Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 54. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1900-1903 гг.

Можетъ быть я ищу ее.

8053) Не могу достаточно повторять себѣ (и другимъ), что есть три двигателя жизни человѣческой: а) чувство, вытекающее изъ различныхъ общеній человѣка съ другими существами;806 б) подражаніе, внушеніе, гипнозъ, и в) выводъ разума. На миліонъ поступковъ, совершающихся вслѣдствіе первыхъ двухъ двигателей, едва ли одинъ совершается на основаніи выводовъ разума. Распредѣленіе это происходитъ и въ каждомъ человѣкѣ (т. е. что человѣкъ изъ миліона поступковъ совершаетъ одинъ по разуму) и въ различныхъ людяхъ.

Папа — избраніе и Серафимъ. Какая иллюстрація силы внушенія.

25 Іюля 1903. Я. П. Написалъ три сказки. Еще плохо, но можетъ быть порядочно. Думалъ 3 вещи. Постараюсь вспомнить.

1) Обращаются къ Царю,807 совѣтуя ему сдѣлать то то и то то для общ[аго] блага. И я дѣлалъ это. Отъ него ждутъ помощи, дѣйствій, а онъ самъ чуть держится. Все равно, какъ человѣку, кот[орый] ели ели руками, зубами держится за сукъ надъ пропастью, совѣтовать помочь поднять бревно на стѣну.

2) Всѣ государственники объясняютъ необходимость государства тѣмъ, что безъ государства не можетъ (какъ они выражаются) достигать своихъ цѣлей не только союзъ людей, но и отдѣльныя личности. Тоже, что сказать, что пойманная, поколѣніями прирученная, домашняя скотина не можетъ достигать своихъ цѣлей иначе, какъ живя възаперти и неволѣ.

3) Богъ хотѣлъ, чтобы мы были счастливы и для того вложилъ въ насъ потребность счастья, но Онъ хотѣлъ, чтобы мы всѣ вмѣстѣ были счастлив[ы], а не отдѣльные люди. Отъ того и несчастливы люди, что808 стремятся не къ общему, а къ отдѣльному счастью.809 Высшее же счастье человѣка это быть любимымъ, и потому въ человѣка вложено это желанье (превратно это выражается честолюбіемъ, тщеславіемъ). Для того же, чтобы быть любим[ымъ], очевидно надо самому любить.

Нынче 27 Іюля 1903. Я. П. Здоровье хорошо. Я поправляюсь и странно вмѣстѣ съ этимъ особенно живо чувствую приближеніе скорой смерти. Поправлялъ 1ю сказку. Нехорошо. Вчера и нынче здоровье похуже — руки, ноги болятъ и желудокъ.

9 Августа. Я. П. 1903. Все время здоровъ. Написалъ въ одинъ день Дочь и отецъ. Не дурно. Сказки кончилъ. — Нынче надо записать удивительную вещь. Думая о людяхъ, к[оторыхъ] не любишь, прибавляй эпитетъ: милый, бѣдный, милый Бибиковъ, милый Яшвиль, милый Побѣд[оносцевъ.] Это самовнушеніе, сейчасъ ищешь810 ту сторону, съ к[оторой] N. N.811 милый — и находишь.

12 Августа 1903. Я. П. Здоровье очень хорошо. Жара 32°.812 Вчера разговоръ съ Левой и Ник[итинымъ]. Я излагалъ свое міровоззрѣніе. Записать изъ этого разговора двѣ вещи:

1) Изученіе матеріи это изученіе различныхъ предѣловъ существъ.

2) Если споръ, чтó основа: матерія или духовн[ое] существо? то не можетъ быть сомнѣнія. Знаніе о матеріи813 мы черпаемъ изъ нашего представленія,814 основаннаго на впечатлѣніяхъ; знаніе же о себѣ, духовн[омъ] существѣ, мы имѣемъ полное.

Мнѣ хорошо. С[оня] уѣхала въ Моск[ву]. Саша ѣдетъ завтра къ Сухотины[мъ].

20 Августа. Только нынче кончилъ сказки и не три, a двѣ. Недоволенъ. За то «А вы говорите» недурно. Здоровье все хорошо. Нынче ѣду въ Пирогово.

Надо было записать кое что, забылъ.

1) Пустяки. Когда самъ забылъ имя и спрашиваешь у другаго, этотъ другой заражается и тоже забываетъ.

2) Научить жить, пока повернешься на одной ногѣ: «Совершенствуйся, старайся быть совершеннымъ, какъ отецъ вашъ небесный». (Забылъ чтó еще.)

27 Августа 1903. Ясн. Пол. Ночь. — Былъ въ Пироговѣ. Сережа лучше, чѣмъ я ожидалъ. Радъ б[ылъ] Машѣ. Прибавилъ 3ю, выпущенную сказку. Здоровъ, много ѣзжу верхомъ; вчера б[ылъ] въ Таптыковѣ. Все обдумывалъ Ник[олая] I. Надо кончать, а то загромаждываетъ путь другихъ работъ.

Нынче ѣздилъ верхомъ съ Щербако[мъ]. Говорили о свободѣ воли. Мнѣ кажется, что я точно опредѣлилъ то, чтó мы называемъ свободой воли:

1) Въ человѣческой жизни есть двѣ области: духовная и тѣлесная. И та и другая не допускаютъ свободы. И въ той и другой всѣ дѣйствія и явленія суть слѣдствія причинъ, кот[орыя] въ свою очередь суть слѣдствія болѣе отдаленныхъ причинъ, и ни въ той ни въ другой области не можетъ быть явленій или поступковъ свободныхъ, т. е. независимыхъ отъ причинъ. Такъ что, если бы человѣкъ не могъ переводить свое сознаніе изъ области815 тѣлесной въ область духовную,816 свободы воли не было бы.

Но такъ какъ человѣкъ можетъ выходить изъ области сознанiя тѣлеснаго въ область сознанія духовна[го] — и даже въ этомъ состоитъ сущность жизни человѣческой —817 то человѣкъ свободенъ. Свобода его въ этомъ переходѣ изъ области тѣлесной въ область духовную. — Человѣкъ несвободенъ въ области тѣлесной и также несвободенъ въ области духовной. Но несвобода въ области духовной не только не непріятна, не тяжела для человѣка, но радостна. Эта несвобода есть подчиненіе своему закону; тогда какъ несвобода въ области тѣлесной всегда непріятна и тяжела. И потому, чѣмъ818 полнѣе человѣкъ переноситъ свое сознаніе изъ области тѣлесной въ область духовную, тѣмъ онъ свободнѣе.

Завтра 28 Авг[уста] 1903. Ясн. Пол. Если буду живъ, мнѣ будетъ 75 л[ѣтъ].

3 Сентября 1903. Я. П. Живъ, но нездоровъ, 29[-го] ѣздили верхомъ, лошадь наступила на ногу и разлитіе желчи и весь нездоровъ и нога не справляется. 28-е прошло тяжело. Поздравленiя прямо тяжелы и непріятны — неискренно земли русской и всякая глупость. Щекотаніе тщеславія, слава Богу, никако[е]. Авось нечего щекотать. Пора.

Думалъ очень важное, но не додума[лъ] до конца. Возвращусь послѣ, а теперь запишу, какъ понимаю:

1) Часто смѣшиваю людей: дочерей, нѣкоторыхъ сыновей, друзей, непріятны[хъ] людей, такъ что въ моемъ сознаніи не лица, а собирательныя духовныя существа. Такъ что я ошибаю[сь] не тогда, когда называю одного вмѣсто другого, а тогда, когда считаю кажда[го] отдѣльнымъ существомъ. Неясно. Но je m’entends.819

2) О литературѣ. Толки о Чеховѣ: Разговаривая о Чех[овѣ] съ Лазаревскимъ, уясни[лъ] себѣ то, что онъ какъ Пушкинъ двинулъ впередъ форму. И это большая заслуга. Содержанія же, какъ у Пушк[ина], нѣтъ. Горькій — недоразумѣніе. Нѣмцы знаютъ Горьк[аго], не зная Поленца.

6 Сент. Я. П. 1903. Со времени паденія чувствую себя очень слабо. Былъ Добролюбовъ, христіански живущій человѣкъ. Я полюбилъ его. Пропасть писемъ, надо отвѣчать. Записывать нечего. 7 Сен. Я. П. 9[0]3. Е. б. ж.

[8 сентября.] Пропустилъ день. Нынче 8 Сен. Здоровье лучше. Написалъ письма и о Богѣ и о вѣчной жизни. Записать надо:

1) Кто не знаетъ того, какъ одно чувство повѣряетъ другое: я сижу и вижу ящикъ, подвигаюсь и различаю, что это не ящикъ, а колпакъ съ лампы и стѣна; заплетенные пальцы чувствуютъ два шарика; зеркало; слы[шу] колокольчики, а это индюшки; чую запахъ нечистоты, а это яйца и т. д. Зрѣніе, слухъ, обоняніе, осязаніе, вкусъ — все обманываетъ, и обманъ обличает[ся] перемѣной положеній, или повѣрк[ой] другаго чувства. Стало быть все, что мы считаемъ существующимъ, такимъ, какимъ мы его признаемъ, съ перемѣно[й] положеній, съ прибавленіемъ новыхъ чувствъ, съ измѣненіемъ ихъ, можетъ быть совсѣмъ инымъ. Въ этой жизни мы скоро, въ продолженіе наш[ей] жизни, исправляемъ ошибки чувствъ. Но не будетъ ли новая жизнь, съ измѣненіемъ положеній и чувствъ, исправленіемъ всего заблужденія этой жизни.

Вообще все, что мы знаемъ, мы знаемъ (кромѣ себя, своего духовнаго я) не непосредственно, а по впечатлѣніямъ чувствъ.

Впечатлѣнія же чувствъ, начиная отъ самыхъ низшихъ, могутъ быть болѣе и болѣ[е] совершенныя, но и самыя совершенныя никогда не дадутъ полнаго знанія и потому всегда могутъ быть болѣе и болѣе совершенны.

2) То, что мы не знаемъ вещей сами[хъ] въ себѣ (кромѣ своего духовнаго я), ник[акъ] не доказываетъ того, что кромѣ насъ ничего нѣтъ, и что мы нич[его] не можемъ знать. Другія существа, другія отдѣленныя отъ Всего сущности существуютъ также какъ и мы; мы знаемъ это, соприкасаясь съ ними, знаемъ по показанію нашихъ чувствъ и по820 тому, что они тоже чтó мы.

3) Поразительна непредвидѣнность людей, когда мы ѣдимъ изъ жадно[сти] вредн[ое], зная, что будемъ страдать, поразительна и непредвидѣнность проматывающихъ имѣнье, но также удивительна821 непредвидѣнность людей, не думающихъ о смерти и потому не думающихъ о жизни.

Нынче 22 Сент. 1903. Я. П. Пишу нѣсколько дней (больше недѣли) предисловіе о Шекспирѣ. Здоровье хорошо. Нога заживаетъ. Мало мыслей. Записать 3 вещи. Слава Богу споко[енъ] и822 не золъ.

Сегодня 6 Окт. 1903. Я. П. Здоровье немного разладилось, и все таже вялость и бѣдность мыслей. Все пишу предисловіе къ Кросби. Записано только слѣдующее:

1) Всѣ наши823 представленія, знанія слагаются изъ двухъ элементовъ: изъ даннаго чувствами впечатлѣнія и изъ того, чего мы ожидаемъ и какъ824 объясняемъ себѣ впечатлѣніе.

2) Жить, дѣйствовать только для удовлетворенія сейчаснаго своего желанія, безъ соображенія о другихъ существахъ и будущемъ825 времени, безнравственно. Чѣмъ826 поступокъ обусловленъ отношеніями съ большимъ количествомъ существъ и поставле[нъ] въ зависимости отъ болѣе отдаленна[го] времени, тѣмъ онъ нравственнѣе. Совершенно нравствененъ поступокъ только тогда, когда онъ объусловленъ отношеніемъ ко всему и къ безконечно[му] времени или независимъ отъ времени, когда онъ совершается во имя Бога.

Ясная Поляна. 14 ноября 1903.827

Пять недѣль не писалъ. Все время былъ занятъ Шекспиромъ, который все разростался, кажется пришелъ къ концу. Не могу похвалиться за это время умственной энергіей, но душевное состояніе хорошо. Дня три тому назадъ заболѣлъ тяжелымъ желчнымъ припадкомъ.

Совершенно спокойно думалъ о смерти, только нѣкоторое нетерпѣніе какъ бы не долго страдать. Разумѣется, это неправда, самыя страданія могутъ быть употреблены на то же вѣчное дѣло жизни. Отчасти понималъ, что это возможно, но не всѣмъ существомъ.

Былъ въ Пироговѣ. Кажется 9-го. Очень радостно было съ братомъ. Онъ разлагается, какъ и я, тѣломъ, и какъ и я растетъ духомъ, но только въ немъ это особенно радостно видѣть, съ его особенною простотой и правдивостью. Говоря о своемъ горѣ и болѣзни, онъ сказалъ: Богъ и на меня оглянулся, какъ говорятъ мужики.

Въ книжечкѣ записано:

1) Когда жизнь людей безнравственна и отношенія ихъ основаны не на любви, а на эгоизмѣ, то всѣ техническія усовершенствованія, увеличеніе власти человѣка надъ природою: паръ, электричество, телеграфы, машины всякія, порохъ, денамиты, робулиты, производятъ впечатлѣніе опасныхъ игрушекъ, которыя даны въ руки дѣтямъ.

2) Самое грубое представленіе о божествѣ (Безконечномъ), о будущей жизни, въ какихъ бы грубыхъ формахъ не было выражено и то и другое, есть та высокая ступень просвѣщенія, до которой дошло человѣчество. Такъ что человѣкъ, знающій всѣ науки и говорящій на всѣхъ языкахъ, и развившій до высшей степени тонкости свои умственныя, логическія способности, если онъ не вступилъ на эту ступень, т. е. не имѣетъ представленія о Богѣ (Безконечномъ828) и о будущей (истинной) жизни, т. е. не установилъ своего отношенія ко Всему, то стоитъ, какъ человѣкъ, ниже той безграмотной старухи, которая вѣритъ и въ Миколу, и въ Богородицу, и въ батюшку Спасителя и пр., чтó все вмѣстѣ составляетъ [ея] представленіе о

Скачать:PDFTXT

Можетъ быть я ищу ее. 8053) Не могу достаточно повторять себѣ (и другимъ), что есть три двигателя жизни человѣческой: а) чувство, вытекающее изъ различныхъ общеній человѣка съ другими существами;806 б)