Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 54. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1900-1903 гг.

не могу познавать иначе, какъ тѣломъ своимъ и другихъ существъ. Общеніе же этого существа съ другими я не могу познавать иначе, какъ движеніемъ.

Не было бы отдѣленности моего духовнаго существа отъ Всего, не было бы моего тѣла, ни тѣлъ другихъ существъ.

И точно также не было бы моего отдѣльнаго существа, не было бы движенія и всѣхъ другихъ существъ.690 Такъ что жизнь есть сознаніе отдѣленности691 моего ограниченнаго предѣлами духовнаго существа отъ какого-то другого, безграничнаго духовнаго существа, составляющаго Все и Начало всего.

6 января 1903 г.692

Я теперь испытываю муки ада. Вспоминаю всю мерзость своей прежней жизни и воспоминанія эти не оставляютъ меня и отравляютъ жизнь. Обыкновенно жалѣютъ о томъ, что личность не удерживаетъ воспоминанія послѣ смерти. Какое счастіе, что этого нѣтъ! Какое бы было мученіе, если бы я въ этой жизни помнилъ все дурное, мучительное для совѣсти, чтó я совершилъ въ предшествующей жизни. А если помнить хорошее, то надо помнить и все дурное. Какое счастіе, что воспоминаніе исчезаетъ со смертью и остается одно сознаніе, — сознаніе, которое представляетъ какъ бы общій выводъ изъ хорошаго и дурного, какъ бы сложное уравненіе, сведенное къ самому простому его выраженію: х = равно положительной или отрицательной, большой или малой величинѣ. Да, великое счастіе уничтоженіе воспоминанія, съ нимъ нельзя бы жить радостно. Теперь же съ уничтоженіемъ воспоминанія мы вступаемъ въ жизнь съ чистой, бѣлой страницей, на которой можно писать вновь хорошее и дурное.

5 Февраля 1903. Я. П. Мѣсяцъ не писалъ. Болѣлъ два мѣсяца и теперь боленъ. Сердце слабо. И это хорошо. Очень693 живо напоминаетъ о близкой смерти. За это время больше всего былъ занятъ своими воспоминаніями. Понемногу подвигаюсь. Но до сихъ поръ — нехорошо. Еще началъ писать послѣсловіе [къ обращенію] къ рабоче[му] народу, но не подвигаюсь. Занятъ тоже философскимъ изложені[емъ] истинной жизни. — Неужели я заблуждаюсь. Очень ужъ ясно я чувствую, что тутъ есть что то новое и полезно[е].

6 Февр. Я. П. Е. б. ж.

Нынче 12 Февр. Я. П. Все сердце слабо, но силы понемногу прибавляют[ся]. Послѣсловіе все не годится. Въ воспоминаніяхъ немного подвинулся. Философск[ое] изложенi[е] жизни все не уясняется.

Читаю прекрасный теософич[ескій] журналъ; много общаго съ моимъ пониманіемъ. Письмо о Саксонск[ой] принцес[сѣ] напечатано, и мнѣ очень жалко. Все приближаюсь духовно къ смерти. Записать б[ыло] много что, но все забываю, не считая важнымъ. Одно надо записать:

1) Сознаніе Всего, заключенное въ предѣлы, стремится расширить эти предѣлы. Въ этомъ694 первая половина жизни людей; человѣкъ въ первой половинѣ своей жизни все больше и больше любитъ предметовъ и людей, т. е. выходя изъ своихъ предѣловъ переноситъ свое сознаніе въ другія существа. Но какъ бы много онъ не любилъ, онъ не можетъ уйти из своихъ предѣловъ, и во второй половинѣ жизни уже не старается расширять свои предѣлы, а разрушаетъ ихъ. Совершается нѣчто похожее на развитіе бабочки изъ гусеницы. Мы здѣсь гусеницы: сначала расте[мъ], потомъ засыхаемъ въ куколку. Бабочкой же мы сознаемъ себя уже въ той жизни.

2) Все религіозно-нравственное ученіе сводится къ познанію своего закона — закона расширенія предѣловъ, достигаемаго любовью.

3) Сознаніе своего отдѣльнаго существа есть жизнь человѣка. Сознан[іе] Всего — есть жизнь Бога. Любовью, т. е. расширеніемъ своихъ предѣл[овъ], человѣкъ приближается къ Богу, но любовь не есть свойство Бога, какъ говорятъ обыкновенно: любовь есть свойство только человѣческое.

13 Февр. Я. П. Е. б. ж.

[13 февраля.] Пишу.

Жизнь есть сознаніе заключеннаго въ предѣлы и695 измѣняющаго696 эти предѣлы духовнаго (слѣдовательно, не пространственнаго и не временнаго) существа.

Предѣлы этого существа представляются намъ тѣломъ своимъ и тѣлами другихъ существъ. Измѣненіе же этихъ предѣловъ представляется намъ движеніемъ.

Не будь наше духовное существо заключено въ предѣлахъ, не было бы тѣла, матеріи.

Не измѣнялись бы предѣлы этого существа, не было бы движенія.

Отношеніе нашего тѣла къ другимъ тѣламъ мы не можемъ себѣ представить иначе, какъ въ пространствѣ. Отношеніе измѣненія предѣловъ нашего существа къ измѣненіямъ другихъ существъ мы не можемъ себѣ представить иначе, какъ во времени. Намъ кажется, что измѣняется самое заключенное въ предѣлы существо, въ дѣйствительности же измѣняются только предѣлы. Происходитъ то же, когда намъ кажется, что по небу бѣжитъ луна промежъ тучъ. Бѣжитъ же туча, а луна стоитъ. То же и съ697 духовнымъ существомъ, к[оторое] мы сознаемъ. Оно неподвижно и всегда равно само себѣ; измѣняется только его область, сознаваемая нами. Измѣненія эти безконечно разнообразны, но въ общемъ, in the long run698 измѣненія эти состоятъ все въ большемъ и большемъ расширеніи области сознанія.

19 Февраля 1903. Я. П.

Жизнь есть сознаніе измѣненій предѣловъ отдѣленна[го] отъ всего міра духовнаго существа, к[оторое] мы признаемъ собою.

Измѣненія предѣловъ этого существа мы не можемъ699 познавать иначе, какъ во времени. Самые предѣлы же этого существа мы представляемъ себѣ въ пространствѣ. Совершающіяся измѣненія предѣловъ своего духовн[аго] существа во времени мы познаемъ700 движеніемъ; предѣлы этого существа въ пространствѣ мы признаемъ701 тѣломъ своимъ и тѣлами другихъ существъ.

Такъ что не будь измѣненій предѣловъ духовн[аго] существа, признаваемаго человѣкомъ собою, не было бы ни времени, ни пространства, ни движенія, ни тѣлъ (матеріи).

20 февр. 1903. Я. П. Здоровье немно[го] лучше. 2й день ѣзжу кататься. Не работается. Нѣтъ охоты.

Вчера получилъ статью Поссе объ обращ[еніи] къ Р[абочему] Н[ароду]. Очень они огорчены. Явно они загипнотизиров[аны], вѣрующіе въ теорію, не выдерживающую критики.

1) Сторонники соціализма это люди, имѣющіе въ виду преимущественно городское населеніе. Они не знаютъ ни красоты, поэзіи деревенской жизни, ни ихъ страданій.702

Если бы они знали, они не хотѣли бы, какъ теперь, уничтожить эту жизнь, замѣнить ее удобствами городской, а старались бы только освободить ее отъ ея бѣдствій.

2) Какъ только думаешь о томъ, чтобы улучшить свою будущую жизнь: рай или карма, такъ неохота дѣйство[вать]. А какъ только думаешь о томъ, чтобы жить сообразно закону единенія, любви, такъ радостное, спокойное расположеніе.

1 Марта 1903. Я. П. Читалъ статью Мечникова опять о томъ же: что если вырѣзать прямую кишку, то люди не будутъ болѣе думать о смыслѣ жизни, будутъ также глупы, какъ самъ Мечниковъ. Нѣтъ, безъ шутокъ. Мысль его въ томъ, что наука улучшитъ организмъ человѣка, освободитъ его отъ страданій, и тогда можно будетъ найти смыслъ — назначеніе жизни. Наука откроетъ его. Ну а какже до этого жить всѣмъ? Вѣдь и жили уже милліарды съ прямой кишкой. А что какъ, по вашей же наукѣ, солнце остынетъ, міръ кончится до полнаго усовершенствованія человѣческаго организма? Къ чему же бы[ло] огородъ городить.

Здоровье лучше — тверже, но ничего не работаю. С[офья] А[ндреевна] въ Москвѣ. Отъ Маши нѣтъ писемъ.

Записано слѣдующее:

1) Человѣкъ не можетъ не быть эгоистомъ, не думать, не помнить, не заботиться о себѣ. А между тѣмъ благо человѣка возможно только тогда, когда онъ703 направляетъ свою дѣятельность внѣ себя, на благо ближняго.704 Какъ быть? Одно средство: сдѣлать заботу о себѣ такою, чтобы она направлялась внѣ себя, на благо ближняго. Сдѣлать это можно тѣмъ, чтобы заботиться о себѣ, о своей душѣ и для этого исполнять волю Бога. Воля Бога же въ томъ, чтобы любить ближняго, дѣлать добро ему.

9 Марта 1903. Я. П. Здоровье шатко, приближаюсь къ смерти. И спокойно. Душевное состояніе очень хорошо — добро. Написалъ вчера письма. Прекрасная философск[ая] статья поляка. Записать надо многое.

Прежде всего надо записать перемѣну въ опредѣленіи жизни.

I.

1) Жизнь есть сознаніе заключеннаго въ предѣлы, отдѣленнаго отъ705 всѣхъ другихъ, духовнаго существа, находящагося въ общеніи съ различными существами внѣшняго міра.

2) Предѣлы, отдѣляющіе706 сознаваемое нами707 существо708 отъ различныхъ существъ внѣшняго міра, представляются намъ709 тѣломъ своимъ и тѣлами другихъ существъ (тѣло въ смыслѣ матеріи).

3) Общеніе же нашего отдѣленнаго отъ всего міра существа съ различными существами внѣшняго міра представляется намъ движеніемъ.

4) Не будь отдѣленнаго отъ710 различныхъ существъ внѣшняго міра, общающагося съ ними существа, признаваемаго нами собою, не было бы тѣла (матеріи), ни своего, ни другихъ существъ.711 Только соприкосновеніе предѣловъ того существа, к[оторое] мы признаемъ собою, съ другими существами, даетъ представленіе тѣла. <Только раздѣленіе существъ даетъ понятіе тѣла>. Не будь712 измѣненія отношеній отдѣленнаго отъ другихъ существъ существа, признаваемаго нами собою, съ другими существами,713 не было бы движенія ни въ своемъ тѣлѣ, ни въ другихъ тѣлахъ. Только714 измѣненіе отношеній къ внѣшнему міру даетъ представленіе движенія. <Только перемѣна общенія то съ тѣми то съ другими существами даетъ понятіе движенія.>

Если бы существа не были раздѣлены и составляли бы одно и не было бы предѣловъ между ними, не было бы понятія тѣла.

Если бы всѣ, хотя и отдѣленныя другъ отъ друга существа не измѣняли бы своихъ отношеній другъ къ другу, не было бы движенія. Не было бы движенія: не было бы и сознанія: было бы одно нераздѣльное духовное существо, для кот[ораго] не только не нужно, но немыслимо тѣло, матерія, и также не нужно и немыслимо движеніе, и еще менѣе мыслимо сознаніе. (И потому представленіе о существѣ вѣчномъ, безконечномъ — Богѣ, какъ о существѣ сознательномъ, — также несправедливо, какъ и представленіе о Немъ, какъ о существѣ715 тѣлесномъ или движущемся, т. е. измѣняющемся. Понятія: сознанія,716 тѣла и движенія суть понятія, свойственныя только духовному существу, отдѣленному отъ другихъ существъ,717 но находящемуся въ общеніи съ ними.)

5) Предѣлы, отдѣляющіе насъ отъ другихъ существъ, мы не можемъ себѣ представить иначе, какъ718 тѣлами, одно изъ котор[ыхъ] мы признаемъ собою; остальныя (соприкасающіяся съ тѣмъ тѣломъ, к[оторое] мы признаемъ собою) признаемъ719 внѣшнимъ міромъ, внѣ насъ находящимися существами.720

6) Общеніе нашего существа съ другими мы не можемъ себѣ представить иначе, какъ движеніемъ721 (т. е. измѣненіемъ722 отношеній нашего существа къ другимъ). Одну часть этого движенія мы признаемъ движеніемъ723 своего существа;724 другую часть этого движенія мы признаемъ движеніемъ725 другихъ существъ.726

7) Отношенія тѣла, к[оторое] мы признаемъ собою,727 къ другимъ тѣламъ мы называемъ пространствомъ. Отношенія движенія, совершающагося въ нашемъ тѣлѣ, къ движенію тѣлъ внѣ насъ мы называемъ временемъ.

11 Марта 1903. Я. П. Все пишу опредѣленіе жизни и все недоволенъ. Писалъ 3го дня, и опять надо переизложить. Но прежде, чѣмъ это сдѣлать, хочу записать отрывочныя мысли этого времени.

Здоровье значительно лучше. Вчера пріѣхалъ Лёва. И я счастливъ, что мнѣ съ нимъ хорошо.

Все чаще и чаще въ минуты неудовольствія, сомнѣній вспоминаю, что мнѣ нужно угодить толь[ко] Богу, къ которому иду, а не людямъ. И становится очень хорошо и легко. Нынче б[ылъ] священникъ, вслѣдствіе невѣрія намѣревающійся уйти.

1) Мы живемъ только тогда, когда помнимъ о своемъ духовномъ я. А это бываетъ въ минуты духовнаго восторга или минуты борьбы духовнаго нача[ла] съ животнымъ.

2) Не совсѣмъ уясненное это то, что часто (а можетъ быть и всегда)

Скачать:PDFTXT

не могу познавать иначе, какъ тѣломъ своимъ и другихъ существъ. Общеніе же этого существа съ другими я не могу познавать иначе, какъ движеніемъ. Не было бы отдѣленности моего духовнаго существа