Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 54. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1900-1903 гг.

и пульсъ лучше.

Пріѣхали Буланже и Дунаевъ.

Морозъ гораздо легче.

Декабрь 12/25 Четвергъ

Температура нормальна, пульсъ все время плохой. Днемъ спалъ часа два. Боли подъ ложечкой, мучатъ газы. Боль въ правомъ боку, горячій пузырь, легче. Диктовалъ. Вечеромъ обильное дѣйствіе желудка послѣ клизмы. Овсянка. До 4 1/2 час. утра не спалъ.

Пріѣхали Накашидзе, Илья и Маклаковъ. Уѣхали Горбуновъ, Накашидзе и Дунаевъ. Вечеромъ пріѣхалъ Андрей съ Ольгой.

Похоже на оттепель. Ночью буря.

Декабрь 13/26 Пятница

Все утро при хорошемъ пульсѣ спалъ, а просыпаясь пилъ кофе съ молокомъ (10 1/2 ч. утра), 1 1/2 ст[акана] овсянки (1 ч. дня). Явился аппетитъ и днемъ съѣлъ даже два желтка. Газы мучили. Вечеромъ довольно хорошее дѣйствіе клизмы.

Послѣ обѣда прослушалъ нѣсколько главъ Кропоткина, а передъ этимъ диктовалъ въ записную книжку. Появилось письмо въ газетахъ не печатать свѣдѣній о болѣзни, досадно переврано.

Пріѣхали Коншинъ и Гиляровскій. Сильная мятель и 0°.

Декабрь 14/27 Суббота1551

Ветеръ затихъ. Ночь спалъ дурно. Утромъ хуже, слабость. Пульсъ 78. Ночью записалъ пункты для біографіи.

Декабрь 15/28 Воскресенье

Погода теплая, тихо. Здоровье лучше, боли въ груди при ѣдѣ. Пульсъ и темпер[атура] нормальны.

Дунаевъ. Марья Алекс[андровна] и Абрикосовъ.

Декабрь 16/29 Понедѣльникъ

Вѣтеръ, оттепель. Ночь дурно спалъ: боли въ животѣ. Вносилъ въ «къ духовенству» продиктованныя въ дни болѣзни вставки.

Декабрь 17/30 Вторникъ

Оттепель. Слабость. Вечеромъ температура 37,5.

Декабрь 18/31 Среда

Оттепель. Проглядывало солнце. Ночь дурно спалъ. Слабость большая.

Декабрь 19/1 Четвергъ

Оттепель. Слабость. Температура поднималась вчера 37,5. Сидѣлъ на креслѣ.

С[офья] А[ндреевна] уѣхала въ Москву.

Письмо отъ Черткова. Отвѣтилъ ему.

Декабрь 20/2 Пятница

Оттепель. Перешелъ на диванъ въ кабинетъ. Поправлялъ легенду. Читалъ Акты, матеріалы для Хаджи Мурата. Написалъ Стасову и Накашидзе о матерьялахъ. Слабъ.

Декабрь 21/3 Суббота

Очень слабъ. Всталъ, читалъ газеты. На нѣсколько минутъ ослѣпъ на одинъ глазъ. Легъ въ 1 часъ и остальное время дня провелъ въ постели. Опять вносилъ поправки въ «Возстановленіе ада». Болѣли челюсти.

Погода тихая, 2 град, мороза.

Написалъ (продиктовалъ) письма: Танѣ, Русанову, Англичанину Walsh’y.

Декабрь 22/4 Воскресенье

Пріѣхала С[офья] А[ндреевна], маленькій Миша Сух[отинъ]. Идетъ тихій снѣгъ. Не вставалъ. Все слабость. Опять поправлялъ главу о наукѣ въ «Возстан[овленіи] ада».

Декабрь 23/5 Понедѣльникъ

Вѣтеръ. Подморозило. Спалъ лучше, утромъ болѣлъ животъ.

Написалъ (продиктовалъ) письмо Семенову. Поправлялъ главу о наукѣ. Былъ Новиковъ.

Декабрь 24/6 Вторникъ

Тихая, прелестная погода, 2° мороза. Спалъ недурно. День провелъ тяжело. Абрикосовъ былъ. Тоска, и печень болитъ.

Декабрь 25/7 Среда

Спалъ до 5-ти; съ 5-ти ч. боли въ печени. Получилъ письмо отъ сына Карганова, продиктовалъ отвѣтъ. По поводу Хад[жи] Мур[ата]. Съ 12-ти начались перебои, сердце очень было плохо весь день. Прыскали камфору, давали возбуждающія.

7° мороза, тихо, иней. Письмо отъ А[ндріана] Новикова. Дунаевъ, Андрюша.

Къ вечеру сердце справилось.

Декабрь 26/8 Четвергъ

Лучше. Общее состояніе спокойное. Сердце хорошо.

Мятель мягкая.

Декабрь 27/9 Пятница

Сильныя боли въ печени. Сердце опять плохо. Душевное состояніе хорошо. Оттепель.

Декабрь 28/10 Суббота

Слабость. Спалъ плохо. Пульсъ не хорошъ. Ночью съ 28 на 29 жаръ.

Декабрь 29/11 Воскресенье

Очень слабъ. Пульсъ не хорошъ. Пріѣхалъ Буланже.

Ночью вспрыскивали морфій, дурно спалъ.

[Декабрь 30/12 Понедѣльникъ]

1552Днемъ лучше, вставалъ. Къ вечеру опять сердце нехорошо. Дѣйствовалъ желудокъ самостоятельно.

1903

Январь 1/14 Среда

Пріѣхали Англичане, спириты. Морозъ, тихо. Не спалъ ночь. Утромъ спрыснули морфій. Принималъ хину.

Январь 2/15 Четвергъ

Сильный морозъ. День провелъ хорошо, хотя большая слабость.

Январь 3/16 Пятница

Низкая температ[ура]. Хининъ. Слабость.

Январь 4/17 Суббота

Темп. очень низкая. Слабъ. Читалъ изрѣченія для календаря.

Диктовалъ Дорѣ письмо.

Погода тихая 7° мороза.

Сережа уѣхалъ. Мама и Саша ѣздили въ концертъ въ Тулу.

Январь 5/18 Воскресенье

Вставалъ, сидѣлъ въ кабинетѣ. Диктовалъ въ дневникѣ. Выбиралъ изрѣченія для календаря.

1-й разъ вспрыскивали мышьякъ.

3° мороза. Тихо.

Январь 6/191553 Понедѣльникъ

Спалъ очень плохо до 5-ти. Сильно зябъ. Послѣ 5-ти спалъ. Пріѣхалъ Буланже.

————

VI.

ЗАПИСНАЯ КНИЖКА 1903—1905 гг.

ЗАПИСИ

ЗА ЯНВАРЬ И ФЕВРАЛЬ 1903 г.

15542 Янв. 1903 годъ. Ясная Поляна.

1) Главное различіе людей въ различіи ихъ идеаловъ: въ томъ, чѣмъ они хотятъ быть. Говорить человѣку съ идеаломъ порядочнаго, комильфотнаго буржуа о требованіяхъ христіанства все равно, что1555 говорить о красотѣ музыки глухому: онъ не понимаетъ зачѣмъ… и ему кажется или притворствомъ, или сумасшествіемъ, или еще умышленной обидой ему. Только тотъ, кто прожилъ низшимъ идеаломъ и живетъ высшимъ, т. е. знаетъ ту страшную разницу оцѣнки всего, — смотря по идеалу можетъ понять эту страшную разницу. Какой я былъ хорошій1556 русскій землевладѣлецъ, супругъ, отецъ, писатель, когда я смотрѣлъ на себя съ точки зрѣнія буржуазнаго идеала, — и какой я гнусный1557мерзавецъ, когда я взглянулъ на ту же жизнь съ точки зрѣнія христіанскаго идеала. Лежу теперь больной и все новыя и новыя мерзости моей жизни выступаютъ изъ сумрака забвенія. Удивляешься, какъ могъ въ одну жизнь надѣлать столько сквернаго.1558

2) Жизнь есть сознаніе своей отдѣленности отъ Всего. Предѣлы этой отдѣленности представляются намъ тѣломъ (матерьей),1559 сознаваемымъ собою, и тѣлами внѣ себя. Сознаніе отдѣленности вытекаетъ изъ стремленія отдѣленной части соединиться, вступить въ наибольшее общеніе со Всѣмъ (Дыханіе, питаніе, половое общеніе). И стремленіе это представляется намъ, мы познаемъ въ движеніи: движеніе въ отдѣленной части и внѣ ее. Не будь стремленія соединенія отдѣленной части со Всѣмъ, не было бы движенія, а не было бы движенія, не было бы сознанія жизни.1560

Остроградскій и его лакей.

Если бы человѣкъ б[ылъ] одинъ, то времени бы не было; было бы только одно сознаніе непрерывное. Въ этой жизн[и] ни сонъ, ни обморокъ не прерывали бы сознанія.

Если я знаю, что я спалъ столько то времени или былъ въ обморокѣ, то только п[отому] ч[то] мой сонъ или обморокъ отразился въ сознаніи друг[ихъ] людей.

156114 Февр. 1903.

15 Февр.

Жизнь есть сознаніе заключеннаго въ измѣняющіеся предѣлы духовнаго существа.

Предѣлы — матерія. Измѣненіе — движеніе. Отношеніе предѣл[овъ] — пространство. Отнош[еніе] движенія — время.1562

————

VII.

[ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАПИСИ МЫСЛЕЙ 1901—1903 гг.]

ИЮНЬ 1901 г.

Время есть то, что ограничиваетъ меня, отдѣляя меня отъ различныхъ формъ жизни, въ которыхъ я былъ или буду.

Пространство же есть то, что ограничиваетъ меня отдѣляя отъ другихъ существъ. Измѣненіе формъ представляется мнѣ движеніемъ, различіе же меня отъ другихъ существъ представляется мнѣ матеріей.1563

Самая умная собака, если визжитъ, не можетъ перестать визжать. Она не понимаетъ, но не можетъ перестать визжать.1564

Время только въ этой формѣ жизни, поэтому при переходѣ въ иную форму жизни не можетъ быть вопроса о времени и слова: будущее и прошедшее — не имѣютъ смысла. Въ этой жизни вспоминаешь не данныя прошедшей жизни, а данныя другой формы жизни. Жизнь всегда, вся одна, только въ каждой формѣ она кажется отдѣльной. Какъ хороша болѣзнь, все разрѣшается, что казалось неразрѣшимымъ.1565

30-го іюня (1901).

Я совершенно основательно боялся уничтоженія въ смерть, когда во мнѣ не было истинной жизни (въ молодости); теперь, имѣя эту жизнь, не могу себѣ представить уничтоженія. Мнѣ удивительно хорошо.1566

30-го іюня (1901).

НОЯБРЬ И ДЕКАБРЬ 1902 Г.

Линіи — это жизнь матерьяльная, идущая все усиливаясь, потомъ она идетъ ровно, потомъ къ старости спускается. Точки — это духовная жизнь.

Духовен[ству].1567

10 Декабря 1902. Если вы не можете вѣрить Богу, который открывается вамъ и въ вашей душѣ и въ мірѣ, то какимъ же вы можете вѣрить чудесамъ и чудесникамъ?

Къ Хад[жи] Мур[ату].

Вся жизнь его, отъ того страшнаго часа, когда люди присягали ему, и до того часа, когда онъ лежалъ съ отпускомъ грѣховъ по голову, — была сплошнымъ неперестающимъ рядомъ прегрѣшеній.

13 Дек. Какъ то прочитано1568 мною въ книгѣ Revue des deux Mondes предисловіе père Didon къ его Vie de Jésus1569 я читалъ, что онъ заявляетъ то что «вѣритъ» не какъ либо иносказательно, а прямо безъ объясненій, что Христосъ вознесшійся на небо, сѣлъ одесную отца. P[ère] Didon говоритъ что вѣритъ въ то, что Христосъ вознесся и сидитъ одесную отца и я не имѣю право прямо отрицать его утвержденіе.

Самарскій же хорошо нравственно живущій мужикъ, какъ мнѣ разсказывалъ его духовникъ, на вопросъ о томъ вѣритъ ли онъ въ Бога, прямо и рѣшительно отвѣчалъ: нѣтъ не вѣрю. Когда же удивленный священникъ спросилъ: какъ и почему онъ думаетъ, что не вѣритъ въ Бога, мужикъ отвѣчалъ: развѣ я сталъ бы такъ жить, какъ теперь, если бы вѣрилъ въ Бога: и изругаешься, и нищему пожалѣешь, и завидуешь и объѣдаешься, опиваешься, — развѣ такъ сталъ бы дѣлать, если бы вѣрилъ въ Бога?

Но когда самарскій мужикъ говоритъ, что онъ грѣшенъ въ томъ, что не вѣритъ въ Бога, пот[ому] что не исполняетъ его велѣнія, я вижу, что P[ère] D[idon] вѣритъ только, что надо говорить, что онъ вѣритъ въ то, во что не вѣритъ. Самъ же мужикъ хотя и говоритъ, что не вѣритъ Богу, истинно вѣритъ въ него и въ томъ самомъ смыслѣ, который составляетъ истинную вѣру.

25 Дек. 1902.

Мой діагнозъ вѣрный. Просто Богъ по душу посылаетъ. Разъ прислалъ ангела, а онъ меня оставилъ, не успѣлъ, другія дѣла были, — а теперь его опять Богъ послалъ. Да онъ и такъ заболтался, пора.

Никитинъ говоритъ: зачѣмъ такъ мрачно?

Какое же мрачно, напротивъ чудесно, очень хорошо, и не то что «вотъ видите какъ хорошо», когда двѣ семерки, а правда хорошо.

Напротивъ — провѣрить принятыя вами за истину вѣрованія по принятымъ вами и всѣми за несомнѣнныя знаніямъ и по требованіямъ простого здраваго смысла.

Къ Дух[овенству], къ Х[-ой гл.].

И не говорите, что вы не можете взять на себя ответственность за лишеніе людей тѣснаго единенія съ большимъ или малымъ числомъ вашихъ единовѣрцевъ.

Это неправдиво. Внушая имъ свою исключительную вѣру, вы дѣлаете именно то, чего не хотите дѣлать: лишаете людей единенія со всѣмъ человѣчествомъ, заключаете ихъ въ узкія рамки своего одного исповѣданія, невольно и неизбѣжно ставя ихъ этимъ если не во враждебное, то во всякомъ случаѣ въ отчужденное положеніе по отношеніи ко всѣмъ другимъ людямъ.

Къ Хад[жи] Мур[ату].

Вся жизнь его, отъ того страшнаго часа, когда люди присягали ему и до того часа, когда онъ лежалъ съ отпускомъ грѣховъ по голову — была сплошнымъ неперестающимъ рядомъ прегрѣшеній.

Le but de notre existence n’est pas en elle même. Il est au delá.

Notre vie est une mission dont nous pouvons connaître les devoirs mais point le but.

La raison et l’amour nous ont été donnés pour remplir notre devoir celui de nous rendre meilleurs et nous les employons á chercher notre bonheur personnel; nous employons la hache á raboter la manche.

Nous ne pouvons pas comprendre le but de notre existence. Le but de notre existence nous sera toujours inconnu. Il est au delá de cette vie. Mais les devoirs de cette vie le sont. Notre vie1570 est une mission dont nous connaissons les devoirs mais pas le contenu.1571

Думалъ обо всѣхъ этихъ писателяхъ: Андреевѣ, Скитальцѣ и т. п. почему они имѣютъ успѣхъ и пишутъ.

Знаете шутку, если спросить у кого нибудь: играете ли вы на скрипкѣ. И отвѣтъ: не знаю, я никогда не пробовалъ. Это шутка, и мы смѣемся. А если спросить: вы пишете?

Скачать:PDFTXT

и пульсъ лучше. Пріѣхали Буланже и Дунаевъ. Морозъ гораздо легче. Декабрь 12/25 Четвергъ Температура нормальна, пульсъ все время плохой. Днемъ спалъ часа два. Боли подъ ложечкой, мучатъ газы. Боль въ