Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 54. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1900-1903 гг.

1902.1497

————————————————————————————————————

Сознаніе есть воспоминаніе безъ содержанія. Воспоминаніе есть сознаніе во времени.1498

Хочется жить во всю, т. е. использовать всю свою форму.1499

Ничшеанство есть только неизбѣжны[й] выводъ изъ матерьялизма к[отораго] не смѣ[ютъ] дѣлать матерьяли[сты].1500

1501Матерьялисты утвержда[я] что альтруизмъ образуется вслѣдствіе развитія общества, а что религіозныя ученія суть послѣдствія извѣстной степени развитія принимаютъ слѣдствіе за причину. Всѣ альтруистичес[кія] ученія вытекаютъ только изъ религіозны[хъ].1502

————————————————————————————————————

Какъ дьяволъ выдумалъ самое могущественное средство для уничтоженія дѣйствія христіанства, именно усвоен[іе] его дьяволомъ и извращеніе его, такъ дьяволъ деспотизма уничтожилъ свободу тѣмъ, что придумалъ процессъ достиженія ея. Процессъ же этотъ есть рабство.

————————————————————————————————————

Къ 1000 лѣтію.

1) Патріотизмъ.

2) Раздѣленіе труда.

3) Политич[еская] свобода.

4) Овладѣніе силам[и] природы — досугъ.

————————————————————————————————————

Ну а что жъ мудрец[ъ], хохочетъ. У нихъ наука ей заняты, некогда.

Да развѣ не видятъ

Хохочетъ

Вооружаются

————————————————————————————————————

Сознаніе своей отдѣльности — это первое; второе — это сознаніе того, что отдѣлено и 3-е это сознаніе того, что не отдѣлено.1503

————————————————————————————————————

Собаку Хадж[и] Му[рата].

————————————————————————————————————

Приписываютъ дьяволу то что Божь[е].

1504Богъ дышетъ нашими жизнями.1505

————————————————————————————————————

Движеніе одно секундной стрѣлки, другое мѣсяцовъ, годовъ.1506

————————————————————————————————————

Отдѣленность — сознаніе своей отдѣленности — никакъ уже не матерьяльное явленіе, а духовное. А въ немъ то вся жизнь.1507

————————————————————————————————————

22 Ноября.

Мы знаемъ, что безъ физич[ескихъ] усилій мы ничего не достигнемъ. Почему же думать, что въ области духовной можн[о] достигнуть чего либо безъ усилія.1508

————————————————————————————————————

Любовь настоящая есть только любовь къ ближнему ровная одинаковая для всѣхъ. Одинаково нужно заставить себя любить тѣхъ кот[орыхъ] мало любишь, или даже ненавидишь, и перестать слишкомъ любить тѣхъ, кот[орыхъ] слишкомъ любишь. Одна не дошла другое перешло линію. Отъ того и другаго всѣ страданія міра.1509

————————————————————————————————————

Нельзя устроить жизнь сознательн[о?].1510

Обыкновенно думаютъ, что опровергая оспаривая матерьялистовъ опровергаютъ и оспариваютъ ученую философскую теорію. Въ дѣйствительности же не оспариваешь и опровергаешь, а просто просвѣщаешь, какъ просвѣщаетъ тотъ, кто объясняетъ людямъ, что земля стоитъ не на трехъ китахъ.

Матерьялисты и наши ученые и самые грубые мужики.1511

————————————————————————————————————

Видѣлъ во снѣ что я говорю кому то: Вы мнѣ говорите про какіе то написанные людьми листочки, кот[орые] вы называете законам[и], а я говорю и слѣдую1512 закону того Всего чего я чувствую себя частью.1513

11 Дек.

————————————————————————————————————

Сдѣлали подлогъ во всѣхъ евангел[іяхъ].1514

————————————————————————————————————

1515И чѣмъ дальше они идутъ тѣмъ очевиднѣе.

————————————————————————————————————

1516Къ рѣчи дьявола науки.

15171) Ничтожность того, что они узнаютъ, 2) все большее и большее расширѣніе, какъ раскрывающійся вѣеръ того, что предстоитъ узнать, 3) все большая сложность и потому трудность познанія по мѣрѣ движенія впередъ и 4) все большая и большая неприложимость ненужность того что они узнаютъ или истинныхъ и важныхъ цѣлей жизни. Но это нисколько не смущаетъ ихъ, они продолжаютъ изслѣдовать и записывать вполнѣ увѣренные въ томъ, что то, что названо ими дѣломъ науки не можетъ быть не нужно и не важно.

Тѣмъ болѣе, что я постоянно внушаю людямъ, что открытіе науки такъ важно для нихъ, что нужно непремѣнно обезпечивать тѣхъ людей, кот[орые] занимаются ею, такъ чтобы они не были отрываемы отъ своихъ занятій заботами и работами для удовлетворенія потребностей ѣды, одежды, жилища и др. Такъ что собственно имъ дѣлать больше нечего какъ разводить эту паутину называемую ими наукой и удивлять тѣхъ, кот[орые] слушаютъ ихъ, хлопая ушами и глазами.

1518Дек. 12. 1902.

Вѣрите какъ père Didon, а не вѣрите, как Самарскій мужикъ.

————————————————————————————————————

Къ Х[аджи] М[урату]. Крѣпостное право въ разсказѣ Авдѣева и сценѣ дома. Старика на барщину, снѣгъ въ саду разметать.

————————————————————————————————————

1519Напрасно думаютъ критики, что движеніе интеллегенцiи можетъ руководить народными массами (Мелюковъ). Еще болѣе напрасно думалъ бы писатель сознательно руководить массами своими сочиненіями. Пусть только каждый приводитъ свое сознаніе въ наибольшую ясность и соотвѣтствіе съ требованіями этого сознанія.1520

1521Если на вопросъ: можете ли вы играть на скрипкѣ, вы отвѣчаете «не знаю, я еще не пробовалъ», то мы сейчасъ же понимаемъ, что это шутка. Но когда на такой же вопросъ: «можете ли вы писать сочиненія», мы отвѣчаемъ: «можетъ быть и могу, я не пробовалъ», мы не только не принимаемъ это за шутку, но постоянно видимъ людей поступающихъ на основаніи этого соображенія. Доказываетъ это только то, что всякій можетъ судить о безобразіи безсмысленныхъ звуковъ неучившагося скрипача (найдутся такіе дикіе люди, которые найдутъ и эту музыку прекрасной), но что нужно тонкое чутье и умственное развитіе для того, чтобы различать между наборомъ словъ и фразъ, и истиннымъ словеснымъ произведеніемъ искусства.1522

3) Вся первая половина XIX вѣка полна попытокъ разрушить насильственной революціей деспотическій государственный строй.

Всѣ попытки кончились реакціей и власть правящихъ классовъ только усилилась. Очевидно революція не можетъ теперь одолѣть государственную власть. Остается одно: такое измѣненіе міровоззрѣнія народа, при которомъ онъ пересталъ бы служить насиліямъ правительствъ. Такое измѣненіе можетъ произвести только религія и именно христіанская. Религія же эта такъ извращена, что ея все равно что нѣтъ. И что хуже всего это то, что мѣсто ея занято.

1523И потому не только главное, но единственное средство въ наше время служить человѣчеству состоитъ въ разрушеніи извращеннаго христіанства и установленіи истинной христіанской религіи. То самое, что всѣми считается самымъ ничтожнымъ дѣломъ и чего не только никто не дѣлаетъ, но самые бойкіе, квази-ученые люди заняты обратнымъ: еще большимъ запутываніемъ и затемнѣніемъ извращеннаго христіанства.1524

————

ПРИЛОЖЕНИЯ К ЗАПИСНОЙ КНИЖКЕ 1902 ГОДА.1525

I. Газетная вырезка из «Русских Ведомостей» — 1901, № 306.

— В Оксерре, главном городе деп. Yonne, разбирался 31-го октября перед судом присяжных интересный процесс местной газеты Piou-Piou, против которой было возбуждено преследование за оскорбление армии.

В роли главного обвиняемого фигурировал Гервэ, преподаватель истории в лицее Санса. Гервэ поместил в названной газете несколько статей, в которых, указывая новобранцам на ряд зол, существующих в армии и особенно в казармах, он приходил к заключению, что постоянная армия составляет опасность для общественной морали и международного мира. По распоряжению министра народного просвещения Гервэ был отрешен временно от занимаемой им должности, а по предложению военного министра привлечен сверх того к суду вместе с издателем газеты, владельцем типографии и еще одним сотрудником. На суде было допрошено несколько товарищей Гервэ по профессии, заявивших о полной своей солидарности с его воззрениями. Особенно сильное впечатление произвело показание одного военного врача запаса, который охарактеризовал казарму как очаг нравственного растления и заявил, что многие офицеры разделяют взгляды Гервэ. Прокурор требовал строгого наказания для подсудимых. Гервэ произнес длинную защитительную речь, которую закончил уверением, что не прекратит борьбы с милитаризмом, пока агрессивная постоянная армия не будет заменена оборонительною милицией. В совещательной комнате голоса присяжных разделились поровну (6 против 6-ти), и все обвиняемые были поэтому оправданы.

Р. В., 901, № 306.

II. Газетная вырезка из «Нового Времени», 1902, 16 октября.

В № 17 «Тульских Епарх. Вед.» от 1-го сентября 1902 г., по поводу фокусов Роберта Ленца и мистрисс Элеоноры, напечатано следующее:

«С дозволения нижегородского преосвященного Назария, пожелавшего узнать степень вредности представлений фокусника Р. Ленца, я принял на себя труд присутствовать 12-го мая на представлении его в Николаевском театре. Я несомненно убежден, что без содействия нечистой силы (злых духов) Роберт Ленц не обходится. Это видно («Нет ничего тайного, что бы не сделалось явным», очевидным) из того, что на своих крикливых афишах, уснащенных самым бесцеремонным самохвальством, Р. Ленц совершенно откровенно изобразил около себя чорта со всеми его аксессуарами: когтями, хвостом, рожками, во всей его черноте. Бес на афише изображен в подобострастном положении, пресмыкающимся у ног Ленца и благоговейно взирающим на величественную фигуру Ленца. Вся фигура Ленца на афише запечатлена «житейскою гордостью» и надменностью, а на гордых людей злые духи готовы смотреть, как на своих господ, или лучше сказать, показывают вид (дьявол, ведь «отец лжи» и всякого притворства), что смотрят как на господ, ибо на самом деле гордые люди — жалкие рабы духов нечистых. Самая следов[ательно] афиша Ленца и тон этой афиши (тон самохвальства и самовозвеличиванья) говорит ясно, что он фокусничает с помощью силы нечистой, с помощью злых духов. В самом деле, зачем бы на афише изображать чорта во всем его безобразии, если бы Ленц не был с ним в интимнейшем общении.

Какими средствами вступает Ленц в общение с диаволом и бесами, я не знаю, но утверждаю, что фокусы свои он производит с помощью бесов»

И так далее, все в этом роде.

————

IV.

[КАЛЕНДАРНЫЙ БЛОК-НОТ]

ЗАПИСИ С ЯНВАРЯ ПО АПРЕЛЬ 1902 г.

ЯНВАРЬ 1902 JANUAR.1526

Вторникъ 1/14 Dienstag.

Записано въ той книжкѣ. Пишу письмо.

Среда 2/15 Mittwoch.

Заболѣлъ.

Четвергъ 3/16 Donnerstag.

Болѣю.

Пятница 4/17 Freitag.

Ночь нe спалъ. Былъ Тихоновъ. Чую близость смерти et semper bene.1527

Суббота 5/18 Sonnabend.

Все нездоровъ. Ниче[го] не писалъ.

Письма писать надо 1) Русанову съ портр[етомъ]. 2) Отвѣтъ Шведски[мъ] художникамъ. 3) Отвѣтъ господин[у] о многоженствѣ. 4) . 5) <Веригин[у]>. 6) Шопову. 7) <Веселовск[ому]>. 8) Граубергер[у].

Воскресенье 6/19 Sonntag.

Спалъ хорошо. Лучше. Ужасная буря. Не всталъ съ постели. Написалъ письмо Н[иколаю] М[ихайловичу].

Понедѣльникъ 7/20 Montag.

Ночь спалъ мало. Руки болѣли. Письмо отъ Бул[анже]. Бертенсонъ хочетъ пріѣхать. Приходилъ Горькій. Поправилъ письмо.

Читалъ Штерина. Нача[лъ] строгій режимъ пищи. Отказался отъ лекарств[ъ].

Вторникъ 8/21 Dienstag.

Вчера писалъ письмо. Письмо отъ Моода. Спалъ хорошо. Всталъ въ 9.

Вечеромъ нехорошо жаръ. — Печень болитъ. —

Ночь дурная.

Среда 9/22 Mittwoch.

Проснулся рано. Никого не могъ дозвони[ться], самъ всталъ. И къ стыд[у] недоволенъ. А над[о], чт[о]бы все отлично.

Четвергъ 10/23 Donnerstag.

Спалъ лучше. Все слабость и боль желудка. Работалъ надъ письмомъ. Хорошо, ложась спать, мириться со всѣми. Письмо отъ Русанова. Вечеромъ слабость сердца.

Пятница 11/24 Freitag.

Спалъ мало. Боли въ рука[хъ] и ногахъ. Желудокъ все не исправенъ. Кажется кончилъ письмо. Письма отъ Буланже и Черткова. С[оня] уѣхала въ Ялту. Думалъ ночью объ сознаніи Я и еще о чемъ то важ[номъ]; забылъ.

Суббота 12/25 Sonnabend.

Спалъ недурно. Пересмотрѣлъ Х[аджи] М[урата], потомъ поправилъ письмо. Ходилъ гулять. Письма неинтересныя. Болятъ руки, ноги, но въ общ[емъ] недур[но].

Воскресенье 13/26 Sonntag.

Всю ночь не спалъ, жаръ. Получилъ телеграмму отъ Н[иколая] М[ихайловича], согласенъ. Кон[чилъ] письмо. Переписыв[алъ] письмо. Къ 8 часамъ начались перебои и сейчасъ 10 часов[ъ] — нехорошо. Былъ Горькій. Странный разсказъ Андреева.

Понедѣльникъ 14/27 Montag.

Спалъ хорошо. Вышелъ утромъ погулять. Вчера 2 раза принималъ строфантъ.

Ночь не спалъ. Боль въ боку. Перебои, упадокъ силъ.

Вторникъ 15/28 Dienstag.

Проснулся съ той же боль[ю]. Весь день болѣлъ, къ вечеру 38°. Принималъ строфантъ. Кончилъ письмо. Былъ Альт[шуллеръ].

Среда 16/29 Mittwoch.

Проснулся въ 10мъ. Спалъ съ 3. Жару нѣтъ, силь[ная] слабость. Принялъ хининъ. 36°.

Слабъ очень. Письмо кончилъ и послалъ.

Четвергъ 17/30 Donnerstag.

Всю ночь не спалъ отъ боли въ лѣвомъ боку. Жара нѣтъ, принималъ строфантъ. Былъ Чеховъ и Альт[шуллеръ]. Ѣдутъ Берт[енсонъ] и Щур[овскій]. Весь день болѣлъ бо[къ] и слабос[ть].

Пятница 18/31 Freitag.

Спалъ хорошо. Жару не было. Боль та же. Написалъ письма Шведамъ, Весел[овскому], Веригину, Русан[ову], St. John’у. Здоровье порядочно, но угрожа[етъ].

Суббота 19/1 Sonnabend.

Очень дурно спалъ. Боль въ лѣвомъ боку и во всемъ поясѣ. Цѣлый день плохо. Ничего не работалъ.

Воскресенье 20/2

Скачать:PDFTXT

1902.1497 ———————————————————————————————————— Сознаніе есть воспоминаніе безъ содержанія. Воспоминаніе есть сознаніе во времени.1498 Хочется жить во всю, т. е. использовать всю свою форму.1499 Ничшеанство есть только неизбѣжны[й] выводъ изъ матерьялизма к[отораго]