Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 54. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1900-1903 гг.

веч. (записано не подъ диктовку, а по памяти).

П. Б[ирюковъ] какъ то писалъ въ письмѣ, что для того, чтобы любить, надо стараться дѣлать всѣмъ пріятное. Да, вѣрно, всѣмъ надо дѣлать пріятное: и ребенку, и старику, и кучеру, и государю. И когда я думаю объ этомъ, то вспоминаю притчу о самарянинѣ, тамъ все это сказано.1341

13422 февр. 1902.

Огонь и разрушаетъ и грѣетъ. Такъ же и болѣзнь. Когда мнѣ не больно, мнѣ не только радостно, но весело. Когда, здоровый, стараешься жить хорошо, освобождаясь отъ пороковъ, соблазновъ, то это дѣлаешь съ усиліемъ и то, какъ бы приподнимешь одну давящую сторону, а все остальное давитъ. Боли же сразу приподнимаютъ всю эту грязную чешую и сразу дѣлается легко, и такъ страшно думать, что, какъ это знаешь по опыту, какъ только пройдетъ болѣзнь, она опять наляжетъ всей своей тяжестью.1343

13445 февр. 1902.

Самое дальнее сознаніе своихъ предѣловъ даетъ зрѣніе, потомъ слухъ, потомъ обоняніе, потомъ вкусъ и осязаніе. Сознаніе этихъ предѣловъ отпадаетъ понемногу, — сначала съ дальняго — зрѣнія, — до ближайшаго — осязанія. Послѣдн[юю] степень сознанія своей отдѣльности и предѣловъ даетъ сердце.

При всякомъ отпаденіи сознанія предѣловъ, въ видѣ матерьяльнаго лишенія, расширяется какая то плохо сознаваемая не матерьяльная область. При послѣднемъ отпаденіи, — расширяется до послѣдней степени эта духовная область.

Одинъ человѣкъ совершаетъ самое ужасное преступленіе и мучается и сознаетъ, что это дурно, что онъ могъ не дѣлать этого. Другой же совершаетъ какъ бы ничтожный нравственный проступокъ и оправдываетъ себя и живетъ весело и спокойно. Преступленіе перваго производитъ только матерьяльное зло, часто обращающееся въ духовное добро для себя и для другихъ. Проступокъ же 2-го производитъ неисчислимые бѣдствія и для себя, — тѣмъ, что открываетъ свободную дорогу другимъ худшимъ поступкамъ, — и для другихъ примѣромъ спокойствія и довольства въ злѣ.1345

————————————————————————————————————

Какія обязанности важнѣе: солдата, царя или человѣка? Тѣ всѣ передъ людьми и отъ нихъ можно освободиться, а обязанность человѣка передъ Богомъ и отъ нея нельзя освободит[ься].1346

Да будетъ воля Того, по чьему закону я узналъ эту жизнь и ухожу изъ нея.1347

————————————————————————————————————

1348Къ письму:

И потому вы приходите къ убѣжденію о неосуществимости этой идеи, тогда какъ осуществленіе идеи освобожденi[я] земл[и] отъ права собственности безъ сравненi[я] мож[етъ] б[ыть] легче осущ[е]ствлен[а] чѣмъ возстановлен[іе] отжившей идеи самодержавія безъ всякой высш[ей] цѣли — самодержавія только для самодержавія, того самаго, чѣмъ занято теп[ерь] вс[е] правитель[ство].1349

1350De mortuis aut bene aut nihil, какое языческое ложное правило! О живыхъ говори добро или ничего. Отъ сколькихъ страданій это избавило бы людей и какъ это легко. О мертвыхъ же почему не говорить и худого. Въ нашемъ мірѣ напротивъ установилось правило съ некрологами и юбилеями говорить одни страшно преувеличенныя похвалы, слѣдовательно только ложь. И это наноситъ людямъ ужасный вредъ, сглаживая и дѣлая безразличнымъ понятіе добра и зла.1351

————————————————————————————————————

1352Надо проболѣть тяжелой болѣзнью, чтобы убѣдиться въ чемъ жизнь: чѣмъ слабѣе тѣло, тѣмъ сильнѣе становится духовная дѣятельность.1353

1354Если эта жизнь благо, то и всякая другая тоже. И наоборотъ. И потому, чтобы не бояться смерти нужно умѣть видѣть только благо этой жизни.

12 фев. 1902 — 1 ч. дня.1355

————————————————————————————————————

1356Баловать…. какое ужасное слово «не баловать»! Не баловать — значитъ дать волю чувству мести, — наказывать и платить зломъ за зло. Напротивъ, имѣя дѣло со зломъ, одно что нужно — это баловать, баловать безъ конца, т. е. любить.

(2 ч. ночи съ 17 на 18-е Февраля 1902.)1357

13581) Объ уничтожаемости, непонятности смерти при уничтоженіи эгоизма.1359

————————————————————————————————————

2) Рескинъ и я не правы, видя главное зло послѣдствій общественнаго устройства въ уничтоженіи жизней, главное зло въ уничтоженіи любви и возбужденіи разъединенія между людьми.1360

————————————————————————————————————

3) Спокойныя смерти подъ вліяніемъ церковныхъ обрядовъ подобны смерти подъ морфиномъ.1361

————————————————————————————————————

4) Забылъ.

21 Февраля диктовать 1902 г.

————————————————————————————————————

Уничтоженіе эгоизма не отвѣчаетъ на вопросъ о смерти, но устраняетъ его.

22 Февраля 1902 г.1362

————————————————————————————————————

8 Марта. Бѣлинскій безъ религ[іи] изъ нижняго этажа. Гоголь религіозный — изъ верхня[го].1363

————————————————————————————————————

Человѣкъ матерьяль[ный] — вонючее ядовитое существо.1364

Parerga u[nd] paralipomena.1365

И охладѣетъ любовь. Это послѣднее худшее бѣдствіе. И оно то совершилось.1366

————————————————————————————————————

Что важнѣе: обязанности царя или человѣка. Обяз[анности] ц[аря] можешь сложить, а обязанности человѣка никогда.1367

————————————————————————————————————

Скучно опять жить.1368

————————————————————————————————————

Міръ Божій. Мартъ 1902 стр. 118. — Шопенгауеръ. Одинъ путь культур[ы], другой отреченіе отъ жизни. Ни тотъ ни другой: отреченіе отъ личности — любовь, и достигается цѣль — счастье.1369

————————————————————————————————————

1370Паульсонъ — говоритъ, что учителемъ можетъ и долженъ быть не Ничш[е], не Шопенгауеръ, а Христосъ. А почему? не объясняетъ.1371

Вересаевъ пишетъ, что послѣ одушевленія служенія людямъ наступаетъ разочаровань[е], компромисы. Онъ спрашиваетъ: отчего? А только отъ того, что это дѣлалось по гипнозу, по кружковскому чувству, по <тщес> славѣ людской, а не по установленному отношенію къ Безконечному. —1372

1373Очень важное. Необходимо написать о томъ, что христіанство не есть ни отрѣченіе отъ жизни, ни допускающій все культъ, а есть ученіе, регулирующее жизнь. Одно перехватило, другое не дохватило.1374

————————————————————————————————————

21 Марта. То, что видитъ нерелигіозный человѣкъ, видитъ и религіозный, но то, что видитъ религіо[зный] не видитъ нерелигіозный.1375

————————————————————————————————————

1376Предстоятъ работы:

1) Добавлен[iя], исправленія, улучшенія.

2) Объ истинномъ значеніи христіан[ства].

3) Къ духовенству.

4) Къ молодежи.1377

1378Къ молодежи. Отдаваясь современному и пренебрегая прошедшимъ, вы насаживаете деревья безъ корней.1379

————————————————————————————————————

1380Да будетъ воля того, по чьему закону я жилъ въ этомъ мірѣ (въ этой формѣ) и теперь умирая ухожу изъ этого міра (выхожу изъ этой формы). Волю эту я знаю только по благу котор[ое] она дала мнѣ и потому увѣренный въ ея благости спокойно и по скольку вѣрю радостно отдаюсь ей.1381

24 Марта.

————————————————————————————————————

Три модные философіи на моей памяти: Гегель, Дарвинъ и теперь Ничше. Первый1382 оправдывалъ все существующее, второй1383приравнивалъ человѣка къ животному, оправдывалъ борьбу, т. е. зло въ людяхъ. Третій доказываетъ, что то, чтó противится въ природ[ѣ] человѣка злу — есть ложное воспитаніе, ошибка. Не знаю, куда итти дальше.1384

————————————————————————————————————

Говорятъ вернитесь къ церкви; но вѣдь въ церкви я увидалъ грубый, явный и вредный обманъ. «Продолжайте у насъ покупать муку», но вѣдь я знаю, что ваша мука съ извѣсткой — вредна.1385

————————————————————————————————————

1386Положеніе людей не1387поднявшихся до религіознаго сознанiя дѣйствительно очень затруднительно, когда они наблюдаютъ поступки людей религіозныхъ. Они въ такомъ же недоумѣніи, въ какомъ долженъ быть человѣкъ, живущій одной животной жизнью при видѣ поступковъ людей, живущихъ умственною жизнью. Обѣдъ готовъ, онъ не ѣстъ, и что то читаетъ или пишетъ, жизнь у него сладкая, а онъ тревоженъ, и т. п.1388

————————————————————————————————————

Къ молодежи. Изучайте древнія религіи — не въ томъ смыслѣ, какъ разные ограниченные Летурно, что молъ вотъ какія глупости исповѣдовали люди (не мы умные), а въ томъ: какими глубокими мыслями и вѣрованіями жило древнее человѣчество.1389

————————————————————————————————————

Къ духовенству. Очнитесь отъ гипноза. Задайте себѣ вопросъ: чтóбы вы думали, если бы родились въ другой вѣрѣ? — Побойтесь Бога, к[оторый] далъ вамъ разумъ не для затемненія, а выясненія истины.1390

1391Выходя изъ этой жизни по волѣ того, кто мнѣ далъ ее, спокойно отдаюсь ей, зная ее только какъ источникъ всякаго высшаго блага — жизни.1392

————————————————————————————————————

Жизнь какая бы ни была есть благо, выше кот[ораго] нѣтъ никакого. Если мы говоримъ, что жизнь зло, то только въ сравненіи съ другой1393 жизнью лучше[й], или воображаемой. Въ жизни можетъ быть зло, а сама жизнь не можетъ быть зломъ.1394

————————————————————————————————————

Благо можетъ быть только въ жизни. И потому нельзя говорить, что отсутствіе жизни можетъ быть благо.

Здоровье можетъ быть только въ тѣлѣ, и потому нельзя говорить что отсутствіе тѣла есть здоровье.1395

30 Марта.

————————————————————————————————————

1396Бога какъ личность мы не можемъ знать. Одно, что̀ мы знаемъ это законъ — волю, какъ выражается евангеліе. И изъ существованiя закона мы склонны заключать (антропоморфически), что есть законодатель, есть лицо, воля чья. Главное же то, что есть законъ (воля), кот[орому] мы должны, призваны подчиняться1397 и изъ кот[ораго] мы не выходимъ и не можемъ выйти ни живя, ни умирая. — Живя мы можемъ участвовать въ исполненіи закона (въ этой жизни). Умирая участіе наше кончается.1398 Новое дѣло не назнач[ено]. Рабочій безъ мѣста.1399

————————————————————————————————————

Есть два рода любви:1400 безсознательная сердечная и сознательная разумная. Задача жизни въ томъ, чтобы выработать въ себѣ любовь сознательную, к[оторая] сама собой переход[итъ] въ безсознательную.1401

Жизнь есть основа всего. Она была есть и будетъ. Здѣсь мы ее знаемъ, какъ отдѣленное отъ всего міра. Отдѣленіе даетъ необходимость пространства и времени, но пространство и время не могутъ объяснить жизнь. Все въ пространствѣ и времени иллюзорно. Пространственныя и временныя соображенія нужны только для руководства «я» отдѣльнаго существа въ этомъ мірѣ, но для познанія существующаго не только не помогаютъ, но служатъ главнымъ препятствіемъ, приводя все къ безконечности большой или малой. —1402

Наша иллюзія, что при смерти жизнь кончается, происходитъ отъ того, что мы форму жизни считаемъ за жизнь.

Какъ еслибы человѣкъ считалъ, что не вода въ пруду, а самая форма пруда есть предметъ. Тогда какъ только бы ушла вода изъ пруда онъ думалъ бы что уничтожилось то, что было прудъ. —1403

————————————————————————————————————

10 Апрѣля 1902.

————————————————————————————————————

Вопросъ въ томъ для насъ: сольется ли моя отдѣльная жизнь съ безконечнымъ потокомъ жизни, или опять приметъ новую отдѣленную форму? Въ первомъ случаѣ это верхъ невообразимаго блаженства: нирвана, непосредственная жизнь въ Богѣ. Во второмъ — это продолженіе жизни въ новой формѣ, обусловлен[ной] по кармѣ моей здѣшней жизнью. Вопросъ и страхъ въ потерѣ сознанія своего «я» въ обоихъ случаяхъ. Но первый случай невѣроятенъ.1404Мы не имѣемъ права предполагать жизнь внѣ отдѣльности, п[отому] ч[то] не знаемъ такой, и потому остается только 2-й случай: новая форма жизни. Но предполагать новую форму жизни съ удержаніемъ сознанія прежняго «я» мы тоже не имѣемъ прав[а], т[акъ] к[акъ] начали эту жизнь безъ сознанія прежняго «я». Но сознание отдѣленнаго «я» зависитъ отъ пространства и времени. Переходъ же изъ одной формы въ другую происходитъ внѣ пространства и времени. Мы пробуждаемся къ новому сознанію (новой отдѣленности) сами не знаемъ изъ чего. Мы существуемъ внѣ времени и въ той и въ другой и въ тысячной формѣ. Прежде, чѣмъ былъ Авра[амъ] я есмь.

————————————————————————————————————

Во всякомъ случаѣ для того, чтобы не бояться уничтожен[iя] въ смерти, надо вѣрить (неясно).1405

————————————————————————————————————

1406Къ рабочему народу. Не имѣете права требовать 8-и [часовой] день и пр. А требовать земли для пропитанія имѣете неотъемлемое право даже обязанность по отношенію вашихъ дѣтей.1407

————————————————————————————————————

Мы не знаемъ жизни, кромѣ той, к[отор]ой живемъ, п[отому] ч[то] мы здѣсь все понимаемъ во времени и пространствѣ, а жизнь другая была (или скорѣе есть) внѣ времени и пространства. Потому же и переходя въ другую жизнь (или скорѣе уходя изъ этой жизни) мы не можемъ себѣ представить другой жизни. Намъ необходимо представить ее во времени и пространствѣ, а она внѣ ея.1408

————————————————————————————————————

Не есть ли всякое наслажденіе — воспоминаніе? Все, что воспоминаніе, то даетъ1409 радость.1410

————————————————————————————————————

Говорятъ:

Скачать:PDFTXT

веч. (записано не подъ диктовку, а по памяти). П. Б[ирюковъ] какъ то писалъ въ письмѣ, что для того, чтобы любить, надо стараться дѣлать всѣмъ пріятное. Да, вѣрно, всѣмъ надо дѣлать