Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 54. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1900-1903 гг.

прекрати существ[ующій] порядокъ все погибнетъ. Все равно какъ сказать растаетъ рѣка и все погибнетъ. Нѣтъ пойдутъ корабли и начнется настоящая жизнь.1411

————————————————————————————————————

[Май.] Что лучше: поставить себя въ ложное отношеніе съ міромъ или съ Богомъ? Воспитать дѣтей въ соглаcіи съ православіемъ — это второе — въ согласіи съ Богомъ это первое.1412

————————————————————————————————————

Человѣкъ отдѣленное духовн[ое] сущест[во]. Духовное существо, чтобы быть отдѣленнымъ должно представляться матерьяльнымъ, потому ч[то] только матерьяльное мож[етъ] б[ыть] дѣлимо. Отдѣленность1413 же есть необходимое условіе движенія (жизни) работы. Жизнь людей и вообще всѣхъ отдѣльныхъ существъ есть какъ бы дыханіе божества. Мы органы Бога.1414

————————————————————————————————————

Уничтожаются одни предѣлы вступаешь въ другіе. Пока не дошелъ до новыхъ предѣлов кажется, что нѣтъ матеріи, нѣтъ жизни. Но это продолжается только до тѣхъ поръ пока не вступишь, уткнешься въ новые предѣлы.1415

————————————————————————————————————

Человѣкъ сознавъ свое духовное существо не можетъ уничтожиться. Какъ? Этого не дано знать.

Какъ только человѣкъ (или всякое существо) сознаетъ неизбѣжность уничтоженія той формы жизни въ к[оторой] онъ находится, онъ неизбѣжно долженъ быть приведенъ къ сознанію неуничтожаемости сущности его жизни.1416

Проведеніе хотя бы самой по нашему мнѣнію благодѣтельной мѣры посредствомъ насилія я считаю противнымъ признаваемому мною христіанскому закону любви. Но я предлагаю1417эту мѣру становясь на точку зрѣнія людей желающихъ во что бы то ни стало отстоять отжившее самодержавіе и дать ему наилучшее оправданіе.1418

————————————————————————————————————

1419Чѣмъ бѣднѣ[е] (босяки и т. п. типы [?]) и чѣмъ презираемѣе, тѣмъ свободнѣе, и наоборотъ. И чѣмъ богаче и важнѣе (царь), тѣмъ болѣе рабы.1420

Если человѣкъ религіозн[ый], т. е. доросъ до необходимо[сти] установить отношеніе свое ограниченной части къ цѣлому, то ему нельзя обойтись безъ Бога. Признать себя частью безконечного по времени и пространству міра значитъ признать себя частью чего то1421 неконченнаго, т. е. частью части и потому нѣтъ установленія отношенія къ цѣлому. Чтобы было это отношеніе, нужно найти нѣчто цѣлое, a цѣлое это можетъ быть только духовное. Это духовное1422 внѣпространственное и внѣвременное и есть Богъ, котораго мы сознаемъ себя ограниченнымъ проявленіемъ.1423

————————————————————————————————————

Какъ нельзя установить постоянное отношеніе къ ряду чиселъ 1, 2, 3, 4…… ∞ такъ невозможно установить постоянное отношеніе къ матерьяльному, т. е. пространственному и временному міру. Для установленія такого отношенія нужно найти нѣчто неувеличивающ[ееся], не уменьшающееся, всегда равное самому себѣ и такое существо есть только духовное существо к[отораго] я чувствую, сознаю себя частью, проявленіемъ.1424

————————————————————————————————————

Прежде нерелигіозные люди были врагами общества. Теперь они руководители.1425

1426Безопасность общества обезпечивается нравственностью его членовъ, нравственность же основывается на религіи. Правительство и правящіе классы захотѣли свою безнравственную жизнь оправдать религіей и для этого извратили религію, а какъ только извратилась религія, такъ пала нравственность, а съ паденіемъ нравственности все болѣе и болѣе уничтожалась безопасность общества, такъ что правительству и правящимъ классамъ пришлось все болѣе и болѣе извращать религію и употреблять насиліе для соблюденія безопасности не всего уже общества, а только самихъ себя. Это самое и дѣлали и дѣлаютъ наши христіанскія правительства и положеніе становится все хуже и хуже. Въ настоящее время оно для правительст[ва] кажется безвыходнымъ.1427

————————————————————————————————————

1428[Выписка изъ статьи Bernstein въ «Metaphysical Magazine», March 1902, № 3:

«The methods of production of material life generally condition the social, political and intellectual process of life. It is not the consciousness of men that determines the form of their being; but on the contrary, the social form of their being that determines their consciousness». (Karl Marx in Preface «Zur Kritik der Politischen Oekonomie».)1429

1430«Our grand fathers cannot rule us from their urns. Each generation must face life for itself — none must bind the others». (J. Zangwill in «The Mantle of Elijah».)1431

1432Какъ ни трудно скрыть необходимости дѣланія добра, люди разными обходны[ми] хитрыми путями достигаютъ этого. Но добро всякую минуту можетъ стряхнуть съ себя закрывающіе его покровы и привлечь къ себѣ людей. И вотъ для этого выдума[ли] средство наложить на покровы скрывающіе добро такой камень, к[оторый] бы оно не могло поднять. Камень этотъ — смѣшное (ridicule), такое общественное мнѣніе, что дѣланіе добра (настоящего добра) смѣшно. Дѣлать балъ, базаръ для игры въ благотворительность не смѣшно, а самому выносить свой горшокъ смѣшно.1433

Средство и въ томъ чтобы 1)1434не работать чужую землю и 2) въ томъ чтобы не нанимать ее, 3) и въ томъ чтобы не дѣлать того, что считаешь незаконн[ымъ]: не владѣть землею и 4) въ томъ чтобы выселять[ся] на новыя земли и въ томъ чтобы 5) просить правительство объ уничтоженіи права собственности и 6) главное въ томъ чтобы помогать другъ другу.

————————————————————————————————————

1435Точно также какъ говорятъ математики — дорога не истина, а процессъ ея открытія, дорого не совершенство, а процессъ совершенствованія.1436

————————————————————————————————————

Мы органы Бога. Что мы должны дѣлать, мы знаемъ, но зачѣмъ это не дано намъ знать никогда. Въ этомъ смиреніе и вѣра.1437

————————————————————————————————————

Одно объясненіе это то что: зачѣмъ т. е. исканіе предположеніе цѣли есть условіе нашей отдѣленности. Для Бога нѣтъ.

зачѣмъ. Зачѣмъ существуетъ только для1438существъ отдѣленныхъ смутно сознающихъ то, что жизнь ихъ есть служеніе.

1439Такъ что причина есть такое же условіе отдѣленности какъ время и пространство.1440

Человѣкъ — (я) — есть отдѣленное отъ всего измѣняющееся (расширяющееся) духовное существо. Сначала измѣненіе (расширеніе) идетъ равномѣрно съ предѣлами, потомъ предѣлы отстаютъ и — расширеніе идетъ независимо отъ предѣловъ, разрушая ихъ. (Неясно.)1441

Предѣлы отдѣльнаго существа оно сознаетъ матеріей, въ соприкосновеніи съ другими существами оно сознаетъ материей въ пространствѣ. Измѣненія совершающіяся въ1442 самомъ существѣ оно сознаетъ движеніемъ,1443 относительно измѣненій въ другихъ существахъ <Стремленіе къ измѣненіямъ оно сознаетъ причиной> оно сознаетъ движеніемъ во времени.1444

Сначала жизни духовное существо измѣняется расширяясь вмѣстѣ съ предѣлами. Въ серединѣ жизни духовное существо расширяется но предѣлы не расширяются. Подъ конецъ жизни духовное существо продолжая расширяться разрушаетъ предѣлы и расширяется до тѣхъ поръ пока совершенно не разруши[тъ] ихъ. (Хорошо.)1445

————————————————————————————————————

27 Мая. Были сильныя потуги рожденія, но теперь данъ отдыхъ.1446

————————————————————————————————————

Мы обыкновенно не цѣнимъ добрые поступки и вообще черты нелюбимыхъ нами людей. Это большая ошибка. Нужно какъ разъ обратное.1447

И тогда все станетъ на свое мѣсто — вы будете предписывать, а не прини[мать] законы, п[отому] ч[то] сила въ васъ.

И не стачка.

И не говорите: чтожъ я буду одинъ. Многимъ надо быть для дурного дѣла, а для дѣла Божья[го] достаточно быть одному п[отому] ч[то] съ тобой Богъ. А когда съ тобой Богъ, то ты долго не останешься одинъ, a всѣ будутъ съ тобою.

1448И не стачку. Стачка имѣетъ корыстные цѣли: увеличеніе платы, уменьшеніе наемной цѣны земл[и], а общее религіозн[ое] убѣжденіе что влад[ѣніе] землею грѣхъ и что участвовать въ немъ грѣхъ.

————————————————————————————————————

Сознаніе — огонекъ.1449

————————————————————————————————————

Володинъ желаетъ поступить въ ремесл[енное] училище.

На нижне пробной ул. д. Колесникова.

14501) Я плохъ и глупъ, а считаюсь хорошимъ и умнымъ.1451

————————————————————————————————————

Но для того, чтобы этого достигнуть надо жить по божьи….

Вѣдь все дѣло въ томъ, что дверь отворяет[ся] на себя….

2) Понятіе жизнь нельзя отнести къ Богу. Жизнь есть движенiе, а движеніе можетъ быть только тамъ, гдѣ есть ограниченіе.1452

————————————————————————————————————

3) Одни везутъ, другіе ѣдутъ. Везущіе хотятъ перейти въ ѣдущихъ и часто отстаютъ отъ свои[хъ] не влѣзаютъ на везущихъ и остаются одни ни при чемъ.1453

————————————————————————————————————

4) Въ музыкѣ есть элементъ шума контраста быстроты прямо дѣйствующій не на чувст[ва] а на нервы. Чѣмъ больше этого элемента тѣмъ хуж[е] музыка.1454

Глава о русскихъ дѣйствіяхъ. Шла та работа подчинен[iя], развращен[ія], озлобленi[я].

————————————————————————————————————

1455Ляилаха илла ллахъ.

Бисмилля хиррах[ъ] мани ррахилъ.1456

————————————————————————————————————

14575) Надо дѣлать хорошее дѣло, кот[орое] никому бы не было извѣстно. Только такъ можно установить отношеніе съ Богомъ. Богъ любитъ секретъ.1458 Тутъ только узнаешь: вѣришь ли ты и дѣйствительно вѣришь ли въ Бога.1459

————————————————————————————————————

6) Когда говорятъ: никто не знаетъ, что тамъ будетъ совершено правы. Вопросъ не въ томъ, что тамъ будетъ (пространство и время), а въ томъ, что есть отвѣтъ на этотъ вопросъ въ отвѣтѣ на вопро[съ]: что такое Я?1460

Если я любовь, то отвѣта другаго не нужно.1461

Если подкупили церковь, то какъ не подкупить пра [?].1462

————————————————————————————————————

Требуйте не чужую собственность, а свое законное отнятое право.

————————————————————————————————————

Удивительно дл[я?] русского: стонъ стоитъ о недостаткѣ земли. Спросите извощика, дворни[ка], пахаря — всѣ од[но]: земли нѣтъ, а м[ы] озабочены устрой[ствомъ] фабричн[ыхъ] рабоч[ихъ].

————————————————————————————————————

Заставить себя любить нельзя, можно только устранить препятствi[я] мѣшающія любв[и].1463

————————————————————————————————————

Наполеонъ не Наполеонъ а Мюратъ. Х[аджи] М[уратъ].

Сказалъ очень глуп[ый] но чрезвычайно тонко льстивый грузинъ.

Если послѣ смерти жизнь будетъ отдѣленная, то нельзя себѣ представить ее безъ пространства и времени.1464

————————————————————————————————————

Предѣлы я вижд[у] матеріей, жизнь вижду движеніемъ.1465

————————————————————————————————————

Листъ опадаетъ не отъ мороза, а отъ того ч[то] кончи[лъ] свое дѣло. Такъ и человѣкъ.1466

————————————————————————————————————

Желать удержать свою личность это значитъ лишить себя всей прелести новой жизни.1467

————————————————————————————————————

Безнравственность врачебн[ой]1468наук[и].1469

————————————————————————————————————

Воспоминан[iе] не есть ли сознаніе.1470

————————————————————————————————————

1471Соціализмъ — почему кончится комунизмъ?1472

————————————————————————————————————

Гипнозъ — предан[ія] ужасенъ.1473

147416аго Сентября.

1475Бутурлинъ взялъ Бондарева.

1476Сквозь щель протаскиваютъ такую большую вещь что щель раздвигается такъ, что черезъ нее ужъ все проходитъ.1477

————————————————————————————————————

Если идеалъ матерьяльн[ое] благо то не мож[етъ] б[ыть] ничего другаго.1478

Спенсеръ и [1 неразобр.] consense [?].1479

Не можетъ быть несчастія: все что несчастіе для плоти благо для духа.1480

Сознаніе есть интегралъ воспоминанія.

Воспоминаніе есть сознаніе во времени окрашенное явленіями матеріи и пространства. Внѣ сознанія нѣтъ воспоминанія.1481

————————————————————————————————————

Женщины умъ не на мѣстѣ.1482

Вѣра всякаго хар[актера] по характе[ру].1483

Сознаніе стоитъ, событія жизни движутся.1484

————————————————————————————————————

1485Вѣдь вы дѣлаете невозможное дѣ[ло]. Хотите проповѣдовать ученіе давно отжившее и потерявшее всякій смыслъ.

Понятно что вамъ нельзя дѣлать этого въ наше время когда прямое насиліе уже не возмож[но] иначе какъ цѣлымъ рядомъ обмановъ и хитростей.

————————————————————————————————————

Эгоизмъ — сумашест[віе], сумашест[віе] — эгоизмъ.1486

————————————————————————————————————

Какъ дьяволъ обманулъ людей искавшихъ свободы.

————————————————————————————————————

Не бороться съ каждой отдѣльной волной, а плыть по нимъ держа свой ходъ.1487

————————————————————————————————————

Уксусное гнѣздо злости.1488

————————————————————————————————————

1489Познать христіанск[ую] истину это первая ступень. Вторая1490 попытка сейчасъ осуществить ее въ жиз[ни].1491

Третье: негодованіе озлобленіе, 4ое: отчаяніе, 5) попытки примиренiя, 6) все въ себѣ — передъ Богомъ не заботясь о послѣдствіяхъ.1492

————————————————————————————————————

Первое). Восторгъ познанія истины. 2). желаніе и надежда [?] осуществить ее. 3). разочарованіе во внѣшн[емъ] осуществить, надежда осуществить въ своей жиз[ни]. 4) Разочарованіе и отчаян[іе]. 5) Сдѣлка съ совѣстью разочаров[аніе].1493 6) Все для себя передъ Богомъ не заботясь о послѣдствіяхъ.1494

————————————————————————————————————

Главное различіе христіан[ъ] и революцон[еровъ]: вторые — въ виду послѣдствій, первы[е] — для себя.1495

————————————————————————————————————

Кому хочется христіанство съ патріотизмомъ (Побѣдон[осцевъ] и др.), кому съ войною, кому съ богатствомъ, кому съ похотью. И каждый по своимъ требованіямъ устраиваетъ себѣ христіанство.1496

————————————————————————————————————

Говоришь себѣ, что живешь больше для людей чѣмъ для Бога п[отому] ч[то] люди сейчасъ же оцѣнивая ваши поступки отвѣчаютъ вамъ, а Богъ молчитъ. Но Богъ молчитъ также какъ мы молчимъ когда къ намъ обращается человѣкъ неискренность к[отораго] мы чувствуемъ. Онъ молчитъ п[отому] ч[то] мы не искренно, не всей душ[ой] живемъ для Него. Когда же мы живемъ только для Него Онъ тотчасъ отвѣчаетъ намъ въ нашей душ[ѣ] тихой радостью спокойствіемъ неуязвимостью. 14 окт.

Скачать:PDFTXT

прекрати существ[ующій] порядокъ все погибнетъ. Все равно какъ сказать растаетъ рѣка и все погибнетъ. Нѣтъ пойдутъ корабли и начнется настоящая жизнь.1411 ———————————————————————————————————— [Май.] Что лучше: поставить себя въ ложное отношеніе