Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 53. Дневники и записные книжки, 1895-1899 гг.

«Отрочество», в гл. XIV—XVI. St. Thomas изображен там под именем St. Jérome. См. т. 2, стр. 40—49. Этот же случай из своего детства Толстой упоминает в первой редакции статьи «Стыдно» (см. т. 31) и в «Воспоминаниях» (см. т. 34).

386. 10511—13. 2) Думал, нельзя ли добром склонить <ее> NN к истине… самодовольство будет хуже прежнего. — Запись относится к С. А. Толстой.

387. 10523—27. Какой humbug красота…. цель жизни. — См. гл. III—VII трактата «Что такое искусство?» (т. 30).

1 августа. Стр. 105.

388. 10532. а ее. — Запись относится к С. А. Толстой.

14 сентября. Стр. 105—108.

389. 10535. поездка в монастырь с Соней. Было очень хорошо. — С 10 по 15 августа 1896 г. Толстой ездил с женой к своей сестре М. Н. Толстой в Шамординский монастырь и оттуда в Оптину пустынь. Поездка в монастырь описана С. А. Толстой в ее неопубликованной автобиографии «Моя жизнь» (1896, стр. 39—41). См. также письмо к М. Н. Толстой от 17 сентября 1896 г., т. 69.

390. 1061. а только прошло. — Упоминание о тяжелом чувстве, связанном с увлечением С. А. Толстой С. И. Танеевым.

391. 1061—2. Написал о Х[аджи] М[урате] очень плохо, начерно. — Первый набросок о Хаджи-Мурате, озаглавленный «Репей», был написан в Шамординском монастыре 12—14 августа. Он начинается, как и последняя редакция повести, прологом, развитым из записей от 19 июля в Дневнике и в Записной книжке. См. т. 35, стр. 284—307.

392. 1063. Ч[ертковы] уехали. — Чертковы уехали из Деменки в Воронежскую губ. 31 августа.

393. 1064. Лева с женой. — Л. Л. Толстой с женой Дорой Федоровной, рожденной Вестерлунд, приехали из Швеции в Ясную Поляну 1 сентября. О них Толстой писал В. Г. Черткову 13 сентября. См. т. 87, письмо № 420.

394. 1065. все три сына с женами. — Сергей Львович с Марией Константиновной, Илья Львович с Софьей Николаевной и Лев Львович с Дорой Федоровной.

396. 1066. письмо от голандца, отказавш[егося] от службы. — Письмо голландского журналиста Ван-Дейля от 12/24 августа 1896 г. с копией письма голландского социалиста Джона Вандервера командиру национальной гвардии Мидельбургского округа. В письме Вандервер заявлял о своем отказе от военной службы. Толстой ответил Вандерверу 23 августа 1896 г. (т. 69).

396. 1067. предисловие. — Это предисловие, точнее послесловие, Толстого к письму Вандервера, озаглавленное «Приближение конца», было напечатано отдельной статьей в изд. «Обновление» в 1906 г. и еще до появления в свет конфисковано. См. т. 31.

397. 1068. письмо к Калмыковой. — Александра Михайловна Калмыкова (1849—1926). См. тт. 51 и 63, стр. 215 — 216.

Письмо к Калмыковой написано в ответ на коллективное обращение (от 2 мая) к Толстому членов С.-Петербургского комитета грамотности с просьбой высказаться по поводу закрытия правительством Московского и Петербургского комитетов грамотности. Письмо разрослось в статью, законченную Толстым 31 августа, известную под названием «Письмо к либералам». См. т. 69.

398. 10611. письмо от индуса Тода — Упоминаемое письмо неизвестно. Ответ Толстого от 13 сентября см. в т. 69.

399. 10611—12. прелестная книга индейской мудрости Joga’s philosophy. — «Joga’s Philosophy. Lectures on Râja Joga or conquering internal nature» by Swâmi Vivekânanda, New York 1896. Свой отзыв об этой книге Толстой сообщал индусу Тоду в письме от 13 сентября. В русском переводе была издана под заглавием: Суоми Вивекананда, «Философия Иога. Лекции, читанные в Нью-Йорке зимою 1895—1896 гг., о Раджа-Иоге, или подчинении внутренней природы, и афоризмы Патанджали с комментариями». Перевод с английского Я. К. Попова, Сосница 1911.

400. 1077. два прекрасные сюжета для повестей: — Оба сюжета остались неиспользованными.

10 октября. Стр. 108—111.

401. 10815. окончил изложение веры. — Статья «Христианское учение» была

закончена Толстым около 23 сентября 1896 г. См. т. 87, письмо № 422.

402. 10815—16. Зa это время были японцы с письмом от Кониси. — В Ясную Поляну приезжали 26 сентября два японца: Току-Томи, редактор газеты «Кукумин Шимбунь», и Фукаи, сотрудник той же газеты, с письмом от знакомого Толстого Масурато (или Даниила Павловича) Конисси — японца, учившегося в Киевской духовной академии, впоследствии профессора университетов в Токио и Киото. Письмо Конисси неизвестно. О посещении Толстого японцами см. также письмо к С. А. Толстой от 26 сентября (т. 84, № 658).

403. 10819. хочу всё изложение веры писать сначала. — О своей дальнейшей работе над «Христианским учением» Толстой писал В. Г. Черткову 12 октября 1896 г. См. т. 87, № 423.

404. 10819—20. хорошее письмо от Веригина Петра. — Письмо от 1 августа 1896 г. из Обдорска Тобольской губ. от сосланного руководителя кавказских духоборов Петра Васильевича Веригина (1859—1924). Ответное письмо Толстого от 14 октября 1896 г. см. в т. 69.

405. 10835. Беркелеем. — Джордж Беркли (1684—1753), английский философ, субъективный идеалист. Оценку его взглядов см. в работе B. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм».

20 октября. Стр. 111—115.

406. 11222. в) Японцы запели — мы не могли удержаться от смеха.— Японцы Току-Томи и Фукаи. См. прим. 402. В своих воспоминаниях «Моя жизнь» (1896 г., стр. 51, рукопись) С. А. Толстая пишет, что японцы пели свои национальные песни и плясали, показывая японские национальные танцы.

407. 11230. Сакиамуни, — Имя Будды. См. «Что такое искусство?», гл. X (т. 30).

408. 11230. Якова, — Библейский патриарх Иаков, отец Иосифа, см. прим. 409.

409. 11230. Иосифа. — К библейской легенде об Иосифе Толстой не раз возвращается в своем трактате «Что такое искусство?», считая ее образцом подлинного «всенародного — древнего» искусства. См. т. 30, «Что такое искусство?», гл. X, XVI и XIX.

410. 11437—38. Написал только всем письма. — После 10 октября Толстым были написаны следующие письма: 12 октября — В. Г. Черткову (т. 87, № 423) и Э. Шмиту (т. 69); 14 октября — П. В. Веригину (т. 69) и C. А. Толстой (т. 84); 16 или 17 октября — С. А. Толстой (т. 84); 17 или 18 — Д. Кенворти, Н. А. Бракер, С. И. Кобелеву, Н. М. Михайлову и В. В. Рахманову; 19 октября — Т. Ф. Готовцеву, Д. П. Maковицкому и Шарлю Саломону (т. 69).

411. 11438. послал Шмиту добавку — Письмо Э. Шмиту от 12 октября (т. 69). См. также т. 87, письмо № 423.

412. 1152—3. Ездил в Пирогово с Машей. — С дочерью Марией Львовной к брату Сергею Николаевичу. См. т. 84, письмо № 660.

23 октября. Стр. 115.

413. 1157—9, письмо…. об Ольховике. — Письмо от 22 октября начальнику Иркутской дисциплинарной роты с просьбой облегчить положение заключенных П. В. Ольховика и Кирилла Середы. См. т. 69.

414. 11512—13. Перечел Х[аджи] М[урата], не то. — Первый черновик «Репей», написанный в Шамордине. См. прим. 391.

416. 11513—14. Драма занимает. — «И свет во тьме светит».

416. 11514. Прекрасная статья Carpenter’a о науке. — Запись о статье Карпентера «Modern science» [«Современная наука»], напечатанной в его книге «Civilisation, its Cause and Cure and other Essays» [«Цивилизация, ее причина и излечение и другие очерки»]. Статья Карпентера впоследствии была переведена на русский язык C. Л. Толстым и напечатана с предисловием Л. Н. Толстого в журнале «Северный вестник» 1898, № 3. Предисловие Толстого к статье Э. Карпентера см. вт. 31.

26 октября. Стр. 115.

417. 11517. Сережа. ― Сергей Львович Толстой.

418. 11517—18. письма Соне и Андр[юше]. — Письмо к С. А. Толстой от 26 октября см. в т. 84, № 665; письмо к А. Л. Толстому от 26 октября 1896 г. — в т. 69.

419. 11519—20. 1) то, что я и прежде думал и записывал: — Имеется в виду запись от 20 октября 1896 г., см. стр. 112—113.

420. 11522—31. Ставить же искусство…. условия хорошие некот[орых] предметов. — Мысль эта получила развитие в гл. VII трактата «Что такое искусство?». См. т. 30.

1 ноября. Стр. 115—116.

421. 11537—1161. письма, в том числе в Кавк[азский] дисц[иплинарный] бат[альон]. — В письме от 31 октября к начальнику Екатеринодарского дисциплинарного батальона подполковнику Моргунову Толстой просил сделать все, что возможно, для облегчения участи заключенных духоборов, которые подвергались систематическим наказаниям (см. т. 69). Ответного письма от Моргунова Толстой не получил.

Кроме этого, известны написанные Толстым в промежуток 26 октября — 1 ноября письма: Ш. Саломону от 30 октября, А. Шкарвану от 1 ноября (т. 69) и В. Г. Черткову от 30 октября — 2 ноября (т. 87, № 424).

422. 1166. О Количке — Николай Николаевич Ге (1857—1939), старший сын друга Толстого, художника Н. Н. Ге. См. т. 49.

2 ноября. Стр. 116.

423. 11612. Отослал письма Шмиту и Ч[ерткову]. — См. прим. 411 и 421.

424. 11612—13. Не послал письма Калмык[овой]. — Имеется в виду письмо к А. М. Калмыковой (см. прим. 397), которое Толстой намеревался послать Шмиту для опубликования за границей.

425. 11613—16. Думал нынче об искусстве…. дошло до декадентства. — См. развитие этих мыслей в гл. V—X трактата «Что такое искусство?» (т. 30).

5 ноября. Стр. 116—117.

426. 11630, нашел в дневник[е] рецепты, — См. дневниковую запись от 20 октября 1896 г. (9 и 10), стр. 114.

427. 1174. Вчера написал 18 стр[аниц] вступления об искусстве. — См. статью «О том, что называют искусством» (т. 30).

428. 1775—8. Нельзя говорить про произведение искусст[ва]…. то, что непонятно. — Мысль эта получила развитие в гл. X трактата «Что такое искусство?».

6 ноября. Стр. 117.

429. 11714. от Vanderveer, — Письмо Джона Вандервера неизвестно. Ответное письмо Толстого от 23 ноября 1896 г. см. в т. 69.

430. 11714—15. письмо еще на[чальнику] батальона на Кавк[азе]. — См. прим. 421.

431. 11715—16. Чертк[ов]…. такого же письма. —См. т. 87, стр. 382.

432. 11717. девочк[ам]. — Дочери Толстого Татьяна и Мария, которые оставались в Ясной Поляне.

12 ноября. Стр. 118.

422. 1182. Писал стат[ью] об искусстве. — 12 ноября Толстой писал

С. А. Толстой, что он «начерно кончил статью об искусстве» (т. 84, № 669). См. прим. 427. К работе над этой статьей Толстой больше не возвращался. В январе 1897 г. он начал писать трактат «Что такое искусство?».

16 ноября. Стр. 118—119.

434. 1188. Послезавтра еду в Москву, — 18 ноября Толстой переехал на зиму в Москву.

435. 11810—12. странное письмо от испанца Занини… Что-то будет? — Письмо испанца Деметрио Санини из Барселоны от 12 ноября н. с. 1896 г., в котором он сообщал о собранных им в распоряжение Толстого 22 500 франках. В ответном письме от 11 ноября Толстой предложил Санини прислать собранные деньги для помощи духоборам. Но денег от Санини не последовало. См. далее запись от 25 ноября и

Скачать:TXTPDF

«Отрочество», в гл. XIV—XVI. St. Thomas изображен там под именем St. Jérome. См. т. 2, стр. 40—49. Этот же случай из своего детства Толстой упоминает в первой редакции статьи «Стыдно»