и устанавливать истинную, предоставляютъ правительствамъ полную власть руководить людей ложной религiей. И пото[му] очевидно всегда будутъ побѣждены.
11 Окт. 1901. Гаспра. Е. б. ж.
Нынче 24 Окт. 1901. Гаспра. Слова: е. б. ж. все больше и больше получаютъ значенія. За это время писалъ О религіи. Здоровье все chancelante,578 подъ гору. Еще надо написать о революц[iонной] брошюрѣ, полученной отъ И[вана] М[ихайловича] и о правѣ579 имѣть отношеніе съ Богомъ, по случаю рѣчи Ст[аховича]. Вчера нездоровил[ось] животомъ. Нынче, особенно теперь вечеромъ, въ очень дурномъ настроеніи, к[отораго] не могу преодолѣть. Тутъ Четвер[иковъ], Дунаевъ Саша, оба выпивши. И вся кампанія [вымарано 4—5 слов]580 очень чуждая. Саша очень мила. Было нехорошо, но теперь все прекрасно.
Записано кое что, и важное, но теперь поздно, не буду писать.
29 Ноября 1901 г. Гаспра. Опять почти два мѣсяца не писалъ. Все время нездоровъ. Даже рѣдко лучше. Главное ревматическія боли и581 слабость. Кажется, съ 14-[го] началъ вспрыскивать мышьякъ. Нынче чувствую себя болѣе бодрымъ и потому пишу. Таня родила опять мертваго, перенесла хорошо.
Я думаю, что кончилъ о религіи. Какъ всегда сомнѣваюсь въ важности и добротѣ этого сочиненія, но кажется теперь болѣе основательно, чѣмъ въ прежнихъ случаяхъ.
Дома хорошо. Машу мало вижу. Радъ, что и Горь[кій] и Чеховъ мнѣ пріятны, особенно первый. Хорошія письма отъ Ч[лена] С[уда] и пріятное бы[ло] сближеніе съ Мих[айловымъ] и штундистами.
Записывалъ мало. Вотъ что записано:
1) Когда ровно течетъ струя воды, то кажется, что она стоитъ. Также кажется съ жизнь[ю] своей и общей. Но замѣчаешь, что струя не стоитъ, а течетъ, когда она убываетъ, особенно когда каплетъ; также и съ жизнью.
2) Когда я буду умирать, я желалъ бы, чтобы меня спросили: продолжаю ли я понимать жизнь такъ же, какъ я понималъ ее, что она есть приближен[iе] къ Богу, увеличеніе любви… Если не буду въ силахъ говорить, то если да, то закрою глаза, если нѣтъ, то подниму ихъ къ верху.
3) Надо написать о свободѣ совѣсти, вѣротерпимости. Все дѣло въ томъ, что церк[овь] не есть то, чѣмъ она себя опредѣля[етъ], собраніе вѣрующихъ со Христомъ во главѣ, a мірское учрежденіе. Въ первомъ случаѣ невозможно преслѣдованіе, во второмъ — необходимо.
4) Говорятъ, что женщины любятъ мужест[во], красоту, или тѣхъ, кто ихъ любитъ. Это все неправда: онѣ сдаются тѣмъ, кот[орые] увѣрены, что они сдадутся. А сдавши[сь], любятъ, оправдывая себя, того, кому сдались.
5) Если страдаешь, то это только отъ того, что не видишь всего (еще не наступило время), не раскрылось то, чтó совершает[ся] этимъ страданіемъ. Время есть раскрыт[iе] жизни. Каменный періодъ для людей, — это тѣ формы, въ к[оторыхъ] раскрывалась жизнь человѣчества. Но не все раскрыто, она замыкается сзади и не раскрыт[а] впереди. Вотъ такъ:
6) Непріятности, тяжелыя положенія, горе… Одно спасенiе: перенести жизнь въ область Бога, жить передъ Нимъ только. И тогда не только проходитъ все тяжелое, но вся жизнь становится лучше, такъ что все, чтó намъ кажется тяжелымъ — горемъ, все это добро и настоящее большое добро.
7) Есть ужасныя заслонки, замыкаю[щія] сердца и сознанія людей и мѣшающія имъ принять истину. Какъ отворять ихъ? Какъ проникать за нихъ? Не знаю, а въ этомъ величайшая мудрость.
8) Религія есть законъ, к[оторый] ничѣмъ нельзя отмѣнить и никакъ нельзя обойти, нарушеніе к[отораго] нельзя скрыть и наград[у] за исполненіе к[отораго] нельзя получить въ этомъ мірѣ; a безрелигіозные люди знаютъ только законъ человѣческій, к[оторый] всегда мож[но] обойти, нарушеніе к[отораго] можно скрыть и награду за исполненіе к[отораго] мы всегда ожидаемъ.
9) Люди различаются еще тѣмъ, что одни прежде думаютъ, потомъ говорятъ и дѣлаютъ, a другіе прежде говорятъ и дѣлаютъ, а потомъ уже думаютъ.
10) Другое различіе людей то, что одни чувствуютъ прежде другихъ, а потомъ себя, a другіе прежде себя, хотѣлъ сказать: а потомъ другихъ, но большей частью такіе люди ограничиваются тѣмъ, что582 чувствуютъ только себя. Это — ужасное различіе.
11) Люди чуткіе (перваго рода) всегда583 славолюбивы, люди втора[го] сорта — тщеславны. Первые озабочены чувствами къ себѣ другихъ людей, вторые хотятъ только, чтобы ихъ хвалили. Les défauts de ses vertus,584 и наоборотъ. Какъ бы хорошо было составить списокъ этихъ парныхъ качествъ!
12) Всѣ люди закупорены, и это ужасно. Но они закупорены для однаго человѣка, а для другого открыты. У каждаго человѣка есть отверстіе, черезъ к[оторое] онъ можетъ воспринять истину, но истина передается ему не со стороны отверстія. Одно средст[во]585 — изливать, если она есть въ тебѣ, истину въ миръ, и она найдетъ отверстіе.
13) Какъ хорошо еврейское правило не дерзать произносить имени Бога. Это запрещеніе показываетъ, что они понимали, чтó такое Онъ. Наше же панибратско[е] отношеніе, наше же: Господи помилуй, переходящ[ее] въ «помилосъ», «помилосъ», показываетъ, что у насъ и не догадываются о томъ, чтó можетъ быть Богъ для людей религіозныхъ.
Постараюсь написать завтра, 30 Ноя. 1901. Гаспра. Е. б. ж.
[1 декабря.] Нынче кажется 1 Дек. Вчера было очень хорошо. Написалъ письмо ч[лену] С[уда] Полякову, записалъ дневникъ и подвинулся въ 16[-й] гл[авѣ] о религіи. Нынче дурно спалъ — мало. Боли и слабость. Дурно писалъ и не кончилъ. Наши поѣхали на Уч[анъ-]С[у]. Я одинъ съ Таней дома, и я не въ духѣ. Прекрасная глава въ романѣ Поленца, к[оторый]586 очень подзадориваетъ меня — но напрасно — писать. Опять лучше, яснѣе, ближе смотр[ю] на смерть.
26 Декабря 1901. Гаспра. Стало было лучше, потомъ опять хуже. Поѣхалъ въ Ялту ночевать и тамъ заболѣлъ сердцемъ. Пробылъ недѣлю у Маши. Опять начинаю поправляться. Былъ милый Буланже. Нынче уѣхалъ. Кончилъ о религіи. Но должно быть пересмотрю еще. Дней 10 писалъ о вѣротерпимости, и надоѣло. Слишкомъ неважно. Впрочемъ, и письмо Г[осударю] не очень хочется писать.
Кое что думалъ:
1) Послѣ идолопоклонства народовъ провозглашено было единство Бога еврейскими пророками. Прошл[о] 2000 лѣтъ, и послѣ извращенія христіанства Исламъ провозгласилъ опять: нѣтъ Бога кромѣ единаго Бога.
2) Люди, усвоивающіе христ[iанское] воззрѣніе, обыкновенно стремятся совершать христіанскіе подвиги. А для христіанства нужны не подвиги, а простая христіанск[ая] жизнь.
3) Такъ ясно видна ближайшая задача жизни. Она въ томъ, чтобы жизнь, основанную на борьбѣ и насиліи, замѣнить жизнью, основанной на любви и разумномъ согласіи. И огромный матерьялъ, кот[орый] долженъ быть духовно переработанъ для этого, лежитъ нетронутымъ еще въ рабочемъ народѣ всѣхъ расъ и вѣръ.
4) Всякій человѣкъ закованъ въ свое одиночество и приговоренъ къ смерти. «Живи зачѣмъ то одинъ, съ неудовлетворенными желаніями, старѣйся и умирай». Это ужасно! Единственное спасеніе, это вынесеніе изъ себя своего «я», любовь къ другому. Тогда вмѣсто одной, двѣ ставки, больше шансовъ. И человѣкъ невольно, стремясь къ этому, любитъ людей. Но люди смертны, и если въ жизни одного больше горя, чѣмъ радости, — то тоже и въ жизни другихъ. И потому положеніе все то же отчаянное. Только и утѣшенія, что на міру смерть красна. Одно полное спасеніе была бы любовь къ безсмертному, къ Богу. Возможна ли она?
5) Единственную возможность любви къ Богу я вижу въ томъ, чтобы быть587 не только довольнымъ жизнью, но радоваться на жизнь, видѣть въ ней всегда добро. Вывожу я это такъ: тотъ, кто недоволенъ жизнью, огорчается чѣмъ нибудь въ ней, видитъ въ ней зло, не можетъ любить источникъ, начало жизни — Бога и всегда или отрицаетъ, или обвиняетъ, осуждаетъ, даже ругаетъ его. И потому тотъ, кто доволенъ жизнью, радуется ею, видитъ въ ней всегда добро, долженъ испытывать обратное чувство: признаетъ Бога, благодаренъ Ему, хвалитъ Его. Такъ я это думалъ сначала, но это б[ыло] неясно. Нынче мнѣ стало это яснѣе, именно:
6) Есть одно средство любить Бога: оно состоитъ въ томъ, чтобы любить себя, свое божественное «я», также, какъ мы любимъ свое тѣлесное «я», т. е. жить для этого «я», руководиться въ жизни его требованіями и потому ничѣмъ не огорчаться, ничего не бояться и все считать для себя (этого «я») возможнымъ. Любя это «я», я люблю то проявленіе Бога, кот[орое] одно доступно для любви. Для разума доступенъ и другой Богъ — начало всего, но для любви доступенъ только этотъ.
(Думалъ, что выйдетъ лучше).588
7) Какъ бы хорошо было жить только этимъ «я», какъ бы легко было жить и умирать, т. е. переходить въ другую жизнь. Но болѣзни, боль мѣшаютъ этому; заставляя стараться о прекраще[ніи] страданій, онѣ заставляютъ соблюдать жизнь, отъ кот[орой] требуется работа здѣсь. Затѣмъ же и страсти и огорченія.
8) Религія есть такое состояніе, при которомъ589 поступки объусловливаются не соображеніями объ этой только, временной жизни, но соображенi[ями] о всей вѣчной, безконечной жизни.
27 Дек. 1901. Гаспра. Е. б. ж.
————
[1902]
Нынче 22 Января 1902. [Гаспра.] Почти все время былъ боленъ, т. е. приближался къ смерти. И доволь[но] хорошо жилъ. За это время написалъ письмо Г[осударю] и послалъ черезъ Ник[олая] М[ихайловича]. И письмо, и онъ нынче въ Петерб[ургѣ]. Не знаю, передастъ ли. Превосходная книга Мадзини и мысли Рёскина.
Нынче пріѣхалъ Граубергеръ, говоритъ совершенно справедливо, что для христіанина въ наше время есть только одно приличное мѣстопребываніе — тюрьма.
За это время записано:
1) Если вѣришь въ Бога, то вѣришь, что все, чтó совершается, все благо: страданія, болѣзнь и др., — это все только приготовленія къ новой неожиданной радости. И потому кто вѣритъ въ Бога, тотъ всегда долженъ быть радостенъ; радостенъ и добръ. И подтверждается это сейчасъ же тѣмъ, что кто вѣритъ въ Бога и потому радостенъ, того сейчасъ всѣ любятъ и ему хорошо.
2) А чтобы быть радостнымъ всегда, надо только одно: то, чтобы пользоваться съ благодарностью тѣми радостями, к[оторыя] соотвѣтствуютъ желаніямъ; на тѣ же событія, к[оторыя] кажутся непріятн[ыми], несогласными съ желаніями, смотрѣть какъ на обѣщаніе радости и во всякомъ случаѣ какъ на испытанія.
3) Доказательство, что это такъ, въ томъ, что прошло испытаніе, всегда жалѣешь, что не воспользовался имъ, а могъ бы.
4) Богъ въ предѣлахъ есть жизнь. Движеніе въ этихъ предѣлахъ есть расширеніе ихъ.
5905) Есть ли будущая жизнь? Будущая — не знаю. Знаю то, что есть Богъ, по волѣ кот[ораго] я вступилъ въ эту временную жизнь и живу въ ней. Кончится эта временная жизнь591 по волѣ592 Его же. Стало быть я буду опять въ Его волѣ. Такъ что:593 отъ Тебя изшелъ и къ Тебѣ иду, или скорѣе: я всегда былъ въ Тебѣ и остаюсь въ Тебѣ. Въ этомъ отвѣтъ.
6) Иногда близость смерти тревожитъ. А иногда — именно, когда не думаешь, а отдаешься — такъ легко и просто.
7) Смерть есть уничтоженіе «я», т. е. отдѣленнаго и потому матерьяльнаго, или скорѣе иллюзіи чего то реальнаго, т. е. матерьяльнаго существа. Въ дѣйствительности уничтожаются только