Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 54. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1900-1903 гг.

народа к начальству» (прим. 256). Упоминаемый Толстым набросок, датированный 16 марта 1901 г., впервые напечатан в. Б, IV, стр. 25. — В письме к Чертковым от 21 мая 1901 г. Толстой писал: «Программу эту и вообще не стоит печатать по ее ничтожности и потому, что я начал обрабатывать ее и из нее очень может вытти полезная вещь, если Бог велит». К статье этой вероятно относятся записи Толстого в печатаемой выше Записной книжке, стр. 228, 232 и 237. См. еще т. 34.

224. 9028-29. Еще не посылал. Как будет готово, пошлю. — См. прим. 219 и 232.

225. 9032—915. то, что сказано Кольриджем….. than all. — Самюэль Тэйлор Кольридж (Samuel Taylor Coleridge, 1772—1834), английский поэт так наз. «озерной школы» (автор популярной баллады «Старый моряк»), критик и писатель по религиозным и философским вопросам. Из религиозно-философских его сочинений особенно известны: «Church and State», «Two Lay Sermons», «Confessions of an Inquiring Spirit». — Несмотря на сочувственные отзывы Толстого о Кольридже (т. 51, Дневник, 1890, 12—14 сентября) и неоднократное цитирование приводимого Толстым в дневниковой записи изречения этого писателя, — сочинений Кольриджа в Яснополянской библиотеке не сохранилось. Повидимому, он пользовался экземпляром, доставленным ему H. Н. Страховым (см. т. 65, письмо к H. Н. Страхову от 27—28 октября 1890).

226. 922-5. «Не who loves Christianity….. better than all» — Так изречение Кольриджа выписано в Дневнике. Точный же текст изречения следующий: «Не who begins by loving Christianity better than Truth, will proceed by loving his own Sect or Church better than Christianity, and ends in loving himself better than all». Это изречение Кольриджа взято Толстым в качестве эпиграфа для начатого им в том же месяце «Ответа на определение Синода», а потом включено им в измененном переводе в «Круг чтения» (на 13 декабря; см. т. 42) и в дневниковом переводе в «На каждый день» (на 22 апреля; см. т. 43, стр 226).

Откуда Толстой первоначально заимствовал изречение, выяснить не удалось.

227. 9119-20. «Les obligations….. Vauvenargue. — Люк де Клапье маркиз Вовенарг (Luc de Clapiers marquis de Vauvenargues, 1715—1747), французский мыслитель-моралист. Позднее Толстой написал краткий биографический очерк этого писателя, впервые напечатанный вместе с избранными его мыслями, в книге «Избранные мысли Лабрюйера, с прибавлением избранных афоризмов и максим Ларошфуко, Вовенарга и Монтескье. Перевод с французского Г. А. Русанова и Л. Н. Толстого», изд. «Посредник», М. 1908. См. еще т. 39.

Приведенное в Дневнике изречение почерпнуто Толстым, вероятно, из статьи «Religion» в «Grand Dictionnaire universel du XIX-e siècle», M. Pierre Larousse (T. 13, Париж, 1875, стр. 904, столб. 1), автор которой заимствовал его, с незначительным изменением, из «Discours Préliminaire» Вовенарга к его «Introduction á la Connaissance de l’Esprit Humain» (см. «Oeuvres de Vauvenargues», Paris, Furne et C-ie, 1857, стр. 3). Имеющееся в Яснополянской библиотеке издание сочинений Вовенарга (Paris, A. Веlіn, 1820) никаких следов чтения его Толстым не носит. (В. Ф. Булгаков, Описание Яснополянской библиотеки. ГТМ).

228. 9121. Пришел Ал[ександр] Петр[ович] — А. П. Иванов (см. прим. 81), придя к Толстому, занимался у него перепиской находившегося в это время в стадии обработки «Ответа Синоду». Толстому неоднократно приходилось выслушивать от Александра Петровича, особенно в периоды запоев, резко выражаемые суждения и обличения.

229. 9229-30. скакания или качан[ия] шекеров. — Шекеры (от английского слова — «shakers», «дрожащие») — американская секта, выделившаяся из квакеров. Они отрицают брак, присягу, военную службу и сохраняют общность имущества. — Толстой с конца 1880-х годов был в переписке с ними, и можно считать, что учение шекеров оказало на него влияние. См. т. 50, Дневник от 3 и 9 апреля 1889, комментарии к ним, т. 64—66, письма 1889—1893, в частности в т. 86 письмо к Черткову от 11 апреля 1889. Еще см. т. 66, письмо к И. Б. Файнерману от октября 1893 («Если бы не спиритизм и духовенство, это было бы наивысшее до сих пор проявившееся осуществление учения Христа»), и запись А. Б. Гольденвейзера от 27 июля 1905 г. — «Вблизи Толстого», т. 1, М. 1922, стр. 156—157.

230. 9232-33. (Тихий ветерок, а не бури Ильи Пророка.) — Толстой намекает на следующее место из библейского сказания о ветхозаветном пророке Илии: «И сказал [господь]: выйди и стань на горе пред лицем господним. И вот, господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред господом; но не в ветре господь. После ветра землетрясение; но не в землетрясении господь. — После землетрясения огонь; но не в огне господь. После огня веяние тихого ветра [и там господь]». См. в Библии «Третья книга царств», XIX, 11—12.

231. 933 Ярцов — Александр Викторович Ярцев (9 января 1850 — 22 июня 1919), из тверских дворян, отставной подпоручик, принадлежал в 1870-х годах к кружку «чайковцев», участник процесса 193-х (четыре года крепости и четыре — надзора). У него скрывались Софья Перовская и др. — Впоследствии много лет занимался земледельческим трудом (в деревне Дубровке, Тверского уезда и губ.), причем так «омужичился, сроднился с деревней и стал мужиком настолько, что настоящие мужики не смогли в нем признать даже остатков барина и совершенно не верили, что он был раньше офицером» (Сборн. «Памяти Л. П. Никифорова», изд. «Земля и Воля», М. 1917, стр. 10). В 1918 году был членом Арининского волисполкома, председателем волостного суда и председателем земельного комитета Арининской волости (Тверского уезда). В январе 1919 года переехал к семье на Михайловский перевал (близ Геленджика). Вскоре, затосковав по родной деревне, делал попытки вернуться в нее, но, двинувшись на север пешком, заразился в дороге холерой и в Екатеринодаре умер. О нем см. «Деятели революционного движения в России», т. 2, вып. IV, М. 1932, стлб. 2145—2147. Дата рождения установлена по «Указу», выданному А. В. Ярцеву 4 февраля 1870 г. (Архив К. С. Шохор-Троцкого).

28 марта. Стр. 93.

232. 9324-25. посланы обращения Царю и др. — Написанное Толстым обращение к «Царю и его помощникам» было 26 марта им послано Николаю II, великим князьям и всем министрам. См. прим. 218, 236 и 602. Еще см. т. 73, письмо (сопроводительное к «Обращению») к Николаю II от 26 марта 1901 г.

233. 9325-26. писал ответ неизв[естным] корресп[ондентам]. — Так Толстой назвал в Дневнике свой «Ответ на определение Синода» (см. прим. 235).

234. 9329. Хорошее письмо от Власова. — Андрей Васильевич Власов (р. 1845), еще в конце 1860-х годов самостоятельно пришедший к христианско-анархическим убеждениям и твердо проводивший их в жизнь, за что не мало испытал гонений. Он, по его словам, „отказался от всякого земного общества и от всех религиозных убеждений, от имени, отчества и фамилии, стал один сам себе и сказал так: «я не ваш, один сам себе»“. На следствии, на вопрос: «А ты признаешь царя?» — Власов ответил: «Он себе царь, а я себе царь, я до него не имею никакой надобности». Он отказывался и от уплаты податей и от присяги Александру III, а на допросах и судах отрицал суды, законы и т. п. — Жил Власов то на Кавказе (в Баку), то в Сибири (в Змеиногорске), а в годы гражданской войны жил в Благовещенске на Амуре. — Вступил с Толстым в переписку в октябре 1899 года. См. т. 72, стр. 221—226. — Толстой, использовав его письма, создал в «Воскресении» образ старика на пароме часть III, гл. 21 и 27). См. статью А. М. Хирьякова «В лаборатории Л. Н. Толстого» — «Летопись», 1915, декабрь. — В «Листках Свободного слова» (№ 15, 1900) напечатано письмо Власова к Толстому от 6 октября 1899 г., в котором он описывал все те преследования, какие ему пришлось перенести за последовательное проведение в жизнь своих взглядов. Еще см. журнал «Свободная мысль», Женева, 1900, № 5—6, или брошюру Р. Воуег et Ch. Salomon. á propos de Résurrection. По поводу «Воскресения» (письмо А. В. Власова и ответ Л. Н. Толстого)», изд. Швейцарского отдела «Свободного слова», Onex, 1900 (перевод с французского изд., Paris, 1900). — Кроме того, см. т. 72 и 73, письма Толстого к А. В. Власову 1900—1902 гг., а также т. 33.

31 марта. Стр. 93—94.

235. 9334—941. Ответ Синоду, кажется, кончил. — Полное заглавие этой статьи: «Ответ на определение Синода от 20—22 февраля и на полученные мною по этому случаю письма». В черновых версиях статья была озаглавлена: «Моим, скрывающим свое имя, корреспондентам-обвинителям». Дата статьи: 4 апреля 1901 г. — «Ответ Синоду» был тогда же напечатан в России, но с значительными пропусками и только в таких изданиях, как «Церковные ведомости» (1901, № 27), «Церковный вестник» (1901, № 27) и «Миссионерское обозрение» (1901, № 6). В примечании цензора отмечено, что в статье пропущено приблизительно сто строк, в которых «граф Толстой нападает на таинства христианской веры и церкви, иконы, богослужение, молитвословие и пр.» и что печатать это место «нашли невозможным, не оскорбляя религиозного чувства верующих людей» («Церковный вестник»). Перепечатка статьи была воспрещена. Полный текст статьи впервые был напечатан в «Листках Свободного слова», № 22, Christchurch, 1901. Еще см. т. 34.

236. 941. Из Петерб[урга] ничего. — Толстой, очевидно, ждал из Петербурга известия о том или ином впечатлении от посланного им Николаю II и его приближенным обращения к «Царю и его помощникам». Но и это его обращение к царю не дало никакого результата, так как мысли, выраженные в нем, по словам Толстого, «были приняты как легкомысленная мечта не знающего жизни и глубокомысленной науки государственного управления фантазера». (См. его предисловие к «Солдатской и офицерской памяткам», — «Минувшие годы», 1908, № 9, стр. 62—63; еще см. т. 34).

237. 941-2. Написал….. литерат[орам]. — Четвертого марта 1901 года в Петербурге, на Казанской площади, произошла демонстрация, разогнанная полицией и казаками, жестоко избившими демонстрантов. Члены «Союза взаимопомощи русских писателей при Русском литературном обществе» выразили протест (за подписью семидесяти девяти человек) против этого избиения. Открытое письмо, среди других, подписали М. Горький, Н. К. Михайловский, В. А. Поссе, П. Н. Ге, А. М. Калмыкова, Г. Н. Потанин (см. листовку, напечатанную в типографии «Союза Борьбы»). Кроме того Комитет Союза подал 9 марта министру внутренних дел заявление по тому же поводу. Последствием протестов было закрытие (12 марта 1901), по распоряжению министра внутренних дел, Союза. Л. Н. Толстой составил приветственный адрес литераторам, подписавшим протест. Адрес был доставлен председателю Комитета Союза Петру Исаевичу Вейнбергу. Адрес (на подлиннике дата:

Скачать:PDFTXT

народа к начальству» (прим. 256). Упоминаемый Толстым набросок, датированный 16 марта 1901 г., впервые напечатан в. Б, IV, стр. 25. — В письме к Чертковым от 21 мая 1901 г.