работать для другихъ, жертвовать собой для такой работы. Да развѣ можно совершенствовать себя, не работая для другихъ. Мое сравненіе не вѣрно: совершенствовать себя значитъ разжигать огонь. А разожженный огонь будетъ жечь и безъ твоего намѣренія, будетъ жечь то, чтó нужно, чтó велитъ Богъ. Человѣкъ ходитъ, Богъ водитъ. «Нееръ Элохимъ непещъ адамъ», т. е. свѣточъ Бога душа человѣка.
Всѣ нравственныя правила, хоть бы 5 заповѣдей Христа: не гнѣвай[ся], не клянись, не разводись съ жен[ой], не насилуй, не воюй — всѣ касают[ся] людей, нельзя ихъ исполнить, не дѣлая добра людямъ. Человѣкъ не можетъ истинно спасать душу, не дѣлая добраго людямъ. Всякій связанъ со всѣми своей матерьяльной жизнью. И если только онъ будетъ исполнять самое первое нравствен[ное] правило, дѣлать другимъ то, чтó хочешь, чтобы другие дѣлали тебѣ, онъ будетъ служить людямъ.
Страшно подумать о томъ, чтó есть теперь и чтó бы могло быть, если бы всѣ люди спасали свою душу, жили всею жизнь[ю], вѣчной жизнью (совершенствуясь), а не одной этой маленькой жизн[ью], и то, чтó есть теперь.
Я начинаю смутно и изрѣдка чувствовать возможность жить для спасенія души, для391 улучшенi[я] ея для этой жизни и будущей, и тогда какъ легко и радостно. Ахъ, если бы всегда, до смерти.
2 Д. 1900. М. Е. б. ж
8 Дек. За это время получилъ письмо изъ Канад[ы] о женахъ, желающихъ ѣхать къ мужья[мъ] въ Якут[скую область], и написалъ письмо Государю, но еще не послалъ.
Все стараюсь быть немного получше: уничтожить зародыши нелюбви въ сердцѣ, но еще очень плохо подвигаюсь. Могу не говорить, не дѣлать, но не могу любовно говорить и дѣлать. — Грѣшенъ тѣмъ, что и прежніе дни и въ особенно[сти] нынче чувствую Sehnsucht392 къ смерти: уйти отъ всей этой путаницы, отъ своей слабости, — не скажу своей личной, но условій, въ к[оторыхъ] особенно трудно, вступить въ новую школу….. А можетъ быть, это то и нужно. И на это то я и живу еще, чтобы здѣсь, сейчасъ бороться со зломъ въ себѣ (а потому и кругомъ себя). Даже навѣр[но] такъ. Помоги мнѣ То, чтó можетъ помочь. Плачу почему то, пиша это. И грустно, и хорошо. Все невозможно, кромѣ любви.393 И все-таки какъ праздника — именно праздни[ка], отдыха, жду смерти. Отъ Маш[и] милое письмо. Какъ я люблю ее, и какъ радостна атмосфера любви, и какъ тяжела обратная.
За это время думалъ:
1) Всякое философское и религіозное ученіе, есть только ученіе о томъ, чтó должно дѣлать. И вотъ на эту мѣрку, если примѣрить ученіе Ницше?
Ахъ, какъ мнѣ тяжело, тяжело, умильно тяжело. Если бы всегда оставал[ось] такъ!
2) Одинъ человѣкъ394 придумываетъ себѣ предлоги, чтобы спѣшить, не поспѣвать, дѣлать торопливо,395 онъ весь суета; другой видитъ во всемъ поводъ злобы, третій — во всемъ поводъ своего возвеличенія, четвертый — во всемъ поводъ печали, пятый — во всемъ поводъ любви. И всѣ совершающіяся событія, к[оторыми] пользуются эти люди для проявленія себя, — ничто, одна иллюзія; важны же396 духовныя свойства этихъ людей, ихъ сочетанія, взаимодѣйствіе. Въ этомъ одномъ жизнь, истинная реальность.
3) Въ китайскомъ ученіи Середины сказано, что для 1) блага всѣхъ нужно 2) благоустр[ойство] госуд[арства]. Для благ[оустройства] гос[ударства] — 3) благоус[тройство] семьи. Для благ[оустройства] семьи — 4) улучшеніе человѣка. Для улучшенія челов[ѣка] нужно 5) исправленіе сердца (т. е. желаній). Для исправленія сердца нужно 6) одинъ говоритъ: sincerity, другой: veracity of intention.397 Я бы сказалъ: единство цѣли. Для достиженія един[ства] цѣли нужно: истинное знаніе. Для ист[иннаго] зн[анія] нужно различеніе вещей, т. е. добра и зла. Я бы измѣнилъ первыя два положенія такъ: Для 1) блага398 нужно399 2) добрыя отношенія400 съ людьми. Для добрыхъ отношеній съ людьми нужно, что[бы] 3)401 ты самъ быль хорошъ. Для того, чтобы ты б[ылъ] х[орошъ], нужно 4) чтобъ ты очистилъ свое сердце. Для т[ого], ч[тобы] т[ы] о[чистилъ] с[вое] с[ердце], нужно 5) чтобы у тебя была402 опредѣлен[ная] цѣль в жизни. Для т[ого], ч[тобы] у т[ебя] б[ыла] о[предѣленная] ц[ѣлъ] ж[изни], нуж[но] 6) чтобы ты403 былъ просвѣщенъ. Для т[ого], чт[обы] т[ы] б[ылъ] п[росвѣщенъ], нужно 7) чтобы ты зналъ чтó хорошо и чтó дурно.
Нынче 11 Дек.
Дописываю. Все также слабъ и также404 не разсѣянъ духомъ. Стараюсь исправлять свое сердце. У меня есть уже различеніе добра и зла, и потому есть просвѣщ[еніе], но нѣтъ единства намѣренія, и потому не очищено сердце, и я дурень, и отношенія дурн[ы], и405 нѣтъ общаго блага. Получилъ пись[ма] Ч[ертковыхъ] и написалъ имъ. Мнѣ лучше, чѣмъ прежде. Смерть помню и желаю, хотя меньше, чѣмъ тогда.
406Продолжаю вписывать:
4) Какъ само собой растетъ тѣло младенца, такъ самъ собой растетъ духъ старика, освобождаясь отъ страстей.
5) Ребенокъ живетъ только для похоти своей личности. Мальчикъ, юноша — для славы и для похоти. Взрослый — мужъ, жена — для служенія людямъ — трудомъ, семьей,407 тщеславіемъ и похотью. Старикъ408 живетъ для Бога, для своей души, и для людей, и для тщеславія и для похоти. Совсѣмъ старый, умирающій, живетъ для однаго Бога, для одной души. Въ началѣ, ребенкомъ, живетъ для одного тѣла; въ концѣ, старцемъ — для одной души.
Идеально бы было такъ: Ребенокъ для тѣла 2(a), юноша для славы 2409 (а410) и для тѣла 2 (а).411 Взрослый для людей а412, а413 для тщеславія и а для тѣла. Старик а414 для души, а415 для людей, а416 для славы и а для плоти, и старецъ а417 для души.
6) Самые лучшіе люди — дѣти, свѣжіе оттуда и старцы, готовые туда.
7) Безъ вѣры въ Бога въ себѣ, въ жизнь внѣвременную и внѣпространственную не можетъ быть ни разумно[й], ни доброй, ни счастливой жизни.
Какъ хорошъ отвѣтъ Эмерсона на замѣчаніе о томъ, что міръ кончится. Онъ сказалъ: I think I can get along without it.418
12 Дек. 1900. M. E. б. ж.
[15 декабря.] Нынче 15. Событіе то, что Дав[ыдовъ] одобрилъ письмо Г[осударю] и взялся послать его. Стараюсь устранить въ своемъ сознаніи себя отъ этого дѣла, тольк[о] чтобы б[ыла] забота о дѣлѣ.
С[оня] въ Ясной. Я б[ылъ] вчера нездоровъ, жаръ. Нынче совсѣмъ хорошо. Проѣзжалъ Л[ева]. Мнѣ б[ыло] съ нимъ лучше. Хотя пассивная гимнастика б[ыла] и очень сильная.
1) Когда достигаешь желаемаго лучшаго душевнаго состоянія, то не можешь сознавать достиженія, п[отому] ч[то], ставъ лучше, больше требователенъ. Точно также, какъ когда хочешь заснуть и наконецъ засыпаешь, то не можешь сознавать достиженія. Можно продолжить сравненіе: узнаешь, что достигъ, только по разсужденію, а непосредствен[но] никогда не знаешь. Также никогда не знаешь, когда и насколько сталъ лучше.
2) Прошелъ мимо лавченки книгъ и вижу Крейцер[ову] Сон[ату]. И вспомнилъ: и Крейц[ерову] С[онату], и Вл[асть] Тьмы, и даже Воскр[есенье], я писалъ безъ всякой думы о проповѣди людямъ, о пользѣ, и между тѣмъ это, особенно К[рейцерова] С[оната], много принесло пользы. Не то ли и с Труп[омъ]?
3) Вышелъ утромъ и вспомнилъ, что ужъ четвергъ, а вторникъ, середа, проскочил[и] незамѣтно. И подумалъ: такъ пройдутъ и все быстрѣе и быстрѣе недѣли, годы, и все, чтó будетъ— несомнѣнно ужъ есть, только я его не вижу, какъ я не вижу за версту, а по мѣрѣ того, какъ подвигаюсь, вижу. А и не буду подвигаться, все, чтó419 есть — есть.
И мнѣ живо представилось то, что время есть только условіе моей жизни, но только не слабость, а сила. Время есть возможность свободы, дѣятельности свободной. Если бы не б[ыло] времени, а все, чтó будетъ, было бы, я бы не могъ дѣйствовать. Все, чтó будетъ, ужъ есть, это несомнѣнно. Но я дѣйствую, и потому одно изъ двухъ: или всѣ мои дѣйствія, моя свобода — иллюзія (детермениз[мъ], фатализмъ,) или дѣйствія мои имѣютъ смыслъ для меня и свободны въ извѣстныхъ предѣлахъ, т. е. что сѣятель знаетъ, что онъ сниметъ съ поля сто пудовъ зерна, но это не мѣшаетъ одному колосу (если бы онъ б[ылъ] свободенъ) принесть въ420 трое, вшестеро, въ сто кратъ. Воля Бога совершится во всякомъ случаѣ, или скорѣе, я не могу ничего рѣшать о волѣ Бога независимо отъ меня, внѣ меня, но отъ меня зависитъ лишить себя высшаго счастья — быть насколь[ко] могу проводникомъ этой воли, или получить это счастіе: втянуть въ себѣ насколько можетъ вмѣстить[ся] эта421 воля Божі[я] во мнѣ въ видѣ Любви.
4) Историческій матеріялизмъ есть только отзвукъ матеріялизма физіологическаго, уже разрушеннаго самими учеными матерьялистами (Claud[e] Bernard, Dubois Raihmone и еще кто-то).422 Доказано, что жизнь нельзя свести на механическіе процессы. А если въ жизни есть X, то въ исторіи жизни жизней должны быть X въ степени X — (Xх). Но такъ какъ лишенные религіи оглупѣли и озвѣрѣли, имъ кажется, что Xх гораздо понятнѣе и проще, чѣмъ Богъ. Главно[е] при основѣ Xх удобно болтать что то похожее на науку.
5) Думалъ о томъ, что Шопенгауер[а] Parerga u[nd] Paralipomena гораздо сильн[ѣе] его систематическаго изложенія.
Мнѣ не надо (да и некогда), главн[ое], не надо писать систему. Изъ того, что я здѣсь записываю, выяснит[ся] мой взглядъ на міръ, и если онъ нуженъ кому, то имъ423 и воспользуют[ся].
6) Сейчасъ Саша грубо сказала. Я огорчил[ся], а потомъ постарался вызвать любовь, и все прошло. Какъ удивительно любовь все, все развязываетъ.
7) Очень важная дорогая мн[ѣ] мысль. Обыкновенно думаютъ, что на культурѣ какъ цвѣтокъ выраста[етъ] нравственность. Какъ разъ обратное. Культура развивается только тогда, когда нѣтъ религіи и потому нѣтъ нравственности (Греція, Римъ, Москва).424 Въ родѣ жирующаго дерева, отъ котораго незнающій садоводъ будетъ ждать обильнаго плода отъ того, что мно[го] пышны[хъ] вѣтвей. Напротивъ, много пышныхъ вѣтвей отъ того, что нѣтъ и не будетъ плода. Или телка яловая.
19 Дек. 1900. Москва. Всѣ эти четыре дня б[ылъ] нездоровъ и очень слабъ. Нынче лучше. Былъ Лева и началъ разговоръ о своемъ писаньи. Я огорчилъ его, сказавъ правду. Нехорошо. Надо б[ыло] сдѣлать мягче, добрѣе.
За это время много надо записать. Написалъ письма всѣ.
Записываю слѣд[ующее]:
1) Вѣра, законъ Божій, к[оторому] учатъ въ школ[ахъ] и семьяхъ преподается также, какъ учатъ самые дурные учителя арифметикѣ: заставляю[тъ] заучивать наизусть и таблицу умножен[iя] и правила, не объясняя чтó почему; тогда какъ учить закону Божію над[о] также, какъ хорош[іе] учителя] учатъ математикѣ, заставляя ученика самому дойти или разумомъ провѣрить то, чтó ему передается. Такое надо составить425 руководство къ закону Божію.
2) Художникъ для того, чтобы426 дѣйствовать на другихъ, долженъ быть ищущимъ, чтобъ его произведенiе б[ыло] исканіемъ. Если онъ все нашелъ и все знаетъ и учитъ, или нарочно потѣшаетъ, онъ не дѣйствуетъ. Только если онъ ищетъ, зритель, слушатель, читатель сливается съ нимъ въ поискахъ.
3)