Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 54. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1900-1903 гг.

наше довольство, недовольство жизнью, наше впечатлѣн[іе] отъ событій происходятъ не отъ самыхъ событій, а отъ нашего душевнаго состоянія. И эти[хъ] душевныхъ состояній, очень сложныхъ и опредѣленныхъ, есть очень много. Такъ есть состояніе стыда, состояніе упрека, умиленія, воспоминанія, грусти, веселости, трудности, легкости. Какъ возникаютъ эти состоянія? Не знаю. Но знаю, что бываю въ состояніи стыда, и тогда все стыдно, а если не къ чему приложить стыдъ, то стыдно безпредмет[но]. Тоже съ состояніе[мъ] упрека, съ умиленіемъ, тоже съ воспоминаніемъ,728 какъ это ни странно. Все вспоминаешь, а729 нечего вспоминать, то вспоминаешь то, что сейчасъ есть, и то, что вспоминалъ это еще прежде; то же съ грустью, веселостью….. и много другихъ состояній, кот[орыя] надо опредѣлить и обдумать ихъ происхожденіе.

3) Главное различіе730 соціалистовъ отъ анархистовъ-христіанъ, да и вообще анархистовъ, то, что первые хотятъ измѣнить экономическ[ое]731 устройство. Если они хотятъ измѣнить политич[ескій] строй, то только настолько, насколько онъ мѣшаетъ732 предполагаемому ими эконом[ическому] устройству. Большинство же считаетъ даже необходимымъ удержать этотъ строй для достиженія своихъ цѣлей. Анархисты же видятъ все зло въ существующемъ политическ[омъ] строѣ, основанн[омъ] на насиліи, и считаютъ первымъ дѣломъ его уничтоженіе, предполагая, что при уничтоженіи насильственнаго политическа[го] строя экономическ[iя] условія сложатся сами собой наилучшимъ образомъ.

Многое еще надо б[ыло] записать, но забылъ. Одно вспомнилъ:

4) Часто люди, либералы-государственники, вообще всякіе доктринёры считаютъ хорошимъ, борясь только съ однимъ изъ проявленій лжи, допускать и не бороться съ другими. Это все равно, что при наводненіи останавливать только одну изъ заливающихъ васъ струй воды, предоставивъ другимъ затапливать васъ.

733Еще воспомнилъ:

5) Почти всегда люди, за к[оторыми] ходитъ другой, служа734 имъ, отдаются чувству раздраженія, злобы на этихъ людей. Это, вѣроятно, зависть въ томъ, что не они служатъ, а имъ.

Начинаю опять изложеніе опредѣленія жизни:

1) Жизнь есть сознаніе отграниченнаго отъ всего существующаго, но находящегося въ общеніи съ этимъ внѣ насъ существующимъ духовнаго существа, признаваемаго нами собою.

2) Предѣлы, отграничивающіе отъ всего существующаго сознаваемое нами собою духовное существо, представляются намъ съ одной стороны тѣломъ нашимъ и съ другой стороны тѣлами другихъ существъ.

3) Общеніе же нашего отграниченнаго отъ всего остальнаго существа съ внѣ насъ существующимъ представляется намъ движеніемъ своего тѣла и тѣлъ, внѣ насъ существующих.

4)

13 Марта 1903. Я. П. Опять все то, да не то. Надо сначала. Нынче всталъ съ болью живота. Пріѣх[али] Мимочка и Гольденв[ейзеръ].

Надо записать 3 ве[щи], кромѣ новой версіи опредѣленія жизни.

7351) Второй разъ встрѣчаю въ жизни736 незаслуженную, ничѣмъ не вызванную ненависть отъ людей только за то, что имъ хочется имѣть такую же репутацію, какъ моя. Они начинаютъ любить, потомъ хотятъ быть тѣмъ, чтó любятъ, но то, чтó они любятъ, не они, и мѣшаетъ имъ быть такимъ же, и они начинаютъ ненавидѣть: М[еньшиковъ], Л[ева]. Вотъ доказательство зла славы.

2) 737Богъ это — весь безконечный міръ. Мы же, люди, въ шару, не въ серединѣ, а въ какомъ либо мѣстѣ (вездѣ середина) этого безконечнаго міра. И мы, люди, продѣлываемъ въ своемъ шару окошечки, черезъ к[оторыя] смотримъ на Бога, — кто сбоку, кто снизу, кто сверху, но видимъ всѣ одно и то же, хотя представляется оно намъ и называе[мъ] его мы различно. И выводъ изъ того, что видно въ окошечкахъ, для всѣхъ одинъ: будемъ жить всѣ согласно, дружно, любовно. Ну и пускай каждый глядитъ въ свое окошечко и дѣлаетъ то, чтó вытекаетъ изъ этого смотрѣнія. Зачѣмъ же отталкивать людей отъ ихъ окоше[чекъ] и тащить къ своему? Зачѣмъ приглаша[ть] даже бросить свое — оно, молъ, дурное — и приглашать къ своему? Это даже неучтиво. Если кто недоволенъ тѣмъ, чтó видитъ въ свое, пускай самъ подойдетъ къ другому и спроситъ, чтó ему видно, и пускай тотъ, кто доволенъ тѣмъ, чтó видитъ, разскажетъ то, чтó онъ видитъ. Это полезно и можно.

————————————————————————————————————

Я очень счастливъ тѣмъ, что сталъ совсѣмъ по настоящему вѣротерпимъ. И научили меня невѣротерпимые люди.

————————————————————————————————————

Теперь 3ье, объ эволюціи. Отложу до другого раза. Вопросъ уже очень важенъ.

14 Марта. Здоровье недурно. Ноги болятъ.

Продолжаю 3ье:738

Теорія эволюціи о происхожденіи видовъ въ чрезвычайно, даже безконечно отдаленномъ отъ насъ времени, есть то же по отношенію времени, чтó мы дѣлаемъ по отношенію пространства, когда объясняемъ составъ тѣлъ изъ атомовъ или объясняемъ передачу свѣта эфиромъ. Самый удобный, мож[етъ] быть, и единственный способъ установленія законовъ, опредѣляющихъ составъ тѣлъ и передачу свѣта, есть теорія атомовъ и эфира; но и атомы и эфиръ не представляютъ ничего реальнаго (многіе грубо заблуждаются, строя739 дальнѣйшія теоріи на реальности атомовъ и эфира), а есть только удобный способъ объясненія химическ[ихъ] и физическихъ процессовъ. Точно также и теорія эволюціи представляетъ только удобный и, мож[етъ] б[ыть], наилучшій способъ установленія законовъ соотношеній видовъ организмовъ, но не имѣетъ въ себѣ ничего реальнаго. И тѣ, к[оторые] строятъ свои теоріи наслѣдственности или ставшихъ ненужными органовъ и т. п., вслѣдствіе происхожденія человѣка отъ низшихъ организмовъ, грубо заблуждаются, принимая научное построеніе за нѣчто реальное, дѣйствительно существовавшее. Начало истинно-научное всякаго изслѣдованія есть никакъ не прошедшее и отдаленное, а настоящее и свое тѣло и происходящiя въ немъ измѣненія.

4) Читалъ Opinions sociales Anatole France’a.740 Какъ и всѣ правовѣрны[е] соціалисты и поклонники науки и потому отрицатели религіи, онъ говоритъ, что ненужно милосердіе, любовь, нужно только justice.741 Это справедливо, но для того, чтобы въ дѣйствительности была justice, нужно, чтобы въ стремленіи, въ идеалѣ было самоотреченіе, любовь. Для того, чтобы былъ честный бракъ, нужно стремленіе къ полному цѣломудрію. Для того, чтобы было истинное знаніе, нужно стремиться къ познанію духовнаго міра. (Тогда будетъ знаніе матерьяльнаго. А иначе будетъ невѣжество.) Для того, чтобы было справедливое распредѣленіе услугъ, надо стремиться отдать все, ничего не беря себѣ. (А иначе будетъ742 грабежъ чужого труда.) Для того, чтобы попасть въ цѣль, надо цѣлить выше и дальше ея. Для того, чтобы подняться высоко на испол[инскихъ] шагахъ, надо бѣжать прочь отъ столба.

Теперь самое главное: все въ томъ же — опредѣленіе жизни.

I. Жизнь есть сознаніе неизмѣннаго духовнаго начала, проявляющегося въ пределахъ, отграничивающихъ это начало отъ всего осталънаго.

II. Предѣлы этого отграниченнаго отъ всего остального начала представляются человѣку движущимся тѣломъ743 своимъ и другихъ существъ.744

III. Отдѣльность, несливаемость, непроницаемость однаго существа друг[имъ] можетъ представляться только тѣломъ (матеріей), движущимся независимо отъ движеній другихъ существъ.

745ІV. И потому какъ тѣлесность и пространство, такъ движеніе и время суть только условія возможност[и] представленія отдѣленности нашего духовнаго существа отъ всего остального, т. е. отъ неограниченнаго, нетѣлеснаго, непространственнаго и не движущагося, внѣвременнаго, духовнаго существа.

V. И потому жизнь наша представляется намъ жизнью пространственнаго тѣла, движущагося во времени.

VI. Намъ представляется, что наше тѣло, составляя одну часть безконечнаго въ пространствѣ тѣлеснаго міра, происходя отъ родителей, предковъ, жившихъ прежде насъ въ безконечномъ времени, получаетъ начало въ утробѣ матери, рождается, растетъ, развивается, потомъ слабѣетъ, сохнетъ и умираетъ, т. е. теряетъ свою прежнюю тѣлесность, переходя въ другую, перестаетъ двигаться и умираетъ.

VII. Въ дѣйствительности же истинную жизнь нашу составляетъ только сознаніе отдѣленнаго отъ своего нача[ла] и заключеннаго въ предѣлы тѣла и движенія духовнаго существа.

VIII. Духовное существо это всегда равно само себѣ и не подлежитъ измѣненію; намъ же кажется, что оно растетъ и расширяется, т. е. движется. Движутся же только предѣлы, въ к[оторыхъ] оно находится; намъ это кажется также, какъ кажется, что движется мѣсяцъ, когда тучи бѣгутъ черезъ него.746

IX. Жизнь есть жизнь только тогда, когда проявляется сознаніе, когда изъ за предѣловъ выступаетъ сознаніе. И оно всегда есть. Тѣ промежутки отсутствія сознанія, кот[орые] намъ кажутся, намъ кажутся только тогда, когда мы смотримъ на движеніе предѣловъ сознанія въ другихъ существахъ. Когда же мы смотримъ747 изъ себя, мы знаемъ, что сознаніе одно и неизмѣняется, не начинается и не кончается.

<(Не то, не то).> Здѣсь надо продолжать то, что на стр. 86 и до 91 #.748

749X. Знаніе того, что жизнь наша въ нашемъ сознанiи, заключенномъ въ предѣлы, а не въ этихъ предѣлахъ, составляетъ главное руководство истинной жизни — составляетъ основу нравственности.

XI. Оно составляетъ основу нравственности п[отому], ч[то] сознаніе того, что жизнь моя въ сознаніи моего духовнаго — слѣдовательно, непространственнаго, невременнаго, ничѣмъ не ограниченнаго «я», побуждаетъ меня750 стремиться къ освобожденію себя изъ предѣловъ, въ кот[орыхъ] заключено мое духовное я. Освобожденіе же совершает[ся] только любовью. Любовь есть751 стремление вынести свое духовное я изъ своихъ предѣловъ, сдѣлать своимъ я жиз[нь] другихъ существъ. И въ этомъ вся основа нравственности.

XII. Любовь есть стремленіе захватить въ себя Все, сдѣлать свое сознаніе сознаніемъ Всего. Въ предѣлахъ, въ кот[орыхъ] сознаетъ себя человѣкъ въ этомъ мірѣ, это невозможно, и потому любовь указываетъ ему на иной міръ, приближаетъ его къ иному міру, въ которомъ осуществится его стремленіе, когда разрушатся предѣлы — здѣшняя жизнь, препятствующая осуществленiю его стремленія.

752Пропустилъ 10 страницъ для опредѣленія жизни и продолжаю дневникъ.

Сегодня 20 Марта. Я. П. 1903. Вчера и нынче писалъ письма. Написалъ ихъ 26. Здоровье получше, но не забываю близость перехода.

Записано въ книжечкѣ кое что. А что то очень важное написалъ на закладкѣ и потерялъ.

1) Обыкновенно думаютъ, что жизнь старика съуживается, сходитъ на нѣтъ. Все зависитъ отъ того, какъ смотрѣть на жизнь. Если смотрѣть на жизнь, какъ на матерьяльную силу,753 сейчасъ на нашихъ глазахъ видоизмѣняющую отношенія ближайшихъ предметовъ и людей, то жиз[нь] молодого человѣка, представляется могуществен[ной], а жизнь старика — ничтожной; если же смотрѣть на жизнь, какъ на силу духовную, дающую духовное направленіе дѣятельности людей, то жизнь старика, чѣмъ754 онъ старше, тѣмъ могущественнѣ[е] измѣняетъ огромное количество отношеній предметовъ и людей.

(Нехорошо — не то.)

7552) Когда люди говорятъ, что мысль, дѣятельность духовная вообще есть произведенiе дѣятельности мозговыхъ клѣтокъ, п[отому] ч[то] дѣятельность мыс[ли] всегда обусловлена дѣятельностью мозга, и дѣятельноcть эта прекращается, какъ скоро уничтоженъ мозгъ или часть его, они говорятъ то же, чтó говорилъ бы человѣкъ, утверждающій, что музыкальное творчество всегда объусловлено дѣятельностью фортепьяно или оркестра, и дѣятельность эта прекращается, какъ скоро уничтожено фортепьяно, оркест[ръ] или часть ихъ.

Тѣ, кот[орые] говорятъ такъ, не знаютъ истинно духовной (высшей) дѣятельнос[ти] человѣка, кот[орая] не происходитъ отъ тѣлесныхъ условій, а пользуется тѣлесными условіями, пока она связана съ тѣлесными условіями. Такое воззрѣніе есть собственно petitio principium,756 т. е. впередъ рѣшено, что нѣтъ ничего внѣ тѣлесныхъ условій, и потому понятно, что то, чѣмъ пользуется для своихъ цѣлей духовное начало, признает[ся] единственно существующимъ и производящимъ духовную дѣятельность. Человѣкъ рубитъ топоромъ дерево. Рубитъ топоръ; уничтожьте топоръ и никто не будетъ рубить дерево. Поэтому реаленъ топоръ, a человѣкъ, махающій топоромъ, есть только послѣдствіе топора, придатокъ его. Тотъ, кто не знаетъ никакой другой дѣятельности человека, кромѣ

Скачать:PDFTXT

наше довольство, недовольство жизнью, наше впечатлѣн[іе] отъ событій происходятъ не отъ самыхъ событій, а отъ нашего душевнаго состоянія. И эти[хъ] душевныхъ состояній, очень сложныхъ и опредѣленныхъ, есть очень много. Такъ