о моральном вреде войны. В письме своем он сообщил Толстому, что иногда вместо проповеди рассказывает своим прихожанам содержание повестей Толстого. «Таким образом я рассказал тысячам людей «Анну Каренину», «Воскресение», «Крейцерову сонату» и др.» Еще он сообщал, что книга Толстого «В чем моя вера» произвела революцию в его религиозном сознании и это вызвало желание изучить все произведения Толстого. (Письмо по английски. АТБ).
В ответном письме от 21 декабря 1902 года Толстой дал отзыв о присланной книге «The Moral Damage of War», как об «очень полезной», «прекрасной» книге. См. т. 73.
22 декабря. Стр. 330.
1136. 3309. маленький Миша Сух[отин]. — Михаил Михайлович Сухотин (см. прим. 850) назван «маленьким» в отличие от своего отца Михаила Сергеевича Сухотина. Он приехал из Москвы.
1137. 33010—11. Опять поправлял главу о науке в «Восстан[овлении] ада». — См. Записную книжку, стр. 286. В легенду «Разрушение ада и восстановление его» эти наброски не вошли. См. т. 34.
23 декабря. Стр. 330.
1138. 33014. Написал (продиктовал) письмо Семенову. — В письме к Сергею Терентьевичу Семенову (см. прим. 1018) от 23 декабря 1902 г. Толстой советовал ему держаться деревни и не переходить в город, как бы ни была трудна жизнь в деревне. См. т. 73.
1139. 33014—15. Поправлял главу о науке. — В легенде «Разрушение ада и восстановление его». См. прим. 1137.
1140. 33015. Был Новиков. — Михаил Петрович Новиков, незадолго перед тем освобожденный из тюрьмы. См. прим. 356. На другой день после его посещения Толстой, рассказывая о нем, так растрогался, что заплакал. «Именно так, как Новиков, надо понимать жизнь, — говорил он, — то есть как служение…» (X. Н. Абрикосов, «Двенадцать лет около Л. Н. Толстого». Рукопись).
24 декабря. Стр. 330.
1141. 33018. Абрикосов был. — Хрисанф Николаевич Абрикосов приходил к Толстому из Овсяникова проститься перед отъездом в Москву.
25 декабря. Стр. 330.
1142. 33019. 25 декабря. — В этот день, 25 декабря, Толстой продиктовал, или с его слов записали, слова, сказанные в разговоре с доктором Д. В. Никитиным (в связи с болезнью), — см. Отдельные записи мыслей, стр. 336.
1143. 33020—21. Получил письмо от сына Карганова, продиктовал ответ. По поводу Хаджи Мурата. — Начальник Нухинского уезда, подполковник Иосиф Иванович Корганов был одним из тех лиц, на которых лежало наблюдение за Хаджи Муратом во время пребывания его в Нухе и которым пришлось устраивать поимку его живым или мертвым. Узнав из газет о том, что Толстой работает над «Хаджи Муратом» с Толстым вступил в переписку сын этого Корганова, Иван Иосифович (1842—190.), судебный деятель, приславший ему письмо от 20 декабря 1902 г. из Москвы.
Он предлагал прислать свои и своей матери воспоминания. В своем ответе ему от 25 декабря Толстой писал: «Вы не могли доставить мне большего удовольствия, как то любезное обещание ваше сообщить мне подробности о пребывании Хаджи Мурата в вашем доме… в особенности желал бы знать подробности о внешности лиц, участвовавших в этом событии, как то вашего батюшки, приставленного к Хаджи Мурату пристава и самого Хаджи Мурата и его нукеров. Простите, что вместо того, чтобы быть просто благодарным вам за вашу любезность, я еще позволяю себе заявлять свои желания, но когда я пишу историческое, я люблю быть до малейших подробностей верным действительности». Дальше следуют вопросы. См. т. 73.
1144. 33024. Письмо от А. Новикова, — Адриан Петрович Новиков (1865—1930), брат М. П. Новикова (см. прим. 168), с 1900 года служивший в Москве буфетчиком у светлейшего князя Г. П. Волконского. В 1903 году написал «Записки лакея». Толстой читал их и другие сочинения А. П. Новикова в рукописи, давал о них отзывы, несколько раз писал ему. См. т. 74, 75, 82, письма 1903, 1904, 1910. Подробнее об А. П. Новикове см. в т. 53, комментарий к Дневнику от 2 мая 1896.
1903.
1 января. Стр. 331.
1145. 33111. Приехали Англичане, спириты. — Том Феррис (Тоm Ferris) и Берти Роу (Bertie Rowe), молодые англичане, в убеждениях которых сочетались евангелизм, спиритизм и христианский анархизм. Они отрицали употребление денег и отправились из Англии (Purleigh) в Россию без копейки денег. Часть путешествия они совершили пешком. «В пиджачках, чулках, туфлях и картузиках, не зная ни одного русского слова, добрались до Москвы. Они и голодали и зябли, и смеялись над ними, — а они только приговаривают «Tolstoy» и показывают, что денег нет» (Письмо М. Л. Оболенской к T. Л. Сухотиной от 2 января 1903. ГТМ). Совершили они поездку с целью склонить Толстого к вере в существование «духов». Толстой принял их очень сдержанно и в тот же день для них, по его поручению, были куплены билеты и они отправились в Москву. В своих же письмах к ним, в ответ на настойчивое их требование, чтобы он вновь принял их, он советовал им освободиться от «странных» мыслей и «пагубного обмана» и высказывал свое убеждение в бесполезности нового их свидания с ним и обсуждения их воззрений. См. т. 74. — Феррис и Роу доставили немало хлопот Льву Николаевичу и его друзьям, особенно А. Н. Дунаеву, к которому их направили из московского дома Толстых. Так как они приехали зимой без теплой одежды, Толстой снабдил их ею (при этом безвозвратно погиб знаменитый полушубок Толстого, в котором он ходил более двадцати лет). Пробыв в России несколько месяцев и проездив безрезультатно несколько раз в Ясную поляну, они возвратились в Англию. См. статью Ф. Ф. Тищенко, „«Дух» и Л. Н. Толстой“ — «Новости дня», 1902, № 7079, 21 февраля. — В письме к Чертковым от 11 января 1903 Толстой сообщал: «Были у меня безденежные англичане. Мне очень трудно переносить фальшь спиритизма, но грех судить и не будем». См. т. 88. Об английской секте «безденежников» — «Non money men» — см. в воспоминаниях В. А. Поссе «Мой жизненный путь», изд. «Земля и фабрика». М.—Л. 1929, стр. 258—259. Еще см. прим. 206 и 1126.
4 января. Стр. 331.
1146. 33118—21. 4 января. — См. запись этого дня в Дневнике от 4 января 1903, стр. 153—154.
1147. 33118. Читал изречения для календаря. — Так Толстой первоначально называл составленный им сборник «Мысли мудрых людей на каждый день». Причин для такого названия было две: во-первых, он при составлении этого сборника пользовался изречениями, напечатанными на листках того «Иллюстрированного Настольного календаря» т-ва «Просвещение», в котором он вписывал напечатанные здесь заметки; и во-вторых, «мысль составить такой календарь у него пришла при ежедневном отрывании чисел сытинского отрывного календаря, на котором сзади печатались различные краткие сведения, которые невольно читались» (X. Н. Абрикосов, «Двенадцать лет около Л. Н. Толстого». Рукопись). В письме к Чертковым (почт. штемп.: 23 января 1903) Толстой писал: «Могу работать и рад этому. Составлял календарь с изречениями на каждый день. Кончил». См. т. 88. Этот календарь вышел из печати в виде книги и в виде отрывного календаря в августе 1903 года (см. прим. 432 и 456). Точное его название: «Мысли мудрых людей на каждый день. Собраны гр. Л. Н. Толстым». Изд. «Посредник», серия «Для интеллигентных читателей», М. 1903. — Еще см. статью К. С. Шохор-Троцкого „«Круг чтения» Л. Н. Толстого и его краткая история“ — «Толстой. Памятники творчества и жизни», сборн. 2, ред. В. И. Срезневского, «Задруга», М. 1920, стр. 195—198. См. еще т. 39.
1148. 33119. Диктовал Доре письмо. — Дора Федоровна Толстая (см. прим. 550). В письме к ней от 4 января 1903 года Лев Николаевич между прочим писал: «…я ценю и люблю тебя и как прекрасную жену Леве, и саму по себе, как милую, добрую и правдивую женщину». См. т. 74.
1149. 33121. Сережа уехал. — Сергей Львович Толстой.
1150. 33121. Мамá и Саша. — Софья Андреевна и Александра Львовна Толстые.
5 января. Стр. 332.
1151. 3322. Диктовал в дневнике. — См. Дневник от 4 и 6 января 1903, стр. 153—154. Какая из этих записей была фактически внесена 5 января — установить невозможно.
1152. 3322—3. Выбирал изречения для календаря. — См. выше, прим. 1147.
К записной книжке 1903 г.
2 января. Стр. 333.
1153. 3349. Остроградский и его лакей. — Какого Остроградского Л. Н. Толстой имеет в виду, установить не удалось. В Москве Лев Николаевич лично знал Анатолия Александровича Остроградского (р. 185.), участкового архитектора Московской городской управы, выполнившего в 1882 г. по поручению Толстого перестройку и ремонт приобретенного тогда Толстым дома в Хамовниках (в то время дом № 15 по Долгохамовническому переулку). Однако представляется сомнительным, чтобы запись относилась к А. А. Остроградскому.
В Петербурге в начале 1900-х годов жили два сановника, носившие ту же фамилию:
1) Остроградский Александр Федорович, действительный статский советник, служивший в имп. канцелярии по учреждениям имп. Марии.
2) Остроградский Владимир Михайлович (184.—1924?), генерал-адъютант, генерал от кавалерии.
Возможно, что запись Толстого является следствием какого-либо рассказа одного из многочисленных посетителей Ясной поляны и сделана для памяти, с целью использовать в качестве материала для задуманного художественного произведения.
К Отдельным записям мыслей.
Записи 1901 и 1902 гг.
1154. 3369. Духовенству. — К статье «Обращение к духовенству»
1155. 33610. К Хад[жи] Мур[ату]. — К повести «Хаджи Мурат», к главе пятнадцатой о Николае I. Среди рукописей, относящихся к этой главе, сохранился отдельный листок, на котором написано: «Вся жизнь его, от того страшного часа, когда <люди присягали ему и до того часа, когда он лежал с отпуском грехов на голове> он дал приказ стрелять картечью в толпу на Сенатской площади, было одно сплошное ужаснейшее преступление». (ИЛ). См. т. 35.
В записи «Вся жизнь его…» подразумевается Николай I.
1156. 33615—16. Как-то прочитано мною в книге Revue des deux Mondes предисловие père Didon к его Vie de Jésus. — О Дидоне см. прим. 690. О чтении Толстым статьи Дидона в «Revue des deux Mondes» (т. CI, 1890) см. т. 51, Дневник от 8 октября 1890 и комментарий к нему.
1157. 33717. Никитин спрашивает. — Доктор Дмитрий Васильевич Никитин. См. прим. 421.
1158. 33719. «вот видите, как хорошо». — „Это Никитин, когда играет в винт и останутся ему две семерки в руках, говорит: «вот видите как хорошо»“. (Примечание М. Л. Оболенской к этой записи).
1159. 33815. Думал обо всех этих писателях: Андрееве, — О Леониде Николаевиче Андрееве см. прим. 567.
1160. 33815. Скитальце. О Скитальце см. прим. 657.
1161. 3391—7 И можете вы передать вашу веру….. не думая. — К «Обращению к духовенству».
1162. 33912—20. И не говорите….. ко всем другим людям. — К «Обращению к духовенству».
К Записям в альбомы разных лиц.
1163. 34215. В