Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 54. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1900-1903 гг.

непостижимыхъ для насъ.

13) Предѣлы моего существа мнѣ представляются матеріей. Измѣненія моего существа мнѣ представляются движеніемъ. Предѣлы моего существа по отношенію другихъ существъ мнѣ представляются пространствомъ. Измѣненія моего существа по отношенію измѣненій другихъ существъ мнѣ представляются временемъ.

14) Есть ли Богъ или нѣтъ, и есть ли или нѣтъ ея, будущей жизни, все таки лучшее, чтó я могу сдѣлать, это то, чтобы увеличивать въ себѣ любовь. Это такъ, п[отому] ч[то] увеличеніе любви тотчасъ же увеличиваетъ благо.

15) То же, что 13, но кажется яснѣе и точнѣе. Предѣлы своего существа,561 познаваемые562 сознаніемъ, представляются мнѣ матеріей; предѣлы моего же существа, познаваемые моими пятью чувствами, представляются мнѣ предметами въ пространствѣ. Измѣненія предѣловъ моего существа, познаваемы[хъ] сознаніемъ, представляются мнѣ движеніемъ; измѣненія предѣловъ моего же существа, познаваемыхъ моими пятью чувствами, представляются мнѣ движеніемъ предметовъ во времени. (Нѣсколько яснѣе, но еще563 далеко не совсѣмъ).

18 Iюль. Я. П. 1901.564

1) Сознаніе дано человѣку затѣмъ, чтобы понимать свое положеніе, ставить себя въ то теченіе (тотъ гипнозъ), которое должно, которое нужно Богу, — а люди употребляютъ сознаніе, чтобы увеличить свое наслажденіе.

2) Жизнь настоящая, духовная, есть основа, на которой вышиваются всякіе узоры: болѣзни, страданія, потери. И если основа настоящая, — узоры только разнообразятъ, украшаютъ коверъ, но не разрушаютъ его.

20 Іюль 1901. Ясн. Пол.565

1) Для журнала нужно: отдѣлъ исторіи религій и біографіи.

2) Жизнь будущая, загробная мнѣ также ясна и несомнѣнна, какъ и настоящая жизнь. Не только ясна и несомнѣнна — она есть та же самая, одна жизнь. Она представляется мнѣ преходящей только вслѣдствіе иллюзіи времени, т. е. совершающихся измѣненій. (Не совсѣмъ ясно).

3) Предѣлы моего я даютъ понятіе (матеріи) тѣла. Измѣненія моего я даютъ понятіе силы. Различіе предѣловъ моего я, соотвѣтственно моимъ чувствамъ: осязанія и зрѣнія, даетъ понятiе предметовъ въ пространствѣ. Различіе измѣненій моего я, соотвѣтственно моимъ органамъ: кровообращенія, дыханія, мускульнаго напряженія, — даетъ мнѣ понятіе движенія во времени.

4) Ощущеніе, что я жилъ въ болѣзни, какъ всегда.

5) Радостно, что послѣ болѣзни яснѣе стало взять крестъ на каждый день.

6) Во всей путаницѣ, во всемъ круговоротѣ жизни, одна цѣль, къ которой все приходитъ: увеличивать любовь. Свобода въ томъ, что каждый можетъ увеличить свою долю любви и потому — блага.

7) Жизнь есть увеличеніе отдѣленнаго отъ Всего существа (не матерьяльнаго). Зачѣмъ существо это сознаетъ Все, а есть только часть? зачѣмъ оно измѣняется? — существо это не можетъ понять. Но не можетъ не предполагать этому разумную причину, смыслъ, — не можетъ не допускать такого существа, которому причина, смыслъ этотъ понятны, которое само не отдѣлено и не составляетъ часть, а цѣлое, Все. Существо это Богъ.

566Будучи отдѣлено отъ Всего и постоянно увеличиваясь, частичное существо, человѣкъ сознаетъ свои предѣлы. И предѣлы эти представляются ему тѣлами: своимъ и чужими — тѣлами въ пространствѣ. Постоянно увеличиваясь же, человѣкъ сознаетъ совершающіяся въ его предѣлахъ измѣненія, и измѣненія эти представляются ему движеніемъ во времени.

8) Не надо желать жить, потому что хочешь сдѣлать что либо, а надо дѣлать потому, что живешь.

18 Авг. 1901. Ясн. Пол. Ровно мѣсяцъ не писалъ. За это время написалъ 2 памятки — не дурно. Хочется еще написать О религіи, объ отсутствіи ея, и письмо Николаю. Тогда мож[но] отдохнуть за художественнымъ. Хотя драма христіанская — навѣрное дѣло божіе.

За это время рѣшено ѣхать въ Крымъ. Мнѣ это скорѣе пріятно. Здоровье очень ослабѣло: ослабѣло сердце. А самъ поправляюсь и къ сожалѣнію потерялъ подъемъ, бывшій во время болѣзни.

Маша здѣсь и Машинька. Продолжаю работать внутренно съ малымъ успѣхомъ, но не унываю. «Не выполняя божественнаго служенія въ каждомъ добровольномъ поступкѣ нашей жиз[ни], мы совсѣмъ не выполняемъ его», говоритъ Рёскинъ. Вотъ это надо дѣлать и помнить.

Записано за это время:

1) Чтó было мнѣ радостно и хорошо во время болѣзни, это то, что умирая я живу точно также, какъ всегда. Нижнее глубокое теченіе истинной жизни не прерывается смертью. И что я чувствовалъ, или скорѣе: не чувствовалъ перерыва.

2) 567Вся путаница, весь круговоротъ жизни ведетъ всетаки всегда къ одному: къ увеличенію любви. И потому невыгодно, тяжело итти противъ него, а радостно сознательно дѣлать то, чтó творится безсознательно: быть съ Богомъ.

3) Свобода дана человѣку въ томъ, чтó можетъ увеличить его благо: въ увеличеніи въ себѣ любви. Въ томъ благость божія, что онъ несвободенъ — встрѣчаетъ препятствi[я] — во всемъ, чтó не даетъ ему блага.

4) Если у тебя есть врагъ, отравляющій твою жизнь, надо ли тебѣ желать избавиться отъ него? Нѣтъ. Если ты съумѣешь воспользоваться своимъ врагомъ такъ, чтобы выучиться на немъ: прощать, любить враговъ, то то, чтó пріобрѣтаешь этимъ, гораздо больше568 благо, чѣмъ то, которое ты бы имѣлъ, изба[ви]вшись отъ врага. И не только больше; но то б[ыло] благо временное, а это — вѣчное, не для одной только этой жизни.

5) Говорятъ: для добра не нужна награда. Это справедливо, если разумѣть награду внѣшнюю, въ будущемъ; но безъ награды, безъ того, чтобы добро не давало того, къ чему стремится человѣкъ, чтó движетъ имъ — не давало благонельзя бы было дѣлать добро. Дѣло только въ томъ, чтобы понимать, въ чемъ истинное благо. Истинное же благо не во внѣшнемъ и въ будущемъ, а въ внутреннемъ и настоящемъ: въ улучшеніи души. Это и награда и двигатель.

6) Часто слышишь, что молодежь говоритъ: я не хочу жить чужимъ умомъ, я самъ обдума[ю]. Зачѣмъ же тебѣ обдумывать обдуманное. Бери готовое и иди дальше. Въ этомъ сила человѣчества.

7) Смотришь на подлость людей и удивляешься отсутствію человѣческаго достоинства. Но только вспомнить о томъ, что только религія даетъ человѣку сознаніе его достоинства, и перестанешь удивляться, что нѣтъ достоинства у людей, не имѣющихъ религіи. Люди безъ религіи стараются замѣнить569 религію почестями. И почести для нихъ религія.

8) Если бы только люди понимали, какое огромное счастье жить религіозной жизнью: т. е. поступать въ чемъ свободенъ не для людей, но для Бога.

9) Какъ надо быть на сторожѣ отъ всякаго зараженія: зараженія насмѣшки, чувственности, а главное злобы! Челов[ѣкъ] злобно бранитъ тебя и ты, вмѣсто того, чтобы почувствовать отвращеніе къ злобѣ, самъ заражаешься ею. Какъ пищу нельзя принимать, не спросивъ себя: не вредна ли она; такъ и всякое внушеніе, гипнотизацію. Прежде, чѣмъ отдаться ей, надо спросить себя: не вредная ли она?

10) Хочется опять записать о предѣлахъ, измѣн[еніяхъ], матеріи, движенія, пространствѣ, времени.

Я — часть чего-то. Свою отдѣленность я познаю только предѣлами между соб[ой] и всѣмъ остальнымъ. Кромѣ того я познаю себя измѣняющимся.570 Предѣлы, отдѣляющіе меня отъ остальнаго міра, я познаю матеріей, часть кот[орой] составляетъ меня, и часть которой составляетъ все остальное. Измѣненія свои я познаю движеніемъ, совершающ[имся] во мнѣ и во всемъ остальномъ.571 Отношеніе572 матеріальныхъ предметовъ между собою я называю пространствомъ; отношеніе измѣненій во мнѣ и другихъ существахъ я называю временемъ.

(Не конч[илъ], усталъ).573

[10 октября. Гаспра. Крым.] Страшно сказать: не писалъ почти два мѣсяца. Нынче 10 Октября 1901. Гаспра, на южн[омъ] берегу.

Здоров[ье] все также плохо. То ухудшенія, то улучшенія, но слабыя. Прежнее здоровье окончательно кончило[сь]. И такъ хорошо, и не только и такъ хорошо, но именно хорошо. Приготовленіе къ переходу.

Пріѣхали сюда 8[-го сентября] съ Булан[же], Машей и Колей. Саша очень мила. Теперь здѣсь Сережа. Внутренняя работа какъ будто понемногу двигается.

Умеръ Адамъ Вас[ильевичъ]. И очень хорошо.

За все это время работаю надъ Религіей. Каже[тся] подвигается, но и умственно сталъ слабѣ[е], меньше времени могу работать.

За это время записано:

1) Трудно жить для Бога одному среди людей, не понимающихъ даже этого и живущихъ только для себя. Какъ радостна въ этомъ положеніи помощь единовѣрцевъ.

2) Когда я думаю о смерти, мнѣ радостно думать о томъ, какъ я проснусь къ той жизни также точно, какъ я просыпался къ этой въ раннемъ дѣтствѣ.

3) Нѣтъ, не эта жизнь сонъ, какъ я писалъ прежде, а сонъ то, чтó раздѣляетъ одну форму жизни отъ другой — то, на одномъ концѣ чего смерть, а на другомъ — рожденіе.

4) Или ложь или невѣжество. Не знаешь чтó хуже (не помню къ чему).

5) Человѣкъ есть отдѣльное измѣняющееся существо, постигающее цѣльное и неизмѣнное.

6) Два предмета въ одномъ и томъ же пространствѣ — движенiе.574 Два предмета безъ движенія — пространство.

5757) Человѣкъ, измѣняющееся отдѣльное существо, стремится къ неизмѣнности и цѣльности. И то и другое достигается любовью.576 Чѣмъ больше любви, тѣмъ меньше измѣненія и тѣмъ болѣе расширяется область жизни, т. е. приближается человѣкъ къ цѣльности.

8) Астрономія не имѣетъ полной реальности, п[отому] ч[то] составляетъ результатъ однаго чувства (sens) зрѣнія.

9) Сила религіи въ томъ, чтобы чувствовать себя выше всѣхъ законовъ человѣческихъ.

10) Одна изъ самыхъ обычныхъ и важныхъ ошибокъ, кот[орыя] дѣлаютъ люди въ своихъ сужденіяхъ, та, что люди считаютъ хорошимъ то, что любятъ.

11) Однимъ чувствомъ (sens) мы познаемъ предѣлы себя; совокупностью чувствъ мы познаемъ живое — себѣ подобное. (?)577

12) Течетъ струя и стоитъ неподвижно, и намъ кажется, что это неподвижный предметъ. Тоже и съ жизнью. Она намъ кажется всегда стоячею, а она течетъ…

13) Жизнь серьезное дѣло! Ахъ, кабы всегда, особенно въ минуты рѣшеній, помнить это!

14) Жаль потерять, разстаться съ вещью, къ ко[торой] привыкъ, долго употребляя ее; какъ же не жалѣть разстаться съ орудіемъ своего тѣла, к[оторое] употреблялъ всю жизнь. Особенно если удавалось употреблять его хоть изрѣдка хорошо.

15) Дѣлаешь усиліе проснуться, когда сонъ становится ужасенъ и нѣтъ силъ переносить его; тоже надо и дѣлать въ жизни, когда она становится невыносима, и проснуться изъ животной жизни въ жизни духовной — сознать свое вѣчное божественное я.

16) Предприниматели (капиталисты) обкрадываютъ народъ, дѣлаясь посредниками между рабочими и поставщиками орудій и средст[въ] труда, также обкрадываютъ купцы, становясь посредниками между потребителями и продавцомъ. Тоже подъ предлогомъ посредничества между обиженными и обидчика[ми] устанавливается грабежъ государственный. Но самый ужасный обманъ это обманъ посредниковъ между Богомъ и людьми.

17) Избави Богъ жить только для этаго міра. Чтобы жизнь имѣла смыслъ надо, чтобы цѣль ея выходила за предѣлы этого міра, за предѣлы постижимаго умомъ человѣческимъ.

18) Нѣтъ болѣе ненужнаго дѣла, какъ пріобрѣтеніе себѣ, удержаніе или увеличеніе богатства.

19) Жизнь представляется мнѣ такъ:

круглое подвигается вверхъ, стержен[ь] расширяетъ, а жизнь

становится меньше, тонь[ше], такъ:

и наконецъ жизнь совсѣмъ сливается съ стержнемъ, съ вѣчнымъ, неизмѣняющимся.

20) Либералы, соціалисты, революціонеры считаютъ, что религія не нужна, и пренебрегаютъ ею, хотятъ уничтожить всякую. A религія есть, была и будетъ всегда глав[ный] двигатель людей. И правительства знаютъ это и потому посредствомъ ложной религіи ведутъ на ложный путь людей. Тѣ же, кто борятся съ правительствомъ, вмѣсто того, чтобы уничтожать ложную религію

Скачать:PDFTXT

непостижимыхъ для насъ. 13) Предѣлы моего существа мнѣ представляются матеріей. Измѣненія моего существа мнѣ представляются движеніемъ. Предѣлы моего существа по отношенію другихъ существъ мнѣ представляются пространствомъ. Измѣненія моего существа по