Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 53. Дневники и записные книжки, 1895-1899 гг.

т. 30, стр. 88 и 103—104.

1096. 30616—17. Чувствен[ностъ] и декаденст[во] — В гл. IX трактата «Что такое искусствоТолстой развивает мысль, что «чувственность — составляет главный предмет всех произведений искусства нового времени» и что из этого нового направления в искусстве, воспевающего чувственность, развилось декадентство. См. т. 30.

1097. 30629. К воззванию. — См. прим. 491.

1098. 30710—13. Неужели так надо?…. О бедственности богатых. — Записи к «Воззванию», первая редакция которого написана в апреле 1897 г. Развитие этих мыслей см. в статьях «Воззвание» и «Корень зла» (т. 34).

1099. 30719. Солнце заходит, но не переставая светит (Гёте). — Выписка, несколько перефразированная, из книги «Разговоры Гёте, собранные Эккерманом», перевод с немецкого Д. В. Аверкиева, изд. Суворина, Спб. 1891, ч. II, стр. 326.

1100. 30727—29. Встречаясь на лестнице…. все некогда поговорить серьезно — Об этом разговоре Толстого с женой см. запись С. А. Толстой в ее дневнике, сделанную 6 июня 1897 г. (III, стр. 113).

1101. 30731—32. Гёте…. что на той стороне. — Выписка из книги «Разговоры Гёте, собранные Эккерманом», Спб. 1891, ч. II, стр. 150.

1102. 3082. И. И. Горб[унов]. Свечной пер. д. № 7. — Петербургский адрес Ивана Ивановича Горбунова, отца И. И. Горбунова-Посадова.

1103. 3084—6. Салам алейкум…. акебар — Выписанные в связи с работой над «Хаджи-Муратом» мусульманские приветствия.

1104. 3088—18. 1. Садык…. Файзерахман. — Мусульманские имена, выписанные в связи с работой над «Хаджи-Муратом».

1105. 30819. Degas — Илер Жермен Эдгар Дега (1834—1917), французский художник-импрессионист, ученик Э. Мане. Составил себе известность изображением сцен парижской жизни, преимущественно балетного и театрального мира.

1106. 30820—21. Monet, Manet — Французские художники-импрессионисты — Клод Моне (1840—1926) и Эдуар Мане (1832—1883). Их картины видел Толстой на выставке в Москве в 1894 г. См. о них в гл. X и XVII трактата «Что такое искусство?» (т. 30) и письмо Толстого Э. Мооду от конца января 1898 г. (т. 71).

1107. 30825. В. Ф. Лазурский, Афанась[евский] пер. д. Панковой. — Владимир Федорович Лазурский (ум. 1947) был рекомендован проф. Н. И. Стороженко в качестве репетитора детей Толстого. Впоследствии Лазурский был профессором Новороссийского университета по кафедре западной литературы. Автор воспоминаний о Л. Н. Толстом, часть которых опубликована в 1911 г. Дневник В. Ф. Лазурского опубликован в «Литературном наследство», № 37-38, М. 1939.

1108. 30828—38. Сергей Никитин Хазин…. С. Хазин. — Один из читателей запрещенных в России сочинений Толстого, взявший у него перечисленные книги.

1109. 3091—8. И вот эта деятельность…. и всё [?] движ[ение]. — ЗаSennheiser MX 375

писи в связи с работой над трактатом «Что такое искусство

1110. 30910—16. 1) Нет земли…. Откинуть обман и спасен. — Конспективные записи для «Воззвания».

1111. 3101—4. Анна Городенс[кая]…. Вдова из Воздр[ема]. — Просительницы-крестьянки.

1112. 31015—27. Так вот в каком положении…. Чем оно долж[но] быть? — Записи к трактату «Что такое искусство?».

1113. 31029. Грумантск. — Очевидно, запись о ком-либо из грумантских крестьян.

1114. 31033. Кронштат, Тулон большая поддержка деспотизму. — Имеется в виду заключение Франко-русского союза и связанные с ним визиты французской эскадры в Кронштадт (в июле 1891 г.) и русской эскадры в Тулон (в октябре 1893 г.). Резко отрицательное отношение к этим событиям Толстой выразил в написанной в 1894 г. статье «Христианство и патриотизм» и дневниковых записях того времени. См. тт. 29 и 52.

1115. 3116. Говорят не понимают. Нельзя достаточно просто. — Развитие этих мыслей о непонятности существующего искусства для народа и необходимости для искусства простоты см. в гл. X трактата «Что такое искусство

1116. 3118. Фрейлиграт, — Фердинанд Фрейлиграт (1814—1876) — немецкий революционный поэт-романтик, перешедший к социально и политически насыщенной реалистической поэзии. Был близок и переписывался с Карлом Марксом.

1117. 31115—16. «Ты дьявол». И он обрадовался, что я назвал его — п[отому], ч[то] он был в ней. — Запись относится к повести «Отец Сергий».

1118. 31122. Черткову написать о суде Шмита. — См. письмо В. Г. Черткову от 30 апреля 1897 г. (т. 88).

1119. 31124. И[вану] М[ихайловичу] о Е[лене] П[етровне]. — И. М. Трегубову о Е. П. Накашидзе.

1120. 31126. Марья Озерская, — Крестьянка дер. Озерки, в 10 км. от Ясной Поляны.

1121. 31128—30. Вкусовые не искусст[во]…. не все[м] доступным[и]. — Запись по поводу теории немецкого профессора Кларика и французского философа Жан Мари Гюйо, считавших, что вкусовые ощущения могут являться предметом искусства. См. гл. II, IV и V трактата «Что такое искусство?» (т. 30).

1122. 31132. Маклаков. — Н. А. Маклаков, бывший со своей женой М. Л. Оболенской в Ясной Поляне в августе 1897 г. См. прим. 594.

1123. 3128. Вагнер. — Крайне резкой характеристике творчества немецкого композитора Рихарда Вагнера Толстой посвятил гл. XIII трактата «Что такое искусство?» (т. 30).

1124. 3129. Фауст. — В. В. Стасов в письме от 5 января 1898 г. к брату Д. В. Стасову, передавая споры Толстого с Н. А. Римским-Корсаковым об искусстве, писал, что Лев Николаевич «и в «Фаусте» лишь очень немногое признает чем-то настоящим». Ср. прим. 763.

1125. 31211—16. Как только нет излишеств…. доходящая до безумия. — Запись к трактату «Что такое искусство?».

1126. 31217. Бавар[ский] король и Вагнер. — Имеется в виду покровительство, оказанное Вагнеру в 1864 г. баварским королем Людвигом II. См. гл. XIII трактата «Что такое искусство?» (т. 30).

Записная книжка № 3, 1897—1898 гг.

1897

1127. 3133—6. Ст[епан] Вас[ильевич] Шидловский, Троф[им] Фед[орович] Готовцев…. Тальное Киевск[ой] губ. — Киевские сектанты, писавшие Толстому в июне 1897 г.

1128. 31512. Василью Констан[тиновичу] Кудрину. — В. К. Кудрин, один из самарских молокан, у которых были отняты дети. См. т. 71.

1129. 31514. I, III и V выпуск о Кавказск[их] горцах. — «Сборник сведений о кавказских горцах», Тифлис, 1869—1881 (десять выпусков), изд. Горного управления, который изучал Толстой, работая над. «Хаджи-Муратом». См. т. 35.

1130. 31515. письма для Ильи[?] — Илья Львович Толстой 21 июля уехал в Москву к брату Андрею, который находился в военном лагере и просил выслать ему денег (ДСТ, II, стр. 141, 142). Какие письма хотел послать Толстой с сыном Ильей, не установлено.

1131. 31517. Штыковая ул. д. Ермакова. Иван Новиков. — Тульский адрес И. П. Новикова.

1132. 31528—29. A. Maude…. Danbury. — Английский адрес Э. Моода.

1133. 3161—16. Царь Ал[ександр] II знаешь?…. Своим трудом зарабат[ывать]. — Повидимому, запись одного из слышанных Толстым разговоров, который он в некоторой части использовал в «Воскресении», в разговоре Нехлюдова со стариком-сектантом на пароме.

1134. 3174—5. Gabe…. Chelmsford — Английский адрес В. Г. Черткова.

1135. 31715—17. Вставить…. поэтов в прибавление. — Записи в связи с работой над трактатом «Что такое искусство?». См. т. 30, стр. 196—199 и 532.

1136. 31820. La illaha ilia llàh Hù — Ср. «Хаджи-Мурат», гл. XIX и XXV (т. 35, стр. 85 и 116).

1137. 32012. Калдерон. Жизнь есть сон. — Педро Кальдерон де ля Барка (1600—1681), испанский драматург. Его драма «La vida es sueño» [«Жизнь есть сон»] была переведена на русский язык Д. К. Петровым и вышла в Петербурге в 1898 г.

1138. 32013. Гризельда—Бокачио. — Гризельда — героиня последней новеллы в «Декамероне» Боккаччо.

1139. 32014. Дефрегер. — Франц Дефреггер (1835—1921), швейцарский художник, воспроизводивший главным образом картины тирольского народного быта. В гл. XVI трактата «Что такое искусствоТолстой упоминает Дефреггера как художника, «с уважением и любовью изображающего рабочего труженика».

1140. 32016. Watts. — Вероятно, имеется ввиду Джордж Фредерикс Уоттс, (р. 1818), английский исторический живописец и портретист.

1141. 32025—3211. Liberty это devergond[age]…. До это[го] дошли века[ми]. — Вероятно, записи сделаны в связи с чтением переписки Син-Джона о половом вопросе или разговорами с ним 13 декабря 1897 г. Ср. Дневник, запись от 14 декабря, стр. 171.

1142. 3219. Ягна рукопись — Александр Николаевич Ягн — из села Баланды Саратовской губ., находился в переписке с Толстым с 1883 г. См. т. 49. Свою рукопись «Напрасные бедствия и страдания людей» Ягн прислал Толстому в октябре 1897 г. 16 февраля 1898 г. Толстой писал Ягну, что очень занят и потому не может просмотреть его рукопись. См. т. 71.

1143. 32119—20. Царство Б[ожие] в[нутри] вас…. фот[ография] Курбат[ова]. — Очевидно, В. Ф. Краснов взял у Толстого его книгу «Царство божие внутри вас», и Толстой записал его адрес.

1144. 3224—5. Loti. Lettre à Browon. Les contemporains. — Пьер Лоти, псевдоним французского романиста Луи Мари Жюльена Вио (1850—1923).

1898

1145. 3229. Казнь в Одессе. — Ср. в Дневнике вались от 13 декабря 1897 г. и прим. 739.

1146. 32212. Казнь декабристов. — Т. Л. Толстая (Сухотина) сообщает в своем дневнике (запись от 4 февраля 1898 г.), что на просьбу И. Е. Репина дать сюжет для картины Толстой предложил ему изобразить казнь декабристов: «Это момент, когда ведут декабристов на виселицы. Молодой Бестужев-Рюмин увлекся Муравьевым-Апостолом, скорее личностью его, чем идеями, и все время шел с ним заодно и только перед казнью ослабел, заплакал, и Муравьев обнял его, и они пошли так вдвоем к виселице» (ТПТ, 3, стр. 66—67). См. также письмо Репина к Т. Л. Толстой от 12 января 1898 г. — «И. Е. Репин и Л. Н. Толстой, 1. Переписка с Л. Н. Толстым и его семьей», изд. «Искусство», М.—Л. 1949, стр. 95 и 130. Предложенный Толстым сюжет не был использован Репиным.

1147. 32322.<Арбат д. Орлова, кв. Башмаковой, Винер> — Квартира Ольги Петровны Башмаковой, в Москве на Арбате, д. 12, где останавливалась Ц. В. Винер, жена Д. А. Хилкова.

1148. 3246. Соболевскому — Василий Михайлович Соболевский (1846— 1913), редактор либеральной московской газеты «Русские ведомости», знакомый Толстого.

1149. 3246. Метроп[оль]. — Гостиница в Москве.

1150. 32512. Morlon — Антони Морлон (1868—1905), французский художник-маринист. См. о нем в гл. XVI «Что такое искусство?» (т. 30).

1151. 32514—15. К роману…. гадость. — Повидимому, запись к задуманному Толстым, но ненаписанному роману.

1152. 3263—7. А. И. Фаресов…. письма Лескова…. Малик[ова] неудача? — Запись относится к посещению Толстого Анатолием Ивановичем Фаресовым и к беседе Толстого с ним об А. К. Маликове и о письмах Н. С. Лескова. Письма Лескова к Толстому опубликованы в сборнике «Письма Толстого и к Толстому. Труды Публичной библиотеки СССР имени В. И. Ленина», Гиз, 1928. Письма Толстого к Лескову в большей своей части не сохранились. См. об этом заметку сына Лескова

А. Н. Лескова — сборник «Письма Толстого и к Толстому», стр. 61, прим. 1.

1153. 32619. Абрикосову Евангелие. — Хрисанф Николаевич Абрикосов. См. о нем т. 72, стр. 504.

1154. 32924—25. Ананьин. Б[ольшое] Евангелие…. Бутырское мужское училище. — Московский адрес лица, взявшего у Толстого его «Соединение, перевод и исследование четырех евангелий».

1155. 32929. Свечн[ой] пер. д. 7,

Скачать:TXTPDF

т. 30, стр. 88 и 103—104. 1096. 30616—17. Чувствен[ностъ] и декаденст[во] — В гл. IX трактата «Что такое искусство?» Толстой развивает мысль, что «чувственность — составляет главный предмет всех произведений