Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 54. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1900-1903 гг.

тт. 47 и 51, по указателю.

11 февраля. Стр. 89—90.

216. 8920. Вчера б[ыл] Янжул. — Иван Иванович Янжул (1846—1914), известный экономист, с 1895 года академик. Об его встречах и знакомстве с Толстым см. томы 49—52, по указателю. В связи с беседой 10 февраля 1901 г. см. статью И. И. Янжула «Страх смерти (разговор с гр. Л. Н. Толстым)», Спб. 1910 (оттиск из «Русской старины», 1910, № 12, стр. XV—XVI). См. еще «Воспоминания И. И. Янжула о пережитом и виденном в 1864—1909 гг.», вып. II, Спб. 1911, стр. 7—22.

217. 905. Читал речь на сельскохоз[яйственном] съезде. — 5 февраля 1901 года, в Москве, в заседании Комитета земледелия Московского общества сельского хозяйства, магистр политической экономии и философ Сергей Николаевич Булгаков (р. 1871), в то время еще бывший марксистом, прочел доклад на тему «Интересы народного хозяйства в Германии и России в русско-германских торговых договорах». Сообщение об этом заседании было, между прочим, напечатано в «Русских ведомостях» (1901, № 37 от 6 февраля). — О личных встречах Толстого с С. Н. Булгаковым см. А. Б. Гольденвейзер, «Вблизи Толстого» т. I, М. 1922, стр. 7—8, и т. 73, письмо Толстого к М. Л. Оболенской от 13 июня 1902 г.

19 марта. Стр. 90—93.

218. 9019-20. ничего не писал, кроме обращения к Ц[арю] и его пом[ощникам]. — В обращении этом «Царю и его помощникам» (дата: 15 марта 1901) Толстой указывал истинные причины происходившего в то время общественного движения и те минимальные реформы, которые необходимы для успокоения общества. Обращение впервые напечатано в «Листках Свободного слова» (№ 20, 1901). Еще см. в сборнике «Лев Толстой и русские цари» (1862—1905), под ред. В. Г. Черткова (изд. книгоизд. «Свобода» и «Единение», М. 1918). — О минимальных реформах, которые Толстой считал необходимыми, см. прим. 223. Кроме того, см. выше: Записную книжку 1900—1901 гг. — стр. 228, 232 и, главное, 237—238. И еще см. т. 34.

219. 9021. в Х[аджи] М[урате] — Работа над повестью «Хаджи Мурат» шла с перерывами с 1896 по 1904 г. Впервые напечатана в «Посмертных художественных произведениях», т. III, изд. А. Л. Толстой, М. 1912. См. тт. 35 и 53, Дневник от 19 июня 1896 г. и комментарий к нему.

220. 9023. странное отлучение от церкви — Во всех газетах и во многих журналах того времени было напечатано «Определение Святейшего синода от 20—22 февраля 1901 г., № 557, с посланием верным чадам Православныя Грекороссийския Церкви о графе Льве Толстом». Инициатива издания этого акта исходила от митрополита с.-петербургского и ладожского Антония (1846—1912). Текст же послания был написан самим обер-прокурором Синода К. П. Победоносцевым, а затем отредактирован митрополитом Антонием и другими членами синода. Подписали послание: Антоний, Феогност — митрополит киевский и галицкий, Владимир — митрополит московский и коломенский, Иероним — архиепископ холмский и варшавский, Иаков — епископ кишиневский и хотинский, Маркелл — епископ, и Борис — епископ ямбургский. — Послание было впервые опубликовано в синодальном оффициозе «Церковные ведомости при Святейшем правительствующем синоде» (1901, 24 февраля, № 8), а на другой день появилось и в общей печати (в Петербурге — «Новое время», 1901, 25 февраля, № 8979; в Москве — «Русские ведомости», 1901, 25 февраля, № 55 и в др. газетах). Еще см. «Церковный вестник», 1901, 1 марта, № 9; «Миссионерское обозрение», 1901, № 3; «Толстой. Памятники творчества и жизни», сб. 3, ред. В. И. Срезневского, М. 1923, стр. 138—141. — В день опубликования послания Главное управление по делам печати разослало циркуляр о воспрещении печатания «статей и сведений, имеющих отношение к постановлению св. синода от 20—22 февраля» (циркуляр от 24 февраля за № 1576).

Мысль об отлучении Толстого от православной церкви возникала в церковном мире неоднократно и задолго до принятия Синодом «определения». Указание на это имеется в написанном еще в 1888 г. письме архиепископа Никанора к Н. Я. Гроту (см. сборн. «Николай Яковлевич Грот». Спб. 1911, стр. 330). О необходимости отлучить Толстого Победоносцев писал С. А. Рачинскому еще в 1896 году (Рукописное отделение Государственной Публичной библиотеки имени Салтыкова-Щедрина в Ленинграде). О подготовке синодального акта ценные сведения даны в воспоминаниях близкого свидетеля этого дела, редактора «Миссионерского обозрения» В. М. Скворцова «К истории отлучения Л. Н. Толстого» — газ. «Колокол» 1915, № 2850 от 10 ноября. Небольшие цитаты из них — в газете «Современное слово» 1915, № 2812 от 11 ноября.

Обширный материал в связи с синодальным актом содержится в книге: «По поводу отпадения от православной церкви графа Л. Н. Толстого». Сборник статей «Миссионерского обозрения», изд. В. М. Скворцова (2-е, дополн. Спб. 1904) и в книге М. Б. «Антоний, митрополит с.-петербургский и ладожский», изд. «О-ва распростр. религиозно-нравственного просвещения в духе правосл. церкви» (П. 1915, главы XXIII и XXIV).

Хотя «определение» Синода о Толстом с формальной стороны не было тем, что на каноническом языке называется отлучением от церкви, Толстой называет его в Дневнике отлучением, так как всеми оно было понято именно, как отлучение. Основанием же к такому истолкованию этого послания Синода послужили имеющиеся в нем слова: «Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею».

Об отношении Толстого к факту опубликования синодального послания см. «Ответ на определение Синода от 20—22 февраля и на полученные мною по этому случаю письма» (см. прим. 235); т. 73, письмо в редакции газет с выражением благодарности за выражения сочувствия, 1901, середина марта (2 редакции); «Листки Свободного слова», № 23, 1901, стр. 14—15; М. О. Гершензон, «Письма к брату», изд. М. и С. Сабашниковых, М. 1927, стр. 157; В. Розанов, «Л. Н. Толстой и русская церковь», Спб. 1912, стр. 7 (со слов С. А. Толстой).

221. 9023-24. и вызванные им выражения сочувств[ия], — Выражения сочувствия проявлялись не только в получавшихся со всех концов России и из разных стран адресах, письмах, телеграммах, депутациях, цветах, но и в шумных овациях, устраивавшихся Толстому многолюдными толпами на улицах Москвы, в публичных демонстрациях в Петербурге и других городах, а также в разного рода заявлениях в Синод, в том числе с просьбою об отлучении. Такие заявления направлялись в Синод разными лицами, как из числа единомышленников Толстого, так и со стороны отдельных представителей русской внерелигиозной интеллигенции. См. об этом «Листки Свободного слова», под ред. В. Черткова, № 23, «За свободу совести и слова. Из современной жизни в России», изд. «Свободное слово», Christchurch, 1901, стр. 4—8, 12—23. — Из заявлений отдельных лиц особенно замечательны по смелости и яркости: И. К. Дитерихса (Победоносцеву, см. «Листки Своб. слова», № 23), Нестора Вознесенского (митрополиту Антонию, см. там же и в настоящем томе, прим. 611), «почетного гражданина из бывших духовных» Иеронима Преображенского (харьковскому архиепископу Амвросию, см. журн. «Вера и Разум», 1901, № 4, апрель) и крестьян с. Богоявленского, Рязанской губ., Добрынина, Правдина и Скворцова (митроп. Антонию; см. в дневнике А. В. Богданович «Три последних самодержца», изд. Л. Д. Френкель, П. 1923, стр. 265). — Из адресов выделяются приветствия от рабочих Прохоровской мануфактуры, от группы политических ссыльных из Архангельска, от фабричных рабочих из г. Коврова, и многие другие. В письмах к В. Г. Черткову (см. т. 88) Толстой отметил еще «очень хорошие адресы от испанских журналистов» (4 апреля 1901) и огромное количество писем, «преимущественно из-за границы и от наших сектантов» (21 мая 1901). Еще см. статью «Отражение в русском обществе отлучения Л. Н. Толстого от церкви (По сведениям департамента полиции)», со вступительной заметкой В. И. Срезневского — «Толстой. Памятники творчества и жизни», сборн. 3, ред. В. И. Срезневского, М. 1923; а также Б, IV, стр. 22—32.

Несомненно, что Синод своим актом могущественнейшим образом содействовал широчайшему распространению той самой популярности Толстого, рост которой имелось в виду приостановить. Следствием этого акта, помимо выражения сочувствия Толстому со стороны многих тысяч людей, безусловно было привлечение внимания широких читательских масс ко всему, что вышло или вновь выходило из-под пера Толстого.

В ответ на выражение сочувствия по поводу отлучения Толстой напечатал в газете следующее письмо: «Г. редактор. Не имея возможности лично поблагодарить всех тех лиц, от сановников до простых рабочих, выразивших мне как лично, так и по почте и по телеграфу свое сочувствие по поводу постановления св. Синода от 20—22 февраля, покорнейше прошу вашу уважаемую газету поблагодарить всех этих лиц, причем сочувствие, высказанное мне, я приписываю не столько значению своей деятельности, сколько остроумию и благовременности постановления св. Синода». См. т. 73.

222. 9024-26. и тут же студенч[еские] истории….. заставившие меня написать — Принявшие крупные размеры студенческие волнения 1900—1901 годов были вызваны применением к студентам «Временных высочайше утвержденных правил 29 июля 1899 года», на основании которых около 200 студентов Киевского и Петербургского университетов, принимавших участие в студенческом движении, были отданы в солдаты. См. об этом оффициальное сообщение «От министерства народного просвещения» в газете «С.-Петербургские ведомости», 1901, № 10 от 11 января (перепечатка из «Правительственного вестника»), в журнале «Свободная мысль» (Женева), 1901, № 12, и в «Листках Свободного слова», №№ 19 и 21 (1901). — В письме к В. Г. Черткову от 7 марта 1901 г. Толстой сообщал: «Самое замечательное в этом движении то, что народ на стороне студентов, или скорее на стороне выражения неудовольствия. Ко мне ходят рабочие и пишут мне, также и студенты, и я говорю всем одно: для блага людей нужно прежде всего их единение между собой, и потому чем больше общения, взаимного сочувствия, тем лучше. Но надо соединяться не во имя вражды, а во имя взаимной любви; если же это единение кажется опасным и вредным некоторым людям, то тем хуже для них. Мы и их призываем к тому же общению». См. т. 88.

223. 9027. программу. — Небольшая статья под заглавием «Чего желает прежде всего большинство людей русского народа». В этой статье Толстой формулировал желания большинства русского народа в четырех пунктах: 1) уничтожение всех особенных законов для крестьянского населения; 2) уничтожение правил об усиленной охране; 3) свобода образования и воспитания, и 4) уничтожение всех законов, стесняющих людей в исповедании их веры. Статья осталась неоконченной, хотя Толстой и делал попытки обработать ее. Работа над ней частично отразилась в написанном Толстым в те же дни обращении «Царю и его помощникам» (см. прим. 218), а также в начатом тогда же «Обращении русского рабочего

Скачать:PDFTXT

тт. 47 и 51, по указателю. 11 февраля. Стр. 89—90. 216. 8920. Вчера б[ыл] Янжул. — Иван Иванович Янжул (1846—1914), известный экономист, с 1895 года академик. Об его встречах и