Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 54. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1900-1903 гг.

другой — отреченія отъ жизни. Ни тотъ, ни другой: отреченіе отъ личности, — любовь, и достигается цѣль — счастье.

Паульсенъ говоритъ, что учитель долженъ быть не Ничше, не Шопенгауэръ, а Христосъ. А почему? — не объясняетъ.

2) Вересаевъ пишетъ, что послѣ одушевленія служенія людямъ наступаетъ разочарованіе, компромиссы. Онъ спрашиваетъ: отчего? А только оттого, что это дѣлалось по гипнозу, по кружковскому чувству, по славѣ людской, а не по установленному отношенію къ Безконечному.

3) Очень важное. Необходимо написать о томъ, что христіанство не есть ни отреченіе отъ жизни, ни допускающій все культъ, а есть ученіе, регулирующее жизнь. Одно перехватило, другое не дохватило.

21 Мартъ 1902.

1) То, чтó видитъ нерелигіозный человѣкъ, видитъ и религіозный, но то, чтó видитъ религіозный, — не видитъ нерелигіозный.

Предстоятъ работы: 1) Добавленія; 2) Объ истинномъ значеніи христіанства; 3) Къ духовенству; 4) Къ молодежи.

1) Къ молодежи: Отдаваясь современному и пренебрегая прошедшимъ, вы насаживаете деревья безъ корней.

2) Да будетъ воля Того, по чьему закону я жилъ въ этомъ мірѣ (въ этой формѣ) и теперь, умирая, ухожу изъ этого міра, выхожу из этой формы. Волю эту я знаю только по благу, которое она дала мнѣ, и потому, увѣренный въ ея благости, спокойно и, поскольку вѣрю, радостно отдаюсь ей. (24 мартъ.)

3) Три модныя философіи на моей памяти: Гегель, Дарвинъ и теперь Ничше. Первый оправдывалъ все существующее; второй приравнивалъ человека къ животному, оправдывалъ борьбу, т. е. зло въ людяхъ; третій доказываетъ, что то, чтó противится въ природѣ человѣка злу — есть ложное воспитаніе, ошибка. Не знаю, куда итти дальше.

4) Говорятъ: вернитесь къ церкви. Но вѣдь въ церкви я увидалъ грубый, явный и вредный обманъ. «Продолжайте у насъ покупать муку», — но вѣдь я знаю, что ваша мука — съ известкой, вредна.

5) Положеніе людей, не поднявшихся до религіознаго сознанія, дѣйствительно очень затруднительное, когда они наблюдаютъ поступки людей религіозныхъ. Они въ такомъ же недоумѣніи, въ какомъ долженъ быть человѣкъ, живущій одной животной жизнью, при видѣ поступковъ людей, живущихъ умственной жизнью. Обѣдъ готовъ, — а онъ не ѣстъ, что-то читаетъ, или пишетъ, — жизнь у него сладкая, а онъ тревоженъ, и т. п.

6) (Къ молодежи). Изучайте древнія религіи не въ томъ смыслѣ, какъ разные ограниченные Летурно, — что молъ вотъ какія глупости исповѣдывали люди (не мы, умные), — а въ томъ: какими глубокими мыслями и вѣрованіями жило древнее человѣчество.

7) (Къ духовенству). Очнитесь отъ гипноза. Задайте себѣ вопросъ: чтó бы вы думали, если [бы] родились въ другой вѣрѣ? Побойтесь Бога, который далъ вамъ разумъ не для затемненія, a выясненія истины.

8) Выхожу изъ этой жизни по волѣ Того, Кто мнѣ далъ ее, спокойно отдаюсь ей, зная ее только какъ источникъ высшаго блага — жизни.

9) Жизнь, какая бы ни была, есть благо, выше котораго нѣтъ никакого. Если мы говоримъ, что жизнь зло, то только въ сравненіи съ другой жизнью, лучшей или воображаемой. Въ жизни можетъ быть зло, а самая жизнь не можетъ быть зломъ. Благо можетъ быть только въ жизни. И потому нельзя говорить, что отсутствіе жизни можетъ быть благо.

Здоровье можетъ быть только въ тѣлѣ, и потому нельзя говорить, что отсутствіе тѣла есть здоровье.

30 Мартъ. 1902.

1) Бога, какъ личность, мы не можемъ знать. Одно, чтó мы знаемъ — это законъ, волю, какъ выражается Евангеліе. И изъ существованія закона мы склонны заключать антропоморфически, что есть законодатель, есть лицо, воля чья. Главное же, то, что есть законъ (воля), которой мы призваны подчиняться и изъ которой мы не выходимъ и не можемъ выдти ни живя, ни умирая. Живя, мы можемъ участвовать въ исполненіи закона (въ этой жизни); умирая, участіе наше кончается. Новое дѣло не назначено. Рабочій безъ мѣста.

611[Мартъ или апрѣль 1902.]

1) Есть два рода любви: безсознательная — сердечная, и сознательная — разумная. Задача жизни въ томъ, чтобы выработать въ себѣ любовь сознательную, которая сама собой переходитъ въ безсознательную.

2) Жизнь есть основа всего. Она была, есть и будетъ. Здѣсь мы ее знаемъ, какъ отдѣленное отъ всего міра. Отдѣленіе даетъ необходимость пространства и времени. Но пространство и время не могутъ объяснить жизни. Все въ пространствѣ и времени иллюзорно. Пространственныя и временныя соображенія нужны только для руководства «я» — отдѣльнаго существа въ этомъ мірѣ. Но для познанія существующаго не только не помогаютъ, но служатъ главнымъ препятствіемъ, приводя все къ безконечности большей или малой.

3) Наша иллюзія, что при смерти жизнь кончается, происходитъ отъ того, что мы форму жизни считаемъ за жизнь: какъ если бы человѣкъ считалъ, что не вода въ пруду, а самая форма пруда есть предметъ. Тогда, какъ только бы ушла вода изъ пруда, онъ думалъ бы, что уничтожилось то, чтó было прудъ.

10 Апрѣль. 1902. Г[аспра].

1) Вопросъ въ томъ для насъ: сольется ли моя отдѣльная жизнь съ безконечнымъ потокомъ жизни, или опять приметъ новую отдѣльную форму? Въ первомъ случаѣ это верхъ невообразимаго блаженства: нирвана, непосредственная жизнь въ Богѣ. Во второмъ — это продолженіе жизни въ новой формѣ, обусловленное, по кармѣ, моей здѣшней жизнью. Вопросъ и страхъ въ потери сознанія своего «я» въ обоихъ случаяхъ неоснователенъ 612 Но первый случай невѣроятенъ. Мы не имѣемъ права предполагать жизнь внѣ отдѣльности, потому что не знаемъ такой. И потому остается только 2-й случай: новая форма жизни. Но предполагать новую форму жизни съ удержаніемъ сознанія прежняго «я» мы тоже не имѣемъ права, такъ какъ начали эту жизнь безъ сознанія прежняго «я». Но сознаніе отдѣленнаго «я» зависитъ отъ пространства и времени. Переходъ же изъ одной формы въ другую происходитъ внѣ пространства и времени.

Мы пробуждаемся къ новому сознанію (новой отдѣленности) сами не знаемъ изъ чего. Мы существуемъ внѣ времени и въ той, и въ другой, и въ тысячной формѣ. «Прежде чѣмъ былъ Авраамъ Я есмь».

2) Во всякомъ случаѣ, для того, чтобы не бояться уничтоженія въ смерти, надо вѣрить. (Неясно.)

3) (Къ рабочему народу). Не имѣете права требовать 8-ми часовой день и пр. А требовать земли для пропитанія имѣете неотъемлемое право, даже обязанность по отношенію вашихъ дѣтей.

4) Мы не знаемъ жизни, кромѣ той, которой живемъ, потому что мы здѣсь все понимаемъ во времени и пространствѣ, а жизнь другая была (или скорѣе есть) внѣ времени и пространства. Потому же и переходя въ другую жизнь (или скорѣе уходя изъ этой жизни), мы не можемъ себѣ представить другой жизни. Намъ необходимо представить ее во времени и пространствѣ, а она внѣ ея.613

5) Не есть ли всякое наслажденіе — воспоминаніе? Все, что воспоминаніе, то даетъ радость.

6) Говорятъ: прекрати существующiй порядокъ — все погибнетъ. Все равно какъ сказать: растаетъ рѣка и все погибнетъ.614 Нѣтъ, пойдутъ корабли, начнется настоящая жизнь.

615[Май.]

7) Чтó лучше: поставить себя въ ложное отношеніе съ міромъ, или съ Богомъ? Воспитать дѣтей въ согласіи съ православіемъ — это второе; въ согласіи съ Богомъ — это первое.

8) Человѣкъ — отдѣленное духовное существо. Духовное существо, чтобы быть отдѣленнымъ, должно представляться матеріальнымъ, потому что только матеріальное можетъ быть дѣлимо. Отдѣленность же есть необходимое условіе движенія (жизни), работы. Жизнь людей, и вообще всѣхъ отдѣльныхъ существъ, есть какъ бы дыханіе божества. Мы органы Бога.

9) Уничтожаются одни предѣлы, вступаешь въ другіе. Пока не дошелъ до новыхъ предѣловъ, кажется, что нѣтъ матеріи, нѣтъ жизни. Но это продолжается только до тѣхъ поръ, пока не уткнешься въ новые предѣлы.

10) Человѣкъ, сознавая свое духовное существо, не можетъ уничтожиться. Какъ? — Этого не дано знать. Какъ только человѣкъ (или всякое существо), созналъ неизбѣжность уничтоженія той формы жизни, въ которой онъ находится, онъ неизбѣжно долженъ быть приведенъ къ сознанію неуничтожаемости сущности его жизни.

11) Проведеніе хотя бы самой, по нашему мнѣнію, благодѣтельной мѣры посредствомъ насилія я считаю противнымъ признаваемому мною христіанскому закону любви, но предлагаю эту мѣру, становясь на точку зрѣнія людей, желающихъ во что бы то ни стало отстоять отжившее самодержавіе и дать ему наилучшее оправданіе.

12) Чѣмъ бѣднѣе (босяки и т. п.) и чѣмъ презираемѣе, — тѣмъ свободнѣе, и наоборотъ. И чѣмъ богаче и важнѣе (царь), тѣмъ болѣе рабы.

13) Если человѣкъ религіозенъ, т. е. доросъ до необходимости установить отношеніе своей ограниченной части къ цѣлому, то ему нельзя обойтись безъ Бога. Признать себя частью безконечнаго, по времени и пространству, міра, — значитъ признать себя частью чего-то неконченнаго, т. е. частью части и потому нѣтъ установленія отношенія къ цѣлому. Чтобы было это отношеніе, нужно найти нѣчто цѣлое, a цѣлое это можетъ быть только духовное. Это духовное, внѣпространственное и внѣвременное и есть Богъ, котораго мы сознаемъ себя ограниченнымъ проявленіемъ.

14) Какъ нельзя установить постоянное отношеніе къ ряду чиселъ: 1, 2, 3, 4… ∞,616 такъ невозможно установить постоянное отношеніе къ матерьяльному, т. е. пространственному и временному міру. Для установленія такого отношенія нужно найти нѣчто не увеличивающееся, не уменьшающееся, — всегда равное самому себѣ; и такое существо есть только духовное существо, котораго я чувствую, сознаю себя частью, проявленіемъ.

15) Прежде нерелигіозные люди были врагами общества, теперь они руководители.

617[Май 1902.]

16) Безопасность общества обезпечивается нравственностью его членовъ, нравственность же основывается на религіи. Правительство и правящіе классы захотѣли свою безнравственную жизнь оправдать религіей и для этого извратили религію; а какъ только извратилась религія, такъ пала нравственность, а съ паденіемъ нравственности все болѣе и болѣе уничтожалась безопасность общества, такъ что правительству и правящимъ классамъ пришлось все болѣе и болѣе извращать религію и употреблять насиліе для соблюденія безопасности не всего уже общества, а только самихъ себя. Это самое и дѣлали и дѣлаютъ наши христіанскія правительства, и положеніе становится все хуже и хуже. Въ настоящее время оно для правительства кажется безвыходнымъ.

618Нынче 22 Мая 1902. Гаспра. Тифъ прошелъ. Но все лежу. Жду 3й болѣзни и смерти. Въ очень дурномъ настроеніи. Есть кое что записать, но откладываю. Сейчасъ молюсь. И молитва, какъ всегда, помогаетъ.

[24 мая.] 23, 24 Мая 1902. Гаспра. Вчера былъ очень слабъ. Нынче лучше. Немного пописалъ Къ рабоч[ему] народу. И начинаетъ образовываться. Хотѣли снести на воздухъ, но холодный вѣтеръ. Стыдно, что недобро отнесся къ Танѣ за то, что отсовѣтовала выходить. Перешелъ на кресло. Ногъ будто нѣтъ.

[27 мая.] 25, 26, 27 Мая 1902. Гаспра. Три дня б[ылъ] на воздухѣ, сначала 4, 5 и нынче 6 часовъ. Понемногу оправляюсь. Это были потуги смерти, т. е. новаго рожденія, и данъ отдыхъ. Нынче получилъ грустное извѣстіе объ арестѣ Суллер[а]. Былъ Персіянинъ разнощикъ, вполнѣ просвѣщенный человѣкъ, говоритъ, что онъ бабистъ.

Теперь 7й часъ. Понемногу работаю

Скачать:PDFTXT

другой — отреченія отъ жизни. Ни тотъ, ни другой: отреченіе отъ личности, — любовь, и достигается цѣль — счастье. Паульсенъ говоритъ, что учитель долженъ быть не Ничше, не Шопенгауэръ, а