Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 54. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1900-1903 гг.

Европы» (1901, №№ 1—4), под заглавием «Борьба за единство веры в IV-м веке», и была прислана Толстому в виде оттисков. (В. Ф. Булгаков. Описание Яснополянской библиотеки. ГТМ). Читал Толстой, вероятно, главу «Августин в борьбе за единство церкви» (оттиск второй) или «Торжество принципа принуждения в вере» (оттиск четвертый). — См. еще стр. 249 и прим. 614.

250. 9732. habeas corpus. — Habeas Corpus Act — английский закон о неприкосновенности личности (о защите личной свободы).

251. 984—5. Получил от Черт[кова] письмо о свободе печати и боюсь, что неприятно ответил. — Получив от Толстого, среди других рукописей, набросанную им «программу» «Чего желает прежде всего большинство русского рабочего народа» (см. прим. 223), В. Г. Чертков намеревался напечатать ее в «Листках Свободного слова» (№ 21 был тогда набран). В связи с этим он написал Толстому спешное письмо от 15 мая н. с., на которое просил немедленного ответа. И его, и А. К. Черткову «поразило невключение в желания русских людей Свободы слова и печати вообще». Он писал: «…пробел этот, как нам кажется, очень важный, тем более, что свобода слова и печати касается столько же, если не еще больше, интересов простого народа, как и общества. И впечатление наше разделяется решительно всеми, чье мнение до нас доходило, в том числе сознательных и умных людей из самого народа, хорошо знакомых с его нуждами». К письму приложен, составленный А. К. Чертковой, проект пункта о свободе печати и слова. (AЧ). Толстой вскоре попросил Черткова не печатать «программы», а в своем ему ответе от 7 мая 1901 года между прочим писал: «О свободе слова не упомянуто мною наисознательнейшим образом. Замечания всех интеллигентов о том, что это необходимо включить, только еще более утверждают меня в необходимости не упоминать об этом. Все 4 пункта поймет самый серый представитель 100 миллионов. Свобода же печати не только не нужна ему, но он не поймет, зачем она, когда ему не дают книг разрешенных. Вообще я думаю, что прежде всего нужно народу, чтобы его не выделяли от других, и все 4 пункта трактуют об этом, за исключением свободы совести, которая есть основа всего и сознательно нужна народу. — Я смотрю снизу от 100 миллионов, и потому понятно, что те, кто смотрят сверху, от полумиллиона либералов и революционеров, видят другое. — Если свобода слова, то свобода собрания, представительство, и весь катехизис исполнен, который ничего не дает, кроме воображения, что люди свободны. Теперь народ может желать того, чтобы его не выделяли изо всех; потом, если он будет желать чего, то прежде всего освобождения земли от собственности, потом от податей, накладываемых кем-то, потом от солдатства, потом от суда, а не свободы печати, представительства, 8-часового рабочего дня, касс и т. п.». См. т. 88.

11 мая. Стр. 98—100.

252. 9814. Вписать в предисловие о Bütnerb[auer’e], — «Der Вüttnerbauer» — роман немецкого писателя Вильгельма фон-Поленца (см. прим. 301), русский перевод которого, сделанный В. М. Величкиной под названием «Крестьянин» (изд. «Посредник», М. 1-е изд. 1902), Толстой прочел в «Вестнике Европы» за 1900 год. К отдельному изданию этого перевода Толстой написал предисловие, в котором дает высокую оценку этого сочинения (еще см. В. фон-Поленц, «Крестьянин», перевод В. М. Величкиной, с предисловием Л. Н. Толстого и статьей Г. В. Плеханова, изд. «Новая Москва», М. 1922, а также в изданиях книгоиздательства «Жизнь и Знание», М., 1918—1919, и «Московский Рабочий», М. 1928). Предисловие это Толстой начал писать еще в мае 1900 года. — См. еще прим. 796, а также т. 34.

253. 9814—15. что Орлову есть, что́ сказать, и он умеет сказать. — Николай Васильевич Орлов (1863 — 5 августа 1924), единомышленник Толстого, любимый его художник, написавший ряд глубоко трогавших Толстого картин из крестьянской жизни: «Умирающая», «Переселенцы», «Со службы», «С работы», «Недоимка», «Шинкарка», «Монополия», и др. Две из них находятся в Государственной Третьяковской галлерее в Москве, а одна — «Порка» — в Музее Революции Союза ССР. Фотографические воспроизведения с этой серии картин, подаренные ему художником, Толстой развесил в своем кабинете, а к альбому картин Орлова под названием «Русские мужики» написал в 1908 году предисловие (издание т-ва Голике и Вильборг, Спб. 1909). См. еще т. 37. предисловие и «Сон».

254. 9911. в книжечке лучше. — См. записную книжку 1901—1905 гг. — стр. 249.

255. 10012. Мысли к окончанию воззвания. — См. там же, стр. 250—251.

256. 10014—15. работал над статьей: О т[ом], ч[его] желать. — Так здесь Толстой назвал обрабатываемую им тогда статью, которая была начата в середине марта 1901 г. в форме обращения от лица рабочего народа. Рукописи с таким заглавием не имеется. Упоминаемую статью Толстой первоначально озаглавил: «Обращение русского рабочего народа к начальству», но затем многократно менял заглавие. Так он ее называл: «Обращение русского рабочего народа к начальству, к полицейским, жандармам и солдатам»; «Русские рабочие люди начальству»; «Чего прежде всего хочет русский рабочий народ»; «О чем просит рабочий народ»; «Что нужно рабочему народу»; «Чего желает рабочий народ»; «Помогите братцы»; вторично: «Что нужно рабочему народу»; «Чего прежде всего нужно русскому рабочему народу»; «Желания русского рабочего народа»; «Чего мы русские рабочие люди желаем и как нам нужно добиваться того, чего желаем»; в третий раз: «Что нужно рабочему народу». Все эти заглавия относятся к периоду с марта до июня, к тому периоду, когда «обращение» писалось сначала от лица одних только крестьян, затем от лица «рабочих людей, мещан, бывших дворовых, казаков, фабричных, крестьян», и, наконец, от «рабочего народа», которого «на всем свете больше тысячи миллионов людей». Таким «обращение» было до последних дней мая (28?—31?), когда Толстой отказался от формы обращения от лица рабочего народа и стал писать его от своего лица, сохраняя еще заглавие «Что нужно рабочему народу». В начале июня он опять бьется над заглавием статьи, задумывает назвать ее «Пленным освобождение», это заглавие исправляет на «Плененным освобождение», затем озаглавливает «Кто виноват», и опять, в четвертый раз, называет «Что нужно рабочему народу». Статья постепенно превратилась из «Обращения рабочего народа к начальству» в обращение Толстого «К рабочему народу», и именно так он назвал эту статью в дневниковой записи 8 июня (см. прим. 260). В дальнейшем он совсем отказался от мысли писать эту статью в виде обращения и озаглавил ее «Единственное средство». Закончил он ее только в середине июля. См. стр. 104, запись от 10 июля 1901. Еще см. прим. 223, а также 260.

257. 10015. Приехал Анд[рюша] и Оль[га]. — Андрей Львович Толстой и его жена Ольга Константиновна приезжали в Ясную поляну из имения Таптыково.

13 мая. Стр. 100—101.

258. 10019-23. Кое что обдумываю….. только войском. — Из этих замыслов первый был выполнен в 1901—1902 гг. в статье «Что такое религия и в чем ее сущность». Третий был выполнен позднее в ряде статей по земельному вопросу: «Великий грех» (1905), «Единственное возможное решение земельного вопроса» (1906) и др. Второй и четвертый вовсе не были выполнены.

259. 1018—10. Чудесно выражено это в уч[ении] 12 Апост[олов]….. обличай. — «Учение двенадцати апостолов» (Διδαχή τῶν δωδεϰα ἀποστόλων) — памятник христианской письменности конца первого или начала второго века н. э., известный еще отцам церкви Афанасию, Евсевию и др., потом затерянный и лишь в 1883 году найденный в Константинополе митрополитом греческим Вриеннием. Толстым в 1886 году сделан русский перевод «Учения», снабженный его предисловием. См. подробнее т. 50, Дневник от 22 февраля и от 11 марта 1889 и комментарий к нему. Еще см. т. 25.

Упоминаемое Толстым место из «Учения двенадцати апостолов» читается так: «Не держи зла на ближнего своего, не ненавидь никакого человека, но одних обличай, за других молись, а иных люби более души своей».

8 июня. Стр. 101—102.

260. 10118. Пишу «К рабочему народу». — Статья по рабочему вопросу, озаглавленная «Единственное средство» и датированная: 12 июля 1901 г. — «Единственное средство» освобождения рабочего народа Толстой видит в избавлении от ложной веры и в исполнении трудящимися в своей жизни евангельского учения. Статья эта впервые была напечатана за границей в «Листках Свободного слова» (№ 24, Christchurch, 1901), а в России появилась полностью только после февральской революции 1919 г. — О том, как Толстой писал эту статью, см. прим. 256, или в т. 35. Еще см. воспоминания П. А. Буланже «Болезнь Л. Н. Толстого в 1901—1902 годах» («Минувшие годы», 1908, № 9), и «Сведения о Л. H. Толстом» — «Листки Свободного слова», № 24, Christchurch, 1901.

261. 10119. Записано около 16 пунктов. — См. Записную книжку 1901—1905 гг. — стр. 250—252.

262. 1029. У нас Таня. — Т. Л. Сухотина приехала в Ясную поляну 2 июня и прогостила в ней до 20 июня. См. ДСАТ, III, стр. 151.

263. 1029. Была Леночка с детьми — Елена Сергеевна Денисенко (р. 1863), племянница Толстого (дочь М. Н. Толстой), жена И. В. Денисенко (1851—1916), провела около десяти дней в Ясной поляне. С ней приезжали погостить ее дети: Онисим Иванович (25 мая 1894 — 12 февраля 1918) и Татьяна Ивановна (р. 1897). — Об Е. С. Денисенко см. т. 50, комментарий к Дневнику 1889 г.

264. 10210 Пастернак — Леонид Осипович Пастернак (р. 22 марта 1862), известный русский художник, с 1908 года академик живописи. Познакомился с Толстыми в 1893 году и с тех пор неоднократно бывал у них.

Сделал много зарисовок с Толстого с натуры (последние — в Астапове), написал картины: «Л. Н. Толстой в семье» (Русский музей в Ленинграде и Толстовский музей в Москве), «Чтение рукописи — Л. Н. Толстой и H. Н. Ге» (Толстовский музей), «Пахарь», «Л. Н. Толстой в эпоху «Войны и Мира» (там же), «Л. Толстой и Вл. Соловьев у Н. Ф. Федорова» (там же), «Толстой за работой» (Дюссельдорф) и др., создал находящиеся в Толстовском музее серии иллюстраций к рассказу «Чем люди живы» и к романам «Война и мир» и «Воскресение» (и в них последние были репродуцированы во многих русских и английских изданиях «Воскресения»). Отзыв Толстого об иллюстрациях Пастернака см. в письме к нему от 22 ноября 1904 г. (т. 75).

Приехав в Ясную поляну 2 июня 1901 года, Л. О. Пастернак прожил в ней около двух недель. В этот приезд в Ясную поляну он сделал ряд зарисовок с натуры для картины «Толстой в семье». Картина изображает Толстого, Софью Андреевну и Татьяну Львовну в зале яснополянского дома. Жена и дочь Толстого сидят за

Скачать:PDFTXT

Европы» (1901, №№ 1—4), под заглавием «Борьба за единство веры в IV-м веке», и была прислана Толстому в виде оттисков. (В. Ф. Булгаков. Описание Яснополянской библиотеки. ГТМ). Читал Толстой, вероятно,