Надевать цепь.[948]

20 Июля.

Люди существа отделены, разделены. И это им представляется пространством, то же, что они не разделены по существу, представляется им временем. (20 Ию[ля]).

—————————————————————————————————

Пространство разделяет, время соединяет.[949]

—————————————————————————————————

11 полка. У Ротного Жигмана Ив. Мих. Шабалин.

—————————————————————————————————

Братство естествен[но]. Его старательно воспитывают.[950]

—————————————————————————————————

Иногда хочется по-детски кому-то (Богу) жаловаться, просить помощи. Хорошее ли это чувство? — Нехорошее — слабость, неверие. То, что боль[ше] всего похоже на веру, есть именно невериеневерие в то, что зла нет. И то, что с тобой происходит, то, что тебе предстоит, и есть то самое, что должно быть.[951]

3 Августа.

—————————————————————————————————

Всё, что живет без сознания, как живу я во сне, когда сплю, или младенцем, живет нематерьяльно, не знает материи. Стараясь вспомнить свое состояние до сознан[ия], на пороге сознания — нет материи, есть только чувства радости, тяжести, удовольствия. — Материя является только тогда, когда является сознание. Является пот[ому], ч[то] сознание дает мне понять, что во мне живет начало всего. И в то самое время, как я сознаю, что я начало всего, я сознаю и то, что я не всё начало, а часть его. И вот эта-то частичность, пределы, отделяющие меня от всего, я и сознаю материей — материей своего тела и всего окружающего[952].

—————————————————————————————————

Колединские погорелые.

11) Человек есть вневременное и внепространственное существо, к[оторое] сознает себя в условиях пространства и времени.[953]

7 Авг.

—————————————————————————————————

10) Игры заманчивы п[отому], ч[то] выдуманы для blasés.[954]

—————————————————————————————————

9) Только тогда и выработаешь любовь, когда приходится противодействовать обиде: побороть обидн[ое] любовью.[955]

—————————————————————————————————

10 Ав.

—————————————————————————————————

8) Желают, волнуются, страдают только из-за глупостей или из-за дурного. Хорошее совершается без волнения. Оттого и слово сердце значит злость.[956]

—————————————————————————————————

7) Пространство есть сознание своего предела — сознание множества: 2 не один, a 2 и потому 3, 4, 5…∞. Время есть множество в глубину, т. е. в одном и том же пространстве нe 1, а 2 и потому 2, 3, 4 …∞, это бесконечность в глубину.

Всё ещё не ясно.[957]

—————————————————————————————————

6) Анархия не значит отсутствие учреждений, а только так[их] учреждений, к[оторым] подчиняются свободно без насилия.

Это человече[ские] учреждения, поддерживаемые не насили[ем], а убеждением.

—————————————————————————————————

Казалось бы, так[ими] и должны быть учреждения существ, одаренных разум[ом].[958]

—————————————————————————————————

5) Если бы был один, то указал бы грех. Затем вместе, чтобы вместе справлялись по одному страда[нию].[959]

Память личная — память общест[ва].[960]

Подъезжая к месту, думае[шь] о том, куда ед[ешь][961].

—————————————————————————————————

Стар[ик] Крапивен[ский] Михаил Куляк[ин].

—————————————————————————————————

Озерский Михаил Агафонов.

—————————————————————————————————

Полезен грех, вызывающий раскаяние совести, выводящий из области суда людского, тщеславия.[962]

—————————————————————————————————

Рост физический это только приготовление запасов для деятельности духовной, к[оторая] начинается при увядании тела.[963]

—————————————————————————————————

Елань, Поскотн[ые].

Дворы какие?

Шаники, Коралики,

Ярушники.

Лапшу, щи,

баско — хорошо

одемш[и]

молоко — скором[ное],

молочное — мясо,

лонесь — прошлый, поза[прошлый?]

коевадни — третьегодн[и],

язви тебя в таки [?],

чо бы тебя соскало.

чо.. пошто — зачем,

лопоть — одежда,

чембары — бродни,

чирки — женск[ая] обувь,

кони — Б

якорь тебе. —

Дивно — много,

эка ты паря.

—————————————————————————————————

Типы — —

пиловый истоп [?],

озям,

жигана, паралич [?],

правая — левая,

подаяние.

—————————————————————————————————

Староста, десятск[ий].

—————————————————————————————————

Жизнь материи в движении, как бы ни смотрели: субъективно или объективно. Материя есть предел того, что мы считаем собою и не собою в пространстве, т. е. вне времени.

Движение есть предел того, что мы счита[ем] собою и не собою во времени, вне пространства.[964]

—————————————————————————————————

О свободе воли:

Человек свободен во всем духовном, может любить или ненавидеть, но не свободен во всем матерьяльном.[965]

—————————————————————————————————

Война, проституц[ия], суды, казни, угнетение рабочих и мн[огое] др[угое], всё это необходимые, неизбежные условия языч[еского] строя жизни. И нельзя уничтожить ни одного из этих явлений. — Что ж делать? Изменять этот строй жизни. Чем? Тем, чтобы не участвовать в нем. Делать то, в чем человек свобод[ен]: вместо ненависти — любить.

Как в машине, только одно подвижно то, что движет всё.[966]

Жизнь есть освобождение заключенн[ого] — расширение пределов, в к[оторых] действует бесконе[чное] абсолютное начало. —

Представляются же эти пределы при расширен[ии] м[атерии] в виде движен[ия] материи. — Материя в пространстве есть предел расширения в пространстве. Часть материи, признаваем[ая] собой — есть тело мое. Движение есть предел расширения во времени. Часть движения, признаваемая собою, есть жизнь органическая.[967]

—————————————————————————————————

Многоголосная музыка. Нужно, чтобы голос говорил что- нибудь, а то много голосов и каждый нич[его] не говорит.[968]

—————————————————————————————————

О грубости еврейского личного Бога — личность, тогда как Бог прежде всего не ограничен, т. е. не личен.[969]

—————————————————————————————————

Надо победить смерть — не бояться ее, ждать ее.

—————————————————————————————————

Если только хорошо помнить свою смерть, то никак не станешь служить смертн[ому] себе, а будешь служить несмертному Богу, от к[оторого] пришел и к к[оторому] идешь.[970]

—————————————————————————————————

Движение атомов, недоступн[ых] нашим чувствам.

Существа могут быть сквозные.[971]

—————————————————————————————————

Я не царь и не Бог, а раб и червь. Напрасно такое значение прид[ают] разуму человеческому. Пределы его тотчас же видны: бескон[ечность] пространства и времени. Он годится только на то, чтобы знать, что дела[ет] человек.[972]

—————————————————————————————————

Читал о книге Энгел[ьгардта] Прогресс эволюции жестокости. Одна из главных причин прогресса жестокости это то, что общественное устройство скрывает ее.[973]

Как должен относиться Бог к молитвам? Всё дано, просить нече[го]. Не просить воды, когда она перед тобой, а идти и пить.[974]

—————————————————————————————————

О Мясоедовой.

Маталаеву [?] свой дом. Юл[ии] Сергеевне.

—————————————————————————————————

При существующем религиозн[ом] мировоззрении — теперешний экономическийполитический) строй есть наилучший.[975]

—————————————————————————————————

Можно личным опытом убедиться, что Бог (частью котор[ого] я сознаю себя) и жизнь есть любовь: как только нарушена любовь, прекращается жизнь.[976]

—————————————————————————————————

Хорошо бы было графически или хоть числами выразить различие пользования чужими трудами людей — простыми, подлежащими учету трудами — как н[а]п[ример], столярным, стеклянным и т. п.[977]

—————————————————————————————————

Всё, что глубоко, то прозрачно. Что не ясно, то мелко. Как сор на поверхности и чистая вода на глубине.[978]

—————————————————————————————————

Одна часть людей — большая, процентов 20, одержима сумашестви[ем] эгоизма, доходящего до того, что интересует только то, что касается личности, другая огромная часть, около 80%, подлежит гипнозу художеств[енному], научному, государственному и преимущественно религиозному.[979]

—————————————————————————————————

Испытываю чувство успокоения, удовлетворен[ия], когда заболеваю, когда совершается разрушение пределов моей личности. Как толь[ко] выздоравливаю,

Скачать:TXTPDF

думает о смерти, и это не ведет дальше вопроса о том, как оставить деньги, где похоронить, и Паск[аль] думает о смерти.[913] ————————————————————————————————— Как, где живут сиделки в больнице? Как одеты?