Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 54. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1900-1903 гг.

point de repaire,664 отъ к[отораго] она могла бы измѣрить движеніе птицы, — всѣ ея движенія объяснитъ665 движеніемъ волнъ. Но наблюдаемая птица, перебирая ногами, плыветъ по волнамъ и движется въ избранномъ ею направленіи.

То же самое съ человѣкомъ въ его зависимости отъ среды. Если мы наблюдаемъ его извнѣ, мы не видимъ среди движеній, зависящихъ отъ среды, его главнаго движенія жизни, не имѣя point de repaire. Главное движеніе его есть его совершенствованiе, его то мы не видимъ.

Но мало того, что наблюдающая птица не видитъ движенія наблюдаемой птицы, пока она плыветъ въ морѣ: наблюдаемая птица можетъ еще подняться и поднимается или ныряетъ и из[чез]аетъ666 изъ поля зрѣнія наблюдающ[ей], и мы опять приписываемъ ея изчезновеніе волнамъ. Тоже и съ человѣкомъ въ этой жизни — пространственной и временной. Пока онъ здѣсь, онъ весь кажется въ зависимости отъ667 временныхъ и пространственн[ыхъ] условій, но онъ еще былъ прежде и внѣ этихъ условій, и можетъ выходить изъ этихъ условій, и тогда мы, умѣя наблюдать и видѣть только въ этихъ условіяхъ, говоримъ, что его нѣтъ.

2) Матерьяльное объясненіе жизни ясно и просто для всего, кромѣ какъ для вопроса о томъ, чтó есть жизнь и чѣмъ надо руководиться въ ней. Духовное же объясненіе жизни668 ясно опредѣляетъ жизнь и чѣмъ надо руководиться въ ней, но зато не знаетъ и не хочетъ знать ничего о матерьяльныхъ условіяхъ жизни, которыя,669 очевидно, безсмысленны и противорѣчивы.

30 Окт. 1902. Ясн. П. Е. б. ж.

Нынче 4 Нояб. 1902. Я. П.

За это время важное: судъ Афанасья, арестъ Новикова, смерть матери Михайлова и пріѣздъ П[етра] Веригина. Записать много есть чего. Запишу сейчасъ то что думалъ:

1) Читаю Postscriptum de ma vie, V. Hugo.670 Объ infini671 онъ расписываетъ разстоянія звѣздъ, быстроту, продолжительность времен[и], и что то въ этомъ видитъ величественн[ое]. Меня никогда это не озадачивало, не пугало, я всегда видѣлъ въ этомъ недоразумѣніе и никогда не признавалъ реальности этихъ страстей величинъ пространства и времени. Теперь же я знаю, чтó это значитъ.

672Человѣкъ есть духовное, растущее (расширяющееся), отдѣленное отъ другихъ существъ, существо. Предѣлы своего роста (расширенія) человѣкъ не можетъ постигать иначе, какъ движеніемъ. Предѣлы своего отдѣленія отъ другихъ существъ673 онъ не можетъ постигать иначе, какъ тѣлами (матеріей). Не будь человѣческое существо растущимъ, расширяющимся, не было бы движенія; не будь оно частью, не было бы матеріи.674 Отношеніе своего движенія къ движенію внѣ себя представляется человѣку временемъ; отношеніе своего тѣла къ другимъ тѣламъ представляется человѣку пространствомъ. Такъ что ни пространства ни времени нѣтъ, а есть только675 представленіе объ отношеніяхъ существъ между собою. А такъ какъ отношеній можетъ быть безчисленное количество, то и пространство и время кажутся намъ безконечными; въ дѣйствительности же ихъ нѣтъ и то, что мы представляемъ себѣ пространство и время безконечными, показываетъ только то, что мы не можемъ знать всѣхъ отношеній существъ между собою. То, что мы мыслимъ міръ въ безконечномъ пространствѣ и безконечномъ времени, показываетъ только то, что мы не можемъ знать отношеній всѣхъ существъ между [собою], а знаемъ только свое отношеніе къ предѣльнымъ намъ существамъ.

2) Ясно понялъ возможность самой нелѣпой вѣры. Это дѣло характера. (Записано, а не помню, въ чемъ дѣло).

3) Сознаніе стоитъ, событія жизни движутся черезъ него, а намъ кажется, что движется сознаніе, какъ облака, бѣгущія мимо луны.

4) Эгоизмъ — сумашествіе. Сумашествіе — эгоизмъ.

5) Люди хотятъ свободы и для достиженiя ея входятъ въ рабство учрежденій, изъ к[отораго] никогда не выходятъ и не выйдутъ.

6): 1) Сознать христіанск[ую] истину — это первая ступень; 2) это попытка сейчасъ осуществить ее въ жизни; 3) негодованіе, озлобленіе на враговъ истины; 4) отчаяніе; 5) попытки примиренія; 6) Все въ себѣ, передъ Богомъ, не заботясь о послѣдствіяхъ.

Тоже записано иначе:

1) Восторгъ познанія истины.

2) Желаніе и надежда сейчасъ осуществить ее.

3) Разочарованіе въ возможности осуществить ее въ мірѣ, надежда осуществить ее въ своей жизни.

4) Разочарованіе и въ этомъ, и отчаяніе.

5) Все для души, не заботясь о послѣдствіяхъ.

(Это программа драмы.)

6767) Главное различіе революцiонера и христіанина то, что первый все в виду послѣдствій, второй — все для Бога, предоставляя ему установить послѣдствія.

8) Читая Мережк[овскаго] объ Эврипидѣ я понялъ его христіанство. Кому хочется христіанство съ патріотизмомъ (Побѣд[оносцевъ], Славянофилы), кому съ войной, кому съ богатствомъ, кому съ женской похотью, и каждый по своимъ требованіямъ подстраиваетъ себѣ свое христіанство.

9) Говоришь себѣ, что живешь больше для людей, чѣмъ для Бога, п[отому], ч[то] люди сейчасъ же оцѣниваютъ твои поступки, отвѣчаютъ тебѣ, а Богъ молчитъ. Но Богъ молчитъ также, какъ мы молчимъ,677 когда къ намъ обращается человѣкъ, неискренность к[отораго] мы чувствуемъ. Онъ молчитъ, п[отому] ч[то] мы неискрени, не всей душой живемъ для Него. Когда же мы живемъ только для Него, Онъ тотчасъ же отвѣчаетъ намъ въ насъ тихой радостью, спокойствіемъ, неуязвимостью.678

10) Сознаніе есть воспоминаніе безъ содержанія. Воспоминаніе есть сознаніе въ пространствѣ и времени.

11) Хочется жить во всю, т. е. использовать всю свою форму жизни.

12) Ничшеанство есть только неизбѣжный выводъ, к[оторый] не смѣли сдѣлать матеріалисты изъ своего ученія.

13) Матерьялисты, утверждая, что альтруизмъ образуется вслѣдствіе развитія общества, а что религіозныя ученія суть послѣдствія извѣстной степени развитія, принимаютъ слѣдствіе за причину: альтруистическое ученіе вытекаетъ только изъ религіознаго.

14)

Нынче 30 Ноября 1902. Я. П.

Хотѣлъ записать многое, но поправлялъ объ отдѣльности и запоздалъ. Здоровье хорошо. Радъ, что не перестаю думать о смерти и чаще прежняго въ жизни вспоминаю о своемъ отношеніи къ Пославшему. Много есть чтó записать и недурное. Кончилъ легенду, взялся опять за Х[аджи] М[урата], и долж[но] быть, е. б. ж., завтра кончу.

Часто приходитъ ясное представленіе о томъ, какъ бы надо и можно разсказать свою душу всю. Но это находитъ мгновеніями, а сейчасъ даже не помню, какъ.

Запишу хоть двѣ недлинныя мысли:

1) Прежде всего пробуждается въ человѣкѣ сознаніе своей отдѣленности отъ всего остальнаго, т. е. своего тѣла, потомъ сознаніе того, чтó отдѣлено, т. е. своей души, — духовной основы жизни, и потомъ сознаніе того, отчего отдѣлена эта духовная основа жизни, т. е. сознаніе Бога.

2) Зачѣмъ наши жизни и жизнь всего міра? Зачѣмъ этотъ ростъ отдѣльныхъ существъ? Похоже, что это дыханіе Бога, что Богъ дыш[итъ] нашими жизнями.

3) Въ часахъ показываются секун[ды], минуты, часы, сутки, недѣли, мѣсяцы, годы (есть такіе часы). Такъ и въ жизни міра есть эфемериды и жизни людей и жиз[ни] солнцъ. (Не хорошо.)

4) Основа жизни есть сознаніе своей отдѣльности. А это сознаніе уже навѣрное не матерьяльное. А въ немъ основа жизни и вся жизнь.

1 Дека. 1902. Я. П. Е. б. ж.

16 Декабря 1902 г. Яс. Пол.679

Написалъ на своемъ портретѣ французскому художнику Robert Castor слѣдующее:

«Le but de notre existence n’est pas en elle même. Il est au delá.

Notre vie est une mission dont nous pouvons connaître les devoirs, mais point le but».680

11 Декабрь 1902.681

1) Мы знаемъ, что безъ физическихъ усилій мы ничего не достигнемъ. Почему же думать, что въ области духовной можно достигнуть чего либо безъ усилія.

2) Любовь настоящая есть только любовь къ ближнему, ровная, одинаковая для всѣхъ. Одинаково нужно заставить себя любить тѣхъ, которыхъ мало любишь или ненавидишь, и перестать слишкомъ любить тѣхъ, которыхъ слишкомъ любишь. Одно не дошло, другое перешло линію. Отъ того и другого всѣ страданія міра.

3) (Нельзя устроить жизнь сознательно…)

4) Обыкновенно думаютъ, что опровергая, оспаривая матерьялистовъ, опровергаютъ и оспариваютъ ученую, философскую теорію. Въ дѣйствительности же ты682 не оспариваешь и опровергаешь, а просто просвѣщаешь какъ просвѣщаетъ тотъ, кто объясняетъ людямъ, что земля стоитъ не на трехъ китахъ.

Матерьялисты — и наши ученые, и самые грубые683 мужики.

5) Видѣлъ во снѣ, что я говорю кому-то: вы мнѣ говорите про какіе-то написанные людьми листочки, которые вы называете законами, а я говорю и слѣдую закону того Всего, чего я чувствую себя частью.

6) (Сдѣлали подлогъ во всѣхъ Евангеліяхъ.)

13 Дек. 1902.684

1) Напрасно думаютъ критики, что движеніе интеллигенціи можетъ руководить народными массами (Милюковъ). Еще болѣе напрасно думалъ бы писатель сознательно руководить массами своими сочиненіями. Пусть только каждый приводитъ свое сознаніе въ наибольшую ясность и жизнь въ наибольшее685 соотвѣтствіе съ требованіями этого сознанія.

2) Если на вопросъ: можете ли вы играть па скрипкѣ? вы отвѣчаете: не знаю, я еще не пробовалъ, то мы сейчасъ же понимаемъ, что это шутка. Но когда на такой же вопросъ: можете ли вы писать сочиненія? — мы отвѣчаемъ: «можетъ быть могу, я не пробовалъ», — мы не только не принимаемъ это за шутку, но постоянно видимъ людей, поступающихъ на основаніи этого соображенія. Доказываетъ это только то, что всякій можетъ судить о безобразіи безсмысленныхъ звуковъ не учившагося скрипача (найдутся такіе дикіе люди, которые найдутъ и эту музыку прекрасной), но что нужно тонкое чутье и умственное развитіе для того, чтобы различать между наборомъ словъ и фразъ и истиннымъ словеснымъ произведеніемъ искусства.

3) Вся первая половина XIX вѣка полна попытокъ разрушить насильственной революціей деспотическій государственный строй. Всѣ попытки кончились реакціей, и власть правящихъ классовъ только усилилась. Очевидно, революція не можетъ теперь одолѣть государственную власть. Остается одно: такое измѣненіе міровоззрѣнія народа, при которомъ онъ пересталъ бы служить насиліямъ686 правительствъ. Такое измѣненіе можетъ произвести только религія, и именно христіанская. Религія же эта такъ извращена, что ея все равно, что нѣтъ. И чтó хуже всего, это то, что мѣсто ея занято. И потому не только главное, но единственное средство въ наше время служить человѣчеству состоитъ въ разрушеніи извращеннаго христіанства и установленіи истинной христіанской религіи. То самое, чтó всѣми считается самымъ ничтожнымъ дѣломъ и чего не только никто не дѣлаетъ, но самые бойкіе квази-ученые люди заняты обратнымъ: еще бóльшимъ запутываніемъ и затемненіемъ извращеннаго христіанства.

[1903]

1903 годъ. 4 Январь.687

Для того, чтобы понятно было мое пониманіе жизни, нужно стать на точку зрѣнія Декарта о томъ, что человѣкъ несомнѣнно знаетъ только то, что онъ есть мыслящее, духовное существо, и ясно понять, что самое строго-научное опредѣленіе міра есть то, что міръ688 есть мое представленіе. (Кантъ, Шопенгауэръ, Шпиръ). Но чтó же такое это духовное существо, которое я называю собою, и чтó есть причина моего представленiя о существованіи міра? На эти вопросы, опредѣляя жизнь, я отвѣчаю такъ: жизнь есть сознаніе духовнаго, отдѣленнаго отъ Всего остального, существа, находящагося въ непрестанномъ общеніи со Всѣмъ. Предѣлы отдѣленности отъ Всего этого существа представляются мнѣ тѣломъ (матеріей) моимъ и тѣлами другихъ существъ, составляющими Все. Непрестанное же общеніе этого отдѣленнаго духовнаго существа со Всѣмъ представляется мнѣ689 не иначе, какъ во времени. Предѣлы моего духовнаго существа, проявляющіеся въ пространствѣ, я

Скачать:PDFTXT

point de repaire,664 отъ к[отораго] она могла бы измѣрить движеніе птицы, — всѣ ея движенія объяснитъ665 движеніемъ волнъ. Но наблюдаемая птица, перебирая ногами, плыветъ по волнамъ и движется въ избранномъ