Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 54. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1900-1903 гг.

вскоре по составлении комментируемого Списка, 22 июля 1903, он набросал сказку, которая получила заглавие «Три вопроса». Закончил он ее 20 августа, после чего, вероятно, и вычеркнул сюжет из Списка. Еще см. прим. 444, а также т. 34.

1176. 34013. 9) <Два др>. — Толстой вероятно хотел написать: Два друга. Произведения с таким заглавием нет. Подобного сюжета в других списках замыслов тоже нет.

1177. 34013. <Барин и крестьянин>. — Об этом зачеркнутом здесь Толстым сюжете сведений не имеется. Можно только отметить, что в 1900 году Толстой одно время думал о «крестьянском романе», а месяц спустя выражал желание писать «продолжение Воскресения: крестьянская жизнь Нехлюдова». См. выше, стр. 26 и 27, Дневник от 5 мая и 23 июня 1900.

1178. 34013—14. Труд, болезнь и смерть. — Легенда «Труд, смерть и болезнь» была впервые набросана вскоре по составлении Списка сюжетов — 23 июля 1903, закончена обработкой 22? августа. См. прим. 444 и 450, а также т. 74, письма к С. Н. Рабиновичу (Шолом Алейхему) от 22 и 25 августа 1903. Еще см. т. 34.

1179. 34016. 1) Труп — Над драмой «Живой труп» Толстой работал в течение 1900 года и написал ее «начерно». 28 ноября он записал: «Драму Труп надо бросить», и повидимому действительно прекратил работу над ней. Тем не менее он не перестал интересоваться сюжетом этой драмы. 30 сентября 1902 года он «перечитал Труп» (см. стр. 318), а затем не только включил ее в помещаемый здесь Список, но и в еще более поздний Список сюжетов, составленный в декабре 1904 года. См. т. 55. Еще см. прим. 27 и 169.

1180. 34017. 2) Своя драма. — Эту же драму Толстой в своих записях называл или просто драмой, или «большой драмой» (в отличие от «малой драмы» «Живой труп»). Ее же в Дневнике от 13 декабря 1897 года он назвал — «драма христианского воскресения». В рукописи она озаглавлена «И свет во тьме светит». Задумана драма, а быть может и начата, еще в 1880-х годах. Основная же работа над ней повидимому шла зимой 1895—1896 года. См. т. 52 и 53, Дневник за декабрь 1895 и январьмарт 1896. По имеющимся данным, Толстой последний раз работал над этой драмой в октябре 1902 года. В это время он, однако, ни разу не упомянул ее в своих ежедневных записях. См. прим. 1046.

Ни одно из художественных произведений Толстого не отражает его личных переживаний в большей мере, чем драма «И свет во тьме светит». Она, по его словам, должна была отразить его собственные испытания, его борьбу, его веру, его страдания, всё, чтó было близко его сердцу. См. подробнее в прим. 95. Еще см. т. 35.

1181. 34018. 3) Х[аджи] М[урат]. — О работе Толстого в 1901—1903 годах над начатой в 1896 году повестью «Хаджи Мурат» имеется много сведений в Дневнике и в других записях, которые печатаются в настоящем томе. См. по указателю.

1182. 34019. 4) Дети умней стар[иков]. — Сюжет этот, впервые обработанный Толстым в 1885 году в маленьком рассказе «Девчонки умнее стариков» (см. т. 25), занимал его до конца жизни. В 1909 и 1910 годах он работал над серией диалогов под общим заглавием «Детская мудрость». См. т. 37.

1183. 34020. 5) Мать. — Произведение на эту тему задумано Толстым в 1891 году. 25 марта этого года он в Дневнике записал сюжет: «Мать. Записки матери. Вопрос матери». К тому же году относятся сохранившиеся наброски рассказа. В имеющихся списках сюжетов 12 марта 1895 и 13 декабря 1897 сюжет назван «Записки матери». В 1898 и 1899 гг. Толстой решил напечатать «отрывок» «История матери» в пользу выселявшихся с Кавказа духоборов. По этому поводу он вел переговоры и переписку с издателем «Нивы» А. Ф. Марксом. См. тт. 71 и 72 (письма к А. Ф. Марксу). Подробнее см. т. 53, комментарий к Дневнику от 13 декабря 1897, а также т. 52, комментарий к Дневнику от 25 марта 1891.

1184. 3411. 6) Записки сумасшедшего. — Толстой задумал это произведение еще в 1884 году (см. т. 49). Тогда же, вероятно, он сделал первые наброски. Позднее замысел этот он упоминает в двух списках сюжетов — 30 ноября 1888 и 25 января 1891 (см. тт. 50 и 52). 26 декабря 1896 и 5 января 1897 он опять думает о «Записках сумашедшего». Наброски 1884? года впервые были напечатаны в «Посмертных художественных произведениях Л. Н. Толстого», т. III, издание A. Л. Толстой, М. 1911. См. еще т. 26.

1185. 3412. 7) Персианинов. — Замысел этот впервые записан Толстым в Дневнике от 14 сентября 1896: он «вспоминал два прекрасных сюжета для повестей», один из которых «Самоубийство старика Персиянинова». Через год, 13 декабря 1897, среди сюжетов, «которые стоит и можно обработать как должно», Толстой назвал сюжет «Персиянинов». Позднее комментируемого здесь Списка, Толстой вновь включил тот же замысел в Список сюжетов, составленный в декабре 1904 года. См. т. 55. О разысканиях в связи с этим сюжетом Толстого см. в т. 53, комментарий к Дневнику от 14 сентября 1896.

1186. 3413. 8) Самара. Башкиры и поселенцы. — Мысль написать произведение из жизни переселенцев впервые стала возникать у Толстого еще в период работы над «Анной Карениной», в марте 1877 года. Встречи с переселенцами летом 1876 года в Самарской губернии, рассказы о тамбовских крестьянах, переселившихся в Манчжурию, и другие сведения о переселенцах вызвали у него желание написать новое произведение, в котором «любить мысль русского народа в смысле силы завладевающей». Сила эта представлялась ему «в виде постоянного переселения русских на новые места на юге Сибири, на новых землях к юго-востоку России, на реке Белой, в Ташкенте и т. д.». В том же году, 25 октября 1877, Толстой, рассказывая жене о задуманном произведении, говорил, что во второй его части «будет переселенец, русский Робинзон, который сядет на новые земли (Самарские степи) и начнет там новую жизнь…» Обдумывая роман из эпохи декабристов, Толстой захотел ввести в него переселение мужиков («где-нибудь в Иркутске или в Самаре»), чтобы один из декабристов попал к переселенцам («простая жизнь в столкновении с высшей»). Тогда же он в первых набросках романа попытался изобразить переселение крестьян на новые места — в Оренбургский край. См. т. 17, «Декабристы». Еще см. ДСАТ, I, стр. 37—41.

В известных нам записях Толстого, относящихся к 1880-м годам, упоминаний сюжета о переселенцах не найдено. Вновь назван этот замысел (просто: «переселенцы») в дневниковой записи от 25 января 1891 года. Позднее, уже 12 марта 1895, в числе «художественного», которое «хорошо бы» «докончить», Толстой называет произведение «Переселенцы и Башкиры». 14 апреля того же года он «представил себе роман — как наш брат образованный бежал с переселенцами от жены…» Судя по всей записи об этом романе, центральное место в нем должны были занимать не переселенцы, а «бежавший» и его сын.

В 1896 году Толстой записал в Дневнике от 19 июня, что ему «очень живо представляются картины из жизни Самарской: степь, борьба кочевого патриархального с земледельческим культурным». Он добавляет, что его «очень тянет» писать. Тема очевидно прежняя, давнишняя — о переселении русских крестьян центральных губерний на новые места, в степи, в районы кочевья. После этой записи замысел о переселенцах не встречается в доступных нам материалах вплоть до комментируемого здесь Списка сюжетов. В дальнейшем он упоминается еще в Списке сюжетов, составленном в декабре 1904 года (опять просто: «Переселенцы»), См. т. 55. Еще см. упомянутые выше записи и комментарий к ним в тт. 52, Дневник 1891—1895, и 53, Дневник 1896.

1187. 3414. 9) Кто я теперь. — Об этом замысле известно только то, что Толстой записал о нем в дневниковых записях от 9 июня, 18 июня и 30 декабря 1903 — см. выше, стр. 177, 178 и 203.

1188. 3415. 10) Что ты пришел мучить нас. — Замысел этот впервые назван Толстым в Дневнике от 9 июня 1903: «Крик беса при приближении Христа». Вскоре, 18 июня, Толстой раскрывает свою мысль и записывает тот же сюжет яснее: «Крик теперешних заблудших людей: материалистов, позитивистов, ницшеанцов, крик (Map. I, 24)…» Третий раз он записал тот же сюжет (30 декабря 1903), как и в комментируемом Списке, ближе к тексту евангелиста Матфея, а не Марка. Ср. Евангелие Матфея, VIII, 29: «И вот, они закричали: чтó тебе до нас, Иисус, сын божий? пришел ты сюда прежде времени мучить нас». (Текст этот Толстой цитировал и в письмах — к А. М. Калмыковой от 6 августа 1885, см. т. 63, и к Е. И. Попову от 1—20 октября 1887, см. т. 64). В связи с записанным замыслом см. выше, стр. 177, 178 и 203, а также прим. 417.

1189. 3416. 11) Бал и сквозь строй. — Сюжет рассказа «После бала» впервые упоминается в Дневнике от 9 июня 1903 и подробнее рассказан в записи 18 июня (см. стр. 177 и 178). Рассказ был начат 6 августа того же года и закончен 20 августа. Толстой называл его сначала «Дочь и отец», затем «А вы говорите». Об автобиографичности рассказа и его происхождении см. прим. 419.

УКАЗАТЕЛЬ СОБСТВЕННЫХ ИМЕН

В настоящий указатель введены имена личные и географические, названия исторических событий (войн, сражений, революций и т. п.), учреждений, издательств, связанных с работой Толстого, заглавия книг, названия статей, журналов, газет, произведений слова, живописи, скульптуры, музыки, имена героев художественных произведений. При этом отмечаются не только те страницы, где имя или название дано в «раскрытом» виде, но и те страницы, где оно встречается в «скрытом» виде, т. е. подразумевается. Лица, псевдоним которых прочно вытеснил их настоящую фамилию, вводятся в указатель под своим литературным или артистическим именем. Произведения Л. Н. Толстого, его замыслы, письма и пр. названы и объединены только под его именем. Уменьшительные имена, прозвища, ошибочные или неточные написания Толстым фамилии, замены имени или заглавия каким-либо определением и т. п. поставлены в скобках вслед за точным обозначением данного имени или названия. При мало известных географических именах — деревень, сел, небольших городов — даются (согласно территориальному делению эпохи Толстого) названия губерний, в которых они находились (указанные при них в комментарии уезды и волости в указатель не вошли). При названиях имений и усадеб, кроме того, указываются фамилии владельцев.

В первую часть указателя включены имена и названия, упоминаемые в настоящем томе на русском языке. Имена и названия, встречающиеся в томе

Скачать:PDFTXT

вскоре по составлении комментируемого Списка, 22 июля 1903, он набросал сказку, которая получила заглавие «Три вопроса». Закончил он ее 20 августа, после чего, вероятно, и вычеркнул сюжет из Списка. Еще