Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 54. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1900-1903 гг.

И вместо слова любви, вместо молитв за оторванного от церкви одного из членов ее, из уст проповедника Христова учения полился поток ругательств, основания которых нельзя найти ни в одной строчке евангелия, ни в одном слове Христа…» «…Всякому ясно, как божий день, что епископ Николай руководился не любовью к Толстому, как к заблудшему члену церкви, не молиться за него хотел, а с пеной у рта желал уничтожить Толстого в глазах всего общества и, не имея достаточного орудия, которым можно было бы бороться с ним, полагая в основание любовь и молитву, он в злобе замахнулся на него горстью бранных слов…» «…Все вы должны разъяснять смысл Христова учения, должны своими делами подтверждать его на деле. И худо, если вместо Евангелия, с амвона будете произносить одну хулу или, наоборот, слова, мало соответствующие вашей повседневной жизни. Невольно взоры всякого будут искать такого человека, который бы каждое слово свое закреплял делом. А такой человек есть Толстой. Мы не видим, чтобы верховные пастыри — проповедники смирения и чистоты — одевались просто, ели простую пищу, занимались бы физическим трудом, как это делали епископы первых времен христианства. Мы видим только, что они живут в роскошных зданиях, тогда как простые крестьяне чуть не умирают в ужасных избах. Мы видим, что они получают тысячи на содержание только одного самого себя, тогда как крестьяне умирают с голода; мы видим, что они одеваются в шелковые мантии, в блистающие драгоценными каменьями митры, тогда как крестьяне зябнут от холода в изорванном рубище. Это факты и опровергнуть их нельзя…» «…на деле выходит, что подтвердить свое учение у вас нет сил, ереси же допустить в ущерб своему авторитету, вы не хотите, и вот, не зная, чтó делать, вы осыпаете, пользуясь защитой государства, бранью лицо, которое этим самым всё выше и выше становится в глазах общества, тем более что оно смиренно сносит эту брань, и если оправдывается, то оправдывается самым скромным образом — (одна из трех притч о непротивлении злу)…» «…B заключение скажу, что высказанные мною мысли не есть мысли одного лица. Это — мысли тысяч мыслящих людей русского народа, которые будут ждать ответа вашего в печати. Иначе ваше молчание только будет служить еще большим подтверждением вашего бессилия и лжи перед богом и обществом. И еще тысячи и тысячи перейдут на сторону Толстого и прославят его. Знайте, что ни брань, ни угрозы, ни правительственные меры не в силах подавить чувства истины в душе человека. Нестор Вознесенский». (АТБ). — Еще см. «Листки Свободного слова», № 23, Christchurch, 1901, стр. 20—22.

612. 24724—25. Просто грабители — в Китае. И когда подавляют восстание — См. стр. 52, Дневник от 29 октября 1900 г. и прим. 140 (о боксерском восстании в Китае).

613. 24822—23. Таня приехала дня 3 назад. — Татьяна Львовна Сухотина вернулась 24 апреля 1901 года из Италии, куда выехала с мужем 15 февраля того же года.

614. 2491. Превосходная статья Герье об Августине и Донатистах. — О В. И. Герье и его статье см. стр. 97 и прим. 249. — Донатисты — христианская секта IV века, основанная епископом Донатом. Они требовали от служителей церкви безупречной жизни и не допускали к исполнению богослужений тех священников, которые в период гонений выдавали священные книги. — Против них боролся блаженный Августин (354—430), причем в этой борьбе окончательно сложились его церковные воззрения (сочинение «О граде божьем»). Он оказал сильнейшее влияние на католическое понимание христианства (о нем см. В. И. Герье, «Блаженный Августин», М. 1910). Толстой в начале 1900 года «перечитывал» по его словам «De civitate dei» и «Confessiones» Августина (Дневник Владимира Федоровича Лазурского, запись 19 апреля 1900 г. Рукопись. Сообщено Лазурским).

615. 2492. наш Филарет — Филарет, митрополит московский (в мире — Василий Михайлович Дроздов, 1782—1867). В 1812 году ректор С.-Петербургской духовной семинарии; с 1821 года до смерти — митрополит. Автор «Катехизиса православной церкви». — Толстой перед отъездом в 1854 году в Дунайскую армию получил от него благословение.

616. 2495—6. Статья [в] Фр[анцузских] газет[ах?]. — Л. Н. Толстой, вероятно, получил французские газеты с напечатанным в них переводом его «Ответа Синоду».

617. 24918. Поправил три письма — Вероятно относится к напечатанным вскоре трем письмам к В. К. Заволокину «О разуме, вере и молитве». См. прим. 208.

618. 2503, 13. Назад в Март. — Первая пометка относится к предыдущим (трем?) мыслям и показывает, что эти записи были внесены приблизительно в марте 1901 года; вторая к предыдущей мысли.

619. 2505. 2-й день в Ясной, — Толстой приехал в Ясную поляну из Москвы 8 мая 1901 г. к вечеру. См. прим. 246.

620. 25014—15. Очень неприятно отношение Ф[омича?] к крестьянам. — Можно предположить, что Толстым в этой записи имеется в виду Михаил Фомич Крюков (1852—1918), с 1880-х гг. буфетчик в доме Толстых. В начале 1900-х гг. одно время был управляющим имением Ясная поляна.

Был женат на Прасковье Николаевне Румянцевой, дочери старого повара Толстых. О Крюкове подробнее см. т. 50, по указателю.

621. 25024. Вчера был баптист из Козел[ьского] уезда. — Об этом лице найти сведений не удалось.

622. 25029—30. Миша с женой приехал. — Михаил Львович и Александра Владимировна Толстые приехали в Ясную поляну 14 мая 1901 года.

623. 25030. Утром писал Что нужно. — «Что нужно рабочему народу». См. прим. 256.

624. 25033. К в[оззванию]. — Толстой, повидимому, уже в это время, в середине мая 1901 г., задумал написать обращение «К рабочему народу». Будучи еще занят писанием от лица рабочего народа обращения «Что нужно рабочему народу» (см. прим. 256), Толстой делал в записной книжке заметки «К воззванию». Отказавшись вскоре, недели через две-три, от писания обращения от лица рабочего народа («к начальству»), Толстой стал переделывать это обращение в воззвание «К рабочему народу» (см. еще стр. 101 и прим. 260), превращенное потом в статью «Единственное средство». В заключительной главе этой статьи Толстой касается набросанных в записной книжке мыслей и между прочим пишет, что «ключ, отпирающий замок той цепи, которою скован рабочий народ», «есть вера в Бога и закон его» и что «рабочим самим надо прежде всего…. смело и решительно освобождаться от ложной веры, в которой их воспитывают…».

625. 2515—11. 16) Веселость….. 13.— Нумерация этой и трех последующих мыслей вписана позднее.

626. 25117. К воз[званию]. — См. прим. 624.

627. 25127. Василий Коньков — Василий Коньков, живший в Туле мастеровой, приходил в Ясную поляну с просьбою о содействии в получении заработка. Судя по сохранившемуся письму Конькова к Толстому от 31 августа 1902 г., Коньков сочувственно относился к взглядам Толстого. В этом письме он называет Толстого «добрым и правде-подобным старцем», «неподдельным человеком и истинным христианином», поздравляет его с пятидесятилетием литературной деятельности и выздоровлением от тяжелой болезни и выражает «свою глубокую признательность за много обильные плоды в просвещении блага, того блага, которое должно быть в человечестве»: «я глубоко уверен, что твое-то учение и водворит его» [т. е. просвещение]. «А ты для этого необходим как воздух, как свет для тьмы, то есть для воскресения человечества».

628. 2529—10. Обманутые братья….. чуж[ие] грехи. — Вероятно, к «Солдатской памятке». См. прим. 240 и 272.

629. 25217. Пелагея Мухина — Пелагея Мухина, вдова Михаила Мухина, который, будучи барьерным сторожем на Московско-Курской железной дороге, был раздавлен поездом. После его смерти Пелагею Мухину, также служившую на железной дороге, уволили со службы. — Толстой просил П. А. Буланже похлопотать о ней в Управлении дороги. (Письмо П. А. Буланже к Толстому от 6 июня 1901 г. АТБ).

630. 25225. Елисей Николаев, Дмитрий Макин[?] и Василий Макелов[?]. — Кто эти лица и в связи с чем Толстой записал их имена не установлено.

631. 25327. Кривоногая ул. д[ом] Ваничкина. — Кто жил в 1901 году в Туле, в доме Ваничкина, установить не удалось.

632. 25333. Игнаточкин. Афанасьев. — О К. С. Игнаточкине и З. А. Афанасьеве в распоряжении редакции сведений не имеется.

633. 2543. Ответ напечатан. — Толстой имеет в виду напечатание «Ответа Синоду» в журнале «Миссионерское обозрение», 1901, № 6, июнь, стр. 806—814. Напечатанию предшествовал запрос от редакции журнала Толстому о том, действительно ли ему принадлежит «Ответ». Толстой ответил телеграммой от 23 мая 1901: «Ответ написан мною. Жалею, не мог напечатать». См. т. 73. Еще см. прим. 235.

634. 25629. К Бари за [1 неразобр.]. — Быть может А. В. Бари. См. прим. 503.

635. 25829. На 9 главу: Человек имеет свойство… и т. д. — К статье «Что такое религия и в чем ее сущность?» В окончательной редакции статьи относится к десятой главе.

636. 25912. Не вечно….. человеками. — Заимствовано из Библии, «Первая книга Моисеева — Бытие», VI, 3. Полный текст: «И сказал господь: не вечно духу моему быть пренебрегаемым человеками (сими); потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет», т. е. сократил срок их жизни, тогда как раньше люди, по Библии, жили 800, 900 и более лет.

637. 2604—5. Религия сначала….. неравенства. — К статье «Что такое религия и в чем ее сущность?» В окончательной редакции — к главе VIII.

638. 2607. Хуже чем при Чинг[ис] Хане. — Чингис-хан (1155—1227), знаменитый монгольский «великий хан», составивший себе славу завоеванием и разгромом ряда стран, областей и городов. В 1223 году одержал при реке Калке победу над русскими войсками. — См. т. 51, Дневник 1890, по указателю.

639. 26032. 10 Дек. 1901 г. [Ялта]. — 10 декабря 1901 года Толстой был в Ялте, у своей дочери М. Л. Оболенской, жившей на даче Иловайской.

640. 26034—2611. шма….. эход (слышь….. один). — Из Библии, «Пятая книга Моисеева — Второзаконие», VI, 4. — Слова Моисея, вошедшие с древних времен в ежедневную молитву евреев.

641. 2615—10. И потому нет….. иначе. — К статье «О веротерпимости» (см. прим. 285), к главе III или V окончательной редакции. См. т. 34.

642. 26126. [1901]. Август 17—30. — Дата эта подтверждается другими данными, напр. письмом Т. А. Кузминской к А. М. Кузминскому от 16 августа 1901 г. (ГТМ, архив Т. А. Кузминской).

643. 26127. Приехала Машенька. — Гр. Марья Николаевна Толстая, сестра Льва Николаевича, приехала в Ясную поляну 16 августа 1901 года с целью повидаться с ним перед его отъездом в Крым.

644. 26127. Уехала Таня К[узминская]. — Татьяна Андреевна Кузминская (1846—1925), рожд. Берс, сестра С. А. Толстой, жена юриста и государственного деятеля А. М. Кузминского (1846—1917). Написала напечатанные после ее смерти

Скачать:PDFTXT

И вместо слова любви, вместо молитв за оторванного от церкви одного из членов ее, из уст проповедника Христова учения полился поток ругательств, основания которых нельзя найти ни в одной строчке