надъ обращеніемъ къ народу (недурно).
28 Мая 1902. Гаспра. Е. б. ж.
Нынче 3 Іюня 1902. [Гаспра.] Продолжаю проводить дни на воздухѣ,619 работаю. Почти кончилъ обращеніе. Недурно. Поправляюсь, но вижу, что не надолго. Много есть чтó записать изъ книжечки, но записываю сейчасъ 2 незаписанныя [мысли].
1) Что жизнь состоитъ въ увеличеніи любви, совершенно вѣрно, но чтобы имѣть только это въ виду, не думая о томъ, что именно такая или иная дѣятельность полезна, т. е. увеличиваетъ любовь, надо620 жить только вѣрою въ Бога и законъ Его. И это можно, но пока еще не мнѣ.
2) Забылъ.621
1 Іюля 1902. Ясн. Поляна. Три дня, какъ пріѣхали изъ Гаспры. Переѣздъ быль физически тяжелъ. Я поправлялся, но вчера опять жаръ и слабость. Я не обижаюсь. А готовлюсь или, скорѣе, стараюсь послѣдніе дни, часы прожить получше. Все исправлялъ: Къ раб[очему] нар[оду]. Начинаетъ принимать видъ и кажется кончилъ.
1) Какъ ни трудно скрыть необходимость дѣланія добра, люди разными обходными, хитрыми путями достигаютъ этого. Но добро можетъ всякую минуту стряхнуть съ себя закрывающіе его покров[ы] и привлечь къ себѣ людей. И вотъ для того, чтобы этого не случилось, придумано средство наложить на покровы, скрывающіе добро, камень такой, кот[орый] оно бы не могло поднять. Камень этотъ — смѣшное, le ridicule, — установить такое обществ[енное] мнѣніе, что дѣланіе добра (настоящаго добра) est ridicule, смѣшно. Устроить балъ, базаръ для игры въ благотворительность — можно, а выносить за собой горшокъ — смѣшно.
2) Точно такъ же, какъ я читалъ въ Іенѣ622 вывѣшенное у нѣмца профес[сора] математики изреченіе, что дорогá не истина, а процессъ ея открытія: дорогá не степень нравственнаго совершенства, до кот[орой] достигаешь, а процессъ совершенствованія.
3) Мы — органы Бога. Чтó мы должны дѣлать, мы знаемъ, но зачѣмъ мы это дѣлаемъ, это не дано намъ знать никогда. Въ этомъ смиреніе и вѣра.
4) Одно объясненіе этого то, что вопросъ зачѣмъ? есть условіе нашей отдѣленно[сти], есть признакъ нашей слабости. Для Бога нѣтъ: зачѣмъ? Зачѣмъ623 есть только для насъ, для существъ отдѣленныхъ, частичныхъ, смутно сознающихъ то, что жизнь ихъ есть служеніе. И потому при каждомъ поступкѣ возникаетъ вопросъ, к[оторый] собственно значитъ: то ли я дѣлаю, чтó мнѣ велѣно. Цѣль есть такое же показывающее624 неполноту человѣка и его разум[а] условіе, какъ пространство и время.
5) Человѣкъ (я) есть отдѣленное отъ всего, измѣняющееся (расширяющееся) духовное существо. Сначала измѣненіе (расширеніе) равномѣрно съ предѣлами; потомъ предѣлы отстаютъ, и расширеніе идетъ независимо отъ предѣловъ, разрушая ихъ. (Нехорошо, неясно).
6) Предѣлы своей отдѣленности человѣкъ (я) сознаетъ матеріей въ соприкосновеніи съ другими существами; измѣненія, происходящія въ самомъ существѣ, онъ сознаетъ по отношенію измѣненій въ другихъ существахъ.
7) Сначала жизнь духовнаго существа измѣняется, расширяясь вмѣстѣ съ предѣлами. Въ серединѣ жизни духовное существо расширяется, но предѣлы уже не расширяются. При концѣ жизни, духовное существо продолжаетъ расширяться, разрушая предѣлы, и расширяется до тѣхъ поръ, пока совершенно не разрушаетъ ихъ — смерть. (Въ книжечкѣ прибавлено: хорошо. Но нѣтъ, нехорошо, неясно, чтó такое расширеніе предѣловъ.)
8) Моя послѣдняя болѣзнь была сильная потуга рожденія, но теперь данъ отдыхъ, чтобы625 набраться силы для слѣдующей, чтобы она была дѣйствительна.
9) Мы часто не цѣнимъ добрыхъ поступковъ несимпатичныхъ намъ людей именно п[отому], ч[то] они намъ несимпатичны. Это больш[ая] ошибка. Нужно какъ разъ обратное, для того, чтобы вызвать въ себѣ любовь тамъ, гдѣ ея еще нѣтъ.
10) И не говори, что дѣлая доброе непризнанное всѣми дѣло, ты будешь одинъ. Многимъ надо быть для дурнаго дѣла, а для дѣла Божія достаточно быть одному, п[отому] ч[то] съ тобой Богъ. А когда съ тобой Богъ, то ты долго не останешься одинъ, a всѣ будутъ съ тобой.
Нынче 4 Іюля. Ясн. Пол. 1902. Кажется кончилъ: Къ раб[очему] народу. Здоровье недурно. Сейчасъ записывалъ изъ книжечки, и пришла мысль: что наша отдѣленность не есть отдѣленность по сущест[ву]. Мы живемъ во всемъ, какъ и Богъ, но лампочка нашего сознанія освѣщаетъ для насъ ту маленькую частицу всего, и при рожденіи и смерти626 свѣтъ это[й] лампочки сознанія переходи[тъ] съ627 мѣста на мѣсто. Жизнь есть только новое освѣщеніе. (Неясно).
5 Іюля. Я. П. 1902. Если буду живъ.
5 Августа. Никакъ не ожидалъ, что такъ долго не буду писать. 22 Іюля послалъ К[ъ] Ра[бочему] Н[ароду] и съ тѣхъ поръ писалъ Х[аджи] М[урата], то съ охотой, то съ неохотой и стыдомъ. За это время были посѣтители — не пом[ню].628 4й день ничего не пишу. Разстря[лся] мыслями о Х[аджи] М[уратѣ]. Теперь кажется уяснилъ. Здоровье вообще лучше, но желудокъ плохъ.
1) Удивительное дѣло: Я знаю про себя, какъ я плохъ и глупъ, а между тѣмъ меня считаютъ геніальн[ымъ] человѣкомъ. Каковы же остальные люди?
2) Жизнь есть движеніе. Движеніе же можетъ быть тамъ, гдѣ есть ограниченіе. И поэтому понятіе жизни нельзя относить къ Богу.
3) Одни везутъ, другіе на нихъ ѣдутъ. Везущіе хотятъ перейти въ ѣдущихъ и большей частью влѣзаютъ на везущихъ. Если же не удается влѣзть, то остаются ни тутъ, ни тамъ.
4) Въ музыкѣ есть элементъ шума, контраста, быстроты, прямо дѣйствующій на нервы, а не на чувство. Чѣмъ больше этого элемента, тѣмъ хуже музыка. То же и въ другихъ искусствахъ: въ поэзіи — декламація, въ живописи — яркость красокъ.
5) Для того, чтобы установить прочныя отношенія съ Богомъ, надо дѣлать хорошее, доброе, требующее усилія дѣло такъ, чтобы оно никому не б[ыло] извѣстно. Богъ ревнивъ и любитъ секретность. Тутъ только — если будешь дѣлать дѣло охотно, узнаешь, вѣришь ли въ Бога.
6) Тѣ, кот[орые] говорятъ: мы не знаемъ, чтó тамъ будетъ, совершенно правы. Никакъ нельзя знать, что тамъ будетъ, когда нѣтъ никакого тамъ, и говорить629 о томъ, чтó будетъ въ томъ состояніи, гдѣ все есть, а ничего не дѣлается. Отвѣтъ на вопросъ,630 чтó тамъ будетъ (пространство и время)631 состоитъ въ отвѣтѣ на вопросъ, чтó такое Я?
Если я — любовь, то ясно, что нѣтъ вопроса ни о тамъ, ни о будетъ.
6 Августа 1902. Я. П. Е. б. ж.
————————————————————————————————————
8 Авг. 1902. Я. П. ночью. Очень тяжелый день. Болитъ печень, и не могу побѣдить дурнаго расположенія.632
Пишу Х[аджи] М[урата] и все совѣстно. Брошюра священника — больно. За что они ненавидятъ меня? Надо писать имъ любовно. Помоги мнѣ.
Здѣсь Машенька, Лиза; была Глѣбова. Письма отъ Сережи.
20 Сент. Я. П. 1902. Полтора мѣсяца не писалъ. Все время писалъ Х[аджи] М[урата]. Здоровье поправляется. Душевнымъ состояніемъ могу быть доволенъ. Нѣтъ недобрыхъ чувствъ ни къ кому. Много думалось. Много записать надо.
1) Если умѣли люди власти подкупить церковь, чтобы она оправдывала ихъ положеніе, то какже имъ не подкупить науку.
2) Заставить себя любить нельзя, можно только устранить препятствія, мѣшающія любви.
3) Я не знаю жизни иной, какъ только ограниченную — отдѣленную отъ всего — частичную. И потому жизнь была и будетъ отдѣленная. Отдѣленную же жизнь я не могу представить себѣ иначе, какъ въ пространствѣ и времени, но это не значитъ того, чтобы не могла быть отдѣленность помимо пространства и времени.
4) Жизнь я не могу иначе видѣть, какъ движеніемъ во времени, предѣлы жизни не могу видѣть иначе, какъ матеріей въ пространствѣ.
5) Листъ падаетъ осѣнью не отъ мороза, или сухости, а отъ того, что онъ исполнилъ свое химическое назначеніе. Также и всякій организмъ, также и человѣкъ (?).633
6) Желать при смерти удержать свою личность, это значитъ желать лишенія себя возможности новой, молодой жизни. Докторъ психіатръ разсказывалъ, что онъ разъ вывелъ съ собой на улицу своихъ больныхъ. Больные испугались новой для нихъ свободы и большой634 жизни и стали жаться къ доктору и проситься назадъ. Также, говорятъ, заключенные въ первое время освобожденія тоскую[тъ] о тюрьмѣ. Не то же ли это?
7) Думалъ о безнравственности медицины. Все безнравственно. Безнравствененъ страхъ болѣзни и смерти, к[оторый] вызываетъ медиц[инская] помощь, безнравств[енно] пользованіе исключительной помощью врачей, доступной только богатымъ.
Безнравственно пользоваться исключительными удобствами, удовольствіями, но пользоваться исключительной возможностью сохраненія жизни есть верхъ безнравственности. Безнравственно требованіе медицины скрыванія отъ больного опасности его положенія и близости смерти. Безнравственны совѣты и требованія врачей о томъ, чтобы больной слѣдилъ за собой — своими отправленіями, вообще жилъ какъ можно меньше духовно, а только матерьяльно: не думалъ бы, не волновался, не работалъ.
8) Соціалисты видятъ въ трёстахъ, синдикатахъ осуществленіе или движеніе къ осуществленію соціалистическаго идеа[ла], т. е. что люди работаютъ сообща, а не въ розь. Но работаютъ они сообща только подъ давленіемъ насилія. Какія доказательства на то, что они также будутъ работать, когда будутъ свободны, и какія доказательства того, что трёсты и синдикаты перейдутъ къ рабочимъ. Гораздо вѣроятнѣе, что трёсты произведутъ рабство, отъ кот[ораго] освобождаясь рабы будутъ разрушать эти не ими устроенные трёсты.
9) Гипнозъ преданія, т. е. внушенія людямъ повторенія того, чтó дѣлали ихъ предки, есть главная преграда движенія впередъ — освобожденія человѣчества.
10) Мое выздоровленіе похоже на то, что экипажъ вытащили изъ трясины, въ к[оторой] онъ завязъ, не на ту сторону, куда неизбѣжно надо ѣхать, а на эту. Черезъ трясину не миновать ѣхать.
Нынче 21 Сент. 1902. Ясн. П. Продолжаю записывать.
11) Тѣ нелѣпости,635 противорѣчія, кот[орыя] вбиваютъ въ голову дѣтямъ внушеніемъ, пріучаютъ ихъ къ воспринятію нелѣпостей, дѣлаютъ не только возможнымъ636 воспріятіе всякихъ нелѣпостей, но дѣлаютъ637 невозможнымъ удержаніе разумнаго; все равно, какъ если просунуть, протащить въ щель закрома толстую вещь, то въ эту щель пролѣзетъ и мышь, и высыпется зерно.
12) Если идеалъ матерьяльное благо, то нѣтъ никакой надобности ни въ какой добродѣтели, á moins que638 то, чтобы добродѣтель содѣйствовала матерьяльн[ому]. Добродѣтель же всякая не только не содѣйствуетъ мат[ерьяльному] бл[агу], но всегда почти противуположна ему. И потому, какъ только высшій идеалъ мат[ерьяльное] благо, такъ всѣ разговоры о нравственности — ложь, всякое же нравственное дѣйствіе есть отступлен[iе] отъ идеала.
13) Есть увлеченіе въ злости, въ недоброжелательности, въ подъискиваніи обвиненій противъ того человѣка, къ кот[орому] недоброжелателенъ. И потому надо воздерживаться отъ этого взбиванія въ себѣ такого недоброжелательства — бояться заводить такое уксусное гнѣздо злобы.
14) Воспоминаніе не есть ли сознаніе или скорѣе сознаніе не есть ли воспоминаніе?639
Воспоминаніе есть сознаніе во времени и пространствѣ, сознаніе, окрашенное явленіями матеріи и пространства и проявляющееся во времени; сознаніе же есть640 воспоминанія о прежней жизни, очищенное отъ всего временного, пространственнаго. Безъ сознанія не можетъ быть воспоминанія. Помнишь только, чтó пережилъ съ сознаніемъ. (Неясно, буду продолжать).
15) Человѣкъ сознаетъ себя и животнымъ, и духовнымъ существомъ, и эти два сознанія, или два полюса, такъ регулируютъ жизнь человѣка, что онъ никогда не можетъ быть ни счастливъ, ни несчастливъ; главное же, не можетъ ни одинъ человѣкъ быть